Олег Морозов Олег Морозов: «Нет практически ни одного сегмента жизни общества, который не подвергался бы внешнему давлению» Фото: «БИЗНЕС Online»

«НАШИ ИСТОЧНИКИ ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНЫЕ. ЭТО НЕ ХОХМЫ КАКИЕ-ТО, ПОЧЕРПНУТЫЕ ИЗ ПЕРЕПИСОК В ИНТЕРНЕТЕ»

Сегодня в ТАСС состоялась презентация доклада временной комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела России. О том, что представляет из себя этот документ, который насчитывает 82 страницы, рассказали председатель соответствующей комиссии Андрей Климов и руководитель рабочей группы по мониторингу внешней деятельности, направленной на вмешательство во внутренние дела РФ, сенатор от Татарстана Олег Морозов

В первую очередь сенаторы подчеркнули, что доклад прошел тщательное обсуждение с участием приглашенных экспертов. И все они, включая представителей МИДа и ЦИКа, согласились с выводами и цифрами составителей документа, которые в своей работе использовали более 200 письменных источников. Ценность этого доклада еще и в том, что он разрабатывался на основе не открытых, а закрытых данных с привлечением более сотни специалистов из различных ведомств, в том числе разведывательных структур. 

«Наши источники очень серьезные. Это не хохмы какие-то, почерпнутые из переписок в интернете», — сказал Климов и пояснил, что в первой 40-страничной части доклада расписаны различные определения специфической активности, которую называют вмешательством. Также там даются определения того, чем наш российский суверенитет отличается от суверенитетов других стран. По его словам, только три государства обладают глобальным суверенитетом — это Россия, США и Китай. При этом наш финансово-экономический суверенитет гораздо слабее. По этому параметру мы сегодня занимаем 14-е место. Зато наш военно-политический суверенитет обеспечен гораздо лучше, и на послании президента, как подчеркнул сенатор, это было наглядно продемонстрировано. 

Вторая часть доклада состоит «из закрытого информационного пласта», в том числе потому, что сейчас идут выборы и не о всем можно говорить. Есть также вещи, обнародование которых может повлиять на интересы нашей национальной безопасности. «Третья причина — мы не государственный прокурор. Есть презумпция невиновности. Мы передаем, кому нужно, всю необходимую информацию», — сказал Климов и добавил, что в этой части речь идет о вмешательстве в дела России с 2011-го по 2017 годы. В начале этого периода, по его словам, наблюдался скачок активности по вмешательству в наши дела. В частности, мощным инструментом воздействия стал интернет и были предприняты серьезные попытки оседлать протестные настроения. При этом сенатор призвал не вульгаризировать обсуждение доклада и не сводить его к театру комедии или абсурда. 

«ТОЛЬКО ПЛАНИРОВАНИЕМ АКТИВНЫХ ОПЕРАЦИЙ ПО ПОВОДУ РОССИИ ЗАНИМАЮТСЯ ОТ 500 до 700 СОТРУДНИКОВ ЦЕНТРАЛЬНОГО АППАРАТА ЦРУ»

Продолжая представлять свой большой труд, сенаторы говорили о том, что сегодня в мире постоянно звучат обвинения и в том, что мы вмешиваемся в дела США, и в том, что они вмешиваются в наши дела. Однако существующие количественные измерения говорят отнюдь не в пользу американцев. Например, с их стороны признано 80 случаев вмешательства, а с нашей — 0. «Они предъявляют суммы, которые были проведены через возможности RT за рубежом для продвижения своего рекламного контента. Эти суммы, по разным оценкам, составляют от нескольких тысяч до десятков тысяч долларов. Все. Больше ничего не предъявляется. Это смешно. А с той стороны из бюджета США выделяются миллиарды долларов. Миллиарды, — особо подчеркнул Климов. — Они называют с десяток фамилий людей, которые не имеют никакого отношения с государственным органам власти. У них только планированием активных операций по поводу России занимается от 500 до 700 сотрудников центрального аппарата ЦРУ. Это тысячи людей в государственном департаменте, Пентагоне, конгрессе США и обслуживающих его структурах». 

Говоря о кибератаках, сенатор тоже привел сравнительные данные. По его словам, на территорию США со стороны России осуществляется 2–3% кибератак, со стороны США в адрес РФ — 25–27%. При этом начиная с 2015 года фиксируется кратное увеличение кибератак в отношении России. А в некоторые сутки атаки, по словам сенатора, составляют сотни тысяч. 

