373 депутата Госдумы проголосовали накануне вечером за скандальный законопроект, регламентирующий изучение языков в школах, уповая на то, что ко второму чтению «кидать никто не будет» и текст кардинально изменится. Родные языки обещано (правда, только устно) сохранить в обязательной части программы, но в этом качестве можно будет выбирать и русский. Против проголосовали депутаты из Башкортостана, Дагестана и Чувашии. Один депутат из Татарстана воздержался.
«ДОБРОВОЛЬНОСТЬ — ЭТО КОТЛЕТЫ, А ФАКУЛЬТАТИВНОСТЬ — МУХИ»
Накануне вечером Госдума приняла в первом чтении скандальный законопроект о языковой реформе. За проголосовали 373 депутата, 3 человека были против (из Башкортостана, Дагестана и Чувашии), лишь один парламентарий от Татарстана Иршат Минкин робко воздержался. «По добровольности, чтобы экзамен не сдавать, многие даже татарские дети могут отказаться и принять за родной русский язык», — объяснил он «БИЗНЕС Online» свою позицию.
Как и было обещано, законопроект одобрили с оговоркой, что ко второму чтению текст документа будет кардинально переработан. Подобная практика обкатана на законопроекте об антисанкциях против США, который ко второму чтению был полностью переписан. Однако заметим, что в случае с языками никакого геополитического вызова стране никто не бросал, поэтому спешка так и осталась без внятных объяснений. Так или иначе, теперь у парламентариев есть ровно 30 дней, чтобы внести поправки в документ, который по итогам должен стать неким компромиссным вариантом. «БИЗНЕС Online» уже писал о том, как, согласно кулуарным договоренностям, будет выглядеть новая версия проекта закона (официально она нигде не опубликована). Пока что вместе с законом принято лишь постановление, где в довольно общих выражениях дана рекомендация переработать законопроект.
За проголосовали 373 депутата, 3 человека были против (из Башкортостана, Дагестана и Чувашии), лишь один парламентарий от Татарстана Иршат Минкин робко воздержался
«Постановление было тщательно проанализировано, поэтому мы будем голосовать за постановление, которое меняет подходы к закону. Постановление будет неотъемлемой частью этого закона. У меня нет сомнений, что „кидать“ никто не будет в этой ситуации, потому что в договоренностях участвуют все. Поэтому постановление — гарантия того, что законопроект выйдет в том виде, который нас устраивает», — пояснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат от Татарстана Александр Сидякин.
По его словам, это постановление стало как раз итогом совещания в администрации президента. «Те, кто готовил законопроект, расширил добровольность необоснованно: вместе с добровольностью записали еще и факультативность. А это разные вещи. Добровольность — это котлеты, а факультативность — мухи. Нам надо было отделить мух от котлет. На совещании мы объяснили, что поручения президента (по итогам знаменитых йошкар-олинских заявлений Владимира Путина на заседании совета по межнациональным отношениям — прим. ред.) никто не собирается торпедировать, никто не собирается их не исполнять. Но поручение президента было только о добровольности. Так давайте в эту калитку бесов не загонять. Нас услышали — это главное», — успокаивает депутат, добавляя, что в этом смысле ничего глобально не изменится в республиканской системе образования.
Законопроект представляла самый активный его медийный лоббист, Алена Аршинова (слева). Она пошла с козырей, подчеркнув, что законопроект — это не что иное, как выполнение поручений Путина
«ПРЕДЛАГАЕМ ЗАКРЕПИТЬ СУЩЕСТВУЮЩУЮ НОРМУ, КОТОРАЯ НЕ ОТРАЖЕНА НОРМАТИВНО»
На трибуне Госдумы законопроект представляла самый активный его медийный лоббист, депутат от Чувашии Алена Аршинова. Она пошла с козырей, подчеркнув, что законопроект — это не что иное, как выполнение поручений Путина. Заметим, что это не совсем так — в перечне поручений по итогам того исторического совета в столице Марий Эл адресатами распоряжений были обозначены главы регионов, генпрокуратура и Рособрнадзор. О законодательных инициативах речи не шло.
