Завтра, 7 мая, отмечается День радио — праздник специалистов-радиотехников, сотрудников радио- и телевизионных каналов, преподавателей и студентов радиофизических факультетов. Как и почему именно Казань «приютила» такое мировое открытие, как изобретение цветной телепередачи? Почему оно минимум на полвека оказалось невостребованным, а его автор — незаслуженно забытым? «БИЗНЕС Online» предлагает узнать об этом в канун профессионального праздника работников связи, радио и TV.
Александр Аполлонович Полумордвинов (1874–1942) в 1899 году запатентовал проект передачи цветного изображения на расстояние без проводов, закрепив за Россией честь изобретения цветного телевидения / Фото: kstu.ru
ЗДЕСЬ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО ПОБИЛИ ХЛЫСТОМ ИЗ-ЗА АМУРНЫХ ПОХОЖДЕНИЙ
В стенах этого неординарного учебного заведения Казани конца позапрошлого века такое масштабное изобретение, как цветное телевидение, родилось далеко не случайно. С них, то есть со стен, и начнем. Точнее – с их «автора».
Главным архитектором целого комплекса зданий (на современный лад – кампуса) Казанского соединенного промышленного училища, учрежденного высочайшим указом императора Александра III от 14 июня 1890 года и открытого в сентябре 1897 года на Грузинской улице (ныне улица Карла Маркса, 72, корпус «Б» КНИТУ-КХТИ – прим. ред.), был некто Константин Олешкевич (1873–1935), в дальнейшем работавший преподавателем в возведенном им же «продвинутом» учебном заведении. Он, по словам авторов издания «Казанское промышленное училище. 1890–1917. Исторический очерк», выпущенного КНИТУ-КХТИ, «был довольно интересной личностью»: «Казанские газеты конца XIX – начала XX веков достаточно часто упоминали проектанта зданий Казанского промышленного училища в связи со всяческими скандалами. Константин Савинович прославился также тем, что устроил в 1906 году экзекуцию (в прямом смысле этого слова) будущему академику и классику советской литературы Алексею Николаевичу Толстому.
В конце 1905 года А.Н. Толстой, недоучившийся студент Петербургского технологического института, приехал с молодой женой и сыном в Казань к родственникам. Семьи Олешкевичей и Толстых подружились и часто совместно проводили время. Алексей Николаевич, видимо, чем-то обидел Константина Савиновича (злые языки, как всегда, говорят: „Cherchez la femme“). Преподаватель Промышленного училища приглашает студента Технологического института к себе домой, где под угрозой револьвера ударяет будущего автора „Петра I“, „Хождения по мукам“, „Гиперболоида инженера Гарина“ и других всемирно известных произведений хлыстом. Толстой не остался в долгу у архитектора – на следующий день подстерег Олешкевича на улице, когда последний ехал в коляске на службу, и отхлестал его нагайкой. Однако, зная буйный нрав архитектора-преподавателя и опасаясь продолжения взаимных побоев, будущий классик мировой литературы спешно в тот же день покинул Казань, не захватив даже молодой жены и ребенка...»
Стены Казанского промышленного училища, возведенные и впитавшие дух подобной «довольно интересной личности», стали притягательны и для других личностей, неординарных и масштабных. Например, в них три года, с 1901-й по 1904-й, учился на механика нищий сирота из Вятской глубинки (современная Кировская область – прим. ред.) Сережа Костриков, ставший более известным в истории как один из популярнейших большевистских вождей Сергей Миронович Киров. В книге из культовой серии «Жизнь замечательных людей», посвященной Кирову, автор утверждает, что во многом ему «примером служили преподаватели училища. А они, за некоторым исключением, были как на подбор... В большинстве своем это были инженеры, люди менее подверженные рутине, чем, к примеру, гимназические учителя». Одним из них примерно в те же годы был и преподаватель механических наук и черчения Александр Аполлонович Полумордвинов (1874–1942), который в 1899 году запатентовал проект передачи цветного изображения на расстояние без проводов, закрепив за Россией честь изобретения цветного телевидения.
Здание Казанского промышленного училища начала ХХ века / Фото из музея КНИТУ
«ЕМУ ПЕРВОМУ УДАЛОСЬ СДЕЛАТЬ РЕШАЮЩИЙ ШАГ»
«Созданию первой практически пригодной системы передачи цветного изображения на расстояние предшествовало большое число исследований и теоретических разработок ученых многих стран, – пишет почетный радист СССР, историк Антонина Орлова. – Однако русскому изобретателю инженеру-технологу Полумордвинову первому удалось сделать тот решающий шаг, в результате которого стало возможным построить действующее техническое средство, вполне подходящее для практического использования.
