Работа кипела, бизнес предлагал свои идеи решения проблем, чиновники парировали или вовсе молчали, краснея от высказанных бизнесом формулировок

«Я БЫ В ГОРОДЕ БЕСПЛАТНО НАЛЕВО-НАПРАВО ЗЕМЛЮ НЕ РАЗДАВАЛ»

Накануне битых три часа бизнес в Челнах обсуждал тему благоустройства города, собравшись в турнирном зале шахматно-шашечного клуба. Видимо, место во многом обусловило и формат: наболевшие вопросы предприниматели формулировали в ходе мозгового штурма. Организатором мероприятия выступил cовет по предпринимательству при президенте под руководством Тимура Нагуманова. Вместе с бизнес-омбудсменом в дискуссии участвовал мэр автограда Наиль Магдеев.

Нагуманов сразу объяснил журналистам интерес бизнеса к теме благоустройства невероятной актуальностью наравне с земельными и имущественными проблемами. «Мы сегодня впервые пробуем такую практику – обсуждение бизнесом и властью правил благоустройства, которые затрагивают каждого бизнесмена. Их постоянно штрафуют, контролируют, и далеко не всегда в нюансах правил (как правило это многостраничный документ со множеством отсылок куда-то) каждый предприниматель может разобраться. Мы хотим, чтобы сами предприниматели и чиновники, которые отвечают за соблюдение этих правил, за  одним столом обсудили на практике, как это применяется, и нашли какие-то подходы по упрощению, приведению к здравому смыслу тех сложностей, которые имеются в этих документах», – объяснил Нагуманов.

Организатором мероприятия выступил cовет по предпринимательству при президенте под руководством Тимура Нагуманова. Вместе с бизнес-омбудсменом в дискуссии участвовал мэр автограда Наиль Магдеев

Магдеев выразил готовность «слушать и слышать и разумные предложения взять в работу». Он отметил, что правила благоустройства были приняты в декабре 2017 года, прошли экспертизу прокуратуры, соответствуют всем республиканским законам. Но, как и в любом российском законе, там есть возможность для маневра. «Мы с нашим городским бизнес-сообществом посмотрим, как можно улучшить состояние содержания города и учесть максимально интересы бизнеса. Иногда у нас определенные преференции приводят к трагедиям, – намекнул, очевидно, на кемеровский пожар градоначальник. – У нас есть надзорные каникулы, налоговые каникулы, и они иной раз приводят к преступлениям. Мы хотели бы найти золотую середину, чтобы и бизнес мог бы себя комфортно чувствовать, и в то же время нес ответственность».

Ключевые темы были определены еще до начала мероприятия: благоустройство и содержание прилегающих территорий; рекламные конструкции и средства наружной информации; нестационарные торговые объекты; выполнение земляных работ; уборка территорий, вывоз мусора, отходов, снега и организация парковок. По ним и рассадили за столы пришедших представителей малого бизнеса, чиновников администрации, представителей ТОСов, управляющих компаний.

Раиса Султанова: «Я общаюсь с коллегами из других городов, у всех такая же проблема – определить капитальность или некапитальность объекта»

Работа кипела, бизнес предлагал свои идеи решения проблем, чиновники парировали или вовсе молчали, краснея от высказанных бизнесом формулировок. Одной из самых горячих оказалась компания владельцев нестационарных торговых объектов, которые обсуждали снос своих киосков и ларечков. Оказалось, тут проблемы есть как у исполкома, так и у бизнеса. От лица власти, в частности, высказалась начальник управления торговли Раиса Султанова, поведавшая, что во время демонтажа нарушается целостность конструкции и предприниматели потом жалуются на исполком. «Мы тратим бюджетные деньги на демонтаж, увозим на хранение, предприниматель вовремя не забирает объект, в итоге тратятся деньги. Нам приходится обращаться в суд, чтоб получить документ на утилизацию. Работа огромная, процесс бюджетозатратный. И мы хотели бы, чтоб на уровне республики был принят документ, чтобы был не демонтаж, а частичный снос. Когда мы подготовили проект этого документа, прокуратура нам его не пропустила. Я общаюсь с коллегами из других городов, у всех такая же проблема – определить капитальность или некапитальность объекта», – горячо высказалась чиновница.

Видимо, место во многом обусловило и формат: наболевшие вопросы предприниматели формулировали в ходе мозгового штурма

В ответ ей прилетело от гендиректора ООО «Специнвест» Артура Давлетшина, пожаловавшегося на сложный процесс согласительных процедур. «Простым ипэшникам приходится быть еще и хорошими юристами. Он, может, шиномонтажник, не знает, какие документы нужны. Ко мне пять человек обратились вопрос решить, потому что я через это уже прошел, и все вопросы по рекламным конструкциям и нестационарным объектам! Дайте упрощенную форму, возьмите за ручку ипэшника этого!» – возмущался мужчина.

