. «Константинопольский патриарх Варфоломей давно «завязан» на Запад и стал инструментом в его руках для разрушения православного единства»
Фото: ©Алексей Даничев, РИА «Новости»

«ВСЕЛЕНСКОСТЬ» КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ НЕБОЛЬШИМ АНКЛАВОМ В ТУРЦИИ»

Единство православного мира всегда считалось одним из самых важных столпов, на которых зиждется православие. В России могли сменяться династии, правительства и общественные формации, менялось само название страны, но ее корневая система, непосредственно связанная с православием, всегда оставалась неизменной. И в XIV веке, и в веке ХХ, несмотря на все его катастрофы, мы всегда помнили, что мы другие, что мы отличаемся от тех, кто вырос в недрах романо-католической культуры, и что именно нам доверено сохранять тот огонь, который был завещан нашим предкам с самых первых веков христианства.

И сейчас, когда вселенский патриарх Варфоломей фактически нарушил каноны вселенского православия, русская православная церковь в лице Святейшего патриарха Кирилла и священного синода не перестает свидетельствовать, как бережно она относится к самому важному — к сохранению единства православного мира. И это несмотря на то, что патриарх Константинопольский направил своих представителей, архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады, в другую церковь без всякого согласования с ней, а это прямое нарушение. Как бы ни оправдывал Константинопольский патриарх свои действия непонятными историософскими взглядами, такие толкования не соответствуют действительности. 

Века прошли с тех пор, как киевская и московская православная церкви сплелись воедино. Есть общая история, есть общая юрисдикция, и она действует вполне реально. И вдруг нашелся «кто-то умный» и спохватился, что где-то там, в прошлом, что-то было не так записано, и начал трактовать это по-своему. Тем самым опровергаются положения многовековой давности, пытаются объявить недействительным акт 1686 года (о присоединении Киевской митрополии к Московскому патриархату прим. ред.). Но если мы так будем подходить к прошлому, то мы весь мир перевернем. И к чему это приведет?

Я напомню, что титул вселенского патриарха не следует воспринимать в обычаях римско-католической церкви, где Папа Римский является главой всего католического мира. В православии ничего подобного нет. У нас нет никакого цезарепапизма — у нас действуют самостоятельные автокефальные церкви, и они совершенно независимы от вселенского патриарха. Вернее, зависимость может быть только одна: единство исполнения канонических правил, которые установлены Вселенскими соборами. И эти канонические правила обязательны не только для глав поместных церквей, но и для вселенского патриарха. Есть очень хорошая формулировка, которая проясняет статус константинопольского архиепископа и считается вполне официальной: он «первый среди равных», он один из 15 глав канонических поместных церквей. Но уж точно он не глава некоей административной вертикали, якобы выстроенной от ступенек константинопольского престола.

К тому же современный Константинополь вовсе не представляет из себя ту Византию, которая некогда царила и возвышалась над остальными землями — в духовном, культурном и государственном плане. Это не тот древний центр, из которого в Х веке мы восприняли христианство. Сегодня Константинополя даже нет на карте, а есть только Стамбул. Если по-честному говорить, то вся «вселенскость» Константинопольского патриарха ограничивается небольшим анклавом в Турции. Турки это, кстати, хорошо понимают и признают за архиепископом Варфоломеем одно лишь скромное право именоваться главой местной христианской общины.   

Надо также признать, что нынешний вселенский патриарх, к великому нашему сожалению, во многом ориентирован на Запад и, как сейчас говорят. «завязан» на него. И особенно — на Соединенные Штаты Америки. Его основные приходы находятся за океаном, в США. И для прагматичных американцев фигура зависимого от них Константинопольского патриарха — это просто еще одна возможность проявить свою плохо скрываемую «любовь» к России. Пользуясь этим, они действуют на территории, которую мы испокон века считали своим домом, — на Украине или на пространстве православной церкви.

Посмотрите на последние решения патриархата Константинопольского! Буквально на днях синод константинопольской церкви разрешил православным священникам второй раз вступать в брак. Об этом говорилось еще в 2016 году на Критском соборе, но тогда все присутствовавшие поместные церкви выступили против данного предложения. Понятно, что это противоречит многовековым канонам и традициям православия, зато это, так сказать, выглядит модным и вполне в духе западного либерализма. Однако если во всем ссылаться на дух времени, то мы так далеко уйдем. Так в начале XVI века зарождался протестантизм, так уже в наше время внутри тех же протестантских церквей (не всех, но некоторых из них) были легализованы однополые браки. К этому, что ли, нас ведет вселенский патриарх Варфоломей?

«Турки хорошо понимают и признают за архиепископом Варфоломеем одно лишь скромное право именоваться главой местной христианской общины» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ И УКРАИНА ВОСТРЕБОВАНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ПРАВОСЛАВНОГО ЕДИНСТВА»

До настоящего момента в православии все-таки удавалось сохранять консенсус: все жизненно важные для православного мира вопросы вроде предоставления автокефалии решались только по согласию буквально всех поместных церквей. Если хотя бы одна православная церковь не соглашается с тем или иным нововведением, оно просто не принимается. Даже решения соборов невозможны без консенсуса. И это совершенно естественно — недаром и в светской международной политике консенсус воспринимается как верх разумности.

Хочу еще раз подчеркнуть: русская православная церковь и Святейший патриарх Кирилл были очень бережны и терпеливы в своем стремлении сохранить устоявшийся формат отношений с константинопольской церковью. И сейчас это еще не разрыв отношений, нет, это напоминание вселенскому патриарху, что так поступать нельзя.

Сейчас уже пошли разговоры, что, заявляя о возможном разрыве с Константинополем, русская православная церковь печется в том числе и о своей независимости. Но мы и теперь достаточно независимы от константинопольского престола. Так что после окончательного разрыва со вселенским патриархом, буде таковой случится, мы не станем ни свободнее, ни независимее, чем были прежде. Другое дело, что в нынешней непростой ситуации РПЦ в какой-то степени берет на себя ответственность по отстаиванию интересов всех поместных церквей в целом. Ведь если идти по пути, намеченному Константинопольским патриархом, то может сработать принцип домино. Следом за легализацией раскольничьего «Киевского патриархата» такую же автокефалию могут запросить и другие самозванные раскольники от православия. И что же, Константинополь им всем пойдет навстречу? Но тогда православный мир просто рассыплется на мелкие осколки, чего и добиваются в США, где еще Збигнев Бжезинский объявил православие главным врагом Америки.

Но думаю, что этого не случится, зато может произойти другое: оттолкнув от себя с помощью так называемых нововведений большинство поместных церквей, вселенский патриарх Варфоломей рискует остаться один. И Украина останется одна. В том миропорядке, перед которым они, забыв все святоотеческие традиции, пытаются выслужиться, они не нужны. Вернее, они востребованы как инструмент для разрушения православного единства, но не более того. Никому там не нужны ни их культурное своеобразие, ни православные убеждения, ни тем более «вселенскость» константинопольского архиепископа. В современном глобальном мире востребована совершенно иная «вселенскость». И если этого еще не понимает патриарх Варфоломей, то это очень хорошо понимают главы всех канонических поместных церквей, которые поддержали Московскую патриархию. Патриарх Иерусалимский Феофил по этому поводу сказал следующее: «Не зря святые отцы церкви напоминают нам, что разрушение единства церкви есть смертный грех». И очень бы не хотелось, чтобы этот грех ложился на плечи нынешнего Константинопольского патриарха.

Митрополит Казанский и Татарстанский Феофан