Шесть попыток пустить электробус по маршруту — шесть поломок. Такую арифметику предложил москвичам основатель фонда «Городские проекты» Максим Кац, который уверен, что закупка техники у КАМАЗа — лишь маскировка, которой пользуется мэрия Москвы, чтобы ликвидировать троллейбусы. Участники проекта объяснили «БИЗНЕС Online» принципы опытной эксплуатации и опровергли данные блогера о поломках. Между тем второй поставщик — группа «ГАЗ» — до сих не поставила свои автобусы Москве.
В Москве разгорается скандал вокруг новых электробусов производства КАМАЗа, поставленных Мосгортрансу по заказу столичной мэрии
«ВЫСАДКА ПАССАЖИРОВ ПОСРЕДИ МАРШРУТА БЫЛА ЗАПЛАНИРОВАНА?..»
В Москве разгорается скандал вокруг новых электробусов производства КАМАЗа, поставленных Мосгортрансу по заказу столичной мэрии. Известный блогер и общественный активист Максим Кац распространил через соцсети информацию о тотальных поломках новых машин, которые, по его словам, не смогли преодолеть маршрут с шести попыток. При этом в первый выезд электробуса его пассажиром стал мэр Москвы Сергей Собянин, которого, по словам Каца, пришлось высадить уже на третьей остановке. С подачи активиста СМИ уже назвали старт движения электробусов провалом.
«Сегодня у Сергея Собянина день фейлов. Должно было случиться важное предвыборное мероприятие — запуск первого в Москве маршрута электробусов. Но все пошло не так. По изначальному плану сегодня на 73 маршрут должны были выйти 30 электробусов, которые призваны зачем-то заменить там троллейбус. Однако, всё зафейлилось... Главный фейл дня — у метро ВДНХ Собянин с группой детей погрузился в один работающий электробус, все поехали в сторону Альтуфьево. Однако, проехав 3 остановки, электробус всех высадил, включая мэра, и уехал в парк», — написал в своем «Твитере» Кац (орфография и пунктуация автора сохранены — прим. ред.).
«БИЗНЕС Online» обратился за разъяснениями на КАМАЗ и получил официальный комментарий от пресс-службы автогиганта. «Вышедшие на линии Москвы электробусы производства ПАО „КАМАЗ“ — это новый продукт, который отвечает всем требованиям современного мегаполиса. Как любой инновационный продукт, он требует новых подходов как к разработке, так и к эксплуатации. Электробус был разработан в соответствии с требованиями заказчика. Наши специалисты находятся в постоянном контакте с Мосгортрансом и оперативно реагируют на все возникающие вопросы, которые не могут не появиться при внедрении принципиально новой техники. Именно поэтому с эксплуатантами заключен контракт жизненного цикла, который предусматривает обслуживание техники КАМАЗом, в течение 15 лет. Что касается мероприятий 1 сентября, то электробус „КАМАЗ“ выполнил в первом рейсе заранее предусмотренный маршрут без сбоев. Никаких иных мероприятий не планировалось. ПАО „КАМАЗ“ намерен и дальше выполнять все взятые на себя обязательства в рамках контракта и оперативно реагировать на все замечания заказчика».
Мы обратились и в Мосгортранс, а также в департамент транспорта Москвы с официальными запросами, однако на момент публикации ответов из обоих ведомств не поступило. Сам Кац в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» утверждает, что поломки, одну из которых он зафиксировал на видео, совершенно однозначны.
«Понятно, что сейчас ситуацию будут объяснять планом, мол, так все и должно было быть, — иронизирует общественник. — Это ерунда — много раз объявлялось, что это полноценный запуск в рейс, что автобус будет ходить по 50 километров без подзарядки, что будет ультрабыстрая зарядка на конечных остановках. В результате все это не работает, причем два раза из шести машина ломалась совершенно точно — высаживала пассажиров и уходила в парк. Высадка пассажиров посреди маршрута тоже, что ли, была запланирована? Я лично ездил на нескольких маршрутах, а на сломавшихся ездили мои коллеги. Мы сейчас на всех электробусах ездим, чтобы поймать подобные ситуации. На записи же видно, как водитель выходит и говорит: „Электробус“ сломался, просим всех выйти. Остальные четыре попытки закончились тем, что автобус попытался подзарядиться на конечной, не смог и отправился в парк. Тоже по плану? Ни один из электробусов в рабочем режиме не функционирует».
