По-деловому — закладкой двух теплоходов — ознаменовали сегодня в Зеленодольске создание судостроительной корпорации «Ак Барс». Цель — завоевать гражданский речной и морской рынок, увеличить профильный оборот в три раза, до 100 млрд рублей. Эксперт «БИЗНЕС Online» полагает, что плюсы укрупнения несомненны. Осталось не подкачать с реализацией.
На Зеленодольском заводе им. Горького сегодня перемены – назначение нового гендиректора (им стал Александр Карпов (второй слева), уход прежнего шефа на повышение – в судостроительную корпорацию «Ак Барс»
«В ТЕХНОЛОГИИ ПОДЧИНЕНИЯ НАМ»
Казалось бы, сегодня Зеленодольский завод им. Горького должен бурлить — столько всего: назначение нового гендиректора (им стал Александр Карпов), уход прежнего шефа (Рената Мистахова) на повышение — в новорожденную судостроительную корпорацию «Ак Барс», вхождение в эту корпорацию, в конце концов. Но нет, все прошло достаточно буднично. Объясняется это тем, что Мистахов все равно по большому счету остается патроном завода, а сама верфь будет выполнять в конгломерате предприятий роль головного. Так что пока жизнь будет течь по-прежнему. Зато в будущем горьковчанам обещаны грандиозные перемены.
Центральным моментом сегодняшних торжеств, безусловно, стало официальное объявление о создании судостроительной корпорации «Ак Барс». Она объединяет входящие в АО «Холдинговая компания „Ак Барс“» завод им. Горького, ОАО «Казанский завод „Электроприбор“», ООО «Ак Барс Металл», ООО «Адриа Винч Зеленодольск», ООО «ВолгаТатСудоремонт».
Для чего это сделано? Во-первых, по словам Мистахова, дело в идеологии: «Завод сегодня загружен — есть заказы до 2023 года, приходится каждый день отрабатывать вопросы, связанные с текущими потребностями, производственными делами, и они не дают нам, группе единомышленников, придумать что-то новое, поэтому и было принято решение создать корпорацию». Во-вторых, сегодня доля завода им. Горького в конечном продукте всего 10–15%. Это очень мало, и ситуацию надо исправлять. В-третьих, на заводе уверены, что предстоит огромный объем работы по гражданскому судостроению, а это диктует и новые организационные подходы.
В какой форме задумано объединение в корпорацию? «Это в любом случае будет передача акций, — сообщил Мистахов. — На сегодня со стороны холдинга „Ак Барса“ подписаны приказы о том, что данные предприятия с 28 апреля полностью выстроены в технологии подчинения нам».
Могут ли войти в корпорацию другие предприятия помимо заявленных? «Мы работаем над этим», — сообщил сегодня Мистахов. Какие компании могут иметься в виду? Как полагает эксперт в области судостроения Владимир Леонов, под крылом Мистахова вполне логично было бы видеть Чистопольский судоремонтный завод, ремонтную базу флота в Куйбышевском затоне, судостроительно-судоремонтный завод им. Бутякова (Звенигово, Марий-Эл), кировские Сосновский судостроительный и Аркульский судостроительно-судоремонтный заводы.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА КОРПОРАЦИЯ
Плюсы от совместной работы родственных предприятий очевидны, полагает Леонов. Во-первых, это касается ритмичности производства. Суда сегодня строятся небольшими сериями, и переход к каждому новому проекту сопровождается большими затратами на подготовку и освоение производства. Во время строительства головного судна нового проекта (12–20 месяцев) рентабельность предприятия оказывается близкой к нулю. А вот если в корпорации будет несколько судостроительных заводов, можно централизованно обеспечить неодновременное освоение производства новых типов судов.
Во-вторых, спрос на конкретные типы судов непостоянен, и наличие разнокалиберных предприятий (способных строить все типы судов, эксплуатируемых на внутренних водных путях и в прибрежных морских районах, плюс судоремонт) обеспечивает равномерную загрузку корпорации. К тому же заказы, попадающие в конкретный диапазон длин и масс, будут размещаться на том заводе корпорации, который наиболее приспособлен к строительству данного типоразмера. Такая политика позволит отказаться от необоснованного капитального строительства излишних производственных мощностей.
