Необычайно долгой для подобного рода мероприятий оказалась накануне пресс-конференция, посвященная планам казанских театров на новый сезон. Корреспондент «БИЗНЕС Online» по ходу встречи выяснил, как Александр Славутский выбивает деньги для своих проектов, почему Сююмбике не любит Филюса Кагирова и в чем Камаловский театр превосходит абсолютное большинство региональных театральных учреждений страны.
«У МЕНЯ ДВА НЕДОСТАТКА – КРАСОТА И СКРОМНОСТЬ»
Некоторых потенциальных главных героев недосчиталась вчерашняя пресс-конференция в кабмине РТ, посвященная началу театрального сезона в столице республики. Но если отсутствие директора и главного режиссера театра им. Камала Ильфира Якупова и Фарида Бикчантаева, отправившихся на гастроли в Узбекистан, можно было пережить (все-таки завлит Камаловского и известный критик Нияз Игламов — яркий человек), то директора казанской оперы Рауфаля Мухаметзянова, конечно, заменить невозможно. Во всех смыслах. Зато пришла на встречу с журналистами министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, может быть, и поэтому представители всех театральных учреждений, присутствовавшие на мероприятии, рассказывали о планах максимально подробно, отчего пресс-конференция затянулась на добрых 1,5 часа.
Но мы остановимся на самом важном. Для начала Аюпова отметила, что к 2019-му, объявленному в России Годом театра, Татарстан подошел во всеоружии. В частности, у нас реализуются два федеральных проекта: «Театры малых городов» и «Театры — детям». А в республике в прошлом году было рекордное количество новых постановок – 70 премьер, 27 из которых предназначены для детской аудитории.
Самым коротким оказалось выступление директора и худрука Качаловского театра Александра Славутского. Он обрадовал, что эхом зарубежных гастролей русской драмы из Казани станут ответный визит Ганноверского театра, который в апреле покажет авангардный спектакль «На западном фронте без перемен» по бессмертному роману Ремарка, а также визит труппы из Пекина. Кроме того, Александр Яковлевич вкратце рассказал про предстоящий первый Качаловский фестиваль, который действительно должен стать событием в культурной жизни города. «Этот фестиваль был замыслен еще 20 лет назад, но постоянно что-то мешало, — признался Славутский. — А после реконструкции театра все это стало возможным. Основная цель форума — авторский взгляд на русскую классику». После этого депутат Госсовета РТ неожиданно похвалил «БИЗНЕС Online» за материал, посвященный будущему форуму, дескать, наша газета изначально верно сформулировала идею форума еще до того, как она была публично озвучена. «Спектакли ставили профессиональные люди, у которых есть современный взгляд на театр», — подытожил Славутский, и с ним трудно поспорить, учитывая, что в столице Татарстана покажут работы Римаса Туминаса и Юрия Бутусова.
Нияз Игламов: «В этом сезоне нас ждут большие московские гастроли. Только два театра из регионов России могут так много дней на аншлагах играть в Москве — это «Коляда-театр» из Екатеринбурга и мы»
Но Игламов решил все же подискутировать, зацепившись за определение «профессиональные люди». По мнению Нияза Рауфовича, критерии профессиональности в театральном деле последние 10 лет стали размыты: «Ни у Дмитрия Крымова, ни у Кирилла Серебренникова, которому я желаю побыстрее выйти на свободу, нет высшего режиссерского образования. Однако эти люди сформировали лицо театральной России». И тут же завлит Камаловского, не давая разгореться профессиональному спору, заговорил о планах на 113-й сезон своего театра. Первая премьера будет традиционно приурочена ко дню рождения Марселя Салимжанова (7 ноября) — так камаловцы вспоминают своего легендарного главного режиссера, который ушел из жизни еще в 2002 году. На этот раз театр выпускает спектакль по первому роману Чингиза Айтматова «И дольше века длится день», приуроченный к 90-летию знаменитого писателя из Киргизии с татарскими корнями. Работает над постановкой Ильгиз Зайниев. Еще из важных премьер в Камаловском театре — культовая советская пьеса «Пять вечеров» Володина, которую поставит «восходящая звезда современной режиссуры» по версии Игламова 26-летний Айдар Заббаров. Ну а главреж Бикчантаев к концу сезона представит спектакль по Мансуру Гилязову.
А дальше произошла забавная и беззлобная, но все же перепалка между Славутским и Игламовым, в которой одновременно в роли «поджигателя» и «миротворца» выступил министр культуры РТ.
— И в этом сезоне нас ждут большие московские гастроли, — радостно произнес Игламов. — Только два театра из регионов России могут так много дней на аншлагах играть в Москве — это «Коляда-театр» из Екатеринбурга и мы.
— У меня два недостатка — красота и скромность, — заметила Аюпова, которая, конечно же, знакома со значением глагола «троллить».
Ирада Аюпова отметила, что к 2019-му, объявленному в России Годом театра, Татарстан подошел во всеоружии. В частности, у нас реализуются два федеральных проекта — «Театры малых городов» и «Театры — детям»
— Ну это правда, — повернув голову в сторону Славутского, сказал Игламов. — Омская драма или Ярославль боятся ехать в Москву больше чем на два-три дня. А мы едем на 8 дней.
— А чего вам бояться, у вас своя диаспора, — нашелся худрук Качаловского.
— Так у вас весь мир диаспора. Я же это не в ущерб Качаловскому театру говорю, — добавил завлит Камаловского.
— Александр Яковлевич, какой резонанс ваши гастроли в Пекине получили, — вдруг произнесла министр культуры, чувствуя, что шутливый спор заходит на опасную территорию межнациональных отношений.
— В Пекине у нас своя диаспора! — загадочно и торжественно сказал Славутский.
— Вы покоряете Пекин, мы — Москву: каждому — свое! Вы, может быть, с перспективой думаете о гегемонии в Китае. А у нас с 1957 года аншлаги в Москве, — продолжил Игламов.
— Так это хорошо, когда есть к кому ехать, — продлил словесный пинг-понг директор русской драмы.
— И в Уфу мы едем, там вообще все свои. И в этом сезоне традиционно поедем по городам Татарстана, — обрадовал зрителей под конец завлит Камаловского театра.
«НЕ НРАВИТСЯ В ОПЕРНОМ ТЕАТРЕ — К НАМ ПРИХОДИТЕ»
Заведующая литературной частью театра оперы и балета им. Джалиля Жанна Мельникова начала свой рассказ, пожалуй, с самой ожидаемой премьеры сезона — оперы «Сююмбике» Резеды Ахияровой. По ее мнению, спектакль, премьера которого ожидается 26–27 сентября, получился сложным, драматически закрученным. «Я посещала несколько репетиций, это будет интересная постановка на двух языках, русском и татарском, поскольку действие развернется в трех городах — