"БИЗНЕС ONLINE" СДЕЛАЛ ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ С ЧЕЛОВЕКОМ, КОТОРЫЙ ЧЕРЕЗ НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ, СКОРЕЕ ВСЕГО, ВОЗГЛАВИТ ДУМ РТ И ВО МНОГОМ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЯТЬ ЖИЗНЬ МУСУЛЬМАН РЕСПУБЛИКИ

В ближайшую среду в Казани состоится V Внеочередной съезд мусульман РТ. Главный вопрос повестки дня - выборы нового председателя ДУМ РТ. Пока известно о трех выдвинутых кандидатах - имам-мухтасиб Зеленодольского района Габдельхамит Зинатуллин, имам казанской мечети «Султан» Камиль Бикчентаев и и.о муфтия Ильдус Файзов. Последний у экспертов считается кандидатом №1. Накануне съезда и.о. муфтия рассказал «БИЗНЕС Online» о новых приоритетах мусульманского духовенства, диктатурах Ближнего Востока, прозрачности цен на хадж и многом другом.

«ВЕСЬ НАКОПЛЕННЫЙ БАГАЖ ДОЛЖЕН ИДТИ В РАБОТУ»

- Муфтий по определению, наряду с главой православного духовенства,  руководителем входит в число основных политических фигур республики. Поэтому мы хотели бы, чтобы деловая и политическая элита познакомилась с Вами по ближе.  Расскажите, пожалуйста, о себе.

- Родился в селе Большие Тарханы Тетюшского района. Закончил здесь школу. В 1982 - 1984 годах проходил военную службу, в автобате на Украине, в Херсонской области. В той самой Каховке, о которой есть знаменитая песня. Затем поступил в Казанское театральное училище, которое закончил в 1989 году. На последних курсах работал в театр-студии. Потом мы с однокурсниками создали свой хозрасчетный театр. Тенденция тогда была такая. Затем была работа в Татарском государственном драматическом театре имени Тинчурина, где проработал до 1998 года.

- В преддверии выборов муфтия ваши оппоненты стали активно вспоминать о Вашем театральном прошлом, в этом они видят какой-то компромат…

- В театре я проработал 10 лет, а для актера – это только самое начало его творческой деятельности. В это время начинающий актер ещё не понимает, что играет самого себя, свою молодость.

Вообще, если говорить философски, каждый человек в этой жизни проходит путь Адама. Сначала он в благоденствии (словно в раю), затем совершает ошибки, расплачивается за них, проходит через испытания и обратно возвращается в состояние духовного покоя. У татар есть такая поговорка о детях - «Итэктэ чакта сойдерэ, итэктэн тошкеч койдерэ» («Когда ребенок у подола матери, то он радует, а когда спустится с материнских колен, то приносит переживания»).

Человек должен уметь извлекать уроки из жизни, а весь накопленный багаж должен идти в дело. Во время работы в театре я обучался вокалу, ораторскому искусству, работе с публикой. Всё это сегодня мне помогает донести свои мысли до людей. Моё обучение и работа в театре – это было временем накопления знания. Я благодарен учителям училища, за то, что смогли привить любовь к истории, философии. Именно изучение этих наук помогло мне осмыслить религию заново, найти свой путь к Аллаху, прийти к Нему, встать на намаз. С конца 80-х, работая в театре, я никогда не оставлял обязательной молитвы. Актеры, коллеги по цеху меня даже прозвали «мулла», а сейчас накануне выборов всё происходит с точностью до наоборот. Как только я выставил свою кандидатуру на пост муфтия, оппоненты вспомнили моё театральное прошлое и между собой называют меня «актёром».

- А когда стали работать в структуре духовного управления мусульман?

- Из театра я ушел в 1998 году. Это как раз совпало со временем создания единого муфтиата в Татарстане. Год спустя в 1999 году я стал заведующим отдела призыва и пропаганды (даавата) ДУМ РТ, а с 2002 года эту должность совмещал с работой имам-хатыйба в казанской мечети «Булгар». Так что стаж работы есть. В ДУМ я не новый человек, как и для духовенства и татароязычных мусульман в целом.  Я преподавал и проповедовал в основном на татарском языке.

- С имамом мечети Кул Шариф Рамилем Юнусовым не пересекались на театральном поприще?

- Нет, я работал в театре имени Тинчурина, а он - в молодёжном театре.

