Патрульные корабли проекта 22160, которые строит Зеленодольский завод им. Горького, оснастят безэкипажными катерами, сообщили на днях СМИ. Вместе с высоким уровнем комфорта для экипажа и модульным принципом оснащения, делающим корабль хоть разведчиком, хоть носителем ракет, хоть подводным спасателем, надводные дроны выводят проект 22160 на передовые позиции по «навороченности». Тем более, как говорят эксперты «БИЗНЕС Online», пока нигде в мире эта тема не вышла за стадию экспериментов.
Ренат Мистахов сообщил «БИЗНЕС Online», что технического задания на ввод в состав оборудования кораблей проекта 22160 безэкипажных катеров (БЭК) пока нет, но вопрос обсуждается
РОБОТЫ НА БОРТУ
В составе оборудования патрульных кораблей (ПК) проекта 22160 появятся дистанционно управляемые катера, написала газета «Известия» со ссылкой на главкомат ВМФ. Они смогут выполнять наиболее опасные (например, досмотровые) задачи и вести наблюдение на большом пространстве.
Комментируя эту информацию, генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов сообщил «БИЗНЕС Online», что технического задания на ввод в состав оборудования кораблей проекта 22160 безэкипажных катеров (БЭК) пока нет, но вопрос обсуждается.
«Использование на кораблях различных беспилотных систем уже давно – одна из ключевых тенденций развития военно-морских сил ведущих морских держав, — прокомментировал для „БИЗНЕС Online“ новости о БЭК независимый военно-морской эксперт Прохор Тебин. — Основное внимание уделяется беспилотным летательным аппаратам, но и другие беспилотные системы — подводные и надводные также развиваются. Они рассматриваются в качестве сравнительно дешевого средства решения ряда задач, таких как разминирование, разведка, обследование различных объектов. Их применение на кораблях проекта 22160 — вполне логичное решение».
«ДЕМОНСТРАТОР» ТЕХНОЛОГИЙ
Отметим, что для 22160 (проектант — питерское Северное проектно-конструкторское бюро) БЭК могли бы стать еще одним шагом к статусу сверхсовременного корабля.
Водоизмещение такого ПК — 1300 т, скорость — до 30 узлов, экипаж — 80 человек. Предусмотрен вертолет типа Ка-27. Базовое вооружение всего лишь артиллерийское. Но дело в том, что главная задача 22160 — демонстрировать Андреевский флаг там, где это потребуется, в любой точке Мирового океана. Из чисто практических задач — охрана территориальных вод, судов и военно-морских баз, спасение, замена в операциях мирного времени (например, антипиратских) более мощных и хорошо вооруженных кораблей, что позволит последним экономить ресурс. Среди прочего, 22160 интересен своим футуристически-зализанным внешним видом, высоким комфортом для экипажа, но главное, это первый российский корабль, созданный по модульному принципу: для каждого ПК делается несколько быстро заменяемых модулей под конкретную боевую задачу — ударную, ПВО, противолодочную, спасательную.
Руководство минобороны сообщило, что такой корабль будет на каждом флоте. Ну а первый, как уже известно, пойдет на Черноморский. Головной («Василий Быков») заложили 26 февраля 2014 года и летом 2017-го спустили на воду (сдача – до конца 2018-го). Первый серийный («Дмитрий Рогачев») заложен 25 июля 2014-го. Второй («Павел Державин») — 18 февраля 2016 года. Третий («Сергей Котов») — 8 мая 2016-го. Четвертый («Виктор Великий») — 25 ноября 2016 года. Пятый («Николай Сипягин») – 13 января 2018-го.
«Искатель»
ПОКА НЕ ВЫШЛИ ЗА ПРЕДЕЛЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Как в России обстоит дело с безэкипажными катерами?