Прогулочный теплоход проекта 03620
Леонов считает логичным и ожидаемое вхождение в корпорацию ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ): «Дело в том, что „сторонние“ КБ, работающие по договору, существенно завышают стоимость своих работ, навязывают приобретение конкретных типов оборудования от конкретных производителей, почти не несут финансовой ответственности за свои ошибки и последующие срывы сроков сдачи судов. Собственное бюро будет избавлено от подобных ошибок».
И кооперация между заводом и КБ уже наметилась: сегодня на заводе им. Горького заложили два прогулочных теплохода проектов 03620 и 03621 от ЗПКБ. Строятся они, предположительно, на заемные деньги. Не зря сегодня Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк» и корпорация «Ак Барс» подписали соглашение о развитии долгосрочного сотрудничества в области гражданского судостроения. «Со Сбербанком у нас давние отношения, — прокомментировал это сотрудничество Мистахов. — В 2010 году, когда мы строили корабли в небольшом количестве, а их всего было три (сегодня в строительстве 27), у завода была большая потребность в кредитах, и тогда нас поддержал только Сбербанк. Сегодня мы предложили ему развивать именно гражданское судостроение. И эта идея им поддержана».
Кстати, ЗПКБ сегодня не было заявлено в списке объединяемых предприятий. «Указ о передаче бюро уже на выходе, — заверил Мистахов. — Документы все готовы, интеграция планируется в мае – июне после подписания указа».
Волго-Вятский банк ПАО «Сбербанк» и корпорация «Ак Барс» подписали соглашение о развитии долгосрочного сотрудничества в области гражданского судостроения
ГЕНШТАБ В НЕДОУМЕНИИ
Отметим, что корпорация рождается на фоне явных успехов завода им. Горького. Об этом свидетельствует свежая отчетность предприятия. Так, выручка выросла в 2,5 раза с 12,7 млрд рублей в 2016 году до 32,1 млрд в 2017-м. Чистая прибыль увеличилась в 11,5 раз до 90,5 млн рублей.
В чем причина столь резкого скачка, ведь завод как будто не ставил никаких рекордов? Как разъяснил «БИЗНЕС Online» генеральный директор АО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов, «секрет» — в специфической системе сдачи кораблей. «К примеру, экспортные заказы учитываются только по итогам сдачи, — пояснил он. — Именно из-за экспорта и образовался столь большой переход». Напомним, в 2017 году завод отправил во Вьетнам два фрегата проекта «Гепард 3.9».
К слову, кораблями этого проекта, точнее, его прообраза под шифром 11661 (на Каспии служат сторожевики «Татарстан» и «Дагестан») интересовался во время недавнего визита в Казань начальник генерального штаба Валерий Герасимов. «Он отметил, что во Вьетнам ушло уже четыре таких корабля, и есть другие интересующиеся, а для себя построили только два, — рассказал Мистахов. — Валерий Васильевич спросил, почему у нас нет продолжения истории. Кстати, во Вьетнаме фрегаты свои качества прекрасно подтвердили — вьетнамцы куда только не ходил на них». Вдогонку отметим, что с 2014 года «Гепардами» активно интересуется Шри-Ланка.
Судя по отчетности, количество интересующихся продукцией завода им. Горького иностранцев все растет. Так, Алжир задумался о патрульном корабле проекта 22160 с ударным ракетным комплексом CLUB-N. Аж 12 таких кораблей хотят Филиппины. Также есть интерес от Уругвая и Габона. А Египет положил глаз на малый ракетный корабль (МРК) проекта 21632 — экспортный вариант «Буянов-М», бивших крылатыми ракетами по сирийским террористам.
