Нынешний президент США Обама решил пойти на второй срок. Несколько дней он молчал, но вчера выступил в Университете им. Джорджа Вашингтона с речью, в которой и объяснил свои планы в отношении США примерно на 12 лет.
Если описать его речь коротко, то можно ограничиться фразой «жить нужно по средствам»; в частности, самому себе и правительству он предложил сократить бюджетный дефицит на $4 трлн в ближайшие 12 лет.
Более подробно все выглядит очень «круто». «Серьезный план не требует от нас обеспечения сбалансированного бюджета за один день. Экономисты считают, что поскольку наша экономика только начинает расти, нам нужен пофазовый подход, и он требует тяжелых решений и поддержки лидеров от обеих партий... Сегодня я предлагаю сбалансированный подход, который позволит нам за 12 лет сократить дефицит на $4 трлн. Этот подход основывается на рекомендациях двухпартийной финансовой комиссии, которую я назначил в прошлом году, и является продолжением заложенной в бюджет на 2012 год программы по сокращению бюджетного дефицита на $1 трлн», – сказал Обама.
Отметим, что никакого экономического роста в США пока не наблюдается. При том объеме эмиссии и занижении инфляции, которые демонстрируют власти страны, можно было бы показать и более впечатляющие цифры. Но главное в другом. Сегодня в США падает совокупный спрос домохозяйств, который компенсируется растущими расходами государства. Уже более 10% расходов домохозяйств (а это более $10 трлн в год) – это на сегодня государственные дотации. Отменить их, конечно, можно, но тогда мы получаем почти чистый сценарий 1930-х гг. с падением ВВП в 10-12% в год. Может быть, Обама имеет в виду сокращение военных расходов на фоне роста социальных расходов?.. Впрочем, посмотрим, что он сказал дальше.
По плану президента США, сокращение дефицита должно идти в рамках общего сокращения расходов, о необходимости которого он говорит с момента своего прихода к власти. Для выработки блока мер по сокращению бюджетного дефицита Обама попросил глав сенатского большинства и меньшинства Гарри Рида и Митча Макконнелла соответственно, спикера и лидера меньшинства Палаты представителей Джона Бонэра и Нэнси Пелоси соответственно назначить участников переговоров по этому вопросу. Переговорный процесс возглавит председатель Сената, вице-президент США Джозеф Байден. Впрочем, это – чисто организационный момент, к содержанию программы Обамы он отношения не имеет. А вот дальше он возвращается к экономике.
В своей речи Обама вновь высказался против требования республиканцев сохранить налоговые льготы для американцев с высоким уровнем дохода. Кроме того, глава американского государства предлагает разработать механизм автоматического регулирования государственного долга. Речь идет о возможной необходимости сокращения расходов бюджета, кроме программ соцобеспечения, поддержки бедных и медицинского обслуживания престарелых.
Ну, здесь он частично дал ответ на мой вопрос, заданный двумя абзацами выше. Сокращается все, кроме социальных расходов (про оборонную программу и некоторые другие статьи расходов Обама сказал прямо), при этом доходная часть бюджета предполагается к увеличению за счет снижения льгот богатым. Все логично. Про политическую составляющую мы сейчас говорить не будем, а поговорим только о цифрах.
Перед началом кризиса спрос домохозяйств в США превышал их нормальные возможности, определяемые реально располагаемыми доходами, примерно на $3 трлн в год. Такая разница набежала за счет двух основных обстоятельств: снижения сбережений и роста долга. Более подробно можно посмотреть наши работы на worldcrisis.ru, сейчас же можно отметить, что после начала кризиса, если бы власти США не начали крупномасштабную эмиссию, спад спроса и, соответственно, ВВП США составлял бы 8-12% в год до достижения равновесного состояния между спросом и доходами.
Поскольку падение спроса неминуемо вызывает и падение доходов домохозяйств, равновесная точка по спросу лежит ниже нынешней не на $3 трлн, а на $6 трлн, что соответствует падению ВВП США на 55-60% от максимума, достигнутого в 2007-2008 гг. Сегодня спрос уже падает, но, во-первых, медленнее, чем на 1% в месяц (отметим, что эмиссия в США с конца 2008 года как раз и достигала величин примерно 1% ВВП в месяц, что, конечно, является случайным совпадением с показателями спада времен Великой депрессии), а во-вторых, поддерживается за счет роста расходов (и дефицита) федерального бюджета США.
Поскольку чудес не бывает, финансовая система США с осени 2008 года сильно ухудшила свое состояние, в реальном секторе началась инфляция издержек, и долго все это безобразие продолжаться не может. Либо ФРС начнет ужесточать денежную политику, и «пролонгированный» спад осени 2008 года вернется, либо же печатание денег продолжится, но с постоянным ростом инфляции и, соответственно, спадом реального спроса.
Обама, конечно, не шут гороховый, как его иногда изображают в СМИ разных стран, и что делать, он, в общем, описал в своей речи достаточно адекватно. Беда только в том, что он при этом не сказал о масштабе изменения и не сообщил (что естественно, конечно), что предлагаемые им меры практически не отразятся на кризисных процессах в стране. Ну, действительно, как уже было сказано, спад спроса составит $6 трлн в год. При падении ВВП США с $12 трлн (официально – $14 трлн) до максимум $5-6 трлн. При таком масштабе бедствия, $4 трлн на 12 лет, $350 млрд в год… Об этом даже смешно говорить.
Вот и получается, что о процессах, с которыми ему (и всем США) придется столкнуться, Обама представление имеет, а вот об их масштабе – вряд ли. А, возможно, уже и имеет (в конце концов, в США есть люди, которые читают наши тексты), но сказать об этом все равно не может, равно как и сделать что-то реальное. В любом случае, программная речь сказана, дальше – слово политикам.
Fintimes
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.