Однако, как выяснилось позже, основная проблема владельцев НТО – короткий срок договора на аренду места под киоск. Глава ассоциации велопрокатов города Рустам Валеев предложил заключать договор хотя бы на пять лет. «Нам дают договор на один год, и мы не знаем, получим на следующий год это разрешение или нет. Предпринимателю нужна стабильность, чтобы он знал, что ему дали одно место и чтобы он мог вкладываться, инвестировать. Есть понятие «нематериальный актив», когда ты в одну точку привлекаешь поток клиентов, а потом на твою готовую точку может кто-то прийти и воспользоваться этим. Коллеги привели хороший пример – когда мужчина живет с неверной женой и не знает, будет ли она с ним или нет», – провел параллели Валеев.

Рустам Валеев (справа): «Нам дают договор на один год, и мы не знаем, получим мы на следующий год это разрешение или нет. Предпринимателю нужна стабильность»

Он же напомнил постановление кабмина РТ №553, где имеется пункт, допускающий возможность пролонгации договора на 5 лет, если предприниматель добросовестно выполняет свои обязательства. Поэтому Валеев предложил создать дополнительное соглашение к основному договору, где нужно отразить отдельной строкой возможность автоматически продлевать срок выполняющим свои функции бизнесменам. Также в договоре было предложено отразить и наказание для тех, кто не исполняет договор – снос объекта за счет непосредственного владельца.

Предприниматель Руслан Шакиров пошел еще дальше и попросил у Магдеева четко определить границы НТО и к имеющемуся участку земли под торговым объектом выделить некий кусок для того, чтобы как-то презентовать товар или услугу. Причем в этом деле Шакиров предложил применить индивидуальный подход. Если объект торгует пирожками, то выделить место под столики, если действует прокат велосипедов, то отдать место под склад на ночь. «И хотелось бы, чтоб эта прилегающая территория предоставлялась бесплатно», – не стал скромничать предприниматель.

Наиль Магдеев: «Бесплатно одному метр отвел, другому захотелось 3 метра отвести, а пятому вообще захотелось полгектара отдать. Сразу возникает вопрос – коррупционная составляющая это или нет»

Магдеев, несколько удивленный такими заявлениями, пообещал вопрос внимательно рассмотреть, заметив, что логика в рассуждениях есть. «Но я бы в городе бесплатно налево-направо не раздавал землю. Никто мне такого права не давал. В этом вопросе должен быть порядок. Бесплатно одному метр отвел, другому захотелось 3 метра отвести, а пятому вообще захотелось полгектара отдать. Сразу возникает вопрос – коррупционная составляющая это или нет. С тобой хорошие отношения, а с другим – нет. Все четко должно быть прописано в законе. Все должно иметь свою цену – когда ты за этот участок заплатил, прошел через аукцион, ценность другая. А то берут под одно, а потом начинают «фанфуриками» торговать. Ты про это тоже не говоришь», – по-дружески похлопал по плечу Шакирова Магдеев.


МНОГОРУКИЙ ИСПОЛКОМ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕСАДКИ КРУПНОМЕРОВ

На увеличении срока выдачи разрешений с 5 до 10 лет на рекламные конструкции настаивают и работники рекламных агентств. Такое предложение было озвучено за их столом. Руководитель сети салонов «Конкор-Оптика» Максим Федоров предложил четко  выдерживать сроки согласования средств наружной информации. «Чтоб предприниматель понимал, почему ему отказано по аргументам, которые предусмотрены нормативными актами, а не являются личным мнением того или иного чиновника», – сказал Федоров. Представитель клиники «Прозрение» Рустам Латыпов, будучи пользователем рекламы, констатировал тот факт, что отсутствует взаимодействие между службами, которые выдают разрешение, и теми, кто их контролирует – АТИ. «Для меня как жителя города все эти службы (ДИАС, архитектура, АТИ) – это все исполком, один орган власти. Правая рука выдает разрешения, а левая рука контролирует и при этом просит у меня то, что выдала правая рука. Просто надо завести базу, где будет вся реклама, вывески и станет видно, что согласовано, чтобы мы сами не таскали оправдательные документы», – резонно заметил Латыпов.

