Произошел односторонний и ничем не спровоцированный разрыв государством с огромным трудом установившегося общественного договора. Это не говоря уже об уничтожении крымского консенсуса и разрушении лояльности ядерного электората Путина. Причем включая военных и силовиков — они понимают, что будут следующими: обманули обычных граждан — обманут и их. Все это напоминает политический суицид самого государства, пишет известный экономист Михаил Делягин.
ОЧЕНЬ БОЛЕЗНЕННАЯ КРАЖА
По данным Левада-центра, намерение власти повысить пенсионный возраст привело к резкому росту протестных настроений: доля считающих вероятными протестные выступления в своем населенном пункте, выросла почти в 2,5 раза — с 17% в марте до 41% в июле, а заявляющих о готовности самим принять в них участие — в 3,5 раза: с 8 до 28%.
Это не просто максимальный уровень протестных настроений за весь посткрымский период. Данные показатели выше, пусть и ненамного, максимальных уровней, достигнутых на излете глобального кризиса конца 2008 — начала 2009 года (39 и 26% соответственно) и в период «седой революции» начала 2005 года, вызванной людоедской монетизацией льгот. Тогда у пенсионеров попытались фактически отнять право проезда на городском транспорте, на улицы за 2,5 месяца вышло два с четвертью миллиона человек, перекрывались федеральные трассы (включая Ленинградское шоссе в Химках), — но о вероятности протестов в своем населенном пункте тогда говорило 36%, а о намерении принять в них участие — 27%.
Фактически усилия вдохновителя реформы Кудрина и ее исполнителя — либерального правительства Медведева — подняли протестные настроения на максимальный за все путинское время уровень: выше было только во времена дефолта 1998 года и политико-хозяйственного хаоса 1999 года.
Этот результат тем более значим, что достигнут летом, когда у людей традиционно оптимистичное и благостное настроение.
По данным «Левада-центра», 64% россиян считает, что повышение пенсионного возраста негативно скажется на жизни их семьи, — и это после длительного периода падения уровня жизни, начавшегося у большинства граждан, судя по изменению потребительского поведения, еще летом 2013 года — после присоединения России к ВТО. На основе расчетов по данным Росстата, 90% россиян потеряли только за 2015-2016 годы более трети своих реальных доходов! А новый виток отмены пенсионных прав, напомню, — это кража не только 5 лет жизни (допустим, что Путин вдруг смилостивится и смягчит пенсионную реформу, уравняв масштабы воровства жизни у мужчин и женщин), но и, в среднем, 864 тыс. руб. недополученных пенсий.
По данным «Левада-центра», половина россиян, как достигших, так и не достигших пенсионного возраста) рассматривает пенсию как «основной источник существования сейчас или в будущем», — так что эта кража весьма болезненна для них.
Наши социологи традиционно не обращают внимания и на то, что из-за уничтожения производств значительная часть людей зрелого возраста и молодежи живет за счет пенсий своих родителей, а также дедушек и бабушек, какими бы скудными эти пенсии ни были.
По данным Сергея Луценко, «при современном нормативе пенсионного возраста только две трети мужчин могут реализовать ...пенсионные права, а остальные ...не доживают до назначения страховой пенсии. В случае повышения пенсионного возраста до 65 лет не доживут до него 10,4% женщин, достигших 55-летнего возраста, и 18,2% мужчин 60 лет. Демографический фактор не только не может рассматриваться как ...аргумент для повышения пенсионного возраста с ориентиром на международную практику, но, наоборот, именно демографические параметры ...населения ... являются главными ограничителями для повышения пенсионного возраста» (журнал «Стратегия России» №8, 2018, стр.47, статья «Реформа: вопросы по пути»).
КРЫМСКОГО КОНСЕНСУСА БОЛЬШЕ НЕТ
Односторонний и ничем не спровоцированный разрыв государством с огромным трудом установившегося общественного договора, не говоря об уничтожении крымского консенсуса и разрушения лояльности ядерного электората Путина (включая военных и сотрудников правоохранительных органов, прекрасно понимающих, что они следующие: обманули обычных граждан — обманут и их), напоминает политический суицид не тех или иных деятелей или партий, но самого государства.
Пенсионная реформа производит впечатление начала государственного переворота, осуществляемого ставленниками и друзьями Путина, за счет сначала разжигания ненависти народа к государству и лично к Путину, а затем массового вывода людей на улицы с требованиями отмены пенсионного геноцида и отставки Путина.
Учитывая тесноту связей Кудрина и либералов правительства Медведева с развязавшим против нас холодную войну на уничтожение Западом, ясно, почему чемпионат мира по футболу не сопровождался ожидавшимися провокациями Запада: по-видимому, удар был нанесен руками Кудрина и Медведева (при том, что лично Медведев, насколько можно судить, был против повышения пенсионного возраста, по крайней мере, сейчас).
Отсутствие реакции со стороны высшей политической власти свидетельствует либо об утрате ей связи с реальностью, либо о политической импотенции, — но в любом случае это политический суицид (который для Путина, учитывая судьбы противников Запада, начиная с Милошевича, легко может стать и физиологическим). Для России это может обернуться очередным крахом государственности, а возможно, — и вожделенным для Запада уничтожением или полным переформатированием русской цивилизации (образцы которого мы видели в послевоенной Западной Европе, а сейчас, на основе новой социальной инженерии, видим на Украине).
Михаил Делягин
Михаил Делягин — доктор экономических наук, автор тринадцати монографий и более тысячи статей, опубликованных во многих странах, бывший помощник премьер-министра Михаила Касьянова. Действительный государственный советник II класса, имеет личную благодарность президента Бориса Ельцина. Член совета по внешней и оборонной политике, правления всероссийского союза товаропроизводителей, наблюдательного совета всемирного антикриминального антитеррористического форума, заместитель председателя российского союза налогоплательщиков, член президиума национального инвестиционного совета.
Родился в 1968 году в Москве.
Окончил с отличием экономический факультет МГУ им. Ломоносова.
Был главным аналитиком аналитического управления президента Ельцина, референтом помощника Ельцина по экономике, советником первого вице-премьера Бориса Немцова. С последней должности был уволен за день до дефолта 17 августа 1998 года за выступления в СМИ, расцененные как антиправительственная пропаганда.
Работал советником первого вице-премьера Юрия Маслюкова в правительстве Евгения Примакова, помощником премьер-министра Касьянова.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.