- А у Вас богословское образование есть?

- Работая в театре, поступил в казанское медресе 1000-летия принятия ислама. В 2001 - 2002 годах проходил стажировку на краткосрочных курсах изучения арабского языка и хадисов (изречений пророка Мухаммада, ред.) в Катаре и Иордании.

- Вы из религиозной семьи?

- Родители были простыми сельскими тружениками. Сейчас их уже нет в живых. Я женат, жена верующая, у нас трое детей.

- Чем занимается Ваша супруга?

- У неё свой  небольшой  бизнес - магазин по продаже мусульманской одежды. До этого в мечети «Булгар» курировала мусульманскую службу знакомств, издавала газету на татарском языке под названием «Караш». Поскольку всю работу по выпуску газеты она тянула одна, то вышло всего десять номеров.

- Как успехи супруги в бизнесе?

- Наверное, это больше хобби. Пока на карманные расходы она просит у меня, как и должно быть. Мужья должны обеспечивать достаток в своей семье.

«АЖИОТАЖ ВОКРУГ ВЫБОРОВ МУФТИЯ ПЕРЕШЕЛ ВСЕ ГРАНИЦЫ»

- Насколько для вас стало неожиданным предложение выдвинуть свою кандидатуру на пост муфтия?

- В течение многих лет был заведующим отделом призыва и пропаганды, и о более высокой руководящей работе и не думал. Поэтому, когда в прошлом году на 4-м съезде мусульман РТ Гусман хазрат (предыдущий председатель ДУМ РТ Гусман Исхаков, ред.) предложил стать его первым замом, для меня это было удивительным. Но, после того как Гусман хазрат в этом году сложил полномочия, то я автоматически стал исполняющим обязанности муфтия РТ. По уставу первый заместитель становится и.о. муфтия.

Вообще, атмосфера вокруг предстоящих выборов, на мой взгляд, накалилась до предела. Ажиотаж вокруг избрания муфтия перешел все границы. 13 марта в Татарстане одновременно прошли и довыборы в муниципалитеты и пленум ДУМ РТ. Мне даже показалось, что наш пленум затмил муниципальные выборы. Столько внимания к рядовому событию.

- Постойте, постойте! На наш взгляд, это не рядовое событие. Муфтий – это духовный лидер значительной части населения республики. Вообще, если вспомнить, то даже так называемый объединительный съезд в 1998 году проходил также со скандалами и в противостоянии...  Более того, мы считаем, что накал борьбы тогда был поболее.

- Согласен, то время тоже было непростым. Видимо, за 12 лет мы привыкли к спокойствию. Сейчас, похоже, мусульман нужно вновь консолидировать, выступать единым фронтом. Несколько меняются приоритеты – наша общая работа должна быть направлена на личное развитие каждого отдельного верующего, поддержание благополучия и спокойствия в обществе. Именно исходя из этих целей я принял решение выдвинуть свою кандидатуру на пост муфтия. Но изберут ли, посмотрим.  

- В то же время Вы считаетесь кандидатом № 1. А что сейчас происходит в мусульманской умме Татарстана? Складывается впечатление, что  община переживает непростой период…

- Это переход на новый этап. Сейчас общество стало настолько мобильным, что официальные структуры не поспевают за той скоростью изменений. Наша задача - идти в ногу с развитием общества.  

Я очень благодарен прежнему руководству, которое смогло создать действующую мусульманскую инфраструктуру. Построено много мечетей, медресе. Сейчас Казань стала ориентиром, её называют северной Меккой. Проделана огромная работа. Но сейчас наступил следующий этап – этап обращения к внутреннему миру человека, этап особого внимания к духовному развитию общества. Это то, чего нам не хватало. Наше стремление создать инфраструктуру порой превращалось в азарт. Как итог азарт внешнего обустройства и строительства внешних институтов привел к отдалению от сущности религии. Духовность отошла на второй план.

ЗАРПЛАТА В 10 ТЫС. И 10 "ФИАТОВ"

- С какой программой Вы идёте на эти выборы?

