«Вечер просто исключительный, он запомнится тем, кому повезло его прожить!» — так описывает один из критиков собственные эмоции после концерта Государственного симфонического оркестра РТ на международном фестивале фортепианной музыки в городе Ла-Рок-д’Антерон. О том, почему музыкальная жемчужина юга Франции уже ждет «татарстанских симфоников» через год, что такое «всем бисам бис» от ГСО РТ и как Александр Сладковский обходится без нот, — в обзоре зарубежной прессы от «БИЗНЕС Online».
«КАЗАЛОСЬ, ЧТО ВОСХИЩЕННЫЕ ВОЗГЛАСЫ ПУБЛИКИ ПРОБУДЯТ ДАЖЕ ТЕХ, КТО СПАЛ В СОСЕДНИХ ДЕРЕВНЯХ»
«Казалось, что восхищенные возгласы публики пробудят даже тех, кто спал в соседних деревнях во время затмения», — это цитата из материала французского журналиста и музыкального критика Жака Шюйона, рассказывающего о выступлении Государственного симфонического оркестра РТ на международном фестивале фортепианной музыки в городе Ла-Рок-д’Антерон. И это только один пример из доброго десятка рецензий, последовавших вслед за концертами коллектива, возглавляемого Александром Сладковским, в Ла-Рок-д’Антерон, который называют музыкальной жемчужиной юга Франции. И все, как одна, восторженные.
Сам фестиваль, где в разные годы выступали и Валерий Гергиев, и Владимир Спиваков, и Денис Мацуев, в этом году проводится вот уже в 38-й раз. И его отличает разнообразие представленных музыкальных стилей: здесь и классика, и духовная музыка, и даже джаз. А также здесь, на юге Франции, есть и своя особая атмосфера. В связи с этим автор Жюльен Анк вспоминает другого именитого отечественного пианиста: «Где же, как не в Ла-Рок-д’Антероне, можно увидеть выдающегося Николая Луганского, репетирующего в бермудах на огромной сцене под щебет птиц и стрекотание сверчков?»
И вот именно здесь два вечера подряд в конце июля на главной площадке феста выступал ГСО РТ, а за дирижерским пультом свое место занял сам худрук и главный дирижер Сладковский. «Концерты оркестра проходили на площадке под открытым небом, конструкция которого восхищает публику своей невероятной акустикой, а перед сценой располагается чашеобразный зал», — так описывает качество концертной площадки музыкальный критик Грегор Тасси.
В первый день (26 июля) «татарстанские симфоники» исполняли Третий концерт для фортепиано с оркестром Рахманинова (солистка — Юлианна Авдеева) и Пятую симфонию Чайковского. Во второй день (27 июля) — Второй и третий концерты для фортепиано с оркестром Прокофьева (солисты — Юрий Фаворин и юный 16-летний Александр Малофеев), а также Четвертую симфонию Чайковского.
«ЭТО МУЗЫКА ДЛЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНЫХ ДУШ!»
«Мы должны признать, что Государственный симфонический оркестр Татарстана (Республика Российской Федерации, расположенная в Волжском регионе) и его дирижер Александр Сладковский стали откровением и настоящим громом среди ясного неба, — пишет Элоди Мартинес из TouteLaCulture.com. — При выходе оркестра уже все очаровывает: женщины в одинаковых красивых черных платьях, мужчины, одетые в черные брюки, красивые белые рубашки с поясами смокинга. Таким образом, внешнее единство уже означало последующее неизменное музыкальное совершенство. Что касается дирижера, мы должны подчеркнуть его чрезвычайно точную работу, его абсолютный слух и... его память, ведь он дирижировал целый вечер без всякой партитуры, его глаза фокусировались только на музыкантах!»
Вообще, единый стиль в одежде музыкантов, а также то, что Сладковский обходился без нот, отмечали многие. «Крайне редко можно увидеть внешний вид оркестра настолько соответствующим его исполнительскому мастерству», — указала Маривонн Коломбани в материале с заголовком «Татары дали жару в Ла-Рок». Впрочем, на первом плане все равно оказались дирижерские таланты босса ГСО РТ.
Статья критика Шюйона и вовсе называлась незатейливо: «Александр Сладковский: великий дирижер». Вот что он написал об исполнении оркестром Четвертой симфонии Чайковского. «Плавность его управления, лиризм и редкий способ исполнения, сочетающий и дозированность и даже смелость тембров, поразили публику. В нем есть невероятная естественная точность темпов, сочетающаяся с чувством сказочного рубато и несравненной чувственностью. У некоторых дирижеров музыка всегда несет в себе суровый и жесткий оттенок, который делает классическую музыку узнаваемой не только искушенными меломанами. У Сладковского же музыка — игривая ли она или радостная — свободна от своих кандалов, и она раскрывает вам свою сущность, приносит вам непреодолимое ликование: в конце концов, это музыка для чувствительных душ!»
