«ЕСЛИ РУКОВОДИТЕЛИ МИНЗДРАВА И УЧРЕЖДЕНИЙ ДАДУТ ВРАЗУМИТЕЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ, ДУМАЮ, ПРОБЛЕМ НЕ БУДЕТ»

Выступая на пресс-конференции перед журналистами, начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ Ильдар Сафиуллин подробно остановился на «деле врачей». Напомним, самое резонансное пока задержание 2018 года связано с уголовным делом следственного комитета в отношении чиновника — под домашний арест по собранным УБЭП материалам попала заместитель министра здравоохранения РТ Елена Шишмарева. Вместе с близкой знакомой, преподавателем КФУ и индивидуальным предпринимателем Еленой Фахрутдиновой, она была подозреваемой в мошенничестве с проведением курсов для сотрудников подведомственных минздраву учреждений. Шишмаревой также вменяли превышение должностных полномочий. Уже через несколько дней после ареста замминистра не стало — ее бездыханное тело с восемью ножевыми ранениями нашли дома. Пока официальной версии причины смерти нет, следственный комитет проводит доследственную проверку. Трагический инцидент в итоге привел к отставке министра Аделя Вафина, а его место занял главврач 7-й горбольницы Марат Садыков. Про судьбу самого расследования новостей в последнее время не было.

«Следственные и оперативно-разыскные мероприятия продолжаются, здесь секретов нет. Но, конечно, еще раз говорю, я ограничен тайной, связанной со следствием», — так прокомментировал ход расследования Сафиуллин. И все же начальник республиканского УБЭП не стал скрывать, что сфера здравоохранения продолжает оставаться в центре внимания ведомства. Сафиуллин прямо заявил, что его подчиненные уже в ближайшие дни и недели могут постучать в двери высоких кабинетов.

«В ближайшее время зададим вопросы ряду руководителей министерства здравоохранения, в том числе ряду руководителей учреждений, входящих в систему министерства. Я пока не могу назвать учреждения, которые попадают в поле зрения, потому что предупреждать заранее нет необходимости. Но к ряду руководителей будут серьезные вопросы. Работа по данному направлению продолжается. Мы ведем оперативное сопровождение, закрепились по тем фактам, которые нами ранее были выявлены, в частности в отношении трагически погибшей заместителя министра здравоохранения. Я думаю, в ближайшее время вы услышите. Это не говорит о том, что мы их привлекаем к уголовной ответственности. У нас пока возникли вопросы, если они дадут достаточно вразумительные ответы, я думаю, что проблем не будет, — оговорился Сафиуллин и тут же добавил ключевое слово. — Возможно...»

Пока официальной версии причины смерти Елены Шишмарева нет, СК проводит доследственную проверкуФото: архив «БИЗНЕС Online»

Отдельно руководитель УЭБиПК рассказал о ходе расследования дела в отношении пока неустановленных лиц из числа руководства Республиканской клинической офтальмологической больницы, чей главный врач Айдар Амиров отстранен от занимаемой должности на время следственных действий. Следком подозревает сотрудников учреждения в «задвоении» оплаты за операции на катаракте. «Более подробно вы узнаете в ближайшее время, с учетом того, что не закончены еще следственные действия, оперативные мероприятия проводятся. Но могу сказать, все это связано пока с теми операциями, которые проводились на базе офтальмологической больницы. У нас есть ряд вопросов в том числе и к деньгам ФОМС [фонд обязательного медицинского страхования]», — рассказал Сафиуллин.

Начальник управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ рассказал и подробности дела супруги ректора КГМУ и депутата Госсовета РТ Алексея Созинова — Елены Румбешты, задержанной из-за взятки за получение инвалидности. «Понятно, что это плановая работа по линии минздрава. По этому уголовному делу мы задержали двух человек: непосредственно саму ее и тех посредников, которые приходили и приносили деньги. На сегодняшний день мы отрабатываем еще несколько фактов, я думаю, что дополнительные эпизоды, возможно, будут. Пока работа не остановлена, следственные действия продолжаются», — добавил Сафиуллин.

Елена Румбешта задержана из-за взятки за получение инвалидностиФото: архив «БИЗНЕС Online»

В силовых кругах после указанных выше событий ходили слухи об интересе органов к теперь уже бывшему руководству ведомства. Поговаривали, что на допрос могут вызвать и Вафина. Руководитель антикоррупционного управления МВД заявил, что таких планов нет. И снова обронил: «Пока». «Пока вопросов к бывшему руководителю не возникает. Я думаю, что по мере того как мы опросим тех лиц, которые попали к нам в поле зрения <...>, посмотрим. Я не могу говорить за следствие, как там дальше может происходить», — кратко сказал он.

Возбуждено уголовное дело, связанное с выдачей кредитов двум организациям в последние дни нормальной работы Спурт Банка, то есть перед введением временной администрацииФото: архив «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПОКА НЕ ЗНАЕМ, КУДА УШЛИ ДЕНЬГИ ПО КРЕДИТАМ «СПУРТА»

Ключевой темой предыдущей пресс-конференции Сафиуллина, которая проходила год назад, были финансы и банки. В марте рухнула империя ТФБ, за решеткой в компанию к топ-менеджерам попал бенефициар ПАО «Татфондбанк» Роберт Мусин. С тех пор эта тема подугасла. Мусин готовится идти под суд по четырем эпизодам злоупотребления полномочий — по ним он признал свою вину. А новых дел на осколках ТФБ давно не появляется. Пожалуй, самое интересное банковское дело в Татарстане возбудили в начале февраля этого года. Главное следственное управление МВД заподозрило в злоупотреблении полномочиями бывшего предправления Спурт Банка Евгению Даутову, чья кредитная организация рухнула 21 июля прошлого года.