- Первым пунктом моей программы является решение бытовых проблем имама. И эту работу мы начнем пока с уровня мухтасибов – глав районных мусульманских общин. Сейчас зачастую имамы вместо того, чтобы работать с верующими, общиной, вынуждены бегать сломя голову в поисках пропитания для семьи, детей. После ухода Гусмана хазрата оставшаяся в ДУМ РТ команда первым делом приняла решение искать источники для выплаты зарплат мухтасибам. Слава Аллаху, источники найти удалось, и они самые разные – собственные средства, благотворительная помощь. В итоге за три месяца мы уже выплатили зарплату всем 45 мухтасибам.

- А раньше не платили?

- Нет. Раньше им денежное довольство выплачивали приходы, но это был мизер. У нас некоторые мухтасибы получали в месяц 900 рублей, кто-то 2000 рублей. Но у них у всех семьи, дети. С нынешнего года 45 татарстанских мухтасибов будут получать каждый месяц зарплату. Это чуть меньше 10000 рублей. Недавно 10 лучшим мы выделили автомобили «Фиат». Сейчас задача - освободить время имамов для проповеди, для того, чтобы он помог человеку понять, что такое добро, выйти ему из мрака.

- По меркам Казани зарплаты небольшие. Пока речь идет лишь о мухтасибах?

- Да, но в Казани у нас только один мухтасиб, который прекрасно справляется со своими обязанностями.

- Как собираетесь привлекать молодёжь? Без заплаты они вряд ли в сельские приходы пойдут работать.

- Да это и невозможно. На что и как они будут жить там?

- А с другой стороны – начинающий имам, наоборот, может и должен в этих условиях проповедовать. Прийти, зажечь своей верой, и тогда народ поверит в тебя и будет готов содержать…

- По-моему, время энтузиазма уже закончилось. Это мы в молодости были энтузиастами. Сейчас, я смотрю, таких практически не найти. Посмотрите, это не только в ДУМ, а в целом по стране похожая ситуация. В России, к примеру, практически отсутствует волонтёрское движение.

После решения бытовых проблем наша следующая задача - это повышение квалификации и аттестации имамов и преподавателей. Сейчас мы вместе с Российским исламским университетом открываем центр переподготовки и повышения квалификации имамов. Вообще, удивительно, за 12 лет работы ДУМ РТ его сотрудники ни разу не проходили аттестации. Хотя это обычная практика не только мире, но и в нашей стране.

 «ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ И ГОРИЗОНТАЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ»

- Какие другие пункты программы?

- Следующая задача - больше ритуально-богословского характера. Так, деятельность всех татарстанских мусульманских общин мы намерены привести в соответствие с уставом ДУМ РТ. В каждой махалле - общине должен быть единый порядок в отправлении ритуальных обрядов. У имамов должно быть единое мнение. Вся ритуальная практика должна вестись согласно нормам правовой школы Абу Ханифы, той школы, которой татары придерживаются больше 1000 лет.

Думаю, только в этом случае возможно избежать повторения в нашей республики северокавказских сценариев. В большинстве мусульманских стран, независимо от идеологических установок – будь то Саудовская Аравия или Турция, – среди верующих преобладает единое восприятие большинства ритуальных вопросов. Как говорится, вертикаль власти и горизонталь исполнения.

- То есть Вы собираетесь выстраивать вертикаль?

- Раз она существует в исламе. Но вертикаль власти не подразумевает, что все неугодные и инакомыслящие будут вырваны с корнем. Нет, мы должны работать вместе, на единую цель.

- А если обряд будет немного отличаться?

- Более 1000 лет у нашего народа был единый порядок и благодаря этому сохранился и ислам, и татарская нация. Просматривая дореволюционные публикации в татарских газетах, я убедился, что очень много статей было посвящено теме вреда ваххабизма. Его открыто называли злом, идущим с Ближнего Востока. Чтобы с ним бороться, учащихся, которые попали под влияние этих идей, выводили во двор медресе и публично наказывали.

Разнобой в ритуальных обрядах приводит к скандалам. На Кавказе всё началось со спора, можно ли людям ходить на могилу родственника и читать там Коран. Похожее теперь  происходит и у нас. Теперь из-за этого пустякового, на взгляд обывателя, вопроса - поднимать во время молитвы руки до плеч или до ушей – община раскололась на два лагеря.

- Насколько глубоко произошел раскол?

- Сегодня даже наши оппоненты поняли, что углублять этот раздел - ещё большая ошибка. Они увидели, что эти обострения в будущем могут привести к репрессиям ко всем группам верующих. Ведь неспециалисты не понимают богословских тонкостей. Слава Аллаху, что это движение вовремя остановилось. Люди взялись за ум.

