Сегодня должна начаться продажа билетов на спектакли I Качаловского театрального фестиваля, участниками которого станут именитые театральные коллективы Москвы, Санкт-Петербурга и Воронежа. Римас Туминас, Юрий Бутусов, Михаил Бычков, Лев Эренбург — режиссерская афиша форума вызывает уважение. «БИЗНЕС Online» рассказывает о том, что публика увидит на первом Качаловском, а также делает наметки на будущее феста.
Сегодня должна начаться продажа билетов на спектакли I Качаловского театрального фестиваля
НОВЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТ В КАЗАНИ
Сегодня, во всяком случае, это было обещано, в продажу должны поступить билеты на спектакли I Качаловского фестиваля, который будет проходить в столице Татарстана в октябре-ноябре 2018 года, естественно, на площадке русского драматического театра, также носящего имя знаменитого актера Василия Качалова. Поддержка и пропаганда русского театрального искусства, знакомство казанского зрителя с основными тенденциями развития современного российского театра – так формулируют цель форума его организаторы, главный из которых – это директор и художественный руководитель КАРБДТ им. Качалова Александр Славутский.
Афиша фестиваля заслуживает внимания публики, которая в Казани не слишком избалована гастролями действительно лучших театров страны. Здесь и театр им. Вахтангова, и театр им. Ленсовета, и «Небольшой драматический театр» из Санкт-Петербурга, и Воронежский камерный театр. То есть джентльменский набор соблюден: солидные академические театры, которые привозят спектакли режиссеров первого ряда (Римас Туминас, Юрий Бутусов); маленький, но гордый авторский театр уважаемого постановщика и педагога (Лев Эренбург); один из самых известных театров российской провинции со своим звездным худруком (Михаил Бычков).
Михаил Бычков
Пожалуй, нынешний фест можно сравнить для Казани только с событиями нулевых. Тогда в 2004-м здесь проходил форум «Золотой маски», куда привозили спектакли Роберта Стуруа, Александра Морфова и Михаила Угарова, а также памятными гастролями питерского МДТ — Театра Европы в 2007-м, на тот момент, вероятно, лучшего драматического театра страны. Тогда великий Лев Додин показывал на сцене все того же Качаловского театра легендарных «Братьев и сестер», а также «Дядю Ваню» и «Московский хор».
С тех пор за попадание на казанскую сцену больших спектаклей и важных режиссеров чаще всего отвечал фестиваль «Науруз» Камаловского театра, хедлайнерами которого были и «Три сестры» все того же Додина и даже «Идиот» другого выдающегося художника – литовца Эймунтаса Някрошюса. Причем камаловцы всегда указывали, что в условиях скромных бюджетов средства на звездных гостей приходится «скрести по сусекам». И, кстати, в последние годы «Науруз» уже не баловал такими громкими именами на афише.
Лев Эренбург
Тем удивительнее тот факт, что директор, режиссер и депутат Госсовета РТ Славутский все-таки убедил власти республики в необходимости нового театрального фестиваля, минимальная планка бюджета которого, по оценкам экспертов «БИЗНЕС Online», 10 млн рублей. В общем, дару убеждения, которым, несомненно, обладает шеф Качаловского театра, его коллеги по цеху искренне, но чаще по-доброму завидуют.
При этом пока I Качаловскому фестивалю явно не хватает твердой кураторской руки и внятной концепции. Очевидно, что афишу форума составлял сам Славутский, выбирая сообразно собственным представлениям о «тенденциях развития современного российского театра» и личным хорошим контактам с руководителями конкретных театральных учреждений. Поэтому в Казань везут спектакли, идущие на сцене восьмой, девятый и даже пятнадцатый сезон. Учитывая, что это первый опыт, серьезно критиковать организаторов не стоит, но в дальнейшем этот вопрос обязательно возникнет. Это оперный театр может себе позволить из года в год показывать на Шаляпинском фестивале одни и те же спектакли с практически одними и теми же солистами – бренд живет отдельной жизнью от уровня самого театрального продукта, привлекая публику. У Качаловского же фестиваля своего бренда пока нет, значит, брать нужно качеством.
