Сегодня в кабмине РТ под председательством премьера Алексея Песошина пройдет обсуждение планов новой ассоциации — ее создали производители пива. «Половина разливного пива в республике — безакцизное», — говорит председатель ассоциации Ринат Акчурин. Цель — очистить рынок и вернуть в казну акцизов на 1 млрд рублей. Эксперты и игроки рынка говорят, что самая проблемная зона в РТ — Закамье, а основная причина — низкий уровень жизни населения, что стимулирует «подпольщиков».
В Казани официально объявили о создании Пивной Ассоциации Республики Татарстан, председателем которой стал экс-начальник отдела УЭБ и ПК МВД по РТ Ринат Акчурин
АССОЦИАЦИЯ ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПИВНОЙ ОТРАСЛИ: ДОЛЯ ПОДПОЛЬНОЙ БЕЗАКЦИЗНОЙ ПРОДУКЦИИ МОЖЕТ ДОСТИГАТЬ ПОЛОВИНЫ ОБЪЕМОВ РЫНКА
На днях в Казани официально объявили о создании пивной ассоциации Республики Татарстан. Объявление было сделано в рамках круглого стола по проблемам рынка пива и пивных напитков, который прошел в Госалкогольинспекции РТ. Учредителями ассоциации выступили один из местных производителей пива – «Булгарпиво» и один из крупнейших дистрибьюторов алкогольной продукции – торговая компания «Логистик Трейд». Председателем стал экс-начальник отдела УЭБ и ПК МВД по РТ Ринат Акчурин.
Как рассказал сам Акчурин газете «БИЗНЕС Online», на круглый стол в Госалкогольинспекцию были приглашены основные крупные производители пива – АО «Пивоварня Москва-Эфес», «Булгарпиво» и «Татспиртпром» как один из будущих производителей пива. Присутствовали также дистрибьюторы и розничные сети: «Бахетле», «Эдельвейс», «Эссен», «Магнит» и т. д. «Мы пытаемся объединить всех участников рынка – производителей и продавцов. Создание данной ассоциации было согласовано с руководством Татарстана. Для республики важно, чтобы рынок вышел из тени, а местные производители нарастили свою долю рынка. Убирая с него серое безакцизное пиво, мы очищаем место для нормального производителя. А продавая это пиво, получаем доход в бюджет республики», – объяснил он.
Формально ассоциация существует с апреля. За это время ее сотрудники успели объехать всю республику. Они инкогнито побывали в розничных магазинах, точках продаж разливного пива, поговорили с людьми. Необходимо было понять отношение общества к пиву, выяснить в точках разливного пива, кто производители и поставщики, какими путями продукт доставляется в Татарстан. «К сожалению, данный анализ показал, что на сегодня половина разливного пива в республике – безакцизное, — констатирует Акчурин. – Примерно с 1997 года ведется борьба с контрафактным алкоголем, а на пиво никто особого внимания не обращал. Кто хотел, тот и производил! Появилось много пивоварен, дистрибьюторов, которые привозят пиво из других регионов. Все это продается без акцизов, без проведения через ЕГАИС. Естественно, такое пиво продается тем же „разливайкам“, магазинам, объектам HoReCa намного дешевле, чем должно стоить. И владельцу „разливайки“ выгоднее брать дешевое пиво и получать повышенную маржу».
По словам собеседника газеты, задача ассоциации – уменьшить процент серого рынка в Татарстане. На съезде участников пивоваренной отрасли России, который проходил в Москве в апреле этого года, тоже поднимались все эти вопросы. «Говорят, что серый рынок достигает 20–25%. Но если реально посмотреть, где-то что-то разузнать, то окажется, что эта цифра гораздо больше! Падает пополнение казны, это влияет на рабочие места крупных производителей и дистрибьюторов и отражается на здоровье наших граждан, – перечислил Акчурин. – Я не говорю, что сразу удастся уничтожить „подпольщиков“, но хотя бы по 10–15 процентов в год надо снижать их объемы. В целом по республике объем серого рынка пива составляет, по нашим оценкам, от 5 миллионов до 7 миллионов декалитров в год. Я не утверждаю, что все левое пиво просроченное и некачественное, просто оно никем не контролируется, и потребителю остается уповать только на совесть производителя».
По словам председателя ассоциации, общественное объединение пивоваров интересует не коммерция – это все-таки некоммерческая организация. Цель – приведение рынка пива и пивных напитков в нормальное состояние, как это было сделано с остальным алкоголем.
При этом Акчурин признает, что инструментов у ассоциации пока не так много. Нет лицензирования, отсутствует пока и уголовная ответственность – есть только административная. Нет специальной маркировки кеги (металлическая емкость, используемая для хранения и транспортировки пива – прим. ред.) и установленной единой розничной цены. Поэтому ассоциация пока собирает информацию – от населения, производителей, дистрибьюторов – и передает ее в контролирующие органы – МВД, Госалкогольинспекцию и Роспотребнадзор.
Цель ассоциации – приведение рынка пива и пивных напитков в нормальное состояние, как это было сделано с остальным алкоголем
«ЕСЛИ УСТАНОВИМ МИНИМАЛЬНУЮ ЦЕНУ НА ПИВО, ПОДДЕЛЫВАТЬ ЕГО СТАНЕТ НЕВЫГОДНО»
Объединение должно также представлять интересы производителей и продавцов пива в различных органах власти. На круглом столе одной из задач было знакомство с представителями отрасли, и, по словам собеседника, уже есть заявки от ряда компаний, которые хотят вступить в ассоциацию. Сделать это планирует и компания «Татспиртпром», которая уже этим летом выходит на рынок со своей линейкой пива. «Крафтовые пивоварни я тоже призываю вступать в нашу ассоциацию, чтобы защищать свои интересы, ведь мы представляем отрасль на российском уровне», — говорит Акчурин.
