ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА НА ЛУЧШИЙ ВОПРОС ПОЛУЧИЛ ПРИЗ ОТ МИНИСТРА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РТ

Лучший вопрос, заданный министру здравоохранения РТ Айрату Фаррахову во время интернет-конференции «БИЗНЕС Оnline», был посвящен проблеме внедрения системы менеджмента качества в медучреждениях.  По словам министра, именно эта задача стоит сегодня перед всеми руководителями. Когда мы вручили приз, победитель поцеловал его… Это была клятва Гиппократа на трех языках с автографом министра!  По традиции мы задали несколько вопросов Асгату Габайдуллину.

ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ – ЭТО ИСКУССТВО!

- Асгат Габдуллович, Ваш вопрос министру здравоохранения РТ – явно вопрос профессионала. Расскажите немного о себе. 

- Я окончил наш Казанский медицинский институт. По истечении многих лет трудовой деятельности все больше и больше понимаешь, что базовое образование имеет такие глубокие корни, которые при определенном  мышлении и восприятии мира рано или поздно приводят опять к медицине. Когда я увидел, что Айрат Закиевич будет выступать, я, исходя из моих сегодняшних профессиональных интересов, решил задать ему вопрос.

Когда я в 1982 году закончил санитарно-гигиенический факультет Казанского медицинского института, уехал с женой по распределению в Ульяновскую область – ко мне на родину. Там я проработал три года – месяц санитарным врачом, а потом меня назначили главным санитарным врачом района.  В те партийные времена, когда дисциплина была жесткой, я прошел хорошую школу жизни. Были даже вспышки сибирской язвы с летальными исходами, поэтому с точки зрения профессии опыт был великолепный!

Затем мы переехали в Казань – на родину моей жены, и здесь я около девяти лет проработал в санитарной службе города – заведовал санитарно-гигиенической лабораторией. Этот период работы был очень интересным – мы внедряли физико-химические методы исследования,  создавали централизованные лаборатории, изучали и внедряли опыт Минска.

 В 1993 году, когда образовалось Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РТ,  Анатолий Щеповских, бывший в то время министром, пригласил меня туда работать - создавать лабораторную службу. Начиналось все с маленькой комнаты, шести женщин–сотрудниц и одного прибора. В течение года мы в Институте имени Арбузова создали специализированную инспекцию аналитического контроля. Служба заняла три этажа,  мы построили природоохранное судно «Фламинго». Все и сейчас работает.

В 1994 году меня назначили заместителем министра, а в году 1997 – первым замом министра. В эти годы я прошел обучение в Академии госслужбы при Президенте РФ по государственному муниципальному управлению. Когда писал дипломную работу  на тему «Правовые основы государственного регулирования предпринимательской деятельности в области охраны окружающей среды и рационального природопользования», пришли мысли  сменить место работы - я увидел, что в моей области деятельности можно вести бизнес в сфере сертификации системы экологического менеджмента.  Первый орган по сертификации в Татарстане мы создали уже в 1998 году.

 В 2001 году пошли реорганизации, когда лесников и экологов объединили в одно министерство. В 2002 году я защитил диплом, а в 2003, после всех ликвидационных мероприятий, ушел из министерства в бизнес, связанный с сертификацией. Сейчас я работаю в «Бюро Веритас  Сертификейшн Русь», головная  организация которой находится в Париже. Это международная компания, оказывающая услуги по многим направлениям, в том числе по сертификации.

- У Вас есть специализация по конкретным отраслям, или работаете  по широкому спектру?

- По широкому спектру, потому что стандарты универсальны, они не привязаны ни к одной из отраслей. Вот здесь и начинается искусство!

САМОЕ ГЛАВНОЕ – ВЫКОРЧЕВАТЬ ПНИ В НАШЕМ СОЗНАНИИ…

- На интернет-конференции министр здравоохранения РТ сказал, что перед всеми руководителями медучреждений стоит задача внедрения системы менеджмента.  Как Вы сами считаете, наши больницы готовы к этому? Кто-то у вас проходил сертификацию?