А пока «БИЗНЕС Online» знакомит вас со спектаклями, которые покажут на новом казанском театральном фестивале.
ПЯТЬ СПЕКТАКЛЕЙ НА ПЕРВОМ КАЧАЛОВСКОМ
1. «ГОГОЛЬ. ЖЕНИТЬБА. ГОРОД», режиссер – Юрий Бутусов
Театр имени Ленсовета (Санкт-Петербург)
По ходу прошлого сезона один из самых главных современных театральных режиссеров страны Юрий Бутусов покинул должность худрука театра им. Ленсовета в результате конфликта с директором. И это стало одним из важных событий театральной жизни страны со знаком минус. Тем не менее пока спектакли в театре, где он начинал еще в конце 90-х с молодыми Константином Хабенским, Михаилом Пореченковым и Михаилом Трухиным, идут в полном объеме. Правда, критики часто говорят, что свои лучшие работы Бутусов делает в Москве. И во многом это действительно так. «Бег» в театре им. Вахтангова, «Чайка» в «Сатириконе», «Барабаны в ночи» в Театре им. Пушкина – эти работы уже вошли в современную историю российского театра.
Однако и в Петербурге, вернувшись в театр им. Ленсовета в 2011-м в качестве главрежа, Бутусов создал новую точку культурного притяжения. Возможно, «Гоголь. Женитьба. Город» (премьера – май 2015 года) — это далеко не лучший его спектакль и в питерской биографии (что не помешало постановке выиграть четыре номинации на главной городской театральной премии «Золотой софит», включая «Спектакль года»). Но в нем есть все фирменные знаки Бутусова: классический текст, расщепленный на атомы, и причудливо пересобранный заново по воле режиссера; потрясающий саундтрек; актеры, которые почему-то играют у Бутусова часто так, как не играют ни у кого. А еще в качестве бонуса — крики чаек, распевание советских песен и очаровательная Анна Ковальчук с клоунским носом, которая, работая именно с этим режиссером, доказала, что умеет не только эффектно летать голой на метле и хорошо смотреться в полицейской форме на экране.
2. «ГРОЗА», режиссер – Михаил Бычков
Воронежский камерный театр
Надо отдать должное Славутскому, поскольку приглашение на фестиваль худрука Воронежского камерного театра Михаила Бычкова требовало определенного мужества. У одного из самых известных российских театральных деятелей, работающих за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, сейчас непростые времена. Под вопросом будущее его детища – знаменитого Платоновского фестиваля искусств, кроме того, Бычков последовательный критик дела «Седьмой студии», один из фигурантов которого – продюсер Алексей Малобродский – приходится ему двоюродным братом. «Я с первого спектакля исповедовал одну простую логику — зрителя нельзя обманывать. Он должен прийти и понять, что его не надули, что он нашел здесь что-то, чего не может найти в другом месте. И это можно сформулировать как какую-то театральную энергию, направленную индивидуально на каждого пришедшего. Зритель ощущает, что не просто кто-то и что-то в его присутствии сделал, не просто люди что-то изобразили. А он вступил во взаимоотношения с происходящим на сцене и, как нигде, остро почувствовал эту театральную энергетику», — так объяснял феномен своего театра, известного на всю страну, Бычков в интервью «БИЗНЕС Online». Дело было в прошлом году в Свияжске, куда режиссер приезжал на театральную лабораторию «Живого города» и сделал эскиз «Палаты №6».
В своей интерпретации «Грозы» (премьера — март 2017-го) постановщик переносит героев Островского на 100 лет вперед в провинциальный советский городок с его узнаваемым колоритом и всеми соответствующими признаками. Собственно, по Бычкову, за столетие в социальном устройстве и взглядах на жизнь в нашем обществе ровным счетом ничего не поменялось. Кстати, худрук Воронежского камерного признавался, что коллега Славутский приглашал его ставить и в свой театр.
