Директор форума «Время кино» Альбина Нафигова (справа) приехала с недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля, где была открыта бизнес-площадка на стыке феста и кинорынка Директор форума «Время кино» Альбина Нафигова (справа) приехала с недавно завершившегося Московского международного кинофестиваля, где была открыта бизнес-площадка на стыке феста и кинорынка

«МОСКВА СДЕЛАЛА БОЛЬШОЕ ДЕЛО, ОТКРЫВ БИЗНЕС-ПЛОЩАДКУ НА СТЫКЕ КИНОФЕСТИВАЛЯ И КИНОРЫНКА»

Существует множество рынков и фестивалей, но громче гремят кинопремии. И в череде фестивалей, премий случаются не менее, а иногда и более полезные встречи — на кинорынках, и все уважаемые фестивали проходят в сопровождении индустриальной площадки. И вот теперь Москва не исключение.

Мало того, что из-за ЧМ по футболу Московский кинофестиваль сдвинулся в сторону кинорынка по графику, — специально здесь вновь заработала деловая площадка,  для региональных проектов ее организовал молодежный центр кинематографистов РФ. И это несомненный плюс.

Почему? Потому что концентрация снимающих полезна не только для творческих встреч со зрителем. Хотя, несомненно, эти три тысячи фестивалей создают единственную альтернативу существующему прокату. Но встреча трех участников — создателей кино, проводника кино и кинопоказчика — это необходимая часть кинопроцесса. А отсутствие места таких встреч для регионального кинематографа — самая главная беда нашей киноиндустрии. Ибо производственный процесс худо-бедно встал на крыло, а о прокате такого не скажешь. Даже якуты-многостаночники прокатываются в основном у себя. Хотя попытки есть: работают отчаянные однозальники, существуют арт-блоки в сетевых проектах.

В общем, Москва сделала большое дело, открыв бизнес-площадку на стыке кинофестиваля и кинорынка. Нам даже сделали контрамарки на все показы по этому случаю. Правда, я ими не воспользовалась из-за занятости.

Оказалось, что продюсеры и режиссеры «Кире» снимают финальную сцену именно в этот день. А режиссер, он же продюсер «Байгала», Ильдар Ягафаров отправляется в поддержку нашему Александру Ишимову и будет двигать свое детище в Тегеране (об этом позже). И только Алексей Барыкин смог представить свой проект «Водяная» самолично. «Альбина, тебе придется отдуваться за нас», — шутливо попугал продюсер «Кире» Дмитрий Паклин и поехал в Казань. «Ты там давай, представь меня, постарайся», — напутствовал Ягафаров и поехал на Восток.

«ВЕДЬ НЕ САМ ФИЛЬМ ДЕЛАЕТ КИНО, А ЕГО ВСТРЕЧА СО ЗРИТЕЛЕМ»

Получается, что Москва досталась мне полностью. Потому что главной презентацией «Времени кино» был проект в рамках блока успешных практик «Карта регионов». Работали по брифу, на основании независимых рейтингов. Охватить нужно было историю кинопоказа, фильмопроизводства и фестивального движения.

День первый подытожил питчинговый док и короткий метр. В том же зале собрались эксперты из 11 региональных проектов. Один за другим мы презентовали полный метр, снятый на 90%. Казань шла после Бурятии с тремя проектами. Это похоже на питчинг, только построже. И, в общем-то, задача такой площадки — заинтересовать, проанализировать, продвинуть, в конечном счете продать.

Алексей Барыкин Алексей Барыкин

И лучше всего это получилось у Барыкина: у него занятный жанр, и фильм готов. Вслед за ним интерес возник к этнике «Кире», но отсутствие готового на 100% фильма не позволило ему, например, сразу запрыгнуть в несколько фестивалей. Но ничего, у него еще будет свой релиз, и уж мы постараемся обеспечить этой комедии достойное существование. Пусть родится. А у «Байгала» получился предсказуемый восточный трафик.

А что с другой стороны экрана? Ведь наша дирекция выросла из кинопоказа, и мне, например, очень захотелось показать Бурятию и Нижний Новгород. Но начнем мы с зомби-комедии из Якутии. И она вот-вот. Не пропустите «Республику Z»!

Второй день питчинга был посвящен полному метру и телесериалам, после него — 14 презентаций успешных региональных практик.

