ОАО «ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ» ПОДТВЕРДИЛА СООТВЕТСТВИЕ СИСТЕМЫ КОММЕРЧЕСКОГО УЧЁТА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ И МОЩНОСТИ ТРЕБОВАНИЯМ ОПТОВОГО РЫНКА

Реформирование энергетики, увеличение числа участников энергетического рынка привели к росту передаваемого объема данных и, как следствие, формированию мощных информационных систем. Изменилась и роль информационных технологий в энергетических компаниях. Сегодня IT-службы компаний не просто выполняют функцию обслуживающих основной бизнес подразделений в части решения прикладных задач, сколько являются стратегическими ресурсами в обеспечении основных бизнес-процессов. О событиях и тенденциях в сфере информационных технологий - в интервью с директором по информационным технологиям ОАО «Генерирующая компания» Олегом Карпенко.

«МЫ ПОСТАВИЛИ ПОД КОНТРОЛЬ ВСЮ ИНФОРМАЦИЮ ПО ПЕРЕТОКАМ»

– Олег Иванович, ОАО «Генерирующая компания» в очередной раз подтвердила свои референции в части систем учёта электроэнергии – получила акт соответствия техническим требованиям оптового рынка электрической энергии и мощности. Насколько известно, создание автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электроэнергии (АИИС КУЭ) было начато ещё в начале 2000-х годов в холдинге «Татэнерго». Сегодня же внедрение АИИС КУЭ диктуется «Администратором торговой системы», в качестве необходимого условия для вхождения на торговую площадку. Чем же было продиктовано создание системы учёта тогда, десять лет назад?

– Если обратиться к истории создания системы, отмечу, что мы были одними из первых в стране, кто стал внедрять автоматизированную систему учёта коммерческой электроэнергии. На Средней Волге мы точно были первыми.

Какие задачи стояли перед холдингом «Татэнерго» в тот период? Во-первых, собрать в автоматизированном режиме информацию со счётчиков, установленных на границах Татарстана, чтобы иметь возможность сделать срез по всем показаниям на любой момент времени. Во-вторых, необходимо было иметь полное представление о реальном потреблении крупных потребителей, таких как казанский завод «Оргсинтез», ОАО «КАМАЗ», «Нижнекамскнефтехим» - так же на любой момент времени.

Поясню в чем суть автоматизированных систем: это инструмент сбора информации со всех счётчиков, установленных на объектах энергетики на определённый момент времени. Если эта система метрологически аттестована, то к её названию добавляется – коммерческая, и она становится не только средством измерения, на основании показаний, снятых данной системой, появляется возможность выставлять счета на оплату за отпущенную электроэнергию. (Сразу уточню, речь не идет о системах сбора с бытовых счётчиков, установленных в домах, мы говорим о системах сбора информации с объектов генерирующей, сетевой компаний и крупных потребителей).

Представьте, чтобы получить синхронную информацию, надо к каждому счётчику поставить человека, который бы, скажем, каждые полчаса снимал с него показания. Это же абсурд! Когда появилась возможность создавать компьютеризованные системы, естественно, появилась возможность снимать показания на любой момент времени. Если вернуться к началу 2000-х годов, на тот период мы уже имели представление о наших межсистемных перетоках (сейчас они в ведомстве «Сетевой компании»), по этим измерениям могли просчитать потери электроэнергии при передаче, коммерческие потери, могли производить расчёты как с внутренним потребителями, так и с энергосистемами соседних регионов. По сути, мы в тот момент поставили под контроль всю информацию по перетокам республики.

– Вы говорите, что АИИС КУЭ каким-то образом помогла выстроить взаимоотношения с крупными предприятиями. Вероятно, речь идёт о балансе реального потребления и расчётов за него?

– Для примера поясню. Допустим, казанский «Оргсинтез», энергоснабжение которого идёт от фидеров казанских ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3. Счётчики, конечно, там стояли, и за отпущенную электроэнергию с нами расплачивались. Но кроме товара «электроэнергия» существует товар «электрическая мощность». Вот здесь и начинались проблемы: доказать, что в какой-то момент завод перебирает заявленную мощность, было невозможно. Установив АИИС КУЭ на казанских ТЭЦ, мы стали контролировать и предъявлять требования оплаты за мощность, которую реально потребляет предприятие.

Таким образом, были выстроены, скажем так, более справедливые – рыночные отношения со всеми крупными промышленными объектами.

– Возможно ли использование автоматизированных систем учета и в других направлениях?

– АИИС КУЭ – это наши весы, которыми мы измеряем сколько товара – электрической энергии - вырабатываем и отпускаем в сеть. Одновременно с внедрением автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии шло создание систем учёта природного газа, теплоэнергии. Представим генерирующую компанию как некий чёрный ящик, у которого на входе есть сырьё – газ, мазут, уголь, а на выходе – электроэнергия и теплоэнергия. Сейчас и на выходе, и на входе установлены автоматизированные системы учёта, что позволяет рассчитать эффективность работы компании в любой момент времени. Кроме того, внедрение систем коммерческого учета газа, допустим, позволило наладить оперативный обмен информацией с поставщиками и снять конфликты по разнице показания систем учёта у поставщика и потребителя. И уже с начала 2000-х годов работаем в спокойном деловом режиме.

