Азат Нигматзянов Азат Нигматзянов: «Каждый несет тот груз, который может нести. Я же не могу 200 килограмм поднять, даже если очень захочу!»

ЧЕТВЕРТЫЙ ДОМ «СИМФОНИИ» ВЛИВАЕТСЯ В ЖК «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

«Вы уже записались?– — встретили корреспондента «БИЗНЕС Online» вопросом дольщики фоновского четвертого дома в ЖК «Симфония». Сегодня на стройплощадке собрались человек 40. Как оказалось, владельцы квартир договорились о создании жилищно-строительного кооператива (ЖСК): собрано более 60% голосов.

В 180-квартирном доме распроданы почти все квартиры, рассказал представитель инициативной группы Данил Загидуллин. Однако уже три года как работа здесь замерла на уровне недостроенного монолита. И вот они, глядя на один за другим сдающиеся дома, влившиеся в ЖК «Возрождение», наконец смогли преодолеть сомнения и сопротивление тех, кто готов ждать и дальше в надежде на помощь государства.

А сомнения эти весьма весомы. По сравнению с другими домами доплата здесь самая высокая. Подписывая соглашения с ГК «Бриз», дольщикам придется внести по 15 тыс. рублей за каждый квадратный метр площади квартиры. Для сравнения: доплата на первом доме была 7 тыс. – дом в итоге сдан в декабре прошлого года. На третьем – 12 тыс. рублей за «квадрат», срок сдачи дома – в ноябре. Но «Бриз» намерен достроить его раньше – сегодня тут активно «полировали» катками проезды, погрузчики подсыпали щебенку, а рабочие суетились вокруг.

Цена людей, естественно, смущает. «Это получается выше рыночной стоимости», — вздыхали-жаловались некоторые. Цены, по которым в свое время эти квартиры продавались на стадии котлована, разные: как говорят, от 25 до 50 тыс. рублей. Договоров долевого участия здесь нет: квартиры продавались по договорам предварительного инвестирования.

. В 180-квартирном доме распроданы почти все квартиры. Однако уже три года как работа здесь замерла на уровне недостроенного монолита

«ЕСЛИ У ВАС БУДЕТ СОГЛАШЕНИЕ, Я ГОТОВ ВЫСТУПИТЬ ГАРАНТОМ СРОКОВ СДАЧИ»

Наконец подъехал первый замруководителя исполкома Азат Нигматзянов, и вместе с гендиректором «Бриза» Андреем Беляковым они отправились за ворота – осматривать «скелет» объекта, а затем подошли к собравшимся.

«Вы все в курсе, – взял слово Нигматзянов. – Вот первый дом, который был сдан в прошлом году, по третьему дому – дорабатываем. Все это по схеме ЖСК. На них в свое время отработали инициативные группы: чем долго ждать, лучше принять решение и закрепить конкретные сроки строительства».

По решению о создании ЖСК инициативная группа прописывает обязательства будущих жильцов. В ответ на это подрядчик берет на себя конкретные сроки ввода дома, пояснил технологию Нигматзянов.

«По данному дому – третьему дому – срок был обозначен в ноябре. В принципе, вы видите: по этому дому график движется таким образом, что он будет введен в ноябре, а может быть, и раньше. Если будет такое же соглашение и у вас, я готов выступить гарантом того, что ваш дом будет сдан в тот срок, который будет указан в соглашении».

Людей, конечно, интересует по большей части, сколько они должны заплатить, вышел вперед один из дольщиков. «Но вы же уже сами это проговорили», – удивился главный строитель исполкома. «Меня не было», – развел руками пожилой человек. «Мы договорились – доплата не более 15 тысяч рублей», – пояснил Загидуллин.

. Людей, конечно, интересует, сколько они должны заплатить

«А если мы не будем платить, то вы не гарантируете сдачи этого дома? – вышел вперед Вадим Попов. – У вас там есть план строительства, дорожная карта. Вы гарантируете, что будет сдан дом по этой дорожной карте, если не будет создан ЖСК?» Мысль проста и греет душу: если государство вот-вот даст денег, так зачем вкладываться самим дольщикам...

Нигматзянов объяснил: все равно нужны источники финансирования достройки. Сначала их надо подобрать – потом уже будут понятны варианты достройки. Когда это произойдет, он сказать затруднился. «В соответствии с дорожной картой – 2020 год! 250 гектаров для фонда выделили! Для чего?» – напомнил Попов. Но Нигматзянов в ответ пояснил: четких источников финансирования нет. И пока их нет, никаких гарантий по срокам исполком дать просто не может. Да, у будущего фонда дольщиков, создание которого, что называется, «в натуре» анонсировали еще неделю назад (да так и не опубликовали постановление кабмина), будет земля. Да, вроде бы этой земли примерно 250 гектаров, но участки надо оформлять, оценивать, переводить под застройку – все это время.