3. «НА ДНЕ», режиссер – Лев Эренбург
Театр-студия «Небольшой драматический театр» (Санкт-Петербург)
Раньше этот театр-студия играл свои спектакли на малой сцене театра им. Ленсовета, но теперь у Льва Эренбурга и его актеров есть свое помещение и большой репертуар. Возможно, это самый знаменитый спектакль «Небольшого драматического театра» (премьера состоялась в 2004 году). В нем меньше социального и горьковского революционного, зато есть свой Ноев ковчег – та самая ночлежка, где герои любят, ненавидят, дружат и умирают.
А еще режиссер и педагог Эренбург, в его активе есть и работа в МХТ, интересно решил образ Сатина, который произносит за весь спектакль только один монолог, тот самый, где «человек – это звучит гордо». «Ну он [Сатин] же может быть всякий. И мне показалось, что такой вот Сатин интересен. Такая руина, он же руина и у Горького», — рассказывал Эренбург в интервью «БИЗНЕС Online». В 2006 году спектакль «На дне» претендовал на «Золотую маску» в двух номинациях.
4. «ТРИ СЕСТРЫ», режиссер – Лев Эренбург
Театр-студия «Небольшой драматический театр» (Санкт-Петербург)
Из «Трех сестер» Эренбург делает трагикомедию (премьера — декабрь 2010 года), это спектакль о несбыточном и утраченном. И вообще худрука НеБДТ называют «режиссером русской боли». Хотя он сам скептически относится к этому определению: «Насчет „русской боли“ я не знаю. Думаю, боль — общечеловеческая история. А если она на этой почве происходит, то она и русская. Но, вообще, и играть, и ставить можно только на основе того, что ты испытываешь боль. И сыграть можно только собственным горюшком и собственной болью. И поставить можно в конечном счете собственным горюшком и собственной болью, потому что чужое не поставишь. А русская она или нерусская... Русская, видимо. Потому что на русском языке». «Три сестры» получали премию «Золотой софит» за лучший спектакль малой формы года в Санкт-Петербурге.
Кстати, в начале 80-х молодой режиссер Славутский и тогда еще молодой актер Эренбург вместе работали в Читинском драмтеатре. А еще питерского художника с Татарстаном связывает семейная история: его мама – татарка.
5. «ДЯДЯ ВАНЯ», режиссер – Римас Туминас
Театр им. Вахтангова (Москва)
Этому спектаклю справедливо отдана роль главного события фестиваля. И дело не в том, что «Дядя Ваня» Римаса Туминаса в 2011 году стал спектаклем года по версии «Золотой маски». Эта работа стала символом новой эпохи легендарного театра с момента, как его возглавил знаменитый литовский режиссер. «Туминас однажды сказал: „Поверьте мне, я вас отведу в чудесный мир театра“. И когда тебе такое говорит режиссер, ты понимаешь, что туда надо отвести. Он не существует, этот мир, среди нас, это обман. Идешь ли ты туда у себя в голове или входишь физически — это в любом случае совсем другая территория, она удивительная, и в ней все возможно. В ней другой быт, другая правда, которую ты придумываешь сам», — рассказывал в интервью «БИЗНЕС Online» Владимир Вдовиченков, играющий в этом спектакле Астрова.
Сергей Маковецкий в роли Войницкого бесподобен, заняты в спектакле и другие звезды Вахтанговской труппы, например, Людмила Максакова и Владимир Симонов. Еще в «Дяде Ване» есть замечательная музыка постоянного соавтора Туминаса, композитора Фаустаса Латенаса, а также бесконечная любовь режиссера к печальным, одиноким и таким настоящим чеховским героям. Обязательно к просмотру.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.