-  Пока, к сожалению, ни одно медучреждение Татарстана нами не сертифицировано. Я знаю только, что в МКДЦ отделение искусственной почки сертифицировано, если не ошибаюсь, каким-то норвежским органом.

К сожалению, сегодня больше превалирует мотивация  - «а для чего мне нужна эта система менеджмента?» Присутствует так называемый  имиджевый фактор: где-то что-то услышал, кто-то предложил, у меня есть деньги – я сертифицируюсь… А вовлеченность персона, лидерство руководства – основные условия внедрения системы менеджмента – к сожалению, отсутствуют. Поэтому мы и имеем такой результат – сертификат висит на стене, а жизнь идет своим чередом!

Если брать здравоохранение, мне хотелось бы встретиться с министром здравоохранения, чтобы обсудить, что это за продукт, как его лучше реализовать, насколько он сегодня востребован, каким путем пойти.

- Уверена, у Вас есть такая возможность! Как признался сам Айрат Закиевич, он читает «БИЗНЕС Online» не реже одного раза в три часа! Прочитает интервью с Вами и пригласит на встречу…

- Я очень надеюсь на это! Одно дело идти официальным путем, другое – все объяснить при личной встрече. Ведь как рассуждают, когда видят наше предложение, - нам до сертификации далеко!.. Потому что сама сертификация – это последняя ступень, это венец многотрудной и многодневной работы по внедрению самой системы, по отлаживанию этого механизма, обеспечению функционирования. 

Когда обращаешься в любую организацию, они видят первое слово – сертификация. Даже если смотреть по моей должности – я заместитель директора по маркетингу и продажам… Да, я продаю, ведь я работаю в бизнесе! А цель бизнеса – получение прибыли.  Но чем мне импонирует компания «Веритас», это тем, что здесь проповедуют несколько принципов, главный из которых – полная информированность клиента о тех стандартах, которые есть. Мы проводим «круглые» столы, презентации, где разъясняем, насколько     применимы эти стандарты в вашей отрасли. Можно, например, внедрить систему менеджмента и в газете «БИЗНЕС Online» и получить не только организацию труда, но и прибыль от оптимизации процессов управления.

- А поликлиники, как Вы считаете, готовы к внедрению системы менеджмента?

-  Да любое учреждение! Стандарт универсален! Но для этого надо понять, что такое стандарт. В нем не говорится конкретно о поликлинике, но там задается четкий алгоритм действий по управлению процессом. Значит, надо выделить процессы. Например, в поликлинике в общем лечебном процессе есть подпроцесс приема больных. Его надо выделить, разделить на составляющие и оптимизировать. При это надо четко определить функции всех участников процесса – кто, куда, когда, что. И все должны работать как часы.

Конечно, процесс трудоемкий, но не потому, что стандарт или система плохие, а потому что на первом этапе на каждого ложиться большая нагрузка  - в процессе обучения отлаживать сам механизм. А потом люди без этого жить не могут!

- То есть сложно проложить рельсы?

- Совершенно верно!  Надо произвести рубку леса, выкорчевать пни…Самое главное – выкорчевать пни в нашем сознании! Первый тормоз – «я это знаю, мне это не нужно!». Это крылатая фраза! К сожалению, пока редко удается вести диалог.

Что касается здравоохранения, то я считаю, сейчас пора организовать некий «круглый» стол по этой теме с участием Минздрава РТ, потому что стратегия развития рождается именно там.  Для начала нужно выбрать конкретные площадки в качестве «пилотных» проектов – одну поликлинику, одну больницу и управленческий аппарат - само министерство.

Когда же министерство стратегически определится, как это пойдет, необходимо узнать мнение специалистов, нужна дискуссия. А когда появятся среди них сторонники, «проповедники», легче будет спуститься на уровень реального внедрения. 