ОХОТЫ НА ВЫПУСКНИКОВ ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ НЕ БУДЕТ

- Давайте вернёмся к Вашей программе.

- Возвращаясь к планам -  у нас в ДУМ хромала работа с молодёжью. Отдел по работе с молодёжью, можно сказать, практически не работал. Всё было на плечах активных имамов на местах. Каждый из них брал определённую группу молодых людей и объяснял религию, исходя из своего авторитета. Теперь мы усиливаем это направление. На сегодняшний день работает молодёжная организация «Алтын урта» («Золотая середина»).

Также мы сейчас стараемся усилить и просветительскую работу в интернет-пространстве. Большое внимание  хотим обратить на село. Оно как-то выпало из поля зрения муфтиата. Да, на селе открываются мечети, и мы бываем на их открытии, но нужно же большего. Там же живут люди, и их нужно объединить на площадке мечети. Здесь должно появляться что-то вроде клубов по интересам.

- Что в образовательной сфере собираетесь делать?

- Будем работать над совершенствованием многоступенчатости системы религиозного образования. При мечетях есть начальные религиозные школы. Они должны давать базу для поступления в религиозные учреждения среднего образования. Следующая ступень -  вуз, это Российский исламский университет. На сегодняшний день эта система не совсем отлажена. Нужно унифицировать систему преподавания. Хотя как бы программа единая, но на практике есть разница в методах и стиле преподавания, в догматике, ритуальной практике.

- Как Вы относитесь к зарубежному образованию, чтобы студенты обучались, как в Египте, Саудовской Аравии, Турции…

- После учёбы в татарстанском медресе я учился за рубежом, где смог повысить свою квалификацию, в частности, улучшить степень знания арабского языка. Поэтому саму практику получения дополнительного образования за границей я не порицаю.

Правда, сейчас встает другой вопрос. Что делать тем, кто когда-то уехал из Татарстана и получил базовое образование в Саудовской Аравии, Турции, Пакистане и других странах. Сейчас некоторые даже распространяют слухи, что на этих выпускников грядёт охота, репрессии.

Ответственно заявляю, этого никогда не будет. Сейчас у нас создан центр переподготовки имамов, который начнет работать осенью. Есть программа переподготовки, в самом центре сейчас ведутся ремонтные работы. Приехал - пожалуйста, пройди переподготовку, адаптируйся к правилам данной местности. Познакомься с уставом ДУМ, с установленными правилами. У нас же есть хороший пример – в нашем государстве. Например, если политика президента РТ, главы администрации и главы сельского совета будут разниться между собой, то из этого получится хаос и бардак. У нас же, только в духовном отношении, должно быть так же. Должно быть каноническое единство, которое заложено и в структуре самого ислама. Никогда не было такой анархии, как сегодня. Сегодня демократия в понимании некоторых  – это скорее анархия. У меня перед глазами пример Северного Кавказа. Не могу понять до сих пор, как это может быть, что уважаемого имама может убить простой прихожанин только из-за того, что тот ему сделал замечание в мечети. Это реальные события в одной из республик Северного Кавказа. 

«НЕКОТОРЫЕ СОЗДАЮТ ИЛЛЮЗИЮ, ЧТО ОБЩИНА РАСКОЛОЛАСЬ»

- Слышали по ТВ Ваши жесткие слова по поводу ваххабизма. Вы не боитесь делать такие громкие заявления?

- Без воли Аллаха в это мире ничего не может произойти. Если Аллахом предопределена смерть, от неё никак не скроешься. Угрозы в мой адрес поступают, но какие бы не были угрозы – я, прежде всего, верующий человек.

- На одном из совбезов была озвучена информация, что из Татарстана 18 человек ушло в страны Востока, где примкнули к вооруженным формированиям…

- Мы тоже на этих заседаниях бываем. Духовное управление мусульман РТ должно отвечать за своих имамов и тех служителей, которые работают в наших структурах. Каждый из руководителей должен отвечать за тех людей, которые вокруг него. Как рассказывал мне местный мухтасиб, этим молодым людям пытались объяснить, что не надо себя противопоставлять общине и мечети, нужно учиться в легальных учебных заведениях, пытаться там найти ответы на вопросы. Они не услышали наших доводов и решили утолить свое желание приключений.

