ДЛЯ ВЫХОДА ИЗ ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА КАЗАНСКИЕ МЕТРОСТРОЕВЦЫ, ОТ КОТОРЫХ К УНИВЕРСИАДЕ ГОРОД ЖДЁТ ЕЩЁ ТРИ НОВЫХ СТАНЦИИ, ВЗЯЛИ КРЕДИТ

Арбитражный суд РТ прекратил вчера процедуру наблюдения над Казметростроем. Заявителем выступил ОАО «Научно-исследовательский институт точной механики» из северной столицы России, который пытался взыскать с метростроевцев более 64 млн. рублей долга. Причина для конфликта была заложена накануне до 1000-летия Казани, а тяжба длилась года три. Она оказалась настолько принципиальной, что, похоже, Казметрострой, имеющий годовой оборот порядка 2 млрд. рублей, готов был пройти через процедуру банкротства и создания нового юрлица… За отменой производства по делу наблюдали 23 человека, среди которых был и корреспондент «БИЗНЕС Online».

КАК КАЗМЕТРОСТРОЙ ВЕРНУЛ 64 МЛН. РУБЛЕЙ

В Арбитражном суде РТ была вчера прекращена процедура наблюдения над Казметростроем. На столь значимом судебном процессе присутствовали аж 23 человека, половине из которых пришлось стоять. В зале были три судьи, помощник, пять представителей Казметростроя, его временный управляющий с представителем, журналист, просто заинтересованные лица и представитель ответчика. Впрочем, интерес к делу о банкротстве Казметростроя не удивителен: прецедент банкротства столь значимого для города предприятия мог иметь очень серьёзные последствия – и экономические, и репутационные.

Напомним, что ещё последний раунд противостояния начался примерно полгода назад, когда ОАО «Научно-исследовательский институт точной механики» из северной столицы России пытался взыскать с метростроевцев более 64 млн. рублей долга (из них 26 миллионов – проценты за пользование чужими денежными средствами), но после ряда неудачных попыток НИИ решил обратиться в Арбитражный суд РТ с иском о банкротстве. В результате 5 марта на Казметрострое была введена процедура наблюдения.

Задолженность Казметростроя перед истцом возникла в результате неоплаты работ по договору строительного подряда от 15 марта 2004 года, хотя сами работы по внедрению в казанский метрополитен системы «Движение», включающей в себя подсистему управления поездом, подсистему управления станциями и перегонами, центр диспетчерского управления, выполнялись в 2005 - 2007 годах.

«ПРИЗНАКОВ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА НЕ ОБНАРУЖЕНО»

Долг научно-исследовательскому институту точной механики Казметрострой в полном объёме выплатил в конце прошлой недели, поэтому сегодня в зале судебного заседания по очереди отчитывались о состоянии дел должника временный управляющий Феликс Шепскис, руководитель МУП «Казметрострой» Марат Рахимов и юрист НИИ точной механики Андрей Зубков.

Шепскис отчитался о своих действиях первым. «Финансовое положение Казметростроя вызывает определённые трудности, но предприятие в состоянии их выправить. Признаков преднамеренного банкротства обнаружено не было, оно и понятно: данный долг носил чисто технический характер. Кредитор нашёл возможность погасить долг. Балансовая стоимость имущества на дату введения процедуры наблюдения составляла 3,5 миллиарда рублей, а общая сумма требований - 64,4 миллиона рублей», - отметил Шепскис.

Рахимов уточнил, что «данная ситуация сложилась в результате неравномерного финансирования строительства метрополитена, которое мы выполняем». «С этой организацией мы работали несколько лет. Сейчас требования кредитора удовлетворены. Мы получили разрешение от временного управляющего на взятие кредита в банке Казани, поэтому продолжаем работать на благо города», - сообщил Рахимов.

«БИЗНЕС Online» Рахимов уточнил, что решение выплатить долг научно-исследовательского институту точной механики Санкт-Петербурга было поддержано правительством республики. «Конечно, можно было обанкротить Казметрострой, а потом создать новое предприятие, как обычно в таком случае делают. Но мы свой долг полностью признаём. Президент сказал нам, что мы должны работать во благо республики и дальше. Раньше мы не выплачивали долг просто потому, что на то не было каких-то оснований и санкций», - рассказал Рахимов.