Как сказал министр, сейчас медучреждения оснащены высокотехнологичным оборудованием, внедряются современные технологии, повышается уровень квалификации врачей. Но всему этому менеджмент управления должен  соответствовать!

НА ВСЕ – ВОЛЯ… РУКОВОДИТЕЛЯ!

- Вы можете привести примеры, какие предприятия в Татарстане прошли у вас сертификацию?

- Если возьмем из крупных, то это «Татнефть», которая сертифицировалась по экологическому менеджменту и профессиональному здоровью и безопасности труда. Компания «Татнефтьсервис» сертифицирована по трем стандартам – по системе менеджмента качества, экологическому менеджменту, профессиональному здоровью и безопасности труда. Также можно назвать Казанский завод полимерных изделий, Зеленодольский фанерный завод. Много таких предприятий!

Сейчас внедряется стандарт 9001 по авиационной промышленности на КВЗ и КМПО.

- Как Вы считаете, для того, чтобы  предприятие «созрело» для внедрения стандартов качества, что необходимо в первую очередь – «указание» сверху, желание коллектива или воля руководителя?

- Безусловно, воля руководителя! Из восьми принципов ИСО 9001 главное – лидерство руководителя. Если руководитель не проникнется, не определит для себя, что система менеджмента необходима, ничего не получится! А руководитель – это и собственник бизнеса, акционеры.  Часто получается так, что специалисты, обучившись у нас, говорят, что это им надо, что это хорошо бы внедрить в их компании. А когда приходят к руководству, не всегда находят понимание…

- А что на практике бывает большей преградой – названная Вами сумма или предстоящий кропотливый труд?

- Кропотливый труд! Необходимость, начиная с топ-менеджмента, понимать это, обучаться, заниматься этим ежедневно.

- Наверное, у многих возникает ощущение, что это мешает текущей работе?..

-   К сожалению, мы думаем, что мы информированы обо всем. Это главная наша ошибка! Ведь недаром говорят, что чем больше я знаю, тем больше понимаю, что мало еще знаю…

- А все-таки, сколько стоят услуги сертифицирования?

- Это зависит от многих факторов – от объема работы, количества вовлеченных специалистов. Это суммы от 100 тысяч до одного миллиона рублей.

«БИЗНЕС ONLINE» У МЕНЯ В «ИЗБРАННОМ»!

- Как давно Вы читаете нашу газету, что Вас в основном в ней интересует?

- У меня в «избранном» ваша газета появилась одной из первых. Наша работа связана с компьютером. В начале рабочего дня я просматриваю всю информацию – свою почту и СМИ. И первым  делом я кликаю «БИЗНЕС Online»!

- А как  наша газета оказалось в «избранном»?

- Мне сын как-то переслал статью » «БИЗНЕС Online», которая касалась развития одного из предприятий.  А теперь я смотрю вашу газету в течение дня 5-6 раз – и статьи, и комментарии к ним. И мне нравится, что ряд тем у вас имеют продолжение.

- Вы часто «активно» читаете - задаете вопросы, оставляете комментарии?  

-  Не так часто, только по близким мне темам. Вот, например, по обмелению Волги оставлял комментарий. А на интернет-конференции пересеклись несколько составляющих – мое базовое образование, система качества, среда моего общения, которая на 80% состоит из работников здравоохранения.

Я часто пытался объяснить моим знакомым, что система менеджмента качества призвана помочь их работе. Мне, например, жалуются, что хотели что-то внедрить для лечения больного, а тут вдруг аппарат не работает – гель у него кончился…  И вся система не работает, потому что нет состыковок!

Система менеджмента – это каждодневная работа всех вовлеченных в процесс. Тем более в медучреждениях, как сказал министр, идет тенденция снижения сроков пребывания больных. Это значит, эффективность должна повышаться!

Татьяна Завалишина