Сегодня некоторые проповедники на публику говорят одно, а в своих кулуарных беседах начинают говорить обратное. Среди тех, кто придерживается этих двойных стандартов, есть две категории людей - те, кто недоволен политикой государства и те, кто не смог реализоваться в жизни.

Чтобы вести беседу и дискуссию, к примеру, на темы физики, математики, политики нужны знания и понимание. Что касается ислама, то сегодня в нашей стране ученых-богословов, способных объяснять религию, пока единицы. Поэтому в этих условиях порой в деле объяснения религии царит полнейшая безграмотность. Поэтому пустующую нишу заполняют сомнительные личности.

У простых людей недостаточно достоверной информации об исламе, а новые «проповедники» начинают преподносить веру с той позиции, которую они чувствуют, исходя из своих эмоций и интеллектуального развития. Они начинают объяснять, что человек сидит без работы не из-за того, что он её ни разу не искал, а тем, что у нас плохой президент или премьер-министр.

- Вы отметили, что предвыборная ситуация накалилась и в СМИ  активно транслируется идея, что сейчас существует конфликт между Закамской стороной и Заказаньем…

- Сегодня в ДУМ РТ нет противостояния между центральным аппаратом и районными мухтасибатами. Я практически каждую неделю езжу по районам и общаюсь с имамами. Несколько мухтасибов из Закамья приехали в Казань и разговаривали со мной. Мы сообща работаем. Сегодня есть один человек в Казани, один в Закамье, которые вместе выступают в печати, создавая иллюзию, что община раскололась. Все 45 мухтасибов единодушны, что нам нужно сохранить гражданский мир и согласие внутри общества.

НЕ ДИКТАТУРА, А ВЛАСТЬ СОВЕТОВ

- Ваше отношение к событиям, которые происходят сейчас на Ближнем Востоке: Египет, Тунис, Бахрейн, Ливия…

- Диктатура какой-то определенной личности никогда ни к чему хорошему не приводила. Это те страны, где действительно была диктатура… Но одновременно с этим диктатура может сделать что-то хорошее для людей. Возьмите Египет. Я как религиозный деятель видел, как там много делалось для поддержки ислама, развивалась инфраструктура. Бахрейн, Катар, Эмираты, Саудовская Аравия – богатейшие королевства, в которых можно жить в достатке, там высокий социальный уровень. В Ливии я не был, но коллеги, которые туда ездили, делились впечатлениями, что это одна из самых  стабильных и развитых североафриканских стран… В сравнении с той же Мавританией, Алжиром. Но всё равно диктатура в любом виде в итоге не выдерживает критики. Пусть во главе будет даже золотой человек, но если это будет диктатура и народ не будет участвовать управлении, процессе развития общества, то это приведет в конечном счеёе к тому…

- Ваша вертикаль не будет диктатурой?

- Наша вертикаль это же не один человек. Систему будет контролировать съезд мусульман, имамы. Есть также совет улемов (богословов – ред.),  совет казыев (шариатских судей – ред.). Власть советов, одним словом (смеется).

«В ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНСТИТУТАХ ДОЛЖНО БЫТЬ ВСЕ ПРОЗРАЧНО»

- Давайте поговорим об экономике. В Татарстане активно развивается религиозная экономическая инфраструктура. В республике есть свой хадж-оператор, комитет халяль, фонд зяката. Какие шаги Вы намерены предпринять в этом направлении?

- Считаю, что здесь прежде всего всё должно быть прозрачно, как в финансовом отношении, так и в духовном. Эти институты, которые вы перечислили, должны стать прозрачными не только для духовного управления, но и для всего общества. Нужен своего рода публичный контроль.

У верующих много вопросов по стоимости поездки в хадж. Пока никто не может дать внятного ответа, что происходит с ценами на хадж. Может быть, действительно его себестоимость высока, а может быть…. Мы должны сесть, разобраться и потом объяснить верующим. Мы уже разговаривали по этому поводу с руководством «Идель-Хаджа». Диалог продолжится.

- Какова функция комитета «халяль» и как вы видите дальнейшее развитие этой структуры?

