В апреле сразу в десятке городов (включая Москву, Казань и Уфу) стартует новый амбициозный проект — первый фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере». Деньги на проведение мероприятия, по словам продюсера Рифата Фаттахова, выделили Татарстан и Башкортостан. Корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала, будут ли артисты петь под фанеру в московском Кремлевском дворце, считает ли Фидан Гафаров татар и башкир «единым целым» и по какой причине Элвин Грей проигнорировал встречу с прессой.
Около сотни артистов татаро-башкирской эстрады выступят на одной сцене в рамках фестиваля «Дуслык күпере» («Мост дружбы») и совершат турне по десятку российских городов с компактным проживанием татар и башкир
О ПЕСНЕ И ПОЛИТИКЕ
Главы Татарстана и Башкортостана Рустам Минниханов и Рустэм Хамитов поддержали идею и оказали финансовую поддержку новому музыкальному фесту. Около сотни артистов татаро-башкирской эстрады выступят на одной сцене в рамках фестиваля «Дуслык күпере» («Мост дружбы») и совершат турне по десятку российских городов с компактным проживанием татар и башкир начиная с Казани и Уфы и заканчивая Москвой. Об этом вчера на пресс-конференции рассказал генеральный директор общественного фонда татарской культуры им. Рашита Вагапова продюсер Рифат Фаттахов.
«Будут ли сами главы двух республик на концерте — пусть останется интригой. Приглашение мы им выслали. В Москве это произойдет или в другом городе, пока сложно сказать», — ответил на вопрос журналистов Фаттахов. «Официально они редко встречаются, может, песня их сможет объединить?» – прозвучал вопрос журналиста. «Возможно, возможно», — загадочно ответил руководитель «Моста дружбы». Не раскрыл он и бюджет фестиваля – в каком соотношении РТ и РБ выделили деньги, тоже осталось интригующей тайной: «Это не коммерческий, а социально-общественный проект, поддержанный государством».
Айдар Шайдуллин: «Это будет не только концерт, это зрелище — сценарий очень интересный. Не просто гала-концерт, а история»
«Это будет не только концерт, это зрелище — сценарий очень интересный. Не просто гала-концерт, а история. Привлечем оркестр, на сцене будут достойные из достойнейших артистов татарской и башкирской эстрады», — добавил сопродюсер проекта, генеральный директор московской компании «Глобэкс Промоушен» Айдар Шайдуллин.
«Артисты очень внимательно отнеслись к нашему предложению и участвуют с большим желанием. К примеру, Гузель и Ильдара мы приглашали только на московский концерт, однако они изъявили желание выступить и в Казани и для этого даже изменили свой рабочий график», — говорит Фаттахов, указывая еще на двух участников пресс-конференции – заслуженных артистов Татарстана Гузель Уразову и Ильдара Хакимова. «Я сам родился в Башкортостане, а здесь идет речь о дружбе между РТ и РБ, 15 лет живу в Казани, мне обе республики очень близки. У каждого фестиваля свое направление – и у „Татар җыры“, и у „Татар моңы“. А „Дуслык күпере“ — это не только о песне, это о дружбе двух народов, и даже о политике», — добавил при этом Хакимов.
Гузель Уразова: «Много раз приходилось выступать в Кремлевском зале, и ни мы разу не пели под фонограмму»
«У НАС ВЕДУЩИЙ — БАШКИР»
«Но в афише представлены только татары, живущие в Башкортостане, а башкиры где, раз уж идет речь о дружбе двух народов?» – резонно поинтересовались журналисты. «Ильгам Валиев исполнит произведение „Былбылым“ Загира Исмагилова на башкирском языке и арию „Батыржын“ Салиха Сайдашева на татарском. Айдар Галимов исполнит песни как на башкирском, так и на татарском, Гульназ Асаева. Башкирская этно-рок-группа „Аргамак“ дала свое согласие. В концерте примет участие оркестр национальных инструментов РБ. Но речь больше идет об искусстве, о татаро-башкирской эстраде, чем об артистах, — ответил Фаттахов и добавил. — Наши народы настолько сплелись, что разделить их уже не так-то и просто. И это не недостаток, это наше богатство. Тот же Фидан Гафаров – татарин или башкир? Сложно ответить. То же касается и песен: уже трудно определить, какая песня татарская, а какая — башкирская. Этот вопрос потеряет свою актуальность после того, как увидите концерт». «У нас ведущий — башкир», — пошутила на это Уразова.