Что касается гособоронзаказа, то в 2017 году завод работал над семью МРК проекта 21631 «Буян-М» (один из них «Вышний Волочек» передадут морякам 30 апреля); шестью — вышеупомянутого проекта 22160; тремя противодиверсионными катерами «Грачонок»; двумя кабельными судами проекта 15310; двумя пограничными сторожевиками проекта 22100; пятью МРК проекта 22800 «Каракурт».
Ренат Мистахов остается патроном завода, а сама верфь будет выполнять в конгломерате предприятий роль головного, так что пока жизнь будет течь по-прежнему. Зато в будущем обещаны грандиозные перемены
«НАДЕЕМСЯ, ЭТИ СУДА СТАНУТ ТАКИМИ ЖЕ ЛЕГЕНДАРНЫМИ, КАК «МЕТЕОРЫ»
А вот с гражданской продукцией наметились некоторые проблемы. Так, до сих пор заказчику из Объединенных Арабских Эмиратов не переданы два скоростных теплохода проекта А145Е, хотя они построены и переведены на сдаточную базу в Новороссийск. Мистахов объяснил задержку некоторыми вопросами, которые возникли у партнеров из ОАЭ с банками.
Также СМИ недавно писали о том, что два построенных Зеленодольском пассажирских судна ледового класса А217-1 не прошли испытания в акватории порта Архангельск — не смогли преодолеть лед толщиной 25−30 сантиметров. Из-за этого городская администрация планировала разорвать контракт на приобретение судов, но верфи удалось договориться о повторных испытаниях в весенний период. По словам Мистахова, ледовая обстановка оказалась превышающей возможности судов такого класса. «Мы об этом заявили, с нами согласились, испытания проведем на этой неделе», — сообщил он «БИЗНЕС Online».
Но по «гражданке» вообще грядут грандиозные перемены. «Мы должны до 2030 года увеличить ее до 50 процентов, и этой задачей начали заниматься, — сообщил сегодня Карпов, указывая на эскизы заложенных теплоходов. — Финансирует, естественно, завод. Никто ему в этом плане не помогает — из своих средств закладываем. Надеемся, эти суда станут такими же легендарными, как „Метеоры“, и полюбятся жителям Татарстана. Но хотим тиражировать их и на реках всей России».
К слову, что мы знаем о Карпове? Александр Николаевич родился 26 июля 1953 года в Казани. Окончил КХТИ по специальности «технология переработки пластических масс и эластомеров» (1996) и Российский государственный открытый технический университет путей сообщения по специальности «организация перевозок и управление на транспорте» (1998). Производственную карьеру начал с ученика слесаря на Казанском вертолетном заводе, также работал в КХТИ, в МВД ТАССР (заведующим базы материально-технического снабжения УИТУ), в дорожной механической мастерской грузовой службы Горьковской железной дороги. На завод им. Горького пришел в 2009 году, на должность заместителя директора по машиностроению и металлургии. Далее — первый заместитель генерального директора. Женат, трое детей.
По слова Карпова, корпорация намерена довести объем судостроительной продукции с нынешних 32 млрд до 100 млрд рублей.
Карпов Александр Николаевич
Число, месяц, год рождения | 26.07.1953 |
Место рождения | г. Казань |
Семейное положение, дети | Женат, трое детей |
Образование | Высшее |
Окончил (когда, что) | Казанский государственный технический университет (1996). Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (1998). |
Специальность по образованию | Технология переработки пластических масс и эластомеров, Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожном). |
Квалификация | Инженер – химик-технолог |
Награды | Почетная грамота «В честь 70-летия Великого Октября» (1987). Медаль «В память 1000–летия Казани» (2005). Нагрудный знак отличия ОАО «ХК АК Барс» (2011). Почетная грамота (2012). Медаль ОАО «ХК Ак Барс» (2013). Почетная грамота министерства промышленности и торговли РТ (2013). Медаль «За укрепление боевого содружества» (2014). Медаль «Адмирал Флота Советского Союза С.Г.Горшков» (2015). Медаль «Михаил Калашников» (2016). |
Общий стаж | 46 лет |
Стаж работы в отрасли | 8 лет |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 38
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.