Вот этот экзамен оказался еще сложнее. Рассказать за пять минут историю от «Булата Батыра» до новейшей «Пувырги», охватить прокат до и после, выделить этапы и точки роста, и себя любимых не обидеть — вот это оказалось непросто. От волнения я переусердствовала, но в целом справилась. И до сих пор не отшлифовала презентацию — каюсь. Но кое-чем делюсь охотно. Вот наш рейтинг, где видны точки роста и проблемные зоны. А это комедийная линия, которая наращивает обороты. Это исторический слайд: первое игровое кино в РТ, первое звуковое полнометражное, первое продюсерское, явный фаворит фестивалей —  и переломный 2015 год. Да, я считаю в новейшей истории, что это он, когда зритель продемонстрировал, чего хочет, а совсем юная команда попала в руки мастера, в цель и оказалась в нужное время в нужном месте и с фильмом (речь об «Айсылу»). В самом пристойном смысле. Ведь не сам фильм делает кино, а его встреча со зрителем. Не зря именно с показа ведется отсчет кино (помните, да: бульвар, поезд?).

Еще в 2015 году появился форум, объединивший регионы и актуальные темы в мастер-классах и секциях. Тогда впервые предпитчинговая попытка презентаций прошла продуктивно и полезно — день казанских презентаций. Кстати, есть мысль продолжить тему work in progress. С питчингом справились, и это осилим, надеюсь. Так что готовьтесь, кинематографисты. Еще тогда появилась новая номинация на нашем фестивале — «Россия молодая». Она дала нишу для малобюджетного кино. И уже не надо было сражаться с лоббистами национального в конкурсе, выуживать диалог культур — все улеглось по полочкам.

«ПОКА КАЖДЫЙ ФИЛЬМ — ЭТО ШАГ»

Все эти факты спровоцировали сначала короткий метр, а затем антология полного метра стала прирастать и частными инвестициями, и краудфандингом. Пока каждый фильм — это шаг. Не ждите от одного кирпича эффекта хауса. Он строится, но все динамичнее. Да, есть причудливые зигзаги в архитектуре, да, есть бюджетная тонкость, но оно растет — наше здание кино — и занимает в региональной позиции неплохое место, а также уже попадает на кинорыночные площадки.

Вот уже и фонд кино реставрирует залы для показа в регионах, а это сеть. Открыла для себя то, что в Новосибирске создаются фильмы по принципу нашего «Кире» при участии частных инвесторов, и качество их растет. Бурятия оперирует мощными для регионального кино бюджетами и, кстати, лидирует по прокату за пределами своего региона. Больше 20 млн рублей собирает один фильм в ограниченном прокате. Вы его видели в наших залах? Я тоже нет. Надо исправлять ситуацию, помогать друг другу. Уфа есть Уфа, и с ней мы поговорим на кинобаттле в формате короткого метра. Затеяли такой проект: будем смотреть и оценивать, будем общаться, встречаться. Архангельск нежно поразил в самое сердце. Нижний Новгород и Карелия — появились отважные полнометражные. Якутов повидала с радостью и с радостью же отметила, что спикером от якутского кино стал представитель независимого кинематографа. Якуты, кстати, попали в конкурс ММКФ и победили: взяли в Москве Гран-при и FipresciI, а в Тегеране их копродукцию тоже признали лучшим фильмом.

Наши работы были в российской программе. Оксана Синчугова успешно обкатывает «Блудного сына», Альфия Шакирзянова показала свои «Грани». D общем, у нашего кино появляется женское лицо. И оно премилое.

«В ТЕГЕРАНЕ МЫ ПРЕДСТАВИЛИ НЕ ТОЛЬКО РЕГИОН, А ВООБЩЕ РОССИЮ»

И вот тут пожалуй пора перейти к той части света, куда направились Ишимов и Ягафаров. Во-первых, Татарстан впервые был представлен сборником на коммерческой площадке под собственным стендом. Во-вторых, а на самом деле тоже во-первых, у нас появился каталог. Международный.

В-третьих, получилось так, что там, в Тегеране, мы представили не только регион, а вообще Россию, и это вызвало интерес. И, будучи фестивальным гостем, Ягафаров успешно сработал участником рынка. Шесть стран и несколько фестивалей проявили интерес, и впервые Ишимов, который уже 10 лет посещал кинорынки для закупки контента (когда работал директором кинотеатра «Мир»), впервые выступил с обратной стороны. Было дико интересно и волнительно. Мы даже можем проанализировать, куда идти по маршруту кинорынков, как подготовиться и что необходимо знать. Это был наш первый опыт, и мы до сих пор в шоке от собственной задумки. Мы благодарны тем фестивальным связям и людям, которые помогли нам реализовать ее.

Спасибо и нашим зрителям. Получилось так, что на сборы с фестивального короткометражного кино мы смогли продвинуть свое собственное. Бюджет поездки и экипировки как раз с проката. Так и должно быть, зарабатывать надо в прокате. И цифры: почти треть в таблице work in progress занимало казанское кино, ровно на три части поделились проекты в каталоге по степени готовности, третье место на внешнем рейтинге. Я вообще люблю троекратные повторы, это похоже на сказку. Поэтому в соответствии с жанром будем превращать ее в быль. Присоединяйтесь!

Альбина Нафигова
Фото: из личного архива Альбины Нафиговой