К слову, всю пресс-конференцию народный артист РСФСР, Башкортостана и Татарстана Фидан Гафаров отвечал на вопросы журналистов на татарском языке, но, когда задали животрепещущий вопрос о преподавании родных языков в школах РТ и РБ, перешел на башкирский. «Татарин он или башкир: у нас одна душа, язык, единая вера. Не надо делить артистов – вот этот на татарском поет, тот на башкирском. Мы единое целое, мы две половины одного каравая», — эмоционально ответил на это Гафаров и в качестве примера дружбы между двумя народами привел спектакль Башкирского драмтеатра «Антигона», режиссером которого выступил главреж Татарского театра им. Камала Фарид Бикчантаев. К слову, Гафаров обратил внимание на то, что в эти дни спектакль показывают в Москве как номинанта национальной театральной премии «Золотая маска».
Ильдар Хакимов: «Если артист может петь вживую, то надо дать ему возможность спеть вживую, если не может, то под фонограмму»
«НИ РАЗУ НЕ ПЕЛИ ПОД ФОНОГРАММУ И НЕ БУДЕМ ПЕТЬ»
Далее среди артистов завязался любопытный спор о фонограмме. «Сам концерт предполагается под живую музыку, но на одной из площадок планируются телевизионные съемки, и вот там, возможно, придется подстраиваться под условия телевизионщиков и петь под фонограмму», — отвечая на вопрос одного из журналистов, отметил Шайдуллин. Однако этот вопрос вызвал жаркий спор как среди организаторов фестиваля, так и среди артистов, – каждый из них пожелал высказать свою точку зрения. Так, Гафаров отметил, что «вживую очень красиво концерт можно провести в районах, в колхозах». «Там можно с удовольствием и на баяне сыграть, и без баяна спеть. Но ведь есть Кремлевский концертный зал. Я там выступал не раз и видел людей, которые там пели живую. Я всегда стараюсь петь вживую, потому что мой голос скопировать никто не может, мою песню никто спеть не может. Но когда снимает ТV, возможны какие-то ошибки, вдруг слова забыл и т. п. И чтобы не было таких косяков, выражаясь молодежным языком, обязательно нужна фонограмма. И Киркоров также выступает, и Алла Пугачева, и многие другие артисты так поют». «Кремлевский зал очень сложный, и мы не сторонники фонограммного исполнения, мы всегда за живое искусство, всегда трепетно относимся к живому исполнению. Но что касается зала Кремлевского дворца, мы какие-то вещи будем вынуждены исполнять под фонограмму, потому что не можем рисковать телевизионными съемками, не можем рисковать качеством исполнения артистов, мы просто вынуждены», — присоединился к нему Шайдуллин.
«До этого сколько раз мы выступали на различных фестивалях, перед концертом всегда бывает прогон, где артист может прикинуть свои силы, оценить масштаб, это твоя работа: если вышел на сцену, то вышел, никакого волнения не должно быть. Мы всегда пытаемся петь вживую, никогда не пели под фонограмму. Организаторы концерта тоже должны оценить силы артиста: если он может петь вживую, то надо дать ему возможност ьспеть вживую, если не может, то под фонограмму», — несогласился Хакимов, которого поддержала супруга. «Много раз приходилось выступать в Кремлевском зале, и ни разу не пели под фонограмму. Не пели и не будем петь», – отметила Уразова. «Не нужно бояться петь вживую – аппаратура везде позволяет это делать, в Кремлевском зале очень хорошая аппаратура. Во время репетиции, Ильдар правильно сказал, все станет ясно», — поддержала молодежь народная артистка Татарстана Зайнап Фархетдинова.
А разве народу все равно, вживую ты поешь или нет, если ему нужны шоу и красивый концерт? «Шоу ясыйм дип, сәхнәне сатырга ярамый (здесь и далее в переводе с татарского „нельзя предавать сцену ради шоу“ — прим. ред.). Это спорный вопрос. Как это сделать шоу под фонограмму?» — ответила на это Фархетдинова, которую поддержал Хакимов. «Какая бы фонограмма ни была, ничего не заменит живое общение с публикой. Не зря же живой концерт называют тере („живой“ — прим. ред.), „жанлы“ („с душой“ — прим. ред.), у такого концерта не будет души», — отметил он. «Энергетика должна быть, эстетика, культура должна быть у артиста. Я уже 53 года на сцене, стал профессором в этой области. В искусстве не осталось вкуса, не осталось эстетического наслаждения от концертов, все опустили ниже пояса», — присоединился к ним Гафаров.
