.
Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК ШЛИ ПЕРЕГОВОРЫ ЛИГИ И «МАТЧА»

«БИЗНЕС Online» стали известны подробности того, как в новом сезоне будут показываться матчи РПЛ. Лига выбирала между двумя предложениями. Первое – это 30 матчей за сезон на Первом канале с предполагаемыми слотами в 16:00 или 18:00 и остальное на «Нашем футболе» или по сублицензии в интернете и регионах. К примеру, ТНВ могло бы сохранить возможность показывать «Рубин» в прямом эфире, выкупив соответствующий пакет матчей. Это помогло бы охвату, добавило рейтинг и престиж чемпионату России, сохранило платную концепцию продвижения и в перспективе позволило бы клубам зарабатывать больше.

Второй вариант, который в итоге и был принят, – это две игры из тура на «Матч ТВ» с примерным временем начала в 19:00. Оставшиеся матчи уже на платных платформах. К примеру, во втором туре «Матч ТВ» покажет «Урал» – «Краснодар» и «Ахмат» – «Енисей». В таком случае «Газпром-Медиа» тратит всего 1,7 млрд рублей в год, из которых 1,5 идут лиге, а оставшиеся 200 млн уходят на производство картинки – контракт для команд становится менее выгодным даже по сравнению с предыдущим.

За этот вариант из пяти участвовавших в первоначальном обсуждении клубов – ЦСКА, «Спартак», «Зенит», «Локомотив» и «Краснодар» – проголосовал лишь Питер и железнодорожники. То есть против были частные владельцы, а команды с доминирующим госфинансированием («Газпром» и РЖД) согласны на меньшую выручку. Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», другие к обсуждению контракта фактически не были допущены, решение принималось в узком кругу самых обеспеченных клубов страны.

Несмотря на противоречия между клубами, «Матч ТВ» смог продавить контракт с РПЛ. «В новый сезон премьер-лига вступает обновленной – с новым имиджем и новым контрактом с „Матч ТВ“, нашим надежным партнером и единомышленником», – цитирует президента РПЛ Сергея Прядкина пресс-служба лиги.

Одна из версий выбора в пользу «Матч ТВ»: на решение повлиял приближавшийся совет по развитию физической культуры и спорту в Калининграде. Проблемы с переговорами между лигой и телеканалами могли дойти до президента РФ Владимира Путина, что порождало риски. Владимир Владимирович мог повторить фразу в духе «Мутко намутил», но теперь уже не про Виталия Мутко. Сообщается, что канал в виде социальной нагрузки еще может получить показ матчей ФНЛ на новых стадионах, построенных под ЧМ. Во второй по силе лиге страны таких арен пять: Калининград, Саранск, Волгоград, Нижний Новгород, Сочи.

.
Фото: Сергей Елагин

КОНТРАКТ ОБЕЩАЛИ ПОДПИСАТЬ В НОЯБРЕ

«Матчу» за сравнительно небольшие деньги достались затраты на продакшен и все маркетинговые права. Никаких прямых трансляций матчей «Рубина», «Уфы» и «Ростова» на местных каналах, как было в прошлом сезоне, не будет. Только в записи и только с задержкой от двух до четырех часов. Лига формально получила даже меньший контракт, чем был ранее (1,7 млрд вместо 2 млрд), но отделалась от нагрузки в 500 млн рублей на продакшен. Так что стоимость прав в итоге выросла на 200 млн рублей за сезон.

Теперь есть опасность, что при недостатке финансов серьезно упадут затраты на производство, поскольку эти расходы закрывает бюджет не РПЛ, а телекомпании. Сразу можно вспомнить, что в начале сезона 2017/18 «Матч» сократил командировки комментаторов на игры премьер-лиги. Канал потратил выделенный бюджет и возобновил выездные репортажи лишь после собрания директоров «Газпром-Медиа» и начала нового финансового года.

