ЭКС-МИНИСТР СТРОИТЕЛЬСТВА ТАТАРСТАНА ВО ВРЕМЯ КОМАНДИРОВОК В МОСКВУ ПРЕДПОЧИТАЛ ВМЕСТО ТЕАТРА И КИНО ПОСЕЩАТЬ ГОРОДСКИЕ СТРОЙКИ
Заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин в прямом радиоэфире программы "Большой дозор" признался, что согласился перебраться в российскую столицу из Казани из-за спортивного интереса, что перед назначением обошел большинство крупных московских строек и что считает - всегда надо гордиться своей Родиной…
«СОБЯНИН ПРЕДЛОЖИЛ РАБОТУ, Я СОГЛАСИЛСЯ»
О.БЫЧКОВА: Добрый вечер, добрый день, это программа «Большой дозор». В студии телекомпании, радиостанции Ольга Бычкова и моя коллега Татьяна Лысова - главный редактор газеты «Ведомости». Добрый вечер.
Т.ЛЫСОВА: Добрый вечер.
М.ХУСНУЛЛИН: Добрый вечер.
О.БЫЧКОВА: Мы читали вашу биографическую справку, конечно же. И знаем, что всю вашу предыдущую трудовую жизнь вы провели в Татарстане, в Казани. И ваш последний пост там очень неслабый – это пост министра строительства, архитектуры и ЖКХ Татарстана. Расскажите нам, жителям столицы, как получилось, что Собянин пригласил вас уже в Москву?
М.ХУСНУЛЛИН: Как он пригласил, я не могу рассказать, потому что для меня было совершенно неожиданно, когда поступил звонок, и меня пригласили к нему на собеседование. Когда я к нему пришел, он мне предложил эту работу. Я согласился, потому что мне интересно было с масштабными проектами, с теми, в которых есть спортивный интерес, желание реализовать крупные проекты. Москва – это крупнейший мегаполис мира и работать на этой площадке, я считаю, очень почетно, очень интересно.
О.БЫЧКОВА: А вы пришли в ужас, когда вы увидели, с чем вам придется иметь дело, - уже не глазами гостя столицы, например, а ответственного человека, которому придется все это разгребать?
М.ХУСНУЛЛИН: Знаете, в ужас я не приходил, потому что я практически в месяц 3-4 раза бывал в Москве. И так как у меня все время был профессиональный интерес ко многим объектам, я могу сказать, что на всех крупных стройках Москвы я бывал и имел полное представление о том, что делается, как делается. Поэтому для меня это было абсолютно не новостью.
ЧТОБЫ РЕШИТЬ ТРАНСПОРТНУЮ ПРОБЛЕМУ СИТИ, НУЖНО ПОРЯДКА 100 МЛРД.
О.БЫЧКОВА: А вы бывали почему на крупнейших стройках?
М.ХУСНУЛЛИН: Ну, вот, вы знаете, кто-то ходит в театр, кто-то ходит в кино. А я хожу на стройки.
Т.ЛЫСОВА: Вот я как раз хотела сказать. Вместо ресторанов и магазинов, да, на стройку.
М.ХУСНУЛЛИН: То есть когда я нахожу возможность, я заезжаю на стройки. И даже, как ни парадоксально, буквально перед самым моим приездом в Москву у меня было время, и я прошел всё Сити. И думаю, надо же как, вот, совпало такое.
О.БЫЧКОВА: Пешком прямо прошли?
М.ХУСНУЛЛИН: Да, зашел на Сити, причем мне никто не задал вопросов, ни охрана. Никто. Я просто пришел и прошел, посмотрел всё Сити – мне было интересно, как оно реализовывается. И буквально, как ни странно, буквально через две недели меня пригласили сюда работать.
Т.ЛЫСОВА: А у вас первое впечатление какое было, когда вы просто пришли на экскурсию, вы еще не знали, что вам предстоит за эту часть отвечать?
М.ХУСНУЛЛИН: У меня это не экскурсия, это чисто профессиональный интерес.
Т.ЛЫСОВА: Ну да-да, личная экскурсия.
М.ХУСНУЛЛИН: То есть какие технологии управления, как работают люди. Потом, понимаете, когда приглашают официально, есть официальный маршрут, есть официально, как бы, представленная информация. Когда ты приходишь сам, ты все видишь другими глазами.
Т.ЛЫСОВА: Вот я поэтому и спрашиваю: что вы увидели?
М.ХУСНУЛЛИН: Ну, вообще...