Аршинова напомнила, что были организованы прокурорские проверки в школах. По их итогам были выявлены «тысячи нарушений законодательства», например, такие как снижение объемов преподавания русского языка, навязывание незаконного тестирования, которое было «неким фильтром перед сдачей итоговой аттестации», штрафы для родителей за то, что ребенок не посещал предмет «Родной язык». «Мы не должны оставлять наедине с такой проблемой наших избирателей, — беспокоилась она. — В содержательном смысле наш законопроект ничего нового не вводит. Я хочу подчеркнуть, что мы лишь восполняем пробел в профильном законе „Об образовании“, в частности, предлагаем закрепить уже существующую норму, которая просто не отражена нормативно». Под «нормой, которая не отражена нормативно», видимо, подразумевается как раз та модель преподавания языков, которая была выработана под нажимом генпрокуратуры.
По мнению автора законопроекта, главная суть инициативы лишь в том, что изучение родных языков должно быть по желанию школьников и их родителей на основании письменных заявлений. При этом Аршинова всячески открещивалась от обвинений в том, что законопроектом собираются лишь добить и без того загибающиеся языки народов России. «Благодаря данному законопроекту можем говорить не просто о сохранении родных языков, мы можем говорить об их развитии», — заверяла она.
А этому, по ее словам, будет способствовать создание специального фонда по поддержке родных языков, снабженного федеральным финансированием. «И на эти деньги мы могли бы серьезно подойти к вопросу сохранения наследия народов России. Тогда мы могли бы создать серьезные экспертные группы, которые могли бы помочь нашим регионам создать концепцию преподавания родных языков, методики преподавания, создать учебники и помочь их лицензировать», — заявила депутат от Чувашии.
Для пущей убедительности Аршинова сказала несколько фраз на молдавском и чувашском. «Я изучала один из родных языков добровольно по письменному заявлению моих родителей, это был молдавский язык. Моя мотивация была в том, что на нем говорят мои друзья. Сейчас я учу чувашский язык — это язык моих избирателей», — с улыбкой добавила она.
Главе комитета Госдумы по образованию и науке Вячеславу Никонову выпала честь докладывать о сущности грядущих изменений в законопроект, от которого, как он сам признался, был «не в восторге». «Было много опасений, что не будет языков народов, родных языков в обязательной части в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Они будут там! Будут внесены соответствующие поправки, которые закрепят их место в обязательной части ФГОС», — уверял он. Также он подчеркнул второй важный момент, без которого компромисс был бы невозможен: в качестве родного языка можно будет выбирать русский.
Еще одна деталь, прописанная в постановлении, касается того, что правительство уже ко второму чтению должно представить не только все необходимые подзаконные акты, в том числе проекты федеральных государственных образовательных стандартов, но и концепцию преподавания родных языков, которой в настоящее время не существует. Кроме того, Никонов настаивал на том, чтобы правительство при формировании бюджета выделило средства для разработки нового поколения учебников по родным языкам. «Все это должно, на наш взгляд, укрепить гарантии изучения родных языков, в том числе и русского языка, развитие и многообразие нашей страны», — полагает депутат.
Депутата от Татарстана Марата Бариева смущала формулировка про «преподавание на добровольной основе»
«ЗАЧИСЛЕНИЕ БАЛЛОВ ЗА ЗНАНИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕРОГАТИВОЙ ЛЮБОГО ВУЗА»
Видимо, для того чтобы как-то снизить накал страстей, законопроект поставили в повестку под номером 30, так что рассмотрение пришлось на самый конец рабочего дня. Тем не менее докладчиков ожидаемо завалили вопросами, даже несмотря на то, что рабочий день думцев уже подходил к концу.
Депутата от Татарстана Марата Бариева смущала формулировка про «преподавание на добровольной основе». Никонов тут же заверил, что неудачную фразу обязательно перепишут, так как на самом деле под ней подразумевалась лишь добровольность выбора языка, который будут изучать или на котором будет вестись обучение.
Ризван Курбанов: «В законопроекте есть положение об «ущербе». Из логики следует, что преподавание и изучение родных языков каким-то образом гипотетически может причинить ущерб изучению русского языка, если я правильно понимаю»
Депутат от Дагестана Ризван Курбанов также пустился анализировать и трактовать формулировки нынешней версии законопроекта. «В законопроекте есть положение об „ущербе“. Из логики следует, что преподавание и изучение родных языков каким-то образом гипотетически могут причинить ущерб изучению русского языка, если я правильно понимаю. А изучение иностранных языков не причиняет ущерб изучению русского языка?» — недоумевал он. От прямого ответа Аршинова ушла, пустившись в рассуждения о том, что уже существует ФГОС-2, по которому должны преподаваться два иностранных языка (английский плюс второй иностранный язык), в минпросвещения уже и так ломают голову, как не увеличивать нагрузку на детей, но при этом второй язык все-таки давать.