Полумордвинов предложил цветную телевизионную систему, основанную, как и современная система цветного телевидения, на трехкомпонентной теории цвета. 23 декабря 1899 года (по старому стилю) он подал заявку №10739 (свидетельство №9839 от 27 февраля 1906 года) в Департамент торговли и мануфактур министерства финансов России на свое изобретение. В то время департамент включал в себя патентные органы и занимался выдачей патентов. Изобретение было юридически оформлено выдачей изобретателю привилегии на „Светораспределитель для аппарата, служащего для передачи изображений на расстояние со всеми цветами и их оттенками и всеми тенями“.
Талантливый экспериментатор, продолжая теоретические исследования ученых России, Англии, Германии, Польши и других стран, предложил выдающееся изобретение, которое сделало возможным создание целой системы цветного телевидения».
«КАК И КИРОВ, ОН БЫЛ ВЫХОДЦЕМ ИЗ ВЯТСКОЙ ГЛУБИНКИ»
Полумордвинов, кстати, как и Киров, был выходцем из Вятской губернии (современная Кировская область – прим. ред.). «Родился он 30 августа 1874 года в городе Слободском, – читаем публикацию в кировской газете „Культурная среда“. – Его отец, Аполлон Петрович, учился в Петровско-Разумовской сельскохозяйственной академии в Москве, но не окончил курса из-за ссылки в Вятскую губернию, где служил секретарем Слободской уездной земской управы и скончался в 1874 году, незадолго до рождения сына. Мать изобретателя, Александра Константиновна, была фельдшером-акушером и зубным врачом. Кроме маленького Саши в семье была трехлетняя дочь.
В 1884 году Полумордвиновы переехали в Казань, где Саша поступил учиться в 3-ю Казанскую гимназию. В 1892 году он успешно окончил ее и поступил на физико-математический факультет Казанского университета. Учился хорошо, но его тянуло к инженерной практике. После окончания 1-го курса университета в 1893 году Александр поступает на механическое отделение Харьковского технологического института, который оканчивает в 1898 году.
После его окончания Александр Полумордвинов был принят на службу в Казанское промышленное училище, где в течение двух лет преподавал механические науки и черчение и руководил работой механических мастерских, одновременно занимаясь изобретательством (в этих же мастерских буквально через год после Полумордвинова, появился и слушатель механико-технического отделения Сергей Костриков-Киров – прим. ред.).
В январе 1900 года на Первом электротехническом съезде, проходившем в Петербурге, Александр Полумордвинов делает доклад о своем изобретении – первой в мире системе цветного телевидения, предвосхищавшей современные системы, основанные на теории трехкомпонентного цветового зрения. На съезде присутствовали видные отечественные ученые – в том числе и изобретатель радио Александр Степанович Попов. Они тогда дали высокую оценку изобретению Полумордвинова. Ему было предложено выступить на заседании Русского технического общества и более подробно рассказать об изобретении. На заседании проект цветной телевизионной системы также получил высокую оценку, особо была отмечена его техническая осуществимость. Молодой преподаватель из Казани становится заметной фигурой в научных кругах, знакомится со многими ведущими учеными страны, активно включается в сферу ее научно-технической деятельности».
ПРИЗНАТЬ-ТО ПРИЗНАЛИ, А ПОМОЧЬ НЕ СМОГЛИ
Вернувшись в Казань, воодушевленный признанием своих трудов компетентными учеными, он попытался самостоятельно выполнить прибор. Изготовить детали для него в Казани оказалось весьма сложно, уровень электротехнической промышленности в стране был низкий, а в Казани не было вообще никаких электротехнических предприятий. Полумордвинов обратился к Военному министру с просьбой выделить ему субсидию в 2000 рублей на изготовление изобретенного им прибора. Просьба была удовлетворена.
В январе 1900 года он приехал в Петербург, чтобы заказать детали, и обратился к нескольким фирмам и электротехническим заводам (Сименса и Гальске, Глебова, Гейснера). Однако эти заводы индивидуальных заказов не выполняли, поэтому пришлось выписывать некоторые детали из-за границы: у Дюкрете из Парижа, у Цейса из Германии, у Бэрда из Англии, но необходимый комплект ему получить так и не удалось.