К новому сезону «Матч ТВ» переформатирует телеканал «Наш футбол», который раньше принадлежал лиге. Руководители переименуют его в «Матч Премьер» и, скорее всего, повысят абонентскую плату, как это уже произошло с пакетом «Суперспорт» на «НТВ-Плюс». Теперь им нужно отбивать вложенные в чемпионат деньги. Ключевым руководителем нового телеканала «Матч Премьер», по данным «БИЗНЕС Online», уже назначен Гавриил Гордеев (известный под псевдонимом Гавр). Бывший резидент «Камеди» и гендиректор ТНТ4 отвечает за футбольное наполнение. Раньше он не работал в спортивной журналистике и не комментировал свое отношение к «Матч ТВ».

Напомним, что в октябре 2017-го «Матч ТВ» перешел под управление Comedy Club Production. Компания давно не отвечает исключительно за юмор, а, например, снимает для ТНТ шоу «Танцы» и «Песни». Comedy Club Production входит с «Матчем» в один холдинг — «Газпром-Медиа», поэтому влияние более опытных менеджеров логично.

Они уже подключены к важным процессам: главу «ГПМ Развлекательное ТВ» и сооснователя CCP Артура Джанибекяна РБК называет управляющим Национальным спортивным каналом. По информации СМИ, он лично вел переговоры по новому контракту с РПЛ.

На момент публикации комментариев от пресс-службы «Матч ТВ» получить не удалось.

Артем Шадров (справа) Артем Шадров (справа) Фото: личный архив режиссера Шадрова

ПОЧЕМУ УВОЛИЛИ ШАДРОВА?

Из-за подписанного телесоглашения «Матч ТВ» уже лишился самого сильного режиссера в стране, причем понес репутационную потерю сам. За два дня до презентации нового чемпионата России канал уволил главного режиссера Артема Шадрова.

Нужно отдельно сказать: Шадров — главный режиссер страны, который снимает прямую линию Путина (важные государственные проекты) и парад Победы на Красной площади (важный и безумно рейтинговый кейс, собирающие рекордные цифры каждый год). Важнее человека в телевизионном производстве в современной России просто нет. Важная и скрытая от широкой публики деталь — производственный сегмент «Матч ТВ» собран из лоскутов трех империй: ВГТРК, «НТВ-Плюс», а также АНО «Спортивное вещание», созданной Василием Кикнадзе под Универсиаду-2013 и Олимпиаду-2014. Все межкорпоративные противоречия снимала фигура Шадрова, который для всех был непререкаемым авторитетом, масштаб его личности закрывал любые возможные интриги на среднем менеджерском звене производственной части телеканала.

Есть несколько версий причин увольнения Шадрова. Первая — режиссера привлекали в качестве консультанта те, кто хотел создать этакую «Лигу ТВ 2.0» и отдать 30 матчей Первому каналу. Вторая версия слегка комичная: якобы на первоначальном обсуждении контракта авторы проекта с 30 матчами на Первом показали куски из старой презентации «Лиги ТВ», где Шадров фигурирует в качестве генпродюсера проекта. Но это не помешало кому-то сообщить начальникам «Матча» о конфликте интересов — сотрудник Национального спортивного канала Шадров заинтересован в соглашении с Первым... Режиссера уволили за чью-то ошибку, не дав объясниться. Шадров без работы не останется, а российский футбол потерял суперзвезду, которая была пусть и за кадром, но ее вклад в развитие качественного показа нашего футбола невозможно переоценить.

Сегодня, 24 июля, РПЛ объявит об условиях нового телеконтракта. Он наверняка мог быть более выгодным и прибыльным, но сейчас все участники сделки останутся довольными. РПЛ — что передала права надежному партнеру. «Матч ТВ» — что получил их на своих условиях. Клубы — что несильно проиграли в деньгах и получат от телевидения хоть какие-то деньги. Зрители — что проведут четыре года у телевизоров без потрясений.

А индустрия переживет. Наверное.