В свою очередь, депутат от Чечни Магомед Селимханов попросил привести примеры ущемления позиций русского языка, заявив, что в его республике такого не было. В ответ Аршинова не без удовольствия подняла домашнюю заготовку, вновь перечисляя нарушения, допущенные в отдельных регионах: тут и отказ учитывать мнение родителей, и использование учебников, не получивших лицензию, и надбавки учителям, преподающим национальный язык. В каждом пункте звучал Татарстан, а вот Чечня, сообщила Аршинова, действительно и до проверок была одним из образцовых регионов.
В свою очередь, депутат от Чечни Магомед Селимханов попросил привести примеры ущемления позиций русского языка, заявив, что в его республике такого не было
Также чеченский депутат поинтересовался, можно ли тем, кто учит родной язык, предусмотреть какие-то поблажки при поступлении в вузы, например получать в портфолио по ЕГЭ лишние 10 баллов. Вопрос, вероятно, связан с пресловутой «неравноценностью языкового выбора»: есть опасения, что многие семьи носителей национальных языков будут записывать своим детям в качестве родного русский, чтобы они имели больше шансов поступить в вуз.
Аршинова уверенно заявила, что именно она такую идею и предлагала. «Это была моя идея, что можно было бы использовать дополнительные баллы, которые бы начислялись в портфолио и учитывались бы, например, региональными вузами, которые могли бы принимать эти баллы», — напомнила она. Впрочем, еще раньше Алены Игоревны о том же самом в интервью «БИЗНЕС Online» говорила Ольга Артеменко, возглавляющая центр этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования.
Никонов добавил, что федеральное законодательство никак не определяет содержание портфолио, так что сами вузы должны решать, какие достижения выпускников учитывать при зачислении в бакалавриат
Однако Никонов добавил, что федеральное законодательство никак не определяет содержание портфолио, так что сами вузы должны решать, какие достижения выпускников учитывать при зачислении в бакалавриат. «Таким образом, зачисление баллов за знание родного языка является прерогативой любого вуза», — отметил глава думского комитета по образованию. Последуют ли вузы этому призыву? Учитывая, что средний балл абитуриентов для них один из ключевых показателей, вряд ли... Вопрос так и остался висеть в воздухе.
Сидякин задал очень точный вопрос о том, что в предлагаемом к принятию постановлении нет ни слова о том, что родной язык остается в обязательной части ФГОС, в чем клялся Никонов. «В постановлении у нас идет отсылка к ФГОС, это означает, что и количество часов в дисциплине „Родной язык“ не сократится, и сама дисциплина: тот, кто хочет выбирать родной язык, выбирает родной, кто не хочет, выбирает русский как родной, но это в обязательной части учебного плана остается?» — спрашивал он.
Никонов подтвердил, что да, именно отсылка к ФГОС — это и есть единственное указание на то, что родные языки сохранятся в обязательной части программы.
«Не предусматривается никакого сокращения часов, он остается в обязательной части планов ФГОС. Но у нас есть целый ряд вариантов учебных планов для разных классов. Естественно, есть программы, где не предусмотрено изучения родных языков, их там просто нет. Есть программы, которые предусматривают обучение на родном языке. В данном случае мы говорим о варианте №4, где родной язык как предмет изучения», — пояснил он. При этом депутат подчеркнул, что ему неизвестно, будет ли министерство просвещения вносить какие-то коррективы в будущие планы. «Может, стоило бы даже увеличить количество часов на изучение родного языка. Во всяком случае, о сокращении часов и об изъятии из обязательной части речи не идет», — еще раз подтвердил он.
Получается, минпросвещения может изменить стандарты в любой момент, уже без участия Госдумы, — раз есть возможность увеличить, значит, можно и уменьшить. Почему нельзя дать в законе более четкие гарантии, раз уж эта тема вызвала такой резонанс? Вопрос остался за кадром... При этом в принятом постановлении не идет речи об изъятии ко второму чтению породившей столько кривотолков формулировки «факультативные и элективные учебные предметы... включая родной язык из числа языков народов Российской Федерации и государственный язык республик Российской Федерации».
