Ракета, сбившая малайзийский Boeing 777 в небе над Донбассом, была произведена в СССР в 1986 году и отправлена на вооружение в украинскую войсковую часть. С таким сенсационным заявлением выступило сегодня МО РФ, утверждая, что в российском военном ведомстве удалось установить номер боеприпаса. О том, поможет ли это наконец-то отыскать виновника скандальной катастрофы и смогут ли Запад и Россия совместно расследовать эту трагедию, — в материале «БИЗНЕС Online».
Сегодня были обнародованы новые сведения, которые, как надеются в МИД и СК РФ, способны серьезно перевернуть представления об авиакатастрофе, случившейся в небе над Донбассом 17 июля 2014 года
«УКРАИНА ПРИЧАСТНА НЕ ТОЛЬКО К ТРАГЕДИИ С МАЛАЗИЙСКИМ BOEING, НО И К МАНИПУЛИРОВАНИЮ МЕЖДУНАРОДНЫМ СЛЕДСТВИЕМ»
Россия обнародовала новые сенсационные сведения, которые, как надеются в МИД и cледственном комитете РФ, способны серьезно перевернуть представления об авиакатастрофе, случившейся в небе над Донбассом 17 июля 2014 года. Как сообщил сегодня начальник главного ракетно-артиллерийского управления российского военного ведомства генерал-лейтенант Николай Паршин, экспертам по найденным на месте трагедии обломкам снаряда удалось установить бортовой номер ракеты, сбившей малайзийский Boeing 777, — №886847379. По данным МО РФ, изготовленная на Долгопрудненском предприятии (Подмосковье) в 1986 году ракета в том же году была передана вооруженным силам Украины. А именно — в 223-ю зенитную ракетную бригаду, которая входила в состав Прикарпатского военного округа и дислоцировалась в Тернопольской области Украинской ССР. Впоследствии эту бригаду переименовали в 223-й зенитный ракетный полк, который сегодня расположен в украинском городе Стрый (Львовская область). Показательно, что боевые соединения полка привлекались к операциям на Донбассе, а та самая ракета в Россию больше не возвращалась.
На основании этих данных официальный представитель минобороны РФ генерал-майор Игорь Конашенков сделал заключение, что Украина причастна не только к трагедии с малазийским Boeing, но и к манипулированию международным следствием. В качестве аргумента Конашенков назвал видеоролики, представленные международной следственной группой с якобы российским комплексом «Бук» (они будто бы доказывали причастность России к трагедии), сфальсифицированными. По его словам, российские эксперты провели подробное исследование видео и нашли в нем нестыковки. «Изображения тягача, трейлера и „Бука“ были вмонтированы в изображение соответствующего участка автотранспортной улицы при изготовлении данной видеозаписи... Иллюзия движения камеры и изменения фокусного расстояния была создана путем анимации статичного кадра, о чем, в частности, свидетельствует отсутствие шевеления листвы, деревьев и кустарников», — сказали в ведомстве. На брифинге была представлена и запись разговора украинских военнослужащих, который якобы происходил в Одесской области в 2016 году во время учений «Рубеж-2016».
«Мы закрываем воздушное пространство, — слышен голос на аудиозаписи с отчетливыми „украинскими“ интонациями. — Скажи им: „Пацаны, если будет вот так, то *** еще один малайзийский Boeing и все будет ***». По утверждению минобороны РФ, эти слова принадлежат полковнику Вооруженных сил Украины Руслану Гринчаку, который с 2009 по 2015 год возглавлял 164-ю радиотехническую бригаду — именно она следила за воздушным пространством над Донбассом. В настоящее время Гринчак занимает должность первого замкомандующего командования «Запад» ВСУ.
РАКЕТА С УТИЛИЗОВАННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ, ИЛИ КАК КИЕВ РАЗОРВАЛ ДОГОВОР О ДРУЖБЕ С МОСКВОЙ, ДЕЙСТВОВАВШИЙ 21 ГОД
Напомним, пассажирский Boeing 777 «Малайзийских авиалиний» летел в Куала-Лумпур (Малайзиа) из Амстердама в июле 2014 года. Через 2 часа и 49 минут после взлета лайнер рухнул на землю в районе села Грабово Донецкой области. В результате трагедии погибли 289 человек — граждане 10 государств. В мае 2018 года международная следственная группа, в которую вошли представители Австралии, Бельгии, Малайзии, Нидерландов и Украины, пришла к выводу, что зенитная ракетная установка, с которой сбили самолет, была завезена из России и принадлежала 53-й зенитно-ракетной бригаде под Курском. А Нидерланды и Австралия обвинили Россию в катастрофе и пообещали привлечь ее к ответственности.