Кац пояснил, что его личный интерес к камазовским электробусам обусловлен гражданской позицией. Его общественная организация «Городские проекты» давно борется в Москве за рост электротранспорта в городе, а мэрия, по словам Каца, постоянно заменяет троллейбусы на дизельные автобусы. «Электробусы — это PR-линия их обороны, — считает Кац. — Они прикрывают ими сокращение троллейбусов. Но известно же, что в нашем климате такие машины работать не смогут, нет ни одного примера. Замена троллейбусов на электробусы приведет к тому, что по Москве снова будут ходить одни дизели, и мы будем дышать их выхлопом. Поэтому мы тщательно мониторим транспортную стратегию Собянина».
«Сегодня у Сергея Собянина должно было случиться важное предвыборное мероприятие — запуск первого в Москве маршрута электробусов. Но все пошло не так. У метро «ВДНХ» Собянин с группой детей погрузился в один работающий электробус, все поехали в сторону Алтуфьево. Однако, проехав 3 остановки, электробус всех высадил, включая мэра, и уехал в парк», — написал в своем «Твиттере» Кац
КОМПЬЮТЕР НА КОЛЕСАХ
О том, что КАМАЗ выиграл аукцион на поставку 100 «самых современных в мире» электробусов в Москву, стало известно в начале мая. Еще 100 штук произвела для столицы группа «ГАЗ» Олега Дерипаски. Обе компании предложили одинаковую цену по обоим лотам – по 6,3 млрд рублей, что на 32 млн меньше максимальной суммы, которую был готов потратить на электробусы город. Стоит отметить, что, несмотря на одинаковые сроки поставок для обоих победителей, группа Дерипаски до сих пор не передала Москве свою технику.
«По итогам двух аукционов крупнейшие российские автопроизводители „КАМАЗ“ и „ГАЗ“ стали победителями на поставку электробусов. Каждый из них выпустит для Мосгортранса по 100 самых современных в мире электробусов с 15-летним сервисным обслуживанием и установкой 62 ультрабыстрых зарядок», — написал Собянин в своем «Твиттере». Он отметил, что Москва в будущем может приобретать по 300 электробусов ежегодно, а с 2021 года будет закупать только электробусы вместо техники с дизельными двигателями.
Стоимость одного электробуса, озвученная КАМАЗом, составляет 20−30 млн рублей в зависимости от комплектации. Общественный транспорт вмещает 85 пассажиров, в нем 30 сидячих мест. Низкопольная модель оснащена пандусом и имеет накопительную площадку: удобства рассчитаны на маломобильных пассажиров. В салоне есть системы климат-контроля, спутниковой навигации, разъемы для зарядки телефонов, информационные медиаэкраны и Wi-Fi. Электробус должен исправно работать при температурах от минус 40 до плюс 40 градусов. Транспорт можно зарядить с помощью пантографа на ультрабыстрых зарядных станциях, размещенных на конечных остановках. При этом батарея должна полностью заряжаться за 24 минуты.
«Маршрут в одну сторону, как правило, в два-три раза короче, чем средний пробег в 60 километров. Соответственно, зарядка будет короче пропорционально, где-то 10 минут на конечной точке», — отмечал гендиректор Drive Electro (компания производит для КАМАЗа «электробусные» аккумуляторы) Сергей Иванов.
КАМАЗ планировал поставить в Москву 15 единиц техники до конца августа, но поставлено пока три — впрочем, это лучше чем ничего, как в случае с ГАЗом. Электробусы модели «КАМАЗ-6282», отправленные в Москву, были произведены на дочернем предприятии КАМАЗа в Башкортостане — ПАО «НЕФАЗ». В середине августа гендиректор автогиганта Сергей Когогин сообщил, что сейчас завод способен выпускать около 200 электробусов в год и при необходимости эта цифра может быть увеличена. Первые московские электробусы пока будут курсировать только по одному маршруту — №73, причем до 30 сентября проезд в них будет бесплатным. Ожидается, что до конца года электробусы запустят еще на пяти городских маршрутах.
Фонд «Городские проекты» Максима Каца призван улучшить городскую среду с помощью данных современной урбанистики
МАКСИМ КАЦ, ПРОТИВНИК НАВАЛЬНОГО И СОБЯНИНА
Несколько слов и об инициаторе шумихи. В марте 2012 года 27-летний Кац выиграл мандат муниципального депутата в московском округе Щукино. В том же году он участвовал в акциях протестов против фальсификации выборов и избирался в координационный совет оппозиции. В следующем году он уже был заместителем руководителя избирательного штаба Алексея Навального на выборах мэра Москвы. Глава штаба Леонид Волков тогда положительно оценил работу Каца, назвав его гением организации процессов, однако через три года заявил, что Кац был уволен из штаба за неделю до выборов из-за интриг и угроз обратиться в правоохранительные органы при начале противоправных действий. В мае 2016 года Навальный, вспоминая опыт совместной работы с Кацем, исключил какое-либо дальнейшее взаимодействие и сотрудничество.