О.БЫЧКОВА: Потому что Собянин говорил где-то, что Сити – это был не самый разумный проект.
М.ХУСНУЛЛИН: Вы знаете, с точки зрения градостроительства, конечно, его месторасположение очень сложное. Потому что сегодня, чтобы нам транспортную проблему Сити решить, нужно порядка 100 миллиардов. То есть, чтобы Сити ехало (я уж так говорю, языком сленговым), нужно порядка 100 миллиардов. Но сегодня этот факт есть, в любом мегаполисе мира должен быть, на мой взгляд, такой деловой центр. А уж где его расположили, это ну чего сейчас обсуждать? Сейчас надо проблему решать. В целом, я считаю, что здания, которые построены в Сити, они достаточно интересны. Вот именно как современные здания, они интересны и с точки зрения инженерной мысли. Вот открывшийся на днях буквально торговый центр там, он имеет самую большую практически площадь стеклянного купола в Европе.
О.БЫЧКОВА: Ужас какой.
М.ХУСНУЛЛИН: То есть это очень серьезный такой, вот, ну, вызов, я сказал бы, строительный.
Т.ЛЫСОВА: Ну да, в том числе и посетителям.
«СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖИЛЬЯ В МОСКВЕ - 80 - 200 ТЫС. ЗА КВАДРАТНЫЙ МЕТР»
О.БЫЧКОВА: Лучше не думать об этом, если туда идти. А Сити – это, действительно, вы сказали (правильно, да?), что это проблема, которую уже надо думать, как решать, вот, в том виде, в котором она сейчас есть. Предположим, есть список проблем, которые нужно решать в первую очередь. У вас есть такой список?
М.ХУСНУЛЛИН: Конечно.
О.БЫЧКОВА: Сколько там пунктов?
М.ХУСНУЛЛИН: На самом деле, я считаю, список этот достаточно большой, но есть основных 3 - 5 проблем, которые надо решать в первую очередь.
О.БЫЧКОВА: А назовите.
М.ХУСНУЛЛИН: Ну, в первую очередь, конечно, это транспортная.
О.БЫЧКОВА: Не, ну это общее.
М.ХУСНУЛЛИН: Нет, ну, транспортная – я в транспортной подразумеваю вполне конкретные вещи. Сегодня в Москве обеспеченность дорогами минимум в два раза ниже, чем любого мегаполиса мира. Поэтому хотим мы, не хотим – мы дороги должны строить. Должны строить новые, должны приводить в порядок существующие. Это не просто лозунг, это конкретная программа. Если вы слышали, Сергей Семенович официально ее представил. Там очень внушительные цифры и очень, я бы сказал, такие, смелые планы. Очень непростые для реализации. Поэтому, вот, первое – это увеличение дорог. Метро. 75 километров в 5 лет. Понимаете, можно говорить «75 километров», можно говорить там «100 километров». Просто в лучшие годы 8 километров в год строилось, когда была единая централизованная система управления, когда решением партии мобилизовывались со всей страны силы, тогда было метростроение не только в России, но в союзных республиках. Тогда принимали решение ЦК партии на мобилизацию сил и собирали со всей страны, и строили 8 километров.
Т.ЛЫСОВА: Ну, тогда технологии были другие. Щитов таких не было, как сейчас.
М.ХУСНУЛЛИН: Ну, вы знаете, вопрос кроме... Ну, тогда не было права частной собственности на землю, не было огромной стоимости перекладок, не было огромных обременений, не было массового протеста жителей. Так что если все сравнить, что было тогда и что сейчас, я считаю, что на сегодняшний день задачи намного сложнее выполнять.
Следующий вопрос – это парковочное пространство. Непопулярная мера – много мы говорим о «Народном гараже». Я могу сказать, что, действительно, есть ошибки в управлении «Народным гаражом» в системе, в подходе. Но самое главное, этот процесс начался. То есть правильно или неправильно, правительство начало строить гаражи. Бесплатно выделять землю, брать минимальный объем за подключение. В процессе становления – да, ошибки были допущены. Но сама по себе программа по своей сути – она нужная, она необходимая, и мы ее должны решать. Это обязательно. Потому что, опять-таки, если сравнить с любым городом мира, у нас официальных парковочных мест в разы меньше, чем в любом городе мира.
Т.ЛЫСОВА: Ну, москвичи все это чувствуют на себе.