В то же время Россия, по словам Климова, единственная страна в мире, которая в любую секунду может дать ощутимый ответ, и США это знают. Поэтому, смертельно боясь вести с нами какие-то вооруженные столкновения, американцы ведут войну без войсковых операций. Это дипломатическая, информационная и санкционная война. «Сегодняшнее поле битвы — это наши президентские выборы. И в докладе это доказывается», — сообщил Климов, но пообещал, что эта тема будет отдельно представлена в мае, когда ее можно будет обнародовать, не нарушая российское избирательное законодательство. Он также подчеркнул, что к нынешним атакам наши противники готовились давно. Серьезная подготовка началась в 2015–2016 годах, когда проводились социологические исследования. Часть из них заказывал Пентагон. К исследованиям также подключались дипломатические работники США. Климов напомнил о том, что в рамках этой подготовки создавался специальный информационный фон, в том числе вокруг допинга олимпийских спортсменов. А в 2018 году началась прямая агитация с целью убедить всех, что явки выше 45% на выборах президента России быть не может. 

«ОНИ ПЕРВЫЕ СТАЛИ ВВОДИТЬ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

«Такой инструмент, как вмешательство, давно используется в противоборстве с нашей страной со стороны коллективного Запада. Это вмешательство осуществляется в разных формах и в разное время. Сейчас пик внешнего давления. Мы пришли к выводу, что нет практически ни одного сегмента жизни общества, который не подвергался бы внешнему давлению», — поддержал тезисы коллеги Морозов. На его взгляд, причина этого в том, что сегодня наблюдается кризис однополярности, попытки сделать из нас младшего брата, который будет послушно вести себя на мировой арене, не увенчались успехом. Потуги военного сдерживания тоже оказались бессмысленной затеей. «Начиная с попыток провести снежную революцию в 2011–2012 годах кратно возросли попытки вмешаться в наши внутренние дела по самым разным аспектам», — добавил Морозов. 

Это выражается и в кратном увеличении финансирования работающих на нашей территории НКО. По мнению сенатора, это довольно странно, когда американские налогоплательщики расплачиваются за создание институтов гражданского общества в нашем государстве. «Одна цифра по итогам 2016 года — 72 миллиарда рублей! Получатели — примерно 4,5 тысячи наших неправительственных организаций. Вот какая щедрость! — иронизировал Морозов. — И это скачок произошел именно тогда, когда мы заявили о несогласии с политикой однополярного мира и о защите своих национальных интересов и суверенитета. Сейчас 2018 год тоже пиковый, потому что идет президентская кампания. Мы наблюдаем консолидацию общества вокруг определенных ценностей, которые воспринимаются значительной частью нашего общества. Это фиксируется всеми социологами — и нашими, и внешними. И это очень беспокоит наших оппонентов, потому что это ставит под сомнение очень многие элементы тех стратегий, которые использовались для противоборства с нами». Морозов отметил, что «наши противники» всегда чувствовали превосходство в информационной войне. Им казалось, что они обладают более эффективным инструментами воздействия на нас. «Но и здесь мы обнаружили интересную особенность. Не мы, а они первые стали вводить административные и законодательные ограничения на конкуренцию в информационной сфере, когда ввели ограничения на деятельность RT и «Спутник» на территории США. Но наша комиссия мгновенно ответила на это, и были приняты зеркальные меры, которые были ответом на попытки сформировать преимущество в информационном противоборстве», — подчеркнул Морозов.  

«В ТОЙ ЖЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ ПОНЯТИЕ СУВЕРЕНИТЕТА ИНОЕ, ЧЕМ У НАС. ТАМ КАЖЕТСЯ НОРМАЛЬНЫМ ПРИГЛАСИТЬ ДЯДЮ СО СТОРОНЫ, ЧТОБЫ ОН ЧТО-ТО ПОМЕНЯЛ»

Однако, несмотря на всю серьезность ситуации, сенаторы сошлись во мнении, что в данном вопросе не следует перегибать палку. Например, звучали идеи создать министерство по предотвращению вмешательств, но это, по словам, Климова, предлагали «не очень серьезные люди». Расстреливать за такие действия (с такой мыслью накануне выступил депутат Госдумы Леонид Калашников) тоже перебор. Между тем представители СФ считают, что и уголовное, и административное право нуждаются в доработке, так как в этом направлении существуют «серые зоны». И такие законы будут приняты, хотя ждать быстрых решений не стоит. 

Морозов особо подчеркнул, что доклад также направлен на то, чтобы все, кто имеет право законодательной инициативы, сделали свои предложения для того, чтобы подчистить существующие в нашем законодательстве лакуны. В этой связи был поднят вопрос, возможны ли для решения данной проблемы изменения в Конституцию. 