- Это очень серьёзный вопрос. Индустрия «халяль» сегодня динамично развивается. Теперь часть не только мусульман, но и люди других конфессий стремятся приобретать продукцию с лейблом «халяль». Могу сказать, что в магазин при мечети «Булгар», где я работаю имамом, за продуктами приходят не только прихожане, но и жители из соседних домов - как русские, так и те татары, которые пока далеки от религии…

Что касается комитета «халяль», то здесь есть ряд технических вопросов. Нужно выработать понимание, как комитет будет действовать дальше. Существуя при ДУМ РТ, комитет сохранял некую автономию.

То, что комитету халяль удалось вывести определённые стандарты и систему сертификации - это хорошо. Люди видят значок «халяль» и спокойны. Но нужно, чтобы и ДУМ как соучредитель был спокоен. В конечном итоге за всю эту систему моральную ответственность несёт духовное управление.

- Если говорить о «закяте» - обязательной для состоятельных людей милостыни, то в Татарстане очень много богатых людей, которые, наверное, даже готовы платить, если им правильно объяснить…

-  Не только правильно объяснить, здесь я добавлю ещё, что «если эти средства правильно использовать». Как структура фонд создан, но должна появиться и прозрачность, и каждый сможет увидеть, что его деньги доходят до конкретного человека и решают конкретную задачу.

ВЫЗДОРОВЕЛ, КОГДА УВИДЕЛ, ЧТО В СТРАНЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

- На нынешних выборах муфтия звучат обвинения, что происходит вмешательство государства в дела религии...

- Насчёт вмешательства государства в дела духовного управления… Вы видели, чтобы кто-то из чиновников зашёл в мечеть и кричал, как нужно молиться? Никакие органы не приходили с проверкой ни в одну татарстанскую мечеть, в том числе в ту, имам который муссирует эту тему. Как государство может вмешиваться в дела государства? Я не представляю, как государство может сегодня запретить ту или иную деятельность. Правда, некоторые приводят в пример закрытие нурлатского медресе. Но оно закрыто не политическим причинам, а из-за нарушения противопожарных норм.

- Если устранят нарушения, его откроют?

- Оно откроется, конечно, если будут устранены те нарушения, которые были выявлены ещё осенью прошлого года. Поэтому на фоне нескольких страшных пожаров, произошедших в стране, другого решения, кроме запрета эксплуатации, быть не могло. Там же дети же занимаются и у них же есть родители. Случись что, Аллах сакласын (с тат. яз. «Пусть Аллах сбережет», ред.), это же будет трагедия, и виновато будет в ней духовенство.

Возвращаясь к теме вмешательства в дела религии. Можно ли назвать вмешательством государства в дела религии, когда правоохранительные органы ведут расследование в отношении группы людей, которые вооружённым путем пытаются свергнуть существующий строй? Думаю, нет. Карательные действия к ним вызваны тем, что они нарушают закон Российской Федерации.

Одновременно с этим государство участвует в нашей жизни в другом ключе. Например, может помочь решить вопросы ремонта мечетей, оплаты услуг ЖКХ инфраструктуры. Но это делается не из бюджета, а из пожертвования предпринимателей. Но даже это происходит лишь в некоторых районах, а не повсеместно.

Правда, в некоторых случаях перекосы всё же есть. К примеру, суд в Оренбургской области признал экстремистскими несколько книг, включая классические труд, такие как: изречения пророка (хадисы Навави), труды татарского богослова XVIII века Утыза-Имяни. Во время встречи с полпредом Рапотой этот вопрос был поднят, и последний признал, что государство само обеспокоено, что экспертиза была проведена несколько странно.

- А кто из людей прошлого и настоящего (мы сейчас не говорим о Пророке, понятно, что это главный авторитет для мусульман) для Вас является авторитетом?

- Мне нравится притча, которая приводится исламским ученым XII века Абу Хамидом Газали о персидском царе Ану Ширване, который жил ещё до прихода ислама. Однажды царь персов Ану Ширван заболел и заявил, что ему приснилось, что его может  вылечить кирпич от полуразрушенного ветхого дома. Во все концы страны разошлись гонцы. Через неделю они вернулись с печальной вестью: мы обыскали всю страну, но не нашли ни одного полуразрушенного дома. Тогда он заявил, что теперь выздоровел. «Значит, в моей стране люди живут хорошо», - сказал царь. Поэтому моими ориентирами являются как простые люди, так и учёные, которые работали как во благо общества, так и во благо каждого мусульманина.

Арслан Минвалеев
Малик Арсланов