«Рубин» активно теряет зрителей, которых не менее активно подбирают УНИКС и «Ак Барс». Хоккей уже не только по результатам, но и по средней посещаемости может обойти футбол. В волейболе же только «Зенит» привлекает внимание зрителей — до «Динамо» никому нет особого дела. «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, как ходили на спорт в республике в сезоне 2017/18.
«Рубин» провел последнюю домашнюю игру в сезоне. На матч с «Уфой», который провожал на «пенсию» Гекдениза Карадениза, пришли 25540 зрителей — сработал свободный вход и антураж последней игры турка
«РУБИН» ОПЯТЬ НЕ СМОГ ПРОБИТЬ 10 ТЫСЯЧ
«Рубин» провел последнюю домашнюю игру в сезоне. На матч с «Уфой», который провожал на «пенсию» Гекдениза Карадениза, пришли 25540 зрителей — сработал свободный вход и антураж последней игры турка. Это лучший результат почти за четыре года – последний раз свыше 25 тыс. в Казани на игру РФПЛ приходили в августе 2014 года, когда в столицу Татарстана приехал ЦСКА, та игра была второй в истории стадиона.
Посещаемость «Рубина» по итогам сезона – 9706 зрителей. За тур до конца это 9-й показатель в РФПЛ, при этом по заполняемости «Казань Арена» предпоследняя – 22,7%. Хуже Казани стадион заполняется лишь в Каспийске, где играет махачкалинский «Анжи». Если посещаемость продолжит падать и осенью, то недалек тот час, когда аудитория «Ак Барса» будет превосходить аудиторию «Рубина».
Серый фон – матч Кубка России, голубой фон – игра проходила на Центральном стадионе
По сравнению с прошлым сезоном средняя посещаемость увеличилась на 55 зрителей, да и то этот прирост обусловлен исключительно последним, прощальным матчем Карадениза. Между прочим, встреча с «Уфой» стала 7-й по количеству аудитории за всю историю ведения статистики казанского клуба. Только вдумайтесь: за все эти годы лишь 7 матчей смогли собрать на трибунах более чем 25 тыс. зрителей.
Да и то, откровенно говоря, столь высокая посещаемость последнего матча – это стечение обстоятельств. Казань и стадион проверяли свою готовность к проведению чемпионата мира, в столице Татарстана пройдут 6 матчей турнира. В этом году ни одно мероприятие, которое разработало клуб, не «выстрелило». 60-летний юбилей «Рубин» праздновал матчем против «Ростова» – и на него пришли менее 6 тыс. человек.
Только лишь одна игра за всю историю казанского футбола смогла собрать свыше 40 тыс. зрителей
Проблема посещаемости «Рубина» не только в том, что команда выступает не совсем хорошо. Отношение клуба к болельщикам на самом низком уровне. Достаточно привести тот факт, что на игре против «Спартака» в кулерах на стадионе к 30-й минуте закончилась горячая вода и тысячи замерзших зрителей не смогли согреться, выпив чая или кофе. И таких примеров вагон и маленькая тележка. Во многом такое отношение к зрителю – это результат работы прежнего генерального директора клуба Рустема Саяхова, который создавал проблемы еще маркетологам команды Ильсура Метшина, а после его ухода из клуба работу с болельщиками «Рубин» окончательно запустил. Разгребать эти завалы предстоит долго и мучительно, самое сложное вернуть доверие людей.
Дорого ли болеть: индекс расходов спортивного фаната в Татарстане
Но не только в Казани существует профессиональный футбол: в ПФЛ в зоне «Урал-Приволжье» выступают нижнекамский «Нефтехимик» и челнинский КАМАЗ. Во втором по величине городе республики пару лет назад реконструировали стадион «Гренада», команда же ставит перед собою задачу в ближайшие годы вернуться в ФНЛ. Средняя посещаемость КАМАЗа – 1209 зрителей при вместимости стадиона в 6 тыс. мест. Для второго дивизиона неплохой показатель, но глобально показатель ничтожный. В Нижнекамске на футбол ходят в среднем по 570 зрителей. Все-таки это хоккейный город, в отличие от Челнов.
ТАТАРСТАН – ХОККЕЙНЫЙ РЕГИОН?
Синий фон – аншлаг на арене. Красным выделена худшая посещаемость сезона
Татарстанская посещаемость в КХЛ вышла довольно неоднозначной. С одной стороны, казанский «Ак Барс» показал второй результат в истории – 6548 зрителей в среднем за матч. Рекордная аудитория в 6702 зрителя собиралась в сезоне 2014/15. Правда, тот сезон был особенным, так как команды провели подавляющее число матчей против команд из своих дивизионов. В плей-офф же посещаемость «барсов» была превосходной – 11 матчей Кубка Гагарина в среднем посмотрели 8290 зрителей, то есть заполняемость «Татнефть Арены» превысила 93%. Так на хоккей в Казани еще никогда не ходили.
Нынешний же сезон показал, что у «барсов» еще много работы. Всего лишь две игры прошли при аншлаге – против «Металлурга» и «Салавата». Даже на матчах с базовыми клубами сборной России трибуны зияли пустотами. Для сравнения, в свой рекордный сезон четыре игры регулярки прошли при полных трибунах. Правда, вместимость «Татнефть Арены» три года назад была на 400 кресел меньше, чем сейчас. В первые сезоны существования лиги даже в Нижнекамске на хоккей ходили больше зрителей, чем в столице Татарстана. Работа по привлечению зрителя в Казани в последнее время поднялась на новый уровень, и, как следствие, народ активнее начал ходить на арену.