Олег Шеин взялся вчера отстаивать право регионов устанавливать обязательное изучение госязыка
«ВЫБОР ГОСУДАРСТВЕННОГО ЯЗЫКА РЕСПУБЛИКИ ВОЗМОЖЕН И В ПОЛЬЗУ РУССКОГО»
Если с родными языками есть относительная ясность, то вокруг изучения государственных языков республик баталии, видимо, не закончены. Напомним, этот вопрос принципиальный для властей Татарстана. Республика еще прошлой осенью согласилась с форматом изучения родных языков в формате «обязательно, но по выбору», но при этом требовала, чтобы в обязательной части программы в качестве отдельного предмета появился и региональный государственный язык — в объеме хотя бы до 2 часов. Изначально такого предмета не было в учебных планах вообще, хотя право его вводить прямо прописано в законе об образовании. В ответ на настойчивые обращения переговорщиков из Татарстана ведомство Ольги Васильевой разработало вариант учебного плана, где предмет «Государственный язык республик РФ» обозначен, но только в вариативной части программы. Впрочем, даже после этого официальные лица республики продолжили настаивать на том, что «государственный язык должен быть обязательным». При этом выбор у школьников, в отличие от пресловутого Дагестана с его 14 госязыками, в Татарстане предопределен, и это татарский.
На вчерашнем заседании Никонов дал радикально иную трактовку. Он ответил на вопрос эсера Олега Шеина, который просил уточнить, переходят ли госязыки в разряд факультативных или остаются обязательными. «У нас в 22 субъектах РФ 36 госязыков, причем в каждом из 22 государственным является язык русский, то есть он является государственным языком республик в том числе, поэтому выбор государственного языка республики возможен из числа государственных языков республики, в том числе возможен выбор в пользу русского языка. В подавляющем большинстве республик изучение государственного языка не являлось обязательным до настоящего времени... Да, изучение госязыка республики возможно, но одним из этих языков является русский язык», — заявил он.
Таким образом, даже тот «государственный язык», который Татарстану удалось протащить во ФГОС, лишается того смысла, который в него вкладывали. Если следовать трактовке Никонова, теперь и он может превратиться в дополнительные часы русского.
К слову, по этому вопросу у республик появился заступник откуда не ждали. Именно Шеин, выходец их Астраханской области, взялся вчера отстаивать право регионов устанавливать обязательное изучение госязыка. «Я считаю, что языки, которые считаются государственными в ряде субъектов РФ, не должны быть оттеснены в категорию факультативных. Понимание иного языка, кроме русского, для русских детей, проживающих в республиках, очевидно, очень важно в рамках общей гармонизации национальных отношений в нашей стране, поскольку, когда человек хорошо знает не только свою культуру, а язык — стержень культуры, это способствует гармонизации межнациональных отношений», — пояснил он свою позицию. Депутат настоятельно рекомендовал ко второму чтению внести поправку о том, чтобы органы власти субъектов РФ, где в качестве государственного установлен иной, кроме русского, язык, «должны получить право этот язык делать обязательным к обучению в рамках общеобразовательного процесса в школах соответствующих территорий».
Ни один депутат от Татарстана таких пожеланий на заседании не высказал.
Ильдар Гильмутдинов: «Уважаемые коллеги, услышьте меня, услышьте меня, мои избиратели, которые нас будут критиковать, наверное, в какой-то мере. У нас другого выхода, кроме как поддержать внесенное решение, нет!»
«УСТАЛИ ВСЕ! ДАВАЙТЕ ВНЕСЕМ В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ ЯСНОСТЬ»
Главный переговорщик от республики, депутат Ильдар Гильмутдинов, призвал поддержать законопроект, от которого «восторга нет», ради прилагаемого к нему постановления. По его мнению, принятие документа — единственный «уникальный шанс выйти на кардинальные решения, на концепцию изучения родных языков, на создание фонда».
«Уважаемые коллеги, услышьте меня, услышьте меня, мои избиратели, которые нас будут критиковать, наверное, в какой-то мере. У нас другого выхода, кроме как поддержать внесенное решение, нет! Иначе мы не выйдем в весеннюю сессию на окончательное решение. Этот вопрос нужно решать. Ну сколько можно с этой темой будоражить наше население? Устали все! Давайте внесем в ближайшее время ясность, у нас есть 30 дней. Мы поддерживаем постановление, уважаемые коллеги! Мы разве против того, что должны быть федеральные государственные образовательные стандарты по родным языкам, по государственным языкам?» — эмоционально призывал глава комитета по делам национальностей, который еще 11 мая на заседании комитета Госдумы по образованию требовал отозвать законопроект.
