Потребители считают что в течение следующих пяти-десяти лет инфляция будет держаться на уровне 3.2%. Инвесторы придерживаются чуть более скромных прогнозов - 2.8%. Кто прав? И почему нас должно это волновать? Ответ на первый вопрос нам не известен. Попробуем вкратце ответить на второй... 

Рассуждая об инфляции, ученые и политики Федеральной резервной системы, словно бы одушевляю ее, позволяют ей жить своей жизнью так, словно это понятие из учебника, которое удачно вписалось в одну из эконометрических моделей. Так оно и есть на самом деле! Инфляционные ожидания развились из так называемой теории рациональных ожиданий. Она заключается в том, что люди принимают экономические решения, основываясь на своем опыте и прогнозах на будущее. По словам экономиста Тома Саргена, рациональные ожидания должны рассматриваться как универсальный метод моделирования в любых экономических ожиданиях, не только в отношении инфляции. Он пишет об этом в своей статье в Энциклопедии по экономике. Очевидно, что он знает, о чем говорит. Саргент, профессор в Университете Нью-Йорка, один из основателей теории рациональных ожиданий, на которой основана большая часть современной макроэкономики. Она лежит в основе теории эффективных рынков, гипотезы постоянного дохода и доказательств кривой Филипса, которая описывает взаимосвязь между инфляцией и безработицей. Эта теория - центральный догмат, вокруг которого строятся дискуссии о вмешательстве правительства в экономику. Противники фискальных стимулов утверждают, что если люди будут готовиться к повышению налогов, эффективность временных мер по стимулированию государственных расходов существенно снизится. 

А все потому, что люди ведут себя разумно. Ну и что, что мы только что прошли через самый жестокий пузырь на рынке жилья, когда люди приобретали дома, которые им совершенно не по карману, залезая в кредиты, которые они никогда не смогут выплатить. Человек - он существо разумное. Quod erat demonstrandum, или что и требовалось доказать. Если компании полагают, что цены на сырье будут расти, они начнут скупать его, делая запасы на будущее. Таким образом, концепцию инфляционных ожиданий, влияющих на поведение, экстраполировали и на потребителя, что, в большинстве случаев, совершенно ошибочно. Даже если потребитель на все 150% уверен, что цены на бензин будут расти, он не идет на заправку и не покупает цистерну бензина про запас, и не хранит ее у себя на газоне на заднем дворе. В лучшем случае, он купит пару канистр, чтобы было чем заполнить бак в газонокосилки. “С кем мне вести переговоры о цене, когда я заправляю машину?” - задается вопросом Джим Глассман, старший экономист в JPMorgan Chase & Co. “Я просто плачу цену, которая уже назначена без моего участия. Чем чаще мы лишаемся возможности вмешиваться в процесс формирования цены, тем меньше значат инфляционные ожидания".

Несколько лет назад меня сильно занимал тот факт, что ФРС слепо зацикливается на инфляционных ожиданиях в ущерб политикам, которые действительно способны повлиять на реальную инфляцию. В связи с этим, я решила проверить свою теорию о том, что люди ничего не знают ни о каких инфляционных ожиданиях, а если и знают, то не обращают на них внимания. Я провела простое исследование по инфляции в настоящем и будущем, которое подтвердило мои подозрения. Ниже расскажу о нем подробнее. Компании сильно обеспокоены ценами: ценами на то, что они покупают и продают. “Рост цен на сырье - это признак инфляции для любого бизнесмена", - считает Сандра Вестланд-Динихан, президент и инженер-конструктор в Quality Float Works Inc., семейной компании с 96-летней историей в Шаумбурге, штат Иллинойс, занимающейся производством устройств для контроля за уровнем жидкости. Компания приспособилась к растущим ценам на входе, делая оптовые закупки, отдавая предпочтение продавцам поблизости, и даже предлагая покупателям отправлять свои коробки. "Таким образом, мы не тратимся на транспортировку", - отметила она. 

Сейчас любой производитель, закупающий сырье - любое, начиная с хлопка, и заканчивая металлической стружкой, - просто не может не ожидать существенного роста инфляции. То же самое относится к и потребителям, основной статьей расходов для которых являются продукты питания и энергоносители. "Я не верю новостям, которые сообщают нам об отсутствии инфляции", - отмечает Сандра. "Они умалчивают о ней, раскрывая лишь сводный показатель после всех взаимоисключающих расчетов". И, наконец, финансовые рынки сообщают инвесторам инфляционные ожидания посредством спрэда между номинальной доходность гос. облигаций США, и доходностью, проиндексированную с учетом инфляции. Этот критерий также небезупречен: совершенно очевидно, что инвесторы отдают предпочтение номинальным (более ликвидным) бумагам в условиях, когда безопасность активов является главным приоритетом. Таким образом, разные люди вкладывают разный смысл в понятие инфляции. Да, мне удалось поговорить с двумя учеными, которые помогли рассеять туман, плотно окутавший инфляционные ожидания ФРС. Бывший председатель ФРС Рандал Крознер, ныне профессор в Школе бизнеса Университета Чикаго, и Майкл Бордо, профессор экономики в Рутгерском университете в Нью Брунсвике, штат Нью Джерси, терпеливо объяснили мне ситуацию, в которой общественные инфляционные ожидания, несоответствующие целевому уровню ФРС, могут серьезно навредить экономике. 

Три десятка лет назад, когда в ФРС пришел Пол Волкер с твердым намерением изжить инфляцию из системы, бизнесмены не восприняли его серьезно. Они уже не раз слышали подобные обещания. Они повышали сотрудникам зарплату в соответствии с прошлой инфляцией, не ориентируясь на то, что обещал Волкер. Однако когда инфляция упала, компании оказались в западне, зажатые между высокими затратами и низкими ценами. Новая структура затрат стала причиной многих банкротств. Те кто выжил, были вынуждены увольнять сотрудников. Рецессия оказалась глубже, чем могла бы быть в том случае, если бы люди поверили в намерения Волкера. Что ж, это так, но подобной истории недостаточно, чтобы оправдать значение, придаваемое инфляционным ожиданиям. Надежность и доверие к ФРС - вот, что действительно важно. И поступки здесь куда важнее слов. Политики, возможно, довольны инфляционными ожиданиями, считая, что они под контролем, а разрыв объема производства, или масштаб экономического ослабления достаточно велик, чтобы сдержать их. Однако процентные ставки овернайнт на нуле формируют спекулятивный спрос на реальные и финансовые активы. ФРС игнорирует эти ожидания на свой страх и риск.

Forexpf