«Есть универсальный принцип. Конституцию нужно менять только тогда, когда ее невозможно не менять. Во всех остальных случаях лучше ее не трогать, — сказал Морозов. — Эта тема действительно активно обсуждается. Мы никаких рекомендаций такого рода не делаем. А что касается самой идеи, то вся наша политическая жизнь направлена на то, что у нас в приоритете наше национальное законодательство. У меня нет однозначного ответа, стоит ли сегодня трогать Конституцию. Но если вокруг этого будет достигнут какой-то политический консенсус, если будет понимание в результате большой дискуссии, может, и стоит эту тему затрагивать. Но эта тема не сегодняшнего или завтрашнего дня». 

Один из западных журналистов поинтересовался, почему в докладе не упомянута фамилия Алексея Навального. «А это кто такой? Я не знаю Навальный-Провальный. Я не знаком с этим гражданином», — иронично-высокомерно ответил Климов, после чего пустился в исторический дискурс. Он рассказал о том, что в XV–XVI веках в Европе сложилась практика, когда приглашали чужого суверена поменять власть в том или ином государстве. «В  той же Великобритании понятие суверенитета иное, чем у нас. Там кажется нормальным пригласить дядю со стороны, чтобы он что-то поменял. Это воспитывалось 300–400 лет. И они искренне не понимают, что, когда они нам что-то указывают, это нехорошо», — сказал Климов. Но есть те, кто, по его словам, все хорошо понимает и зарабатывает на этом деньги. «Вот 2011 год. Проходят наши выборы. По резолюции Европейского парламента наши выборы признаются нелигитимными, и они перестают общаться с нашей Думой. А после недавних выборов опубликовали целый список депутатов, с которыми нельзя общаться, хотя тайно приезжают и встречаются. Это контрпродуктивно. Мало того, мне некоторые лидеры европейских государств лично говорили шепотом, что это все глупость полная, но они не знают, как из этого положения выйти. Если США это делают осознанно, то многие страны ЕС вынуждены выступать как младшие партнеры. Они поневоле в это втягиваются. Хотя есть и такие, которые делают это с удовольствием», — сказал Климов.  

«ЭТИ ВЫБОРЫ БУДУТ САМЫМИ ЧЕСТНЫМИ И ЧИСТЫМИ В НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ» 

Между тем корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у Морозова, есть ли у него уверенность в том, что нынешние выборы в России станут беспрецедентно чистыми на всей территории страны, чтобы не давать повода противникам, и в том числе в национальных республиках, где результаты голосований обычно бывают подозрительно высокими. «Я понял, почему вопрос ко мне, — улыбнулся Морозов, услышав название нашей газеты, и добавил. — Мы земляки». 

После этого он вспомнил, что еще в то время, когда он работал в администрации президента, Владимир Путин поставил задачу сделать нашу избирательную систему как можно более прозрачной, легитимной и конкурентной. «Все законодательство в этой сфере, которое сейчас модернизируется, решает эту задачу. Я как гражданин догадываюсь, как закончатся выборы и каков будет результат. Но для меня гораздо важнее, чтобы этот результат уважался нашим обществом и мировым сообществом», — сказал Морозов. При этом он напомнил, что только в 2016 году мы впервые в стране получили сюжет, когда кандидат от проигравшей партии под камеры жал руку победителю и говорил: «Ты победил честно». Это было на выборах мэра в Красноярском крае. И тогда никто не принялся оспаривать результаты выборы, используя традиционные приемы. «Я вас уверяю, что сигнал, который дал президент, услышан, и весь политический класс сработает на озвученную задачу. Эти выборы будут самыми честными и чистыми в новейшей России, и данная тенденция будет сохраняться. Я уже не говорю про технические стороны решения этой задачи: в каждую урну камеру засунули, наблюдатели смотрят со всех сторон. Давайте уважать самих себя. Никто не заинтересован в том, чтобы рисовать результат. Все заинтересованы в том, чтобы выборы были честными и прозрачными», — уверен сенатор. Он также подчеркнул, что это вопрос связан и с вмешательством во внутренние дела России. «Нам уже заведомо говорят, что выборы будут нечестными, что явка будет нарисована. Но это еще и инструмент политической борьбы и формирования общественного сознания. Мол, не доверяйте власти, выборы вранье. Нельзя работать на эту идею. Это стремление подорвать нашу политическую систему и суверенитет. Этого допустить нельзя. Не потакайте этому и формируйте, как представители СМИ и владельцы умов людских, эту идею, потому что она нечестная», — обратился к журналистам Морозов.