Накануне завершился казанский этап чемпионата мира Red Bull Air Race — второй по счету в трехлетнем контракте между городом и производителем энергетиков. Теперь в руководстве гонок так довольны Казанью, что готовы «скрестить пальцы», чтобы остаться здесь и после 2019 года. О том, почему турниру не хватает российского пилота и что японцев удивило в городе, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Накануне завершился казанский этап чемпионата мира Red Bull Air Race — второй по счету в трехлетнем контракте между городом и производителем энергетиков
«РАД, ЧТО МЫ ВЕРНУЛИСЬ»
128 тыс. человек — столько посетителей этапа Red Bull Air Race было в эти выходные в Казани. В июле прошлого года авиагонки привлекли внимание 90 тыс., так что на второй раз турнир не мог не впечатлить австрийских организаторов. «Мы надеемся выступить в Казани еще много-много раз. Скрестим пальцы и будем надеяться, что мы надолго останемся здесь», — сказал директор гонок Джим Диматтео еще в первый день турнира.
Первые переговоры между Red Bull GmbH, отвечающей за авиачемпионат, и Татарстаном прошли в 2016 году. Тогда представителей компании принял у себя президент РТ Рустам Минниханов. Привлечь внимание австрийцев получилось не сразу — первую попытку завести воздушную «Формулу-1» в Казань гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов предпринял еще в 2012 году. Поначалу Red Bull присматривался к Санкт-Петербургу, но со временем пришел к договоренности с Казанью. По нынешнему контракту город увидит гонки и в 2019 году — предположительно, в июне, перед ЧЕ по триатлону и WorldSkills.
128 тыс. человек — столько посетителей этапа Red Bull Air Race было в эти выходные в Казани
Но из Red Bull уже сейчас поступил недвусмысленный сигнал, что авиагонки хотят подольше задержаться в Казани. Ранее мэр Будапешта заявил, что город не будет принимать турнир, пока он находится в должности, — и нет гарантии, что аналогичные сообщения не пойдут из других городов. Так что Red Bull важно сохранить свой костяк. «Гонки в Казани — одни из наших любимых, — продолжил сыпать любезностями Диматтео. — В это время года здесь просто потрясающий вид. Очень рад, что мы вернулись. Действующий контракт подходит к концу в следующем году, и сейчас наш гендиректор Эрик Вольф находится в переговорах».
В субботу Эрик Вольф встретился с Миннихановым и провел ему экскурсию по зданию, где располагается судейский корпус и позиции для комментаторов
В субботу Вольф встретился с Миннихановым и провел ему экскурсию по зданию, где располагается судейский корпус и позиции для комментаторов. В прошлом Эрик, как и многие пилоты, служил в ВВС. Сейчас на военное прошлое чиновника указывает лишь небольшая хромота на левую ногу. Вышестоящее начальство Red Bull, как и в прошлом году, не посетило Казань, хотя к их приезду в городе были готовы — у центра семьи «Казан» построили двухэтажный шатер Sky Lounge, где стоимость билета для взрослого на два дня оценивалась в 79 тысяч.
Дорогие билеты, само собой, не разошлись с таким же ажиотажем, как на другие площадки — трибуны у «Казана» и ресторанную зону «Белый кремль» на Набережной. Пивной бренд совместно со «Святой чашей» стали партнерами авиагонок, а «Татспиртпром» выступил основным локальным спонсором. Немецкому пилоту Маттиасу Дольдереру вручили кубок «Белого кремля», которым награждают победителя в квалификационных полетах.
В субботу авиагонки сошлись с футболом. Матч между «Рубином» и ЦСКА посетили 26 тыс. человек, а вот Red Bull Air Race — 55 тысяч. В воскресенье на гонки пришли 73 тыс. зрителей. В Казани еще не проходило соревнований не из титульных игровых видов спорта, которые пользовались бы такой популярностью. «Это рекордной показатель для нас. Думаю, его удалось достичь благодаря новой конфигурации трассы гонки: за соревнованиями можно было наблюдать с любой точки. Ну и, конечно, нам очень повезло с погодой», — сказал Азат Кадыров, гендиректор АНО «Дирекция спортивных и социальных проектов», которая выступила организатором турнира.