«Я не могу поддержать человека, который говорит: „Я свои доходы спрятал, перевел на заграничные счета моих родителей — я так хитро обманул систему“. Ну не может ФБК поддерживать таких кандидатов, потому что это и есть коррупция, мы боремся с этим. Поэтому вполне вероятно, что Максим или люди с Максимом делают какие-то хорошие вещи, но для меня и для большинства сотрудников ФБК взаимодействие с ним абсолютно исключено, он просто непорядочный человек», — заявлял Навальный в интервью «Дождю».
Кац в интервью «Эху Москвы» отвечал Навальному столь же резко. «Я не буду работать с Навальным, потому что Навальный, на мой взгляд, не тот политик, которого бы мне хотелось видеть у власти. Я с ним поработал, я его знаю хорошо. Мы стремимся к тому, чтобы попасть в Думу. Мы никуда грязное белье свое не выкладываем. А если речь шла о том, чего я не хочу видеть в лидере, – я не хочу, чтобы лидер людей ссорил, и не хочу, чтобы он разъединял наш фланг, а это то, что делает Навальный».
Фонд «Городские проекты» Кац учредил вместе с блогером Ильей Варламовым. Проект призван улучшить городскую среду с помощью данных современной урбанистики. Фонду принадлежит ряд инициатив в Москве, встретивших смешанные реакции властей. Среди них — расстановка уличных пепельниц на Тверской, подготовка проведения карнавала в Москве, а также исследование и разработка проекта изменений улиц, маршрутов общественного транспорта, парков, дворов и площадей в районе Щукино. Весной 2016 года «Городские проекты» организовали кампанию в защиту троллейбусов в Москве. За несколько месяцев было собрано более 17 тыс. подписей в пользу данного вида электротранспорта. Подписи отнесли в мэрию.
«Я САМ ЕХАЛ С СОБЯНИНЫМ. АВТОБУС НЕ ЛОМАЛСЯ»
Своими мыслями об итогах первых дней курсирования электробусов по Москве поделился с «БИЗНЕС Online» и поставщик аккумуляторных батарей. «Я сам ехал в этом электробусе вместе с мэром и могу сказать, что автобус двигался по плану, он не ломался, — заявил гендиректор Drive Electro Иванов. — Собянин и не должен был проехать весь круг — было бы странно, если бы мэр решил потерять полтора часа, катаясь на автобусе. Это была разовая поездка Собянина с детьми, и он сошел там, где его уже ждали сопровождающие, а автобус отправился в парк. Мне любопытно, как блогер мог узнать про шесть происшествий? В автобусе с мэром его, например, не было. Тем же вечером машина вышла на маршрут и прошла полный круг в обе стороны, в этой поездке я тоже был. И Кац, если не ошибаюсь, тоже. Были какие-то моменты — свет моргнул на секунду, но не более. Надо понимать, что это первая поездка технически очень сложного аппарата, нюансы неизбежны, и именно поэтому существует опытная эксплуатация на маршрутах — пробные поездки, которые должны выявить все недочеты».
Иванов сообщил, что две машины и сейчас ходят по маршрутам в постоянном режиме, на них можно поездить. Как минимум спикеру точно известно, что эвакуаций не было. «Любые автобусы ломаются — и дизельные серийные машины эвакуируют, и троллейбусы. С электробусами ничего подобного пока не случалось. Мы, как технари, мониторим ситуацию, и слышать о шести поломках для меня странно. Для первых машин на маршруте электробусы показывают очень высокую надежность. Возможно, они заряжаются сейчас не на конечной остановке, а заезжают на подзарядку в парк, точно не знаю. Автобус в автоматическом режиме подходит, сам определяет местоположение своей зарядки, поднимается пантограф, автобус полностью диагностирует сам себя по десяткам параметров. Водитель даже не выходит из кабины. К примеру, дверь не до конца закрылась — автобус не поедет. Можно подумать, что что-нибудь сломалось, а всего лишь сработал датчик безопасности — может быть, стоит не под тем углом, надо скорректировать. Таких нюансов множество, для этого сейчас и идет отработка. Машины очень современные. Обкатка займет, может быть, неделю, может, две, и дальше, я думаю, все будет прекрасно. Неразрешимых вопросов там нет».
Источники, близкие к КАМАЗу, подтвердили «БИЗНЕС Online» позицию Иванова: на начальном этапе столь сложному автобусу необходимо постоянное тестирование всех систем и агрегатов — это обычная практика. Электробус выходит по заданной программе, а в парке его ждут камазовские специалисты, снимают показатели по тысячам параметров и оценивают поведение этого «компьютера на колесах». Так выглядит стандартная опытная эксплуатация любого нового транспорта. Нам подтвердили также, что у Мосгортранса нет никаких критических замечаний к камазовским электробусам.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 98
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.