«На подготовку земли под застройку иногда проходят годы, это я вам говорю как человек, который стройкой занимается, – объяснял Нигматзянов. – Когда говорят, что землю отдали, у нас что, сразу коммунизм наступил? Это же не так! Про первый дом я тоже говорил: давайте решение примем. Приняли – и сейчас на нас из окон своих квартир смотрят. А если есть желание ждать – силком же никто не тащит. Это вы свое решение принимаете. Если есть большинство – формализуйте, подпишите соглашение. Под это мы создадим график, пропишем каждый пункт. Я сам здесь буду „штабить“ – и мы дом введем в срок».

Кроме того, стоит напомнить: в Казани есть еще 16 проблемных домов. Ну и хватит ли на всех этого «земельного счастья»?

«У вас сейчас есть большинство за создание ЖСК, – указал на синицу в руках дольщиков Нигматзянов. – Если вы говорите, что не готовы доплачивать и готовы подождать, давайте подождем. Какое-то время еще пройдет. Если вы создаете ЖСК, этот источник видит подрядчик, мы смотрим, чем мы можем помочь, чтобы начать движение к тому результату, который вас устроит. Каждый несет тот груз, который может нести. Я же не могу 200 килограммов поднять, даже если очень захочу!»

Еще один вопрос – снятие обременений с земельного участка, без которого невозможно перерегистрировать квартиры в собственность. Но обременение будет снято одновременно с вводом третьего дома, пояснил Нигматзянов.

. Глядя на один за другим сдающиеся дома, влившиеся в ЖК «Возрождение» дольщики наконец смогли преодолеть сомнения и сопротивление тех, кто готов ждать и дальше в надежде на помощь государства

АНДРЕЙ БЕЛЯКОВ: «НА ЗАВЕРШЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА БЕРУ ГОД»

Если мы будем доплачивать, то какой срок сдачи дома? Такой вопрос Попов адресовал Белякову. Гендиректор «Бриза» ответил: «На завершение строительства беру год – 12 месяцев».

«Соответственно, или два года, – обострил Попов. – Вы же не можете сказать, что дорожную карту надо выкинуть! Она же кем-то принималась. А если источники не будут найдены, то как вы будете ее выполнять – и какой вы тогда руководитель!»

Нигматзянов лишь развел руками: да, вы говорите все правильно. «Но у нас правильно говорящих много, – уточнил он. – Правильно делающих мало, к сожалению...»

«Сейчас если 15 тысяч заплатить, это выше рыночной стоимости! Но ведь так тоже нельзя – давно вышел закон достроить все. Есть такой закон, федеральный!» – едва не плача, сказала одна из женщин.

Но законов в строительной сфере за последние годы было немало. Вначале создавались саморегулируемые организации – и где теперь те взносы, которые уплачивали строители? Извлечь их невозможно! Затем появилась страховая система: застройщики платили страховым компаниям, которые затем просто исчезли с рынка, где деньги – тоже неизвестно. Конечно, вроде все должны, да только дом как стоит недостроенным скелетом, так и потихоньку разваливается.

«Давайте – хватит уже! – возмутилась другая женщина. – Давайте уже заплатим, но чтобы нам построили! Никто не против!»

Однако противники соглашения, естественно, есть. Достаточно вспомнить позицию инициативной группы, интересы которой выражала Ильсияр Яруллина. Представители этой группы собственников готовы ждать и дальше. Есть в этом доме и инвесторы – владельцы сразу нескольких квартир, которым, понятно, есть где жить, и которые готовы получить это жилье когда-нибудь потом, но подешевле. Таких тоже хватает. Недаром же дольщикам понадобилось столько времени, чтобы сдвинуть вопрос с ЖСК с места. Что будет с теми, кто в оппозиции?

. Диана Ахметзянова тоже появилась на стройплощадке и пообщалась с Бепяковым и Нигматзяновым

«Вы принимаете решение о создании ЖСК, – взял слово Беляков. – Это решение общего собрания обязательно для всех собственников, в том числе доплаты обязательны и для несогласных. Есть варианты выкупить их площади по каким-то договорным ценам. Будем рассматривать предоставление каких-то рассрочек. Мы готовы распределить платежи на несколько этапов в течение года, но платить надо всем». Только не надо занимать позицию – дом готов, и я плачу, добавил застройщик. В конце-то концов, бетон, арматура и рабочие руки надо оплачивать сейчас, а не потом.

«Гарантию дайте, что вы построите, – доплаты будут! – высказалась Рауза, а вокруг сразу одобрительно зашумели. – Мне уже сколько лет, а я все жду, жду, жду... Дом-то ведь разрушается!» Нигматзянов показал на гарантию: вот – сданный первый дом, вот – третий, уже одевшийся керамогранитом. Там было то же самое. А долгострой в любом случае пройдет техобследование и ревизию пострадавших от времени участков. 

«Мы бы хотели, чтобы нас начали строить в ближайшее время, – подвел черту Загидуллин и повернулся к Белякову. – Мы готовы передать бюллетени голосования компании „Бриз“ публично».

Вот так в присутствии дольщиков синяя папка с подписанными листами перекочевала из рук в руки. Теперь им понадобится найти в своих рядах пятерых представителей ЖСК, которые готовы тратить личное время на решение общего вопроса, и строительство сдвинется с места сразу же, как только будут подписаны все документы.