В Казани еще не проходило соревнований не из титульных игровых видов спорта, которые пользовались бы такой популярностью
«МНЕ НРАВИТСЯ ЗДАНИЕ С ДЕРЕВОМ»
«Мама, быстрее», — в парке развлечений Red Bull сын боится не нагнать лучших пилотов. Наверняка он не знает имен ни одного из них и совершенно точно впервые видит без шлема и очков. Но мальчику, как и многих другим, все равно — он все еще находится под впечатлением от головокружительных гонок и хочет взять автографы у главных героев.
«Наш спорт интересен прежде всего молодым», — рассказывает комменатор Ник Феллоу, главный голос Red Bull Air Race. Его вы могли услышать, если наблюдали за этапом через трансляцию. Сам Ник тоже когда-то мечтал стать пилотом, но не сложилось. Он попробовал себя в лыжах, получил серьезную травму и затем пошел на телевидение, чтобы сохранить близость к спорту. Он причисляет себя к «новой школе» комментаторов — тех, кто пытается подчеркнуть, а где-то даже преувеличить эмоциональность момента. «Мы должны сделать так, чтобы ребята пришли в восторг и загорелись мечтой стать пилотом. Если у нас получается, это очень круто», — уверен британец.
Сын Феллоу — один из тех, кого Red Bull Air Race действительно привел к мечте покорить небеса. Сейчас парень учится в военной академии — это единственный способ пробиться в авиаспорт, учитывая финансовые возможности семьи. Ник и его сын своим примером развенчивают, возможно, главный миф об авиагонках Red Bull — это не спорт для богатых. Деньги, безусловно, важны, но они не приведут пилота в элитный класс. «Посмотрите на Мартина — говорит комментатор о пилоте Мартине Шонке, который стал победителем казанского этапа. — Вырос в небогатой семье, его отец не пилот. Он пошел в университет, затем в армию и только потом вошел в круг лучших из лучших — среди военных, гражданских и акробатических пилотов».
Для Мартина Шонке Казань стала особенным местом. Здесь он впервые за пять сезонов в качестве пилота Red Bull одержал вторую победу подряд
Для Мартина Казань стала особенным местом. Здесь он впервые за пять сезонов в качестве пилота Red Bull одержал вторую победу подряд — прошлый этап в Будапеште также остался за чехом. Пользуясь статусом победителя, Мартин не упустил возможности поприкалываться над своими соперниками. «Я рад, что Майкл старается изо всех сил и все равно проигрывает», — сказал он и толкнул в плечо американца Майкла Гулиана, который занял в Казани второе место. Опередить Майкла чеху было крайне непросто. «Это самая сложная победа в моей карьере», — говорит он.
В этом году трасса приняла более закругленную форму, приблизилась к центру семьи «Казан» и стала проще для пилотов. Теперь им нужно совершать менее сложные маневры на более высокой скорости. К тому же пилотам не помешала погода. В 2017-м из-за сильного ветра самолеты задели пилоны рекордных 69 раз. 25-метровые причудливые конструкции сделаны из ткани, которая используется в парашютах. В спокойном состоянии пилоны сохраняют прочность, но при столкновении моментально разрываются, чтобы не затянуть самолет с собой. В этом году их, конечно, повреждали, но не в таких количествах. В небе было спокойно, и пилотам могло помешать лишь яркое отражение солнца в воде. Так что все трудности были вызваны только высокой конкуренцией.
В этом году трасса приняла более закругленную форму, приблизилась к центру семьи «Казан» и стала проще для пилотов
Мартин показал неважный результат в квалификации и очень долго обсуждал со своей командой, как лучше выступить на следующий день. «Мы не спали всю ночь и определились с планом только в самый последний момент», — сказал чех. Пока он выступал на пресс-конференции, его активно фотографировал Томас Файгл. «Я из Словакии, раньше мы были частью Чехословакии, так что мы поддерживаем чешских пилотов», — рассказывает Томас, который освещает гонки уже третий год и внештатно сотрудничает с Red Bull. В Казани он, как и многие другие фотографы, старается запечатлеть самолеты на фоне Кремля.
«Здесь очень красиво, — признался Томас. — В японском Тиба, к примеру, за самолетами нет ничего, кроме неба. Здесь же самые разные сооружения. Мне нравится здание с деревом внутри и, разумеется, Кремль. В цветовом плане крыши собора и мечети прекрасно сочетаются с пилонами и самолетами. Буквально вчера я сделал снимок, который считаю лучшим в карьере». Для Файгла это второй визит в Казань. В прошлом году, по его словам, в организации гонок были некоторые шероховатости, но теперь все недочеты устранены. Это заметил и комментатор Ник Феллоу. Он считает, что улучшениям поспособствовал чемпионат мира по футболу.
