Госдума приняла законопроект об обязательном изучении родных языков в третьем, окончательном чтении. Поправки поддержали 388 депутатов, двое проголосовали против.

Напомним, согласно законопроекту, все изучают русский язык как государственный, а конкретный родной язык выбирается по заявлению родителей школьников.


С основным докладом по законопроекту выступил председатель комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов («Единая Россия»):

«Важнейший законопроект готов к принятию. Мы выполняем поручение президента РФ, которое позволяет родителям наших учеников делать выбор родного языка обучения. Дети не будут обязаны изучать в качестве родного тот язык, который для них не является родным. Кроме того, мы фиксируем обязательность изучения родного языка в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Это начало большого пути, который должен привести, безусловно, к усилению внимания государства к проблеме родных языков.

Мы должны еще сделать много для того, чтобы реально были федеральные образовательные программы по максимальному количеству родных языков, чтобы было максимальное количество профессионально написанных учебников по родным языкам. Мы в постановлении Госдумы зафиксировали, что это все требует и серьезного бюджетного финансирования, причем, я уверен, не только регионального, но и федерального, в чем еще предстоит убедить министерство финансов.

Нужно разработать концепцию преподавания родных языков. Работа начинается, и я еще раз с этой трибуны призываю всех желающих принять участие в этой большой работе, которая позволит нам сохранить и укрепить многонациональное единство нашего российского народа. Прошу поддержать законопроект в третьем чтении".

На выступление по законопроекту записались два представителя фракции «Единой России», в том числе депутат от Татарстана Ильдар Гильмутдинов. Однако в результате на трибуну вышел другой единоросс — Гаджимет Сафаралиев.

«Закон действительно важный, сложный и резонансный. В том варианте, в котором он был предложен, мы его приняли в первом чтении, но приняли с постановлением Госдумы, в котором были указаны те недочеты и дополнения, которые необходимо было сделать к этому закону, — отметил Сафаралиев. — Дело в том, что если в первом варианте это было добровольное изучение языка обучения, и это противоречило Конституции, поскольку и государственные языки республик, и родные языки обязательны к изучению. Вопрос в другом.

Почему возник вообще этот вопрос? Это связано с тем, что русского языка не было в образовательной сфере в виде родного и зачастую происходили перекосы, на которые обратил внимание президент. В том плане, что заставляли изучать не родной для человека язык, и в целом получалось, что национальные языки изучались больше, чем государственный русский язык.

Это приводило к недовольству определенной части граждан, и, в общем-то, обратив внимание на это, отреагировали депутаты. Была создана рабочая группа, где несколько раз собирались, обсуждали, и, я думаю, самое главное в этом законе, что он не носит запретительного характера. Это закон, разрешающий свободно выбирать язык обучения. Прошу обратить внимание, язык обучения, государственный язык республик в составе РФ и родные языки народов. То есть вы свободно выбираете. В регионах есть государственный язык конкретной республики. Человек, родители либо уполномоченные лица выбирают тот язык, который они считают нужным для ребенка. Либо ребенок сам [выбирает]. Он может выбрать русский язык, а может выбрать свой национальный язык, это зависит уже от родителей. И в этом плане дана свобода и возможность людям выбирать тот язык [который они хотят изучать]. Потому что без национальных языков невозможно в нашей многонациональной стране. Язык — это первое, что определяет этнос, и ликвидация приведет к тем последствиям, которые непредсказуемые Поэтому я предлагаю всем проголосовать за этот закон в третьем чтении, документ учел все нюансы, моменты, в том числе мнения различных регионов. Закон в данном варианте даже улучшил ситуацию".

«Я прошу вас поддержать этот законопроект по следующим причинам, — заявил с трибуны представитель КПРФ Олег Смолин. — Первая — к сожалению, уже несколько лет многие из нас, в том числе и я, получали довольно много обращений из некоторых республик Российской Федерации по поводу принуждения русских и других народов, не являющихся титульными в данных республиках, к изучению государственных языков республик. Поэтому я дал согласие подписать данный законопроект, понимая, что в первом чтении он был не совершенен. Но, кстати, в первом чтении в нем не было того, о чем писали в прессе, — в нем не было никакого перевода изучения родных языков на факультативную основу. Наша позиция заключается в следующем — мы должны расширить возможности изучения национальных языков на основе свободного выбора. Поэтому в моей родной Омской области я продвигал изучение татарского, казахского и немецкого языков для национальностей, представителей, которых у нас там достаточно много.

Второе — в доработанном тексте однозначно написано, что национальные языки будут изучаться в обязательном порядке по стандартам в обязательной части образовательной программы. Третье. Важная новелла законопроекта — это появление права на изучение русского языка как государственного и как родного. Четвертое — закон закрепляет изучение языка образования и изучаемость языков по выбору родителей. Коллеги из республики предлагали нам пойти дальше и сделать для граждан титульного этноса изучение родного языка обязательным, но рабочая группа не нашла варианта юридического для этой позиции, поскольку этническая принадлежность — это акт самоопределения. Никто не может сказать человеку: «Ты именно такой национальности!» Он сам должен такое сказать. В национальных республиках сохраняется возможность стимулирования изучения национальных языков разными способами — в том числе при приеме в вузы.

Пятое — модель, которая представлена в сегодняшнем законе, может выглядеть следующим образом. Все изучают русский как государственный, все изучают родной язык. Но кто-то изучает родной язык русский, а кто-то другие языки народов Российской Федерации. Никто не ущемлен и никого не принуждают!

Шестое. Мы говорили, что это поможет изучению языков и в республиках, и за их пределами, потому что продвигается идея создания фонда поддержки языков народов России".

Представитель партии ЛДПР Борис Чернышов, взяв слово, напомнил с трибуны, что к первому чтению законопроект был достаточно не проработан. В частности, были упущены подробности о методиках образования и так далее.

«Однако сегодня по постановлению, которое было принято, все это было заложено, — отметил он. — Хотелось бы отметить работу министерства просвещения, которое ко второму чтению хоть и обещало представить определенные нормативные акты, свои предложения, однако этого не было сделано. Мы надеемся, что министерство просвещения, после того как оно окончательно будет установлено и полностью сформировано функционально, примет активное участие в решении данной проблемы. Долгое время в отдельных регионах Российской Федерации были определенные перекосы, уменьшались возможности для изучения русского языка. Но сегодня в той редакции, в которой присутствует законопроект в третьем чтении, я считаю, необходимо поддержать всем фракциям».