М.ХУСНУЛЛИН: Это вот третий вопрос. Четвёртый вопрос, все-таки, из наиболее важных, мы считаем, что нам нужно определиться серьезно с дальнейшими нашими объемами строительства жилья, что беспокоит сегодня москвичей. Сказать, что мы не будем строить совсем, я этого не могу сказать – мы будем строить, будем, в основном, заниматься реновацией. В центре – да. Там, где центр переуплотненный, мы, действительно, больше в пределах третьего кольца, действительно, только уже начатые объекты будем завершать. Но у нас есть огромный объем сегодня жилья, которое требует реновации. У нас качество жилищного фонда еще в Москве достаточно далеко от идеального.
О.БЫЧКОВА: Стандарты – можно, вот, об этом? Стандарты чего? Какие?
М.ХУСНУЛЛИН: Стандартов, на самом деле, несколько будет. Во-первых, сколько и в каком объеме мы будем строить за счет бюджета. То есть надо понимать, мы должны определить, какой объем за счет бюджета. Сегодня у нас есть определенные очередники. Да, мы понимаем, что мы должны эти вопросы по очереди решить. Вот, первое – стандарт и решить вопрос с очередниками.
Сегодняшний стандарт. Сколько должно стоить это жилье? Когда мы проанализировали стоимость строящегося жилья, то получилось, что себестоимость жилья у нас составляла от 80 тысяч до 200 тысяч за квадратный метр. То есть понятно, нужно было переселять пятиэтажки, люди хотели жить именно там, где сносили их дома. И, конечно же, решая эту задачу, бюджет, в общем-то, практически не рассматривал затраты. То есть, ну, вот, надо строить здесь – не важно, сколько он стоит (дом), там его и строили. Сегодня же мы, все-таки, считаем, что надо за эти деньги, которые есть в бюджете, и понимая, что у нас огромные деньги пойдут на приоритет решения транспортных проблем, надо понимать, как при имеющихся в бюджете деньгах уложиться, чтобы при этом не сократить объем социальных программ. Это тоже непростая задача.
О.БЫЧКОВА: Так объемы строительства будут увеличиваться или не будут увеличиваться?
М.ХУСНУЛЛИН: Вы знаете, я считаю, что транспортное строительство вырастет очень серьезно, и я это уже могу заявить совершенно точно. Это уже не просто слова, это слова, подкрепленные цифрами, проектами. У нас в предпроектной подготовке сейчас находятся тысячи объектов. Тысячи.
ПЕРЕСМОТР ЛУЖКОВСКОГО НАСЛЕДИЯ
О.БЫЧКОВА: Сколько контрактов, проектов закрыто и закрывается в Москве?
М.ХУСНУЛЛИН: Ну, вообще, конечно, не очень, может быть, популярная цифра (я скажу ее), для инвесторов особенно. На 2 миллиона 300 квадратных метров объектов недвижимости прекращено действие инвест-контрактов. И в общей сложности это уже порядка 100 контрактов. Но надо понимать, что сегодня механизм рабочих групп инвест-контрактов набирает обороты. То есть, действительно, первое время были организационные вопросы, были определенные шероховатости в работе. Но сегодня надо сказать, что у нас есть четкие две рабочие группы. Одна рабочая группа, которую возглавляет Шаронов, она занимается ранее заключенными инвест-контрактами.
О.БЫЧКОВА: И все пересматриваются?
М.ХУСНУЛЛИН: Да, все пересматриваются.
О.БЫЧКОВА: Все до одного?
М.ХУСНУЛЛИН: Вот, все до одного, все ревизируются и по всем принимаются решения. Вторая рабочая группа – это те, которые не вошли в список официальных инвест-контрактов, но все новое строительство, проекты планировок, ГПЗУ, все, что планируется перестраивать, все, что хочется, это рассматривается на рабочей группе у нас. Она так и называется: Рабочая группа по градостроительной деятельности. Я возглавляю эту рабочую группу, и сегодня инвесторы массово обращаются с различными вопросами. У кого-то застарелые вопросы, кто-то заново что-то планирует. Но я могу сказать, что на сегодняшний день у нас в работе уже 800 вопросов. Поэтому вот этот ком вопросов, который копился, он сейчас растет, и мы пытаемся его, целые уже группы работают в ежедневном режиме, чтобы быстрее эти вопросы решать, чтобы мы четко инвесторам свою позицию объяснили, что можно, а чего нельзя и почему нельзя. И как мы будем из этой ситуации выходить.
94-ФЗ И РУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
О.БЫЧКОВА: Вот, например, спрашивает Барух - финансист из Москвы: «Каким образом вы намерены сделать более прозрачной систему городского заказа в сфере строительства?