На увеличении срока выдачи разрешений с 5 до 10 лет на рекламные конструкции настаивают и работники рекламных агентств

Чуть позже на оглашении итогов выступил Игорь Старенко, показавший больные мозоли рекламщиков. В результате мозгового штурма выделилась самая главная проблема – отказ в выдаче разрешений на установку средства наружной информации (СНИ) или рекламной конструкции. «Есть несколько вариантов решения – конкретизация видов и типов СНИ и рекламы. Их надо обобщить и дополнить новыми видами, расшифровать понятие архитектурного облика города и расширить его. Но самая основная проблема – введение понятия концепции, которое определяет требования и правила по благоустройству города и размещению рекламы. В октябре сама концепция была выведена из правового поля, а мы предлагаем ее вернуть обратно. Это упрощает и работу администрации и ускоряет работу предпринимателей, которые заботятся о внешнем виде города. Концептуальное решение должно закладываться в процессе проектирования архитектором. Новые здания должны проектироваться с учетом рекламы. И последнее наше предложение – создание баз согласованных документов, чтобы предприниматели видели, какие есть виды рекламы и каково их расположение относительно архитектурного вида здания», – заключил Старенко. Комментариев от власти на этот спич не последовало.

Участники мероприятия предложили расширить имеющиеся внутри дворов парковки с привлечением финансирования населения и средств бюджета 50 на 50

Зато очень охотно Магдеев отозвался на выступление директора Набережночелнинских тепловых сетей Айрата Зайнуллина, предложившего все работы по посадке деревьев в городе производить только с учетом коммуникаций, строительства тротуаров и дорог, а выкорчевывать деревья при производстве земляных работ без разрешения, лишь уведомив соответствующие инстанции.

«Не знаю, что думать, мы так останемся без зеленых насаждений в городе, – не согласился Магдеев. – Если мы будем уведомительный характер делать, это будет так: мы срубили и вам сообщили. Тут можно все подвести под аварийку. Я бы в таких вопросах был осторожен, учитывая, что срок приживаемости насаждений очень длительный. Смотреть надо эти вещи. Любое изымаемое насаждение должно проходить не в уведомительном, а в разрешительном порядке. Тогда будет больше контроля и появится возможность делать компенсационные посадки. Понятно, что аварии бывают, но не потеряем ли мы зеленые насаждения. Меня вот это напрягает. На комиссии депутатов это вызовет определенный вопрос, раз у меня вызвало, как у патриота города».

Зайнуллин отвечал, что тоже переживает за деревья. «Вот нам предстоит снести березы около 52/07, сердце разрывается, но нам нужно производить работы. У нас нет технологий складывать лотки под землей ... Только от безвыходности мы так делаем», – попытался оправдаться директор НЧТС. Однако спорить с экс-министром лесного хозяйства оказалось бесполезно.

Ключевые темы были определены еще до начала мероприятия: благоустройство и содержание прилегающих территорий; нестационарные торговые объекты; выполнение земляных работ; уборка территорий, вывоз мусора и организация парковок...

«Есть технологии: берете крупномеры с комом и пересаживаете на другое место – через улицу, – парировал мэр. – Эту технологию мы вам покажем, чтобы человек, который эти деревья сажал, слезы не лил. И мы покажем место с ордером, куда можно посадить. Это же живой организм. Мы же не можем оставить город с каменными коробками. Или компенсационные посадки один к трем, или...»

«ЕСЛИ У ВАС В СЕМЬЕ ДВЕ МАШИНЫ – ТОГДА БУДЬТЕ ДОБРЫ, РАЗМЕЩАЙТЕ ЕЕ ПОДАЛЬШЕ»

Тему раздельного сбора мусора и свалок озвучил от своей команды депутат горсовета директор ООО «ПромИндустрия» и самый известный в Челнах предприниматель в области переработки мусора Николай Атласов. Проблема свалок, по его мнению, в том, что нет контейнеров, в том числе и для раздельного сбора мусора. «Мы предлагаем внести в правила благоустройства наше предложение – разработать требования к контейнерам по видам отходов, продумать размещение площадок, потому что зачастую предприниматели не имеют возможности рядом со своим объектом поставить контейнер и вынуждены обращаться в органы госвласти или управляющие компании. Сегодня в правилах нет требований к размещению контейнеров и слишком тяжела процедура их оформления на муниципальной земле. Мы предлагаем внести такой пункт, что бизнес и население в своих дворах обязаны иметь контейнеры. За чей счет они появятся – по договору с компанией, которая будет вывозить мусор, либо управляющая компания поставит – является уже вторым вопросом. Важна чистота в городе. Сегодня один из предпринимателей сказал, что есть такие магазины, где рядом невозможно установить контейнер, потому что УК запрещает, и им приходится на дебаркадере содержать его внутри магазина. Это нехорошо», – объяснил свою позицию Атласов.