Как это ни парадоксально, АИИС КУЭ используется и по управлению турбинами. Если коротко: для выдерживания диспетчерского графика в заданном коридоре необходимо знать точные показания по выработке, а счётчики сигнализируют, что в какой-то срез времени выработка составила столько-то, предположим, меньше допустимой по графику - значит, надо догрузить станцию. В этом контуре управления в режиме обратной связи, в том числе и используются оперативные показания АИИС КУЭ.

– Выход энергетических компаний на оптовый рынок электроэнергии обусловлен, как говорилось ранее, и информационными технологиями, которые в них используются. «Генерирующая компания» получила очередной акт о соответствии системы коммерческого учёта требованиям ОРЭМ. Интересно знать, как проходит проверка на соответствие АИИС КУЭ и что грозит компании, если она не подтвердит соответствие?

– Систему строили для работы на розничном рынке, но сразу по требованиям, которые предъявляются на оптовом рынке. Тогда он назывался ФОРЭМ. И фактически уже построенную систему оставалось аттестовать и сдать как средство измерения на оптовом рынке. С 2006 года ту же самую систему сдаем комиссии администратора торговой системы (ОАО «АТС») уже по новым требованиям. Получаем акт соответствия одними из первых в стране, и это, признаюсь, нелегко. Отмечу, что тестирование системы происходит не только в дистанционном режиме, скажем, на основе подготовленных документов. Комиссия ОАО «АТС» приезжает на наши объекты. Специалисты комиссии принимают систему в комплексе: снимают показания счётчиков, информацию с контроллеров, с сервера. Проверяют всю цепочку прохождения информации (расхождения в показаниях не допускаются). Очень жёсткие требования по расхождению времени на всех элементах системы - не более 5 секунд. Если комиссия обнаружит несоответствие - это чревато не только штрафными санкциями, но и недопуском на рынок.

КОГДА ЕСТЬ ИНСТРУМЕНТ, РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЮТСЯ ЛЕГЧЕ

– Какие существенные изменения, на ваш взгляд, произошли в структуре информационных технологий в компании? Ведь, если не ошибаюсь, ранее IT-службы по сути занимали место вспомогательного технического подразделения, обслуживающего бизнес?

– Перемены произошли кардинальные. Во-первых, ОАО «Татэнерго» разделилось. Кроме генерирующей, сетевой и сбытовой компаний появилось и отдельное предприятие по оказанию IT услуг – ООО «ТатАИСЭнерго». Во-вторых, это выход генерирующей компании на оптовый рынок электроэнергии. Роль IT возросла с началом работы оптового рынка электроэнергии и мощности – ОРЭМ. Ведь что такое ОРЭМ – это фактически электронная биржа. И мало того, что торгуем виртуальным товаром, мы ещё и торгуем на виртуальной бирже. Это сложный комплекс, который представляет собой торговлю электрической энергией в рамках всей России, где мы участвуем, и наши программные средства позволяют принимать правильные решения. По сути, программный комплекс – это инструмент, создающий конкурентные преимущества генерирующей компании на оптовом рынке. Отмечу, что наличие программно-технических комплексов позволило вывести Заинскую ГРЭС первой в стране на новый рынок - рынок системных услуг.

– По всей видимости, речь идет и об использовании эффективных программных продуктов, позволяющих успешно работать на рынке?

– Я бы сказал, достаточно специализированных. Но можете поверить на слово, это действительно реально работающий инструмент, позволяющий прогнозировать выработку и грамотно и эффективно продавать. Я считаю, что трейдинг - это и чутьё, и профессионализм, и искусство, и где-то азарт. Но когда есть инструмент, есть информация, решения принимаются гораздо легче.

– Одной из тенденций в энергетических компаниях становится передача IT на аутсорсинг. И это логично – компании сосредоточены на решении бизнес-вопросов, а технологии передаются узким специалистам…

– И «Генерирующая компания» не исключение. Мы пользуемся услугами аутсорсинга в области IT. Основные партнеры: ООО «ТатАИСЭнерго»., ООО «Связьэнерго», ООО «КЭР-А». Что касается использования программного обеспечения: активно сотрудничаем с компанией IBM – в части автоматизации процессов технического обслуживания и ремонта используем программное обеспечение «Maximo». Недавно были подписаны протокол о сотрудничестве и уже второе корпоративное соглашение с компанией «Майкрософт» – внедряем ряд информационных систем этой компании. Достаточно давно и успешно сотрудничаем и с отечественными производителями программного обеспечения: московской корпорацией «Парус», компанией «Софтпром» и другими. Так что и зарубежные и российские партнёры у нас надежные, с известными именами.

– Какими вы видите перспективы IT-технологий в компании в ближайшем будущем?

– Предполагаем модернизировать АИИС КУЭ для увеличения надежности и повышения точности измерений. Большие планы по совершенствованию информационных систем для расчётов технико-экономических показателей, оптимизации загрузки основного оборудования для работы на рынке. Планируем внедрение информационных систем для оценки текущего состояния основного оборудования и расчёта рисков. Продолжим совершенствовать автоматизированные системы управления ресурсами и бюджетирования.

Елена Фадеева