М.ХУСНУЛЛИН: Аукционы, конкурсы. Мы очень серьезно сейчас анализируем цены. Более того, я могу сказать, что когда у нас был один из конкурсов на строительство жилья и когда пять строительных компаний дали снижение от 0,5 процента до 1 процента, мы отменили этот конкурс. Мы пошли на потерю времени, мы заново объявили, потому что мы понимаем, что не может быть снижения на 0,5 процента. Для меня, вот, как для руководителя градостроительного комплекса задача, чтобы в отрасли работали профессиональные, действительно работающие строители. Ведь сегодня есть такая тенденция, я их называю «портфельные строители», у которых кроме административного ресурса и документов в портфеле ничего больше нету. Вот, они приходят, ломают рынок. А профессиональные компании, которые умеют работать, у которых есть люди, - у них, действительно, сегодня работа стоит несколько выше, чем у других. Потому что у них люди, у них база, у них производство. Они не могут выиграть конкурс. Вот, моя задача - сделать все, чтобы между собой работали профессионалы, и между собой конкурировали профессионалы. Поэтому я буду делать все, чтобы рынок был прозрачный. Потому что любой непрофессиональный игрок, который выигрывает сегодня конкурс государственный, потом из-за него стоим... Вот, каждую неделю мы каждый вечер проводим тематический штаб. И что вы думаете? Мы решаем многие проблемы вот именно таких неудачных строителей, которые - кто-то не оценил своей силы, кто-то откровенно какие-то авантюристы или аферисты. А сроки же стоят. Если детский садик выиграла компания, которая на сегодня не состоятельна, мамам же не объяснишь, которые в очереди стоят, что там 94-ФЗ не предусматривает такую норму. Мамам же нужны места в детском садике. И мы вынуждены в ручном режиме достраивать эти объекты. Поэтому для меня вопрос аукционов, конкурсов, их прозрачности – это вопрос вообще успеха нашей деятельности.
«НАДО ГОРДИТЬСЯ ВСЕГДА СВОЕЙ РОДИНОЙ, ТАМ, ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ»
Т.ЛЫСОВА: Марат, а, вот, вы, судя по вашему рассказу, уже объездили если не всю Москву, то пол-Москвы точно. Вот, можете вы что-то такое вспомнить, где вам понравилось?
М.ХУСНУЛЛИН: Ну, во-первых, я считаю, что, все-таки, в исторической части Москвы очень много очень достойных, интересных зданий. Я обычно в субботу (вот у меня объезд), воскресенье, когда я езжу по объектам, смотрю. В принципе, смотрю по состоянию строящихся объектов. Могу сказать, что в исторической части Москвы много красивых зданий, причем, построенных, на мой взгляд, великими людьми. Из современных зданий - я езжу, смотрю современные здания. Вот у нас на прошлой неделе была панихида по людям, которые погибли на стройках, – это традиция, которая в строительном комплексе заведена, хорошая традиция, на мой взгляд. Она уже 14 лет проходит в таком, организованном порядке. И с момента, когда построили храм Христа Спасителя, она проходит там. Вот я могу сказать, что с инженерной точки зрения, с архитектурной этот объект очень достоин большого уважения. Действительно, солидный объект. Большой театр. Это, безусловно, шедевр и инженерной мысли, и строительной мысли.
О.БЫЧКОВА: Нынешний реконструированный?
М.ХУСНУЛЛИН: Конечно. Его же фактически на домкратах полностью подняли, внизу сделали огромный объем работ, сделали дополнительный зал. Это достойный вот такой объект, который в историю градостроительства, в историю архитектуры можно вписать. Из современных объектов - много разных объектов. Есть неплохие, есть жилые дома. Мне, например, очень понравилась территория около университета. Я специально, когда мэр посещал университет, остался. Поднялся на смотровую площадку, посмотрел всю территорию вокруг. Считаю, что те новые корпуса, новые здания, которые университет построил, они очень достойны. И дальше идет развитие. И вообще та территория... Надо сказать, что архитекторы, которые планировали эту территорию, это великие люди были. Они очень спланировали грамотно, красиво, продуманно.
О.БЫЧКОВА: Старая школа.
М.ХУСНУЛЛИН: На самом деле, принято ругать как-то Москву, ругать за градостроительные ошибки. Вообще, Москва – это великий город, в Москве много великих объектов, за которые не стыдно на мировом уровне. Надо гордиться всегда своей Родиной, там, где ты живешь.
"Эхо Москвы"
в сокращении
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.