От предложения корреспондента «БИЗНЕС Online» пообщаться в перерыве пленарного заседания Гильмутдинов в очередной раз вежливо отказался, сославшись на занятость. Заметим, что именно его неизменный отказ давать интервью и развернутые разъяснения — один из факторов, создающих атмосферу недоверия в обществе.
Что касается прочих парламентариев, то все, кто выступал с трибуны, выбрали относительно мирную риторику. Тот же, например, представитель Якутии Федот Тумусов призывал изучение госязыков субъектов РФ оставить в обязательной части, но с оговорками. «Не должно быть нарушений прав человека, насильственного принуждения. Изучение языка республики должно регулироваться законом республики, при этом ФГОС должен регулировать верхнюю планку количества часов. Принцип добровольности должен быть соблюден заявительным путем, но не заявлением о согласии учить госязык, а, наоборот, заявлением об отказе учить госязык. За данный текст я не могу голосовать», — закончил он спич. Тем не менее в итоге он вообще не стал голосовать по этому вопросу.
Борис Чернышов следом заверял, что авторы законопроекта «не хотели обострять», а всего лишь пытались «внести ясность и возможность выбора для родителей». «Фракция ЛДПР поддержит законопроект», — подчеркивал он. А его однопартиец Сергей Иванов гневно добавлял: «После того как Борис Николаевич сказал, что в Волге вода общая, а суверенитета берите, сколько хотите, решили, что все нормально: „Будем строить свою государственность, и, коли ты тут живешь, изволь знать госязык“. И это возмутило других, которые проживают. Лодку мы не раскачиваем!»
Евгений Ревенко убеждал, что и фракция «Единой России» тоже намерена одобрять законопроект
Наконец, Евгений Ревенко убеждал, что и фракция «Единой России» тоже намерена одобрять законопроект. «Совсем скоро учебный год, нам нужно двигаться вперед. Это принципиально нужный, важный и компромиссный законопроект, который отвечает запросу общества и расширяет пространство свободы», — спешил он.
Так что тем, кто надеялся, что законопроект отложат до осенней сессии, рассчитывать по большому счету не на что. Вчерашний настрой и продемонстрированное единство сторонников и противников законопроекта лишний раз подтверждают, что уже в эту весеннюю сессию документ будет окончательно принят, чтобы новый учебный год начинали по обновленным правилам.
***
Что в сухом остатке? Протесты национальной общественности возымели действие
Что в сухом остатке? Протесты национальной общественности возымели действие. Задор авторов языковой реформы теперь, вероятно, удастся сдержать в границах, обеспечивающих выполнение устных распоряжений Путина, которые и так уже реализованы путем прокурорского вмешательства.
Надежды властей Татарстана добиться хотя бы двух часов обязательного татарского в качестве государственного языка республики, похоже, обречены. Или же в этом качестве тоже разрешат выбирать русский. Теперь вопрос времени, когда встанет вопрос об изменении татарстанского закона о языках, где прописано равноправное преподавание в школах и русского, и татарского языков.
Отдельная битва предстоит за формат, в котором будет преподаваться русский как родной. «Культурологический» формат без всякой грамматики, орфографии и пунктуации не устраивает русскоязычных родителей, а просто дополнительные часы русского создадут очевидный перекос в знаниях и результатах ЕГЭ по обязательному предмету среди учеников одного класса.
Наконец, обещанное создание фонда развития языков — широкий и правильный символический жест. Напомним, сделать нечто подобное эксперты «БИЗНЕС Online» призывают власти Татарстана буквально с первых дней языкового кризиса. В итоге инициативу перехватил федеральный центр. И теперь возникает вопрос: не получится ли, что в обмен на финансирование из федерального бюджета Татарстан уступит центру (и, к примеру, той же Артеменко) право по своему усмотрению вырабатывать подходы к изучению татарского языка? Именно так это и подается — регионы оказались не способны нести ношу развития национального образования, давайте передадим это дело на более высокий уровень. Что ж, остается надеяться, что Москва и новый фонд позаботятся о татарском языке лучше, чем сами татары.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 614
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.