Синий фон – аншлаг на арене. Красным выделена худшая посещаемость сезона
В Нижнекамске осознали, что высокая посещаемость в прошлые года поддерживалась в основном раздачей бесплатных билетов на заводах города. И после отказа от таких акций посещаемость «Нефтехимика» на старте сезона существенно провалилась. Клуб провел ребрендинг, увеличил количество активностей для болельщиков на арене, но нижнекамский зритель за десятилетия халявы так привык к ней, что теперь с трудом принимает реформы. Только после введения скидок зритель начал неспешное возвращение на «Нефтехим Арену». К тому же команда показывала хорошие результаты – до самых последних игровых дней «Нефтехимик» боролся за 1-е место на Востоке.
Кроме КХЛ, Татарстан был представлен на профессиональном уровне еще двумя клубами в ВХЛ – казанским «Барсом» и альметьевским «Нефтяником», а также клубом «Челны», выступающим в ВХЛ-Б. О столичной команде сказать нечего, там все очень плохо. Посещаемость «Нефтяника» – 1233 зрителя. Цифра должна расти, в клубе сильно озабочены проблемой привлечения зрителей на трибуны. «Нефтяник» уже сейчас работает над возвращением былой популярности в городе. К примеру, после ребрендинга клуб начал активную маркетинговую работу. До него клуб предлагал лишь одну кепку, да и то не самого высокого качества. Сейчас же коллекция расширилась до уровня КХЛ – можно купить, что душа пожелает. Перспективы у команды есть, в отличие от «Барса». Этот фарм-клуб совершенно неинтересен, на него ходят всего лишь по 200 зрителей. В США такой ценный актив в продвижении основного бренде давно бы перевезли в соседние агломерации, так что и «Ак Барсу» стоит проследовать по такому пути. Зеленодольск, Волжск, да даже Чебоксары – все это отличные не обработанные никем рынки.
ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО ХОДИТЬ НА БАСКЕТ ВЕСЕЛО
Как ходили на баскетбол в Казани
УНИКС внезапно в этом сезоне стал нужен казанцам. Посещаемость возросла на 170%, а матчи против топовых российских команд собрали практически полную арену. Клуб начал активно работать со зрителем – теперь прийти на баскетбол можно не только ради самой игры, но и ради отличного семейного времяпрепровождения.
Безусловно, на посещаемость также влияет и географический фактор. Так, «Баскет-холл» идеален в части местоположения. Метро – в 400 м, автобусная остановка – в шаговой доступности. Небольшие проблемы есть лишь с парковкой для личного авто – она работает только для владельцев абонементов. В УНИКСе обещают, что уже со следующего сезона фуд-корты на арене будут одними из лучших в городе, каждый сможет найти любую еду, которую пожелает.
На баскетбольных матчах также уделяют достаточное внимание шоу-программам как во время игры, так и в перерывах. Весь этот комплекс заинтересовывает нейтрального зрителя в том, чтобы вернуться на арену в будущем. Однако таблица посещаемости говорит нам о том, что казанские болельщики приходят в «Баскет-холл» в основном на вывески, а не на сам УНИКС. Нет, в этом нет ничего плохого, еще никто не отменял такое понятие, как «ценность билета». Но вот когда на одном матче зрителей в 5 раз больше, чем на другом, – это тревожный сигнал.
Очевидно, что баскетбол у нас в стране силен «брендами». Когда приезжают ЦСКА или «Химки» – зритель на трибунах. Когда «Автодор» или «Енисей» – его нет. Важную роль сыграл и спортивный результат: команда идет на втором месте в Единой лиге ВТБ и показывает очень эмоциональный баскетбол, вытаскивая даже самые безнадежные матчи в концовке.
ВОЛЕЙБОЛ НА ОБОЧИНЕ
Команды сортированы по посещаемости
По популярности в Татарстане волейбол сейчас уступает баскетболу. Мы подробно писали о причинах отсутствия зрителей на трибунах в статье про индекс расходов фанатов в республике.
Дорого ли болеть: индекс расходов спортивного фаната в Татарстане
Вкратце главная проблема клуба – в его силе. «Зенит» доминирует в отечественном волейболе, и конкуренция в чемпионате России обычно невелика. Заметна корреляция: когда приезжает более или менее серьезный соперник, как то же «Белогорье», арена заполняется на две трети, но вот самарская «Нова» не набирает и четверти центра волейбола. Ну и дворец «Санкт-Петербург» расположен на самой окраине, что вызывает множество неудобств.
На женский волейбол ходят еще хуже, чем на «Зенит». На матчи приходят менее тысячи зрителей, лишь пара игр в сезоне может заполнить треть всего дворца. Поход на «Динамо» мало чем отличается от «Зенита»: заполнение фойе аналогичное, лишь билеты чуть дешевле. И перспектив, как изменить эту ситуацию, увы, не видно.
Таблица посещаемости казанских клубов показывает, что кризис отношений казанской публики со спортом где-то рядом. Максимальный процент заполняемости арены в 73 единицы – это объективно мало. В том же Питере и на футболе, и на хоккее показатели значительно выше – как качественные, так и количественные.
Посещаемость – это один из трех важнейших элементов, способных оправдать расходы на профессиональный спорт. Ведь посещаемость = популярность. Остальные два компонента – это спортивный результат («Зенит-Казань», УНИКС) и собственные воспитанники в составе («Ак Барс»). Двух элементов из трех, как правило, достаточно, чтобы не возникало вопросов об эффективном расходовании средств и вообще целесообразности содержания клуба. По итогам нынешнего сезона лишь «Ак Барс» смог выбить все три мишени.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.