Летом 1900 года в Париже проходила всемирная выставка, которая привлекла внимание многих ученых мира. Полумордвинов принял в ней участие. Там молодому изобретателю представилась возможность познакомиться с мировыми учеными и их трудами. Александр Аполлонович обратил внимание также на состояние телефонного и телеграфного дела во Франции. Будучи в Париже, он посетил мастерскую Эжена Дюкрете (1844–1915), разносторонне одаренного инженера, имевшего особый дар практического воплощения в жизнь научных идей. В Париже Дюкрете основал мастерскую по выпуску приборов для науки и промышленности. Государственные лаборатории и крупные ученые обращались к нему за помощью в решении технических проблем или поручали ему практическую реализацию теоретических разработок в самых разных областях. Полумордвинов попросил Дюкрете изготовить ему недостающие детали для своего аппарата «Телефот». Проект Полумордвинова вызвал большой интерес у Дюкрете, и он охотно согласился.
В это время Дюкрете выполнял заказ российского Военного министерства по изготовлению беспроводного телеграфа Александра Попова (в современном понятии – радиостанции). А работа с аппаратом Полумордвинова была гораздо более сложной, продвигалась медленно, а срок его пребывания в Париже заканчивался. Дюкрете после отъезда Полумордвинова так и не смог продолжить работу, и прибор выполнен не был.
«РАНОВАТО ТОГДА БЫЛО ДЛЯ ТЕЛЕВИДЕНИЯ, ДА ЕЩЕ ЦВЕТНОГО»
Для того чтобы оказывать влияние на технический прогресс человечества, всегда нужно соответствие гения, времени и места. Федеральное интернет-издание «Капитал страны» полагает, что Александр Аполлонович опередил свое время, а потому его идеи не получили должного признания современников, равно как и «изделия от Полумордвинова» – должного распространения. Рановато тогда было для телевидения, да еще цветного: человечество только-только осваивалось с такими новинками научно-технического прогресса, как радио и телефон. Кстати, именно Полумордвинов разработал принципиальную схему современного телефона – доказательствами этого являются выданные ему авторские свидетельства. А еще Александр Аполлонович впервые применил алюминиевые провода для передачи электроэнергии. Но такая интеллектуальная «работа на опережение», как это случается в истории, сыграла в судьбе гениального изобретателя трагическую роль...
Из Парижа в Казань он уже не вернулся. Еще во время работы по конструированию аппарата Полумордвинов поступил в Петербургский электротехнический институт для пополнения знаний в необходимой ему области. Учеба способствовала развитию его научных интересов, он глубоко изучал телефонию, телеграфию, электротехнику. За три года им была проделана поистине гигантская научная работа. Он предложил несколько вариантов усовершенствования аппарата для передачи цветного изображения на расстояние, получил на них патенты, сделал еще целый ряд научных открытий.
Александр Аполлонович был оставлен в электротехническом институте для руководства практическими занятиями по телефонии. Но в 1911 году Полумордвинов был вынужден выйти в отставку с правом на пенсию из-за нервного расстройства от похищения некоторых его изобретений. С авторскими правами в России и тогда тоже дела обстояли неважно.
НЕТ ПРОРОКА В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ?
Что интересно: английский ученый и предприниматель Джон Лоуги Бэрд (1888–1946), долгое время занимавшийся теоретическими разработками телевидения, еще в 1899 году купил у Полумордвинова патент, который предоставил ему реальные возможности изготовить аппарат. После некоторых усовершенствований Бэрду удалось в 1925 году провести серию лабораторных испытаний опытного образца передачи цветного изображения на расстояние. А в 1928-м он уже демонстрировал систему цветного телевидения широкой общественности. Все заговорили о Бэрде как изобретателе цветного телевидения, а он сам ссылался на русского изобретателя и неоднократно обращался в СССР, чтобы найти Полумордвинова, но советские власти не смоги (или не захотели) установить его адрес. Сегодня весь мир признает приоритет изобретения Полумордвинова по передаче цветного изображения на расстояние (того, что сегодня мы называем цветным телевидением).
Многие годы ничего не было известно об Александре Аполлоновиче. А он со злосчастного для себя 1911 года жил и работал в Вятке (с 1934 года город был переименован в Киров – прим. ред.). Будучи всесторонне образованным человеком, он занимал различные должности в различных отраслях народного хозяйства: от помощника городского инженера, который следил за соблюдением требований строительного устава и осуществлял нивелировку при мощении улиц, до заведующего телефонной станцией (кстати, по мнению специалистов того времени, слышимость телефонной связи в Вятке была тогда одной из лучших в СССР, утверждает портал «Капитал страны») и многих других.
Полумордвинову, прожившему 68 лет, принадлежит большое количество изобретений и открытий, которые принесли стране, да и остальному миру огромный экономический эффект. Но умер Александр Аполлонович в Кирове в одиночестве и безвестности в декабре голодного 1942 года...
Подготовил Михаил Бирин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.