ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ – «КАЗАНСКИЙ ЛЁН». ПО ВСЕЙ ВИДИМОСТИ, ДЕЛА В КОМПАНИИ ТАКОВЫ, ЧТО ЕЙ НЕ ДО ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ

В Казани возбуждено уголовное дело по факту повреждения двух исторических зданий – Дома Котелова и корпуса льноткацкой фабрики, принадлежащих ОАО «АПК «Казанский лён». Прокуратура ставит вопрос о том, чтобы изъять эти сооружения у компании и передать в федеральную или республиканскую собственность. Ситуация примечательна тем, что до сих пор все скандалы вокруг исторических зданий разворачивались, как правило, в центре Казани и речь о зданиях в промышленном Кировском районе идёт едва ли не впервые.

СОВМЕСТНО С МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ

Прокуратура Кировского района Казани нашла неудовлетворительным состояние Дома Котелова и корпуса льноткацкой фабрики, находящихся в собственности ОАО «АПК «Казанский лён». В целях защиты и сохранения объектов прокуратурой направлено в суд заявление о принятии памятников в федеральную и республиканскую собственность, сообщил Татар-информ.

Напомним, что корпус льноткацкой фабрики (ХIХ век, архитектор Лев Хрщонович) – объект культурного наследия республиканского значения, Дом Котелова (построен в 1833 году по проекту Петра Пятницкого, образец русского классицизма) – федерального.

Трудно представить, что о тяжёлом состоянии обоих объектов стало известно только теперь. Как разъяснили «БИЗНЕС Online» в прокуратуре Кировского района Казани, дело заведено в рамках надзора за исполнением федерального законодательства. «Мы следим, чтобы памятники находились в надлежащем состоянии», - сообщили в прокуратуре и отметили, что ранее руководство «Казанского льна» привлекалось к административной ответственности за ненадлежащее содержание зданий.

На этот раз в ходе проверки, которая проводилась в феврале совместно с сотрудниками министерства культуры РТ, было выявлено, что здания находятся в неудовлетворительном состоянии. Материал об этом был направлен в отдел милиции Зареченский, сотрудники которого и возбудили уголовное дело по статье 243 УК РФ «Повреждение памятников истории и культуры».

ОХРАННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

«БИЗНЕС Online» попыталась получить комментарии руководства «Казанского льна», но по справочным телефонам ОАО сегодня находятся другие организации.

О том, что происходит сейчас на одном из старейших казанских предприятий, известно, в основном, по разным невесёлым новостям. Год назад говорилось об инициировании в отношении АПК процедуры банкротства. В июле прошлого года «Казанский лён» был назван лидером среди казанских должников по заработной плате. Тогда в суд было направлено 57 исков к ОАО АПК «Казанский лён» на общую сумму 1 млн. 517 тыс. рублей. Судом иски рассмотрены, признаны обоснованными и удовлетворены. В феврале этого года УФАС по РТ возбудило дело по признакам нарушения ОАО «АПК «Казанский лён» ч.1 ст.10 федерального закона «О защите конкуренции». Общество подозревалось в необоснованном прекращении поставки технической воды для нужд ОАО «Сафьян».

«БИЗНЕС Online» поинтересовалась в прокуратуре Кировского района, как руководство предприятия отреагировало на проверку находящихся в его ведении объектов культурного наследия. Оказалось, что «на момент проверки директора не было».

Всего в Кировском районе расположено 27 объектов культурного наследия. В целом, по итогам проверки, их состояние признано удовлетворительным. Прокуратура внесла представления собственникам Делового двора ХIХ века и Макарьевской церкви о заключении охранных обязательств на эти объекты культурного наследия.

Несмотря на отрадный факт надзора за состоянием памятников, действия властей кажутся выборочными – едва ли не каждый казанец навскидку назовёт немало находящихся не на периферии, а в центре города исторических домов, не первый год пребывающих в плачевном состоянии, которое, похоже, мало кого волнует.

Тимур Латыпов
Фото Сергея Елагина

Cправка

ОАО «АПК«Казанский лён» - старейшее льно-прядильно-ткацкое предприятие Поволжья существует более 100 лет. 

ОАО "Агропромышленная корпорация "Казанский лён" преобразовано в 2001 году из ОАО "Казанский льнокомбинат" традиционного поставщика полульняных тканей для министерства обороны и министерства внутренних дел СССР.