«Red Bull Air Race требует много техники, много охраны, много деталей. Организовать гонки не так просто. Поэтому в прошлом году мы удивились, что у Казани так хорошо получилось. Но были вещи, которые нуждались в доработке. И вы проделали отличную работу. Казань как спортивная столица России становится лучше и лучше с каждым годом. Сейчас здесь так же хорошо, как в Америке и Эмиратах. Город многому научился после чемпионата мира, и мы только выиграли от этого».
«Red Bull Air Race требует много техники, много охраны, много деталей. Организовать гонки не так просто»
«РОССИЙСКИЙ ПИЛОТ МОЖЕТ ПРИЙТИ РАНЬШЕ, ЧЕМ ВЫ ДУМАЕТЕ»
В своих репортажах Ник повторял, что в Казани прошел матч ЧМ, где Бразилия проиграла Бельгии. По его мнению, через такое описание город легче всего запомнить телеаудитории, а сам футбол может подсказать Red Bull Air Race верное направление в продвижении. «Когда ты приходишь на футбол, то хочешь посмотреть на Месси — даже если тебе все равно на Аргентину. Поэтому мы стараемся продвигать наших пилотов», — объясняет комментатор. Так можно решить базовую проблему авиагонок, от которой страдают все высокоскоростные виды: действие захватывает, но уже после одного часа просмотра твой глаз «замыливается», и все старты становятся как один.
«Допустим, я пришел на „Формулу-1“, — продолжает Ник. — Если мне не за кого болеть, что я найду интересного? Болиды туда, болиды сюда — скукота. А если смотреть персонально за Льюисом Хэмилтоном, интересоваться, выиграет ли он еще раз или нет, это уже другое дело». По этой причине Red Bull Air Race нужен российский пилот, считает британец. С ним в Казани возможен переход от общего к частному: публика будет не просто смотреть за гонками, а отслеживать, обходит ли россиянин того или иного пилота. Но не все так просто. Пока зрители могли наблюдать только за одним российским пилотом — семикратной чемпионкой Светланой Капаниной, которая выступала с показательными полетами.
Red Bull Air Race — закрытый клуб, в котором очень трудно адаптироваться новичкам
Red Bull Air Race — закрытый клуб, в котором очень трудно адаптироваться новичкам. Им нужно получить нужные навыки и образование, попасть в класс претендентов, отлетать там порядочное время и только потом рассчитывать на трансфер в класс «мастер». И даже после перехода рассчитывать на мгновенные результаты не придется — опытных пилотов практически невозможно сместить с пьедестала. Но России не стоит терять надежды, уверен Ник. «Российский пилот может прийти раньше, чем вы думаете. Red Bull нужны участники из всех стран. У вас есть много летчиков в авиации, которые могут показать, что они лучшие. Как Сергей Рахманин».
Сергей находился в эти выходные в Казани, но уже в составе технической бригады, а не как пилот. Он был единственным россиянином в Red Bull Air Race и участвовал в авиагонках с 2007 по 2011 год, так и не получив шанса выступить перед домашней публикой. Как важен «свой» пилот, показывает японец Ёсихидэ Муроя. Шесть сезонов в элитном дивизионе — и он смог «заразить» гонками всю страну. За ним в Казань последовала солидная бригада японских журналистов. Самый колоритный из них — Юичи Носе из общественного телеканала NHK, который всегда носит кимоно. «Это чтобы произвести впечатление на пилотов и зрителей», — объясняет он.
«Российский пилот может прийти раньше, чем вы думаете. Red Bull нужны участники из всех стран»
Казань удивила японца. «Ваш город не соответствует моему пониманию России. Он очень новый и красивый. Мне казалось, что Россия — это много высоких людей и много исторических зданий». На вопрос, чем его не устроил рост казанцев, Юичи ответил: «Здесь не настолько высокие люди». Он рассказал, что в Японии авиагонки популярны исключительно из-за местного пилота, а также описал сильные и слабые стороны турнира: «Плюс в том, что гонки помогают людям оторваться от смартфонов. Сейчас это происходит нечасто. Минус в том, что семьи пилотов практически всегда против их участия в соревнованиях. Я знаком со многими родственниками пилотов, и никто из не одобряет гонки. Получается, одна семья должна страдать, чтобы другие развлекались».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 103
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.