Поскольку НИИ точной механики Санкт-Петербурга больше не имело никаких претензий к Казметрострою, коллегия судей (Максим Боровков, Венера Красавина и Альфия Иванова) прекратила процедуру наблюдения над Казметростроем и обязала взыскать в пользу временного управляющего 823,6 тыс. рублей процентов по вознаграждению, 52 тыс. рублей вознаграждения и 14 тыс. расходов, возникших в результате процедуры наблюдения над Казметростроем.

«ВСЁ ДЛИТСЯ С 2006 ГОДА»

Громкий судебный процесс «БИЗНЕС Online» прокомментировали его участники.

Феликс Шепскис – арбитражный управляющий:

- Дело в том, что процедура наблюдения вводится с момента подачи заявления в суд, а как раз семь месяцев назад в суд было подано заявление. Поскольку споры о введении процедуры шли долго, так получилось, что остался месяц до её формального окончания. Выплата долга - простейший прогнозируемый ход событий. Если бы долг не был возвращён, процедура наблюдения была бы продолжена, было бы проведено собрание кредиторов, введено внешнее управление. Но это изначально было очень маловероятным вариантом. Заявлений от других кредиторов в мой адрес не поступало.

Марат Рахимов - руководитель МУП «Казметрострой»

- Мы выполнили все условия кредитора, поэтому производство по делу прекращено. Изначально у меня на руках было соглашение уступки. Но НИИ, получив деньги, подало иск в суд. Делом мы занимались в течение трёх лет, хотя в договоре было написано, что все споры будут решаться в Арбитражном суде РТ, но первое заседание прошло в Арбитражном суде Санкт-Петербурга. Потом мы дошли до Высшего арбитражного суда, после чего дело рассматривалось в Арбитражном суде РТ. В итоге они получили от нас в два раза больше! Они работали на субподряде, заработали деньги, а потом ещё дополнительно взыскали. Тогда я, не имея достаточного финансирования, собрал всех кредиторов, со всеми договорился об отсрочке платежа. А НИИ потом на оплаченное ещё проценты сосчитал.

Все длится с 2006 года, когда была запущена первая линия метрополитена, республика за нее в 2007 заплатила, я сумму разделил между теми, кто работал, притом каждый подписал документ, что претензий к отсрочке платежа не имеет. А потом в суде институт заявил, что документы подделаны. Все остальные подрядчики без проблем продолжают работу, претензий у них нет. Во время введения процедуры наблюдения из 125 моих подрядчиков никто не заявился, так как все понимают значимость Казметростроя - к Универсиаде нам надо ещё три станции запустить.

Надежда Замалиева

Cправка

МУП «Казметрострой» образовано 17 марта 1997 года.

Руководитель предприятия - Марат Мулахмедович Рахимов.

Предприятие осуществляет широкий комплекс работ по строительству, вводу в эксплуатацию и сопровождению объектов различного назначения: тоннелей, метрополитенов, мостовых переходов, гидротехнических сооружений и объектов промышленно-гражданского строительства. В настоящее время МУП «Казметрострой» осуществляет работы по строительству и вводу в строй второй очереди первой линии Казанского метрополитена — это четыре тоннельных перегона общей протяжённостью 6,76 км. Выручка по итогам 2009 года – 1, 7 млрд. рублей, 2008 – 2 млрд. рублей.

ОАО «Научно-исследовательский институт точной механики» в Санкт-Петербурге участвует в работах по созданию аппаратуры для космических аппаратов, а также продукции общегражданского назначения - это разработка и изготовление систем управления наружным освещением городов‚ систем управления для метрополитенов.

Численность сотрудников – 650 человек.

Генеральный директор - Константин Сергеевич Дубов.

Состав акционеров ОАО "НИИ ТМ" на 05.03.2010: Юрий Васильевич Антонов - 49,03%; Елена Викторовна Быстрова - 6,9%; Елена Геннадьевна Дубова - 8%;  Алексей Иванович Ишутин- 9,8%;  Сергей Владимирович Кузнецов - 5%. Оборот по итогам 2009 года 384,7 млн. рублей, чистая прибыль - 123 тыс. рублей. 2008 год: выручка - 636 млн. рублей, чистая прибыль - 0,20 млн. рублей.