Украину, в свою очередь, признали непричастной к крушению Boeing. МИД России в ответ обвинил Нидерланды в том, что при рассмотрении дела о крушении MH17 с Украины фактически сняли вину за незакрытие воздушного пространства над районом боевых действий. Российское дипломатическое ведомство выразило «озабоченность предвзятостью и закрытостью расследования». В минобороны РФ с обвинениями тоже не согласились, утверждая, что ни один зенитный комплекс никогда не пересекал российско-украинскую границу. Более того, все ракеты, двигатель от которой продемонстрировала голландская комиссия по расследованию, утилизировали после 2011 года.
Игорь Конашенков
В российском МО утверждали, что Москва передала следствию доказательства причастности Украины к катастрофе. По версии наших военных, самолет сбили из украинского «Бука». Кроме того, военное ведомство указало на то, что нидерландское следствие обосновывало свой вывод, основываясь на изображениях из соцсетей, подвергнутых компьютерной обработке. При этом сразу после катастрофы Порошенко обвинял в случившемся «агрессоров и боевиков на Донбассе». Президент парламентской ассамблеи ОБСЕ Илкка Канерва так же, как и тогдашний президент США Барак Обама, утверждали, что ракету запустили из контролируемых повстанцами районов. В свою очередь в ДНР утверждали, что у них нет оружия, способного сбить Boeing, летящий на магистральной высоте.
Тогда глава СБУ Валентин Наливайченко заявил, что ЗРК «Бук» был «переправлен с территории России» вместе с экипажем, так как им могут управлять только опытные специалисты. Также высказывалась версия, что на самом деле планировали сбить не малайзийский Boeing, а Airbus 320, принадлежавший «Аэрофлоту» и летевший из Москвы в Ларнаку, чтобы таким образом найти повод развязать войну с Украиной. Однако, как утверждали в СБУ, повстанцы перепутали поселки. Если по замыслу организаторов из России, «Бук» должен был находиться в Первомайском, находящемся в 20 км к северо-западу от Донецка, то на деле зенитно-ракетная установка оказалась в другом Первомайском — том, что в 70 км к юго-востоку от города.
Российская сторона, естественно, изначально отвергала все обвинения и утверждала, что во всем виноваты украинские военные. Например, в конце июля этого года представители минобороны РФ предполагали, что Boeing мог сбить самолет украинских ВВС, предположительно Су-25, который «способен кратковременно достигать высоты в 10 тысяч метров». Также военное ведомство утверждало, что российские средства радиотехнического контроля в день катастрофы зафиксировали работу украинской РЛС «Купол» батареи «Бук-М1», которая дислоцировалась в селе Стыла. Технические особенности комплекса позволяют обмениваться между батареями одного дивизиона информацией о воздушных целях, поэтому военные утверждали, что пуск могли осуществить также из батарей в Авдеевке или Грузско-Зорянском. При этом президент РФ Владимир Путин не раз отмечал, что Россию не допускают к расследованию крушения лайнера, поэтому Москва не будет признавать результаты, пока не сможет принять полноценное участие в следственных действиях.
И вот сегодня были обнародованы новые данные.
Как ни странно, но буквально через несколько минут после их обнародования минобороны РФ, президент Украины Петр Порошенко подписал указ о разрыве договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве с Россией, который действовал более 21 года. «В соответствии со статьей 107 Конституции Украины постановляю ввести в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины от 6 сентября 2018 „О договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Украиной и Российской Федерацией“», — сказано в документе. В соответствии с международными правилами, МИД Украины должен оповестить об этом российскую сторону, а также проинформировать ООН, организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и другие международные организации. Таким образом в непростых российско-украинских отношениях поставлена еще одна жирная точка.
Более того, на Украине и в Великобритании предсказуемо не поверили в сенсационные заявления российских военных. Прежде всего от «украинского следа» открестился глава украинского министерства обороны Андрей Парубий, заявивший, что «это очередная ложь, это очередной фейк Российской Федерации». В тон ему высказался и министр обороны Великобритании Гэвин Уильямсон, отметивший, что «это еще один пример российской дезинформации».
Тем не менее следственный комитет РФ уже направил полученную военными новую информацию по делу о крушении рейса МН17 в генпрокуратуру для последующей передачи голландской стороне. Об этом заявила официальный представитель ведомства Светлана Петренко, добавившая, что «утверждения о причастности к поражению Boeing самоходной огневой установкой „Бук“, принадлежащей одной из частей противовоздушной обороны ВС РФ, своего подтверждения не нашли». Своевременно предоставить все необходимые материалы и документы западным партнерам пообещала и официальный представитель министерства иностранных дел России Мария Захарова.
Любопытно, что международная совместная следственная группа (ССГ), занимающаяся делом о крушении малайзийского Boeing 777, однажды уже обращалась к российской стороне с запросом об идентификации номеров, найденных на обломках ракеты, однако не получила ответа. Теперь ССГ уверяет, что примет к рассмотрению все вновь предоставленные РФ доказательства.