А вот как Коломбани оценила Пятую симфонию Чайковского: «Внимательно относящийся ко всему, внося нюансы, вдыхая живительный дух, Александр Сладковский дирижирует с заразительной страстью, живет музыкой, которую он исполняет, он держит в своих руках нити от каждого инструменталиста, выдвигает духовые, выравнивает игру, заставляет выдать всю цветовую и эмоциональную гамму, сдерживая порыв, затем высвобождая его с мощной силой. Крутые музыкальные обрывы прерывают фразировку, возобновляется sotto voce, уносящееся длинной волной и высоко вздымающееся перед низвержением. Тема Провидения в Симфонии развивается циклично и неотступно, каждая часть интерпретируется с ослепительной четкостью и ясностью, фразировка движется, обдавая вдохновенными порывами. Изумительно!»
«ГСО РТ ПОД УПРАВЛЕНИЕМ СЛАДКОВСКОГО ЧУТКО ПОДДЕРЖИВАЛ ЕЕ, БЫЛО ЯСНО, ЧТО ОНИ СЛУШАЛИ ДРУГ ДРУГА И НАХОДИЛИСЬ В ПОСТОЯННОМ КОНТАКТЕ»
Отметили французские критики и приглашенных солистов. «Для исполнения партии фортепиано в тот вечер была приглашена звезда Юлианна Авдеева. Обладая невероятной харизмой, она зажгла сердца и души публики. Вступая нарочито медленно, солист и оркестр впоследствии ускорили ритм сродни нарастающей грозе. Несколько более яркая игра оркестра во второй части, казалось, даже затмевала фортепиано. Безусловно, виртуозная Юлианна Авдеева окончательно завоевала публику, предложив ей экзальтированный — впрочем, нисколько не искажающий замысел Рахманинова — финал», — пишет автор газеты «Ла Прованс» Жан-Реми Барланд.
«В Третьем фортепианном концерте Рахманинова еще со вступительных аккордов стало ясно, что Авдеева обладает удивительным прикосновением, ее пальцы почти волшебным образом двигаются по клавиатуре, производя кристально чистые по красоте ноты. Это выступление было совершенно другим, сравнивая его с недавно услышанным выступлением Валентины Лисицы и Дениса Мацуева, которые были сильны в своем романтизме, — замечает критик Тасси. — Это выступление было весьма показательным в арпеджированных пассажах и тончайших украшениях, напоминая нам о почтении Рахманинова к Шопену, и показало глубину славянской души композитора больше, чем выступления других интерпретаторов. ГСО РТ под управлением Сладковского чутко поддерживал ее, было ясно, что они слушали друг друга и находились в постоянном контакте. Особенно ощутимо это было в соло кларнета, гобоя, флейты и валторны, следующих за каденцией в первой части. Это было удивительно выразительное прочтение нот, с ослепительной утонченностью и изяществом исходящих от фортепиано. Некоторые бы предпочли, чтобы это произведение Рахманинова звучало остро, словно высеченное из гранита, это же прочтение было ярким и ясным в своей искрящейся музыкальности».
Успех ждал солистов и во второй фестивальный вечер. Цитируем Барланда: «В начале вечера Юрий Фаворин исполнил Второй концерт для фортепиано с оркестром Прокофьева, очень сложное произведение для солиста, играющего наизусть и с первой минуты задавшего высокое напряжение, когда на вас снисходит бесконечное множество нот без оркестровой музыки. Блистательнейший исполнитель, виртуоз, способный нюансировать все контрасты, вписанные Прокофьевым в партитуру в средней части концерта, Юрий Фаворин поразил аудиторию, как и дирижер Александр Сладковский, который очень чутко аккомпанировал музыканту, как и в случае накануне, с Юлианной Авдеевой. А так же и Александру Малофееву, юноше 16 лет, которому, кажется, уже нечего постигать в технике исполнения. Этот сверходаренный подросток, уже приезжавший в Ла-Рок, настоящий феномен. Доброжелательность, с которой дирижер аккомпанировал музыканту в беспрецедентном исполнении Третьего концерта Прокофьева, содействовала его полному успеху».
«ПОСЛЕДНИЙ БИС, ВСЕМ БИСАМ БИС»
Наконец, концертные бисы от ГСО РТ оказались отдельным шоу, мимо которого не смогли пройти наши зарубежные коллеги.
«В благодарность на бис оркестр исполнил три произведения: Трепак (Русский танец) из „Щелкунчика“ Чайковского, Испанский танец из „Лебединого озера“ (во время которого музыканты будут отбивать ритм) и „Стан Тамерлана“, современного композитора Александра Чайковского с вокальным участием музыкантов, которое повторили на бис под аплодисменты публики, иногда пускавшейся в пляс под управлением Александра Сладковского. Вечер просто исключительный, он запомнится тем, кому повезло его прожить!» — указывает Мартинес.
«Наконец, „Стан Тамерлана“, в безжалостном ритме, с синкопами, интерпретирующими легкий восточный мотив, исполненный с такой безудержной живостью, что даже голоса музыкантов перешли в восторженные крики. Все кружится в танце, в диком и уносящем порыве. Последний бис, всем бисам бис, который сотрясал воздух шквалом аплодисментов покоренной публики», — пишет Коломбани.
В общем, безотказное музыкальное «оружие» «татарстанских симфоников» — «Стан Тамерлана» Александра Чайковского — сработало и во Франции. Ну а рецензенты не скрывают своей радости от того, что в следующем году Сладковский и его оркестр должны вновь приехать в Ла-Рок, чтобы дать уже четыре концерта.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 31
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.