Официальных комментариев о «деле Даутовой» никто не давал. Так что Сафиуллин, чьи сотрудники собирают материалы по «Спурту», приоткрыл завесу тайны. «На сегодняшний день она [Евгения Даутова] у нас не задержана, мы просто опросили. Мы осуществляем действия — по установлению денежных средств, по которым возбуждено уголовное дело, по двум фактам мы работаем. Устанавливаем, куда они ушли, с какой целью, где они сейчас находятся. После установления денежных цепочек следствие будет принимать решение. Пока могу сказать только так», — рассказал Сафиуллин.

По словам начальника УЭБиПК, оба эпизода связаны с выдачей кредитов двум организациям в последние дни нормальной работы банка, то есть перед введением временной администрации. Суммы кредитов в сравнении с делом ТФБ пока выглядят символическими — приблизительное 119 и 120 млн рублей. «Пока не знаем, куда ушли эти деньги, — признался Сафиуллин. — Мы не предъявляем пока, просто проверяем. Как она [Даутова] объясняет кредиты? Тайна следствия». 


«СТАВИМ ЦЕЛИ В ОТНОШЕНИИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ОПРЕДЕЛЕННОГО РАНГА»

Сафиуллин указал на возросшую социальную активность граждан, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о всплеске должностных, а главное, громких преступлений в Татарстане. Сам Сафиуллин роста правонарушений не отмечает. В релизе МВД, который раздали журналистам, указано, что только за 2 месяца этого года в Татарстане выявлено 604 экономических преступления, почти 400 из которых тяжкие и особо тяжкие.

«Мы работаем в плановом режиме, у меня нет требований и гонки за „палками“, абсолютно! Здесь мы исходим от той ситуации, которая в целом происходит: достаточно серьезная социальная активность граждан пошла. Граждане приходят, доводят информацию, мы на это смотрим, скрупулезно анализируем, — пояснил начальник УБЭП. — Вы поймите, мы работаем с людьми, за каждым стоит человеческая судьба. Взять и рубануть шашкой ни в коем случае нельзя. Все шаги должны быть выверены». 

По словам Сафиуллина, в органы обращаются не только рядовые граждане, но и руководители предприятий. «К нам пошли руководители организаций и предприятий! Если раньше их как-то устраивало — может быть, понятно, что все зарабатывали деньги, — то на сегодняшний день люди, видимо, устали „нести“ [взятки]. Поэтому мы работаем в оперативном плане», — признался Сафиуллин.

Вместе с тем главный экономический полицейский Татарстана все же признал, что уровень фигурантов уголовных дел возрос. «Калибр... Каждый гражданин требует тщательной подготовки. Я не могу огульно рубить шашкой. Естественно, ставим цели в отношении должностных лиц определенного ранга, где видим, что есть какие-то нарушения», — добавил он.

Рассказывая об остальных резонансных делах, которые в последние 12 месяцев отрабатывали сотрудники УБЭП, Сафиуллин упомянул расследование в отношении Ильгизяра Галеева, руководителя ключевого дочернего подразделения «Таттрансгаза» — «Центргаз». Его поймали с поличным при получении денег за подключение к газовой сети в одном из поселков Татарстана. Он находится под стражей, а наша газета подробно рассказывала про его уголовное дело. Сафиуллин новостей по ходу расследования не рассказал, но для затравки отметил, что оперативники в ходе обысков нашли много интересного. «К суммам, изъятым дома, есть вопросы», — подчеркнул он.

Прокомментировал Сафиуллин и уголовное дело, которое окрестили «земельными войнами в Челнах». По нему в числе фигурантов проходит ряд бывших чиновников челнинской и тукаевской администрации, а также один из влиятельнейших бизнесменов города Алексей Миронов. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, что в ходе расследования всплывают дела минувших лет и не возникает ли по этому поводу вопросов к оперативникам автограда, Сафиуллин встал на защиту подчиненных. «Могу сказать, они располагали информацией, они знали об этой информации, они докладывали об этой информации. Другой вопрос — в реализации этих материалов. Вопрос был к следствию? Нет. Понятно, что я как руководитель центрального аппарата вижу всю информацию, которая поступает непосредственно от всех подразделений БЭП. И моя прерогатива — кто будет реализовывать, кто будет осуществлять оперативное сопровождение», — заявил он.

Что касается общих показателей, озвученных Сафиуллиным, то они в целом повторяют фактуру доклада Артема Хохорина на недавней итоговой коллегии. Выявлено две с половиной тысячи преступлений экономической направленности, 431 преступление против государственной власти и интересов государственной службы. Конкретно со злоупотреблением и превышением должностных полномочий связано 68 фактов. К слову, расследовано 387 должностных преступлений, из них в суд направили 270 дел. Средняя сумма взятки составила 78 тыс. рублей. Однако, по словам Сафиуллина, оперативники работают и по делам с куда менее значительными суммами. За год оперативники БЭП также выявили 357 фактов сбыта поддельных денежных купюр, пресекли 76 объектов игорного бизнеса.