В компфонде АСРО РТ — 1,7 млрд рублей, но использование их на достройку домов обманутых дольщиков сопряжено с трудностями — в законе нет такой строки. По словам главы ассоциации Рима Халитова, использовать на нужды стройсектора нельзя даже проценты — только по решению суда. О том, как глава минстроя на отчетно-выборном собрании СРО поднял проблему заниженных сметных нормативов, а сам Халитов сетовал на слишком требовательный закон, — в материале «БИЗНЕС Online».
В АСРО «Содружестве строителей РТ» поставили под сомнение вероятность использования средств из компенсационных фондов СРО на достройку домов обманутых дольщиков
«ДАЖЕ Я, БУДУЧИ ДЕРЖАТЕЛЕМ ФОНДА, НЕ МОГУ НИКУДА НАПРАВЛЯТЬ ЭТИ СРЕДСТВА»
В АСРО «Содружестве строителей РТ» поставили под сомнение вероятность использования средств из компенсационных фондов СРО на достройку домов обманутых дольщиков. Как пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» глава ассоциации Рим Халитов, сегодня это законодательно невозможно и сдвигов по изменению ситуации пока не наблюдается. «Даже я, будучи держателем фонда, не могу никуда направлять эти средства, кроме как по решению суда. И ни один банк мое поручение не выполнит, потому что они знают об этом. Только если судебный случай — например, разрушилось здание, нанесли ущерб — только на эти цели», — констатировал он.
«А если прописать на законодательном уровне?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online». Халитов, впрочем, отнесся к такому варианту с недоверием. «Сколько раз писали, чтобы нам хотя бы (какую-то часть выделили — прим. ред.), — развел он руками. — У нас почти 2 миллиарда, мы их сколько лет охраняем? Из них почти на 500 миллионов мы уже проценты заработали. Хотя бы эти проценты разрешили бы использовать на цели саморегулирования. Много же вопросов — обучение, охрана труда, подготовка кадров. Но нет — абсолютно запрещено, ни копейки нельзя трогать», — развел руками глава ассоциации.
Напомним, предложение извлечь из резервных фондов саморегулируемых организаций РТ 2,2 млрд рублей для достройки домов обманутых дольщиков высказал первый замруководителя исполкома Казани Азат Нигматзянов. Эти деньги никак не задействованы в стройке и просто лежат на депозитах в банках, заметил он. Мэр Казани Ильсур Метшин на инициативу отреагировал положительно, предложив обсудить этот вопрос с министерством строительства РТ и впоследствии попросил поддержки в этом вопросе у президента РТ Рустама Минниханова. «В четырех СРО на территории республики аккумулировано 2,2 миллиарда рублей, внесенных в том числе застройщиками проблемных домов, но законодательство сделало невозможным использование средств на их достройку. В Казани на эту сумму мы могли бы решить многие проблемы обманутых дольщиков», — заметил мэр на сессии Казгордумы.
При реорганизации СРО и банкротстве банков в масштабах всей России были утеряны 35 млрд рублей средств компенсационных фондов
«МНОГИЕ СРО ПОТЕРЯЛИ — ЧАСТИЧНО ИЛИ ПОЛНОСТЬЮ — СВОИ КОМПФОНДЫ»
Впрочем, накануне, в ходе IX отчетно-выборного общего собрания АСРО «Содружество строителей РТ» обсуждались итоги деятельности лишь одного из четырех СРО — самого крупного в республике. На сегодня ассоциация объединяет 1025 строительных организаций, 164 из которых были приняты в нее в прошлом году и 21 — в этом, рассказал о деятельности ассоциации ее глава Халитов. Оценив итоги работы в 2017 году как позитивные, он отметил, что Татарстан по-прежнему занимает лидирующие позиции в строительстве. Общий объем подрядных работ в сфере строительства в прошлом году превысил 356 млрд рублей, а уровень ежегодного объема вводимого жилья сохранился на уровне 2,4 млн кв. метров. По данным минстроя РТ, в республике работают 3962 строительные организации. Многие годы лидерами в жилищном строительстве остаются «Грань», «Унистрой», «Ак таш», «Евростиль», «Сувар». «Ежегодно они сдают в эксплуатацию целые жилые микрорайоны, школы, детские сады и больницы. Большие объемы не только в Татарстане, но и в России ведет организация ПСО «Казань», в арсенале которой также возведение крупнейших стадионов к чемпионату мира по футболу», — обозначил глава СРО круг передовиков.
«Как вы знаете, многие СРО потеряли — частично или полностью — свои компенсационные фонды», — перешел к обсуждению проблем Халитов. При реорганизации СРО и банкротстве банков в масштабах всей России были утеряны 35 млрд рублей средств компенсационных фондов, в связи с чем многие компании испытали трудности при переходе в СРО по месту регистрации. Вдумайтесь только — 35 миллиардов! Сколько домов обманутых дольщиков — в случае такой возможности — можно было бы достроить по стране.
Исходя из этого, размещать компфонды впредь было решено только в тех банках, где есть доля государства, продолжил Халитов. Общим собранием содружества в 2017 году для этих целей были отобраны три банка: ВТБ, Газпромбанк и Россельхозбанк. Ассоциация татарстанского СРО, к слову, сохранила средства в полном объеме — 1,8 млрд рублей. При этом новый №372-ФЗ, вступивший в силу в июле 2017 года, предусмотрел вместо одного фонда формирование двух: по возмещению вреда и по обеспечению договорных обязательств. По состоянию на 1 января 2018 года общий размер компенсационного фонда составил 1,7 млрд рублей, из которых 1,4 млрд — фонд договорных обязательств и 302,4 млн — фонд возмещения вреда. Но кубышка, судя по всему, так и останется нераспечатанной.