«НУЖНА СКРУПУЛЕЗНАЯ СЛЕДСТВЕННАЯ РАБОТА, ЧТОБЫ ПОДТВЕРДИТЬ РЕАЛЬНОСТЬ ТОГО, ЧТО ГОВОРИТ РОССИЯ»
Прозвучало ли что-то новое сегодня на брифинге в минобороны РФ и стоит ли ждать какого-то поворота в расследовании катастрофы малазийского Boeing 777-200ER, «БИЗНЕС Online» попросил прокомментировать своих экспертов.
Игорь Коротченко — главный редактор журнала «Национальная оборона», руководитель центра анализа мировой торговли оружием:
— Сегодня мы узнали принципиально новые факты, которые подтверждают участие режима Порошенко в уничтожении мирного пассажирского самолета. Это еще раз подтверждает преступную сущность и подлость киевских властей. Мы надеемся, что данные, которые сегодня обнародовала Россия, будут приобщены голландской комиссией к материалам уголовного дела и голландские следователи, наконец, займутся конкретными оперативно-следственными мероприятиями непосредственно на Украине, чтобы установить истину и вынести справедливый вердикт в отношении тех украинских военных преступников, которые причастны к уничтожению пассажирского самолета в небе над Донбассом. Если голландская комиссия в очередной раз проигнорирует те объективные факты, которые представлены российской стороной, то мы можем сказать, что расследование ведется непрофессионально, политически ангажированно и имеет своей целью увести Украину как главного виновника этой катастрофы от ответственности.
Как только такого рода данные, подтвержденные фактами, появляются, их необходимо обнародовать немедленно, что и сделала российская сторона. Но меня не интересуют действия Порошенко, потому что это украинский военный преступник номер один, место которого в гаагском трибунале. Поэтому случайно ли он или не случайно действует, нас не интересует. Нас интересует, чтобы он, как военный преступник, понес наказание, в том числе в соответствии с международным трибуналом.
Александр Храмчихин — замдиректора Института политического и военного анализа:
— Новое, что мы узнали сегодня: куда была направлена ракета после изготовления. Почему сейчас об этом объявили, я не знаю, вопрос не ко мне. Верю или нет? Я вообще неверующий и не понимаю такого вопроса. Я не вижу ничего такого, никаких вопиющих нестыковок. Я не вижу, почему бы этой ракете на самом деле в 1986 году не быть отправленной в 223-й зенитно-ракетный полк на Украине. Не вижу ничего, почему бы это не могло случиться. Никаких последствий не будет в любом случае, это понятно. Если мы его сбили, то мы всех посылаем, а если его сбила Украина, то это она всех посылает вместе с Западом. Ничего не будет никогда и ни с кем.
Александр Гольц — военный обозреватель, заместитель главного редактора «Еженедельного журнала»:
— Конечно, никаких последствий не будет. Все бы это имело смысл, если бы на том же брифинге товарищ генерал сказал бы: «А теперь, демонстрируя свою добрую волю и желание разобраться, мы приглашаем следователей международной следственной группы в Долгопрудный, где им будут открыты двери секретного архива, где они смогут убедиться, куда уходили ракеты этой серии, как они распределялись». Довольно трудно (хотя, конечно, можно) подделать архив за год. Нужна скрупулезная следственная работа, чтобы подтвердить реальность того, что говорит Россия. Понятное дело, что ничего такого не произойдет. А из этого следует, что все эти документы можно изготовить на коленке за 15 минут.
Приведу пример. По каким-то причинам российские бизнесмены, когда выясняют финансовые вопросы, предпочитают судиться друг с другом не в России, а в Высоком суде Лондона. Почему-то они в британскую справедливость верят больше, чем в российскую. Поэтому, когда каждая сторона приводит аргументы, у меня гораздо больше оснований верить в добросовестность международных следователей, куда входят люди из Австралии, Нидерландов, Малайзии и так далее, нежели в добросовестность российских военных, которые за последние годы много чем нас поразили. Например, можно вспомнить, как военные ссылались на записи некоего испанского диспетчера, о котором говорили с придыханием российские военные. Можно вспомнить, как по российскому телевидению показывали космические снимки малайзийского Boeing и рядом с ним летел украинский самолет, при этом, с точки зрения масштаба, малайзийский лайнер должен был иметь размеры двух футбольных полей, не меньше. Поэтому у меня есть много оснований сомневаться в добросовестности российской экспертизы.
Константин Сивков — заместитель президента Российской академии ракетных и артиллерийских наук по информационной политике:
— Ничего нового в сегодняшнем заявлении минобороны нет. Уже понятно, что самолет был сбит украинской ракетой, об этом уже говорилось многократно. Я не вижу ничего принципиально нового. Но это важные и актуальные вещи, которые демонстрируют только одно — злонамеренность Запада и украинцев, которые создали условия, чтобы обвинить Россию и Донбасс в зверском поступке. На самом деле повинны они. Об этом уже не раз говорилось. Сегодня только дополнительные данные. Дальше ситуация будет развиваться точно так же, как до этого: будет последовательно нагнетаться обстановка, Россию будут обвинять во всех смертных грехах — все тривиально и прозрачно.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 106
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.