«Уже длительное время в рамках гособоронзаказа ведется опытно-конструкторская работа „Аркадак“, включающая безэкипажный катер „Аркадак-БЭК“ и базирующийся на нем автономный необитаемый подводный аппарат „Аркадак-АНПА“ (разработчик — московский Научно-исследовательский институт автоматической аппаратуры имени академика Семенихина), — рассказал „БИЗНЕС Online“ научный редактор журнала „Экспорт вооружений“ Михаил Барабанов. — Есть и инициативные разработки, например, безэкипажный катер „Искатель“ санкт-петербургского Научно-производственного предприятия „Авиационная и морская электроника“. Но я полагаю, что их доводка — дело еще нескольких лет. Также на российском рынке известны БЭК Inspector MkII разработки французской ECA и „Тайфун“ — российской компании „ПКФ Мнев и К“».
Inspector и «Тайфун» предполагалось использовать главным образом в целях противоминной обороны, в том числе, на новых тральщиках проекта 12700, уточняет в беседе с «БИЗНЕС Online» ведущий российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов (к слову, он напомнил, что на ПК 22160 планировали использовать и воздушные беспилотники). Здесь отметим, что у французов даже закупили три «Инспектора», но в условиях санкций это сотрудничество вряд ли продолжится. К тому же специалисты указывают на многие недостатки французских БЭК, делающие их разумным приобретением исключительно в условиях отсутствия аналогичной техники собственного производства. Как указывает Барабанов, в целом в мире «фактически, как я понимаю, пока ни у кого это не вышло за пределы экспериментов».
«БЭК в минобороны красиво называют „Робототехнические комплексы — спутники кораблей“ (создаются в рамках программы „Роботизация ВМФ-2030“), — рассказывает источник „БИЗНЕС Online“ в кораблестроении. — Думаю, в ближайшие пару-тройку лет что-нибудь примут на вооружение, первоначально в качестве эксперимента, дальше будет видно. Нужен опыт разработки, опыт эксплуатации и в целом — понимание необходимости подобных БЭК. Теоретически БЭК должны быть эффективны, но что и как будет при реальном применении их в самых разных условиях погоды, противодействия со стороны противника и так далее, покажет только наработанный опыт. В принципе да, БЭКи — мировая тенденция, но это стоит недёшево, разрабатывается небыстро и пока работает не очень, но со временем освоят этот вид морской техники и он будет почти у всех».
ДШЛ могут превратить в беспилотный катер
СЕКРЕТНАЯ ЛОДКА
Источник предполагает, что все вышеперечисленные проекты БЭК на ПК 22160 не пойдут. Он считает, что речь идет о создании патрульного морского комплекса: проект 22160 плюс десантно-штурмовая лодка (ДШЛ) проекта 02800. «Патрульный БЭК, скорее всего, и создаётся на базе этой ДШЛ — были упоминания, — напоминает источник. — Это логично: как катер ДШЛ неплох, сложности могут быть только в отработке оборудования наблюдения и управления».
Интересно, что на одном из официальных мероприятий на заводе им. Горького напротив строящегося ПК под брезентом стояла лодка с табличкой «ДШЛ», подходить к ней запретили, фотографировать – тоже. Это странно, учитывая то, что внешний вид и характеристики ДШЛ 02800 (разработана и выпускается компанией Trident Aluminium boats из Ломоносова) к тому времени тайной уже не были.
Это десятиметровый скоростной (до 35 узлов) катер. Корпус — из алюминиевых сплавов, движители — водометные. ДШЛ, по информации Минобороны, предназначена для выполнения патрульных и противодиверсионных действий, скоростной доставки десантно-штурмовых и досмотровых групп на берег и задержанный корабль, огневой поддержки подразделений спецназа и морской пехоты. Лодка может быть вооружена крупнокалиберным пулеметом типа КПВТ, «Корд» и «Утес».
Сообщалось, что ДШЛ — штатное плавсредство ПК 22160, оно может спускаться на воду и приниматься обратно на борт на ходу. Также проходила информация о том, что разработчики предлагают беспилотный вариант ДШЛ.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.