«10 ЛЕТ — СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ СРОК»
Помимо прочего, новый закон установил региональный принцип функционирования СРО, в связи с чем в содружество строителей Татарстана перешли 97 компаний из других регионов. Впрочем, не все в новом законодательстве оказалось гладко — некоторые требования оказались откровенно завышенными, посетовал Халитов. К примеру, теперь строительные организации могут выполнять работу по строительству, реконструкции и капремонту только при наличии в компании не менее двух специалистов, включенных в национальный реестр строителей. А к специалистам для включения в реестр предъявляются очень высокие требования, среди которых — наличие профессионального высшего образования и стаж строительства — не менее 10 лет.
«10 — это слишком большой срок. Мы обращались в комитет Госдумы РФ с предложением снизить необходимый стаж хотя бы до 5 лет, поскольку некоторые наши организации испытывают сложности с наличием таких специалистов. Этот вопрос обсуждался на конференции ностроя (национальное объединение строителей — прим. ред.). Коллеги из большинства СРО также поддержали наше предложение», — поделился глава СРО. Требования к образованию, по его словам, также вызывают много вопросов: изначально в перечне возможных специальностей значилось 285 позиций, но благодаря вмешательству региональных СРО удалось добиться его расширения на 170 специальностей. «Если организация не имеет двух таких специалистов, это ведет к самым тяжелым последствиям — даже к исключению, — встревоженно заметил он. — Мы вынуждены будем приостанавливать работу таких строительных организаций, потому что, случись что, нас же обвинять будут, что мы нарушаем закон».
Халитова поддержал директор Челнинского кранового завода Александр Швецов, отметивший, что уже год он работает в составе комиссии, контролирующей соблюдение входящими в СРО ассоциациями стандартов и имеет возможность видеть ситуацию изнутри. «Некоторые организации содружества испытывают сложности, связанные с подбором работников и включением в национальный реестр специалистов и невозможностью заявления молодых строителей. Получается, что подготовленный в вузе специалист, проучившись в вузе 6 лет и проработав на стройке, к примеру, три года, не может быть заявлен в национальный реестр, так как не хватает 7 лет практики», — констатировал он. При этом в советские времена трехлетний стаж работы после окончания института считался вполне достаточным, а построенные в прошлом веке молодыми специалистами такие сложные объекты, как «Нижнекамскнефтехим», «Оргсинтез», КАМАЗ, Нижнекамская ГЭС уже более полувека спокойно эксплуатируются, заметил Швецов.
Сразу несколько проблемных тем затронул в ходе собрания министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин
СТРОЙСЕКТОР СТРАДАЕТ ИЗ-ЗА ОШИБОК, ДОПУЩЕННЫХ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ НОРМАТИВОВ СМЕТНЫХ ЦЕН
Сразу несколько проблемных тем затронул в ходе собрания министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин. После презентации завкафедрой КГАСУ Гульсиной Загидуллиной образовательных программ, существующих в вузе, министр попросил ее обратить особое внимание на проблему ценообразования в строительстве. «Возникает очень много вопросов по стоимости ресурсов, которые сегодня заложены в нормативы сметных цен. Очень хотелось бы, чтобы саморегулируемые организации — и ваша, Рим Шафикович, как самая крупная, и строительный университет технически проанализировали те объекты, которые вы ведете», — акцентировал внимание министр.
Вопрос может коснуться большей части строительного сектора, дал понять он, попросив поднять руки представителей организаций, которые не работают на бюджетных объектах. Их в зале набралось не так много — процентов 20 от всех пришедших. «Остальные, так или иначе, задействованы в тех программах, которые реализуются минстроем, минтрансом, и вы видите, как изменение ценообразования будет влиять на те задачи, которые мы выполняем», — обратился он к сидящим в зале. «Строительство ведь никогда, грубо выражаясь, жирным не было — и для строительных организаций, и для участников всего этого процесса. И те изменения, которые сформировались, приводят к тому, что стоимость строительства начинает уменьшаться. И уменьшается в том числе из-за тех ошибок, которые в итоге образовались при формировании этих нормативов сметных цен», — обозначил проблему министр. С проблемой уже столкнулись дорожники, констатировал он, предложив рассмотреть ситуацию на примере Уральского щебня. Госэкспертиза пропускает цену щебня за 440 рублей, но при этом в нормативе отсутствует транспортная составляющая, которая повышает его стоимость фактически в три раза — до 1200, 1300 рублей (стоимость вагонов, железнодорожный тариф). То есть часть расходов в нормативах не прописана... В этой ситуации нужна быстрая реакция, констатировал глава минстроя, отметив, что многие объекты, которые реализует республика, так или иначе связаны с федеральным финансированием. «А это все начинает влиять на то, что мы просто не можем не выполнить эти задачи», — заметил он.
Также министр поднял вопрос перехода к цифровой экономике, также прописанного в нормативной базе РФ. На первом этапе вопрос в большей степени касается проектных организаций, которые учатся проектировать в 3D, заметил Файзуллин, но все же попросил поднять руки представителей строительных организаций, которые умеют этой документацией пользоваться. Взмыли вверх несколько рук. Но министр, судя по всему, не удивился. «Правда, и проектировщиков у нас еще не так много для этих задач, — констатировал он. — Коллеги, переход на так называемые ВИМ-технологии — это и законодательство, и требование жизни. И наши госзаказчики к этому уже готовы. Некоторые институты сегодня потратили достаточно большие финансовые средства, чтобы купить эти программные комплексы, и вам тоже придется это делать. Я прошу в своих планах это неизбежно внедрить». Времени на это в обрез: срок — 2019–2020 годы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 28
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.