Николай Атласов: «Мы предлагаем разработать требования к контейнерам по видам отходов, продумать размещение площадок, потому что зачастую предприниматели не имеют возможности рядом со своим объектом поставить контейнер»

На вопрос из зала о том, куда складировать разделенный мусор, Атласов сказал, что уже все придумано. Самый известный пример – это КБК им. Титова. Еще одним пожеланием переработчика мусора было то, чтобы власть вела системную работу в плане культурного обращения с отходами – обучала челнинцев с горшка, соответствующе информировала. «И конечно, нужно разработать методы стимулирования тех граждан, УК и предпринимателей: чем меньше ты загрязняешь, тем меньше платишь», – заключил депутат.

Правда, желание Атласова по селективному сбору мусора натолкнулось на жесткую реальность, о которой рассказал директор УК «Электротехников» Ильгизар Иманов. «Когда ставится контейнер, ухода за ним нет, туда выкидываются жидкие отходы, там мыши и крысы, и поэтому население категорически этому противится. Эту проблему решить будет непросто. У нас был опыт селективного сбора мусора года четыре назад. И мы это проходили, когда были отдельные контейнеры для жестяных банок, макулатуры. Чем это закончилось – эти места стали городской свалкой, и нам стоило больших трудов, чтоб этот договор расторгнуть. Так что доля ответственность при установке контейнера у бизнеса тоже должна быть», – доложил коммунальщик.

Закончили обсуждение вопросом уборки в осенне-зимний период и парковочной темой. Не представившаяся женщина, судя по всему коллега Иманова, предложила зимой очищать дороги от снега не до асфальта, который из-за этих манипуляций разрушается, а до плотного снежного покрова либо льда. Во втором случае следует запретить использование химреагентов на придомовых территориях. «В правилах написано, что в зоне, где имеет место интенсивное пешеходное движение, запрещается использовать или свести к минимуму использование химреагентов», – заявила выступающая.

Резюмируя встречу, мэр выразил готовность пойти навстречу озвученным предложениям

Решение по парковкам коммунальщице виделось легким: предлагалось рассмотреть пилотные проекты многоуровневых парковок в каждом из районов и расширить имеющиеся внутри дворов с привлечением финансирования населения и средств бюджета 50 на 50. «Мы предлагаем обязать бизнес обустраивать гостевые парковки в достаточном количестве – например, есть проблема в 9-м комплексе, около Медгородка, в 26-м комплексе – около „Танара“. Это у нас больное место – приезжают в медицинские центры и паркуются во дворах», – добавила женщина.

Магдеев на это заметил, что  по парковкам с рядом инвесторов тема обсуждается. Где-то получается выйти на договоренности, а где-то не очень. Проблема – в высоких ценах застройщиков и невозможности за такую цену купить парковочное место.

В продолжение обсуждения другая собеседница предложила не возлагать на автовладельца покупку парковочного места в новых домах, а «размыть» эту стоимость в цене квадратного метра. «Заплатить тысячу рублей за квадратный метр – это не так заметно, как миллион требовать за парковочное место, – сказала она и высказала собственное мнение. – Основной инструмент решения проблемы парковок – это целевые программы. Очень много вопросов по парковкам должно быть зафиксировано в правилах благоустройства, там сейчас нет четких критериев, а нормы, которые используют проектировщики, уже устарели. Основные блоки решения проблем – это реконструкция старых микрорайонов, регламентирование нового строительства. И нужны регламенты для жителей и УК, которые бы определяли, как жить в этой новой ситуации, чтобы было понятно, за что штрафовать. Нужно определить зоны, где можно еще что-то сделать. Внутри микрорайонов нужны зоны без автомобилей – для детей, маломобильных групп. Таких зон у нас практически нет внутри жилых кварталов. В СНИПах написано, что на одну квартиру полагается одно машино-место, но фактически это не соблюдается. Может, это поставить как-то на учет? Если у вас в семье две машины – тогда будьте добры, размещайте ее подальше».

Подводя итоги встречи, мэр выразил готовность пойти навстречу озвученным предложениям. «Правила благоустройства – это не Конституция США, которая столетиями не меняется. Документ должен успевать за быстро меняющимися обстоятельствами в жизни. Мы все предложения посмотрим и в работу возьмем. Есть и спорные моменты, которые надо пообсуждать. Но сегодня состоялся полезный разговор», – подытожил градоначальник.