Председатель ассоциации перечислил, что она может предложить игрокам рынка. «Мы предполагаем выход с законодательными инициативами. Это и изменения в уже существующее законодательство, и, возможно, введение новых форм, ужесточение административного, возможно, введение уголовного наказания при нарушениях уже существующего законодательства. Изучая мнение основных игроков рынка, мы должны выработать основную позицию и представить ее в виде законодательной инициативы», — говорит собеседник.
К примеру, назрел вопрос о минимальной розничной цене пенного напитка. «МРЦ на водку, коньяк установлена приказом минфина России №58 от 2016 года. Приблизительно такую же практику хотелось бы применить и в пивной отрасли. Для чего? Те, кто производят нелегально, продают пивную продукцию дешевле. А если мы установим минимальную цену, естественно, никому уже не будет выгодно подделывать пиво. Ведь цена у всех будет одинаковая! Приходит обыватель в магазин и видит, что одна и та же цена у какого-нибудь „Жигулевского“ и другого неизвестного пива. Разумеется, он сделает выбор в пользу известного и проверенного производителя, в котором уверен». В качестве примера он прикидывает, что в среднем на «Жигулевское» минимальная цена должна быть примерно 70 рублей за литр. Вообще же МРЦ зависит от сорта и многих других факторов.
Ожидается, что совместными усилиями бюджет РТ может дополнительно получить более 1 млрд рублей дополнительных акцизных платежей
ВЕРНУТЬ КАЗНЕ АКЦИЗЫ НА МИЛЛИАРД
Ожидается, что совместными усилиями бюджет РТ может дополнительно получить более 1 млрд рублей дополнительных акцизных платежей. Причем речь не только о нелегальном производстве. Например, по оценке пивной ассоциации РТ, из 10 тыс. торговых точек, осуществляющих розничную продажу пива и пивных напитков в Республике Татарстан, как минимум 15% не сдают деклараций об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи.
Кроме того, в республике около 850 магазинов разливного пива, и из них 40% не декларируют продажи пива и пивных напитков. Из тех, что декларируют, не отражают около 40% реальных продаж. Всего объем незадекларированного пива в розничных каналах магазинов разливных напитков составляет как минимум 75% от реальных продаж. Только в этом канале объем серого пива составляет порядка 2,5 млн декалитров в год в Татарстане.
Отметим, что продажи пива, по данным Росалкогольрегулирования, увеличились за 2017 год на 12,1%, пивных напитков — на 9,8%, также вырос и акциз — на 5%. Поступления же от акциза на пиво и пивные напитки в прошлом году, по данным ФНС, выросли всего лишь на 1,3% (до 150,2 млрд рублей). «Это значит, что существенная часть продукции не была учтена. Именно низкий уровень налоговой дисциплины на рынке пива побуждает правительство к более серьезному контролю этой отрасли», — считает Акчурин.
«ЛЕГАЛЬНЫЙ БИЗНЕС ДОЛЖЕН САМООРГАНИЗОВЫВАТЬСЯ»
Оценить появление новой ассоциации «БИЗНЕС Online» предложил экспертам и участникам пивного рынка.
Вадим Дробиз – директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»:
– У нас в стране есть регулирование на федеральном уровне и есть – на региональном. Поэтому создание в Татарстане своей ассоциации абсолютно правильно, бизнес должен объединяться. У пивного рынка и бизнеса есть ряд нерешенных вопросов: это и маркировка продукции, в перспективе – лицензирование, запрет индивидуальным предпринимателям продажи пива, борьба с ПЭТ, и так далее. Поэтому, конечно, ассоциация нужна. Плюс местные органы ограничивают время и место продаж. Легальный бизнес должен самоорганизовываться.
Для того чтобы бизнесу защитить себя, ему нужно максимально легализоваться. Конечно, на серый рынок влияет низкий уровень и качество жизни населения, а отсюда уже вытекает нелегальный рынок алкогольной и суррогатной продукции: он не сам по себе существует, а только из-за бедности населения. Минимальную розничную цену на пиво, конечно, нужно устанавливать, и ее введут.
Айдар Бахтегареев – заместитель начальника отдела продаж ОАО «Булгарпиво»:
– Проблемы с серым пивом мы особенно остро ощущаем в нашей родной зоне – Закамье. Например, торговая точка, закупив наше пиво в кегах, реализовывает его, а потом под нашей торговой маркой продает более дешевый аналог, которое подходит под наши характеристики. По документам кега наша – по факту пиво непонятного производства! Это не только финансовые потери, но и репутационные. И с этим необходимо бороться, поэтому мы приветствуем появление ассоциации.
Алексей Шафинский – собственник оптовой компании ООО «Драфт-Мастер»:
– На мой взгляд, главная проблема – это те торговые точки, которые не хотят подтверждать ЕГАИС, устанавливать онлайн-кассы, а значит, имеют минимальную материальную нагрузку и, как правило, имеют возможность продавать копеечное пиво. Я работаю со многими и отечественными и зарубежными производителями. Недавний пример – один очень известный производитель вынужден с недавнего времени продавать мне пиво по 42 рубля за литр. А за счет чего он снижает цены? Конечно, за счет уменьшения себестоимости, которое достигается снижением качества продукта. И я понимаю, что именно серые игроки вынуждают его идти на это.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.