Фидан Гафаров : «В искусстве не осталось вкуса, не осталось эстетического наслаждения от концертов, все опустили ниже пояса»
«МЕГАПОПУЛЯРНОСТЬ ФИДАНА ГАФАРОВА ГРЕЮ ДАЖЕ НЕ СНИЛАСЬ»
После обсуждения способа исполнения песен артистами участники пресс-конференции вернулись к сути фестиваля – дружбе двух народов. «Это же не только о дружбе двух народов, не только о дружбе татар и башкир, это творчество нескольких эпох на одной сцене, это о поколениях. Например, Фидан Гафаров был очень популярен еще у моих родителей, а мы выросли на песнях Зайнап Фахретдиновой. Мегапопулярность Фидана Гафарова Грею даже не снилась. Вот Грея самого сегодня нет», – обратил вдруг внимание Хакимов на то, что на пресс-конференции отсутствует заявленный ранее популярный артист татаро-башкирской эстрады Элвин Грей. «Почему Грей сегодня не пришел?» — поинтересовались тут же журналисты. «Возможно, проспал, время же раннее. Не пришел, но обещал», — ответил на это Шайдуллин.
Не завидуете ли вы Элвину Грею? «Зрительская ниша от 12 до 20 лет была свободной, Грей – это проект, который попал точно в цель, и он реализовался. У них был конфликт с Салаватом, — напомнил Хакимов. — Салават в свое время только в одной Уфе давал по 15–20 концертов за раз, Хания Фархи по 20 концертов давала. Поколения, тенденции, тренды меняются. Песенное искусство как мода: сегодня одно на пике, завтра другое. Мы стараемся делать упор на фундаментальные вещи. В фундаментальном направлении артисты идут долго, как Салават Закиевич, например, который уже 30 лет на сцене. Об Элвине Грее поговорим после того, как он отпоет свои 30 сезонов. Посмотрите на русскую эстраду, в свое время там были очень популярные исполнители, но где они сегодня? Они вышли, спели и исчезли. Это не говорит о том, что я желаю Грею исчезнуть, просто это не фундаментальное направление, поэтому я ему ничуть не завидую. У него своя ниша».
Всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере» стартует 7 апреля в Москве
«Давайте серьезнее, друзья, у меня скоро самолет, вечером спектакль в театре», — обратился к журналистам Гафаров, отреагировав на вопросы коллегам о том, легко ли быть мужем Уразовой, почему среди ведущих опять Гульназ Сафарова и т. д. «Действительно, Фидан ага очень ответственно отнесся к нашей пресс-конференции, прилетел на один день в Казань, несмотря на занятость», — отметил Фаттахов. «Тем более — как вы относитесь к тому, что молодежь подходит ко встрече с журналистами не с такой ответственностью, как вы?» — не унимались журналисты. «Журналисты в момент производства концерта, спектакля бывают полезны, а так они вообще мешают. Их интересует личная жизнь, они пытаются расковырять какие-то наши личные тайны», — раздраженно заметил Гафаров, но при этом пожелал журналистам удачи со словами «ваша работа тяжелая».
Всероссийский фестиваль татаро-башкирской эстрады «Дуслык күпере» стартует 7 апреля в Москве. Далее — Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург, Стерлитамак, Уфа, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень. Заключительный гала-концерт запланирован на 18 апреля в казанской «Пирамиде». Среди участников – почти сотня артистов из Татарстана, Башкортостана и Москвы. Специальные гости московского концерта – Грей, Ренат Ибрагимов, Халида Бигичева и Алсу. Впрочем, возможно, последняя выступит и в Казани. «Мы ей предложили, надеемся, она согласится», – сообщил Шайдуллин. Ведущими вечера выступят известный телеведущий Максим Шарафутдинов — от Москвы, Сафарова — от Казани и от Уфы — народный артист Башкортостана Фирдат Галиев.
«Надеемся, фестиваль превратится в постоянно действующую площадку, — завершая пресс-конференцию, отметил сопродюсер Шайдуллин, — и на 30-м фестивале „Дуслык күпере“ мы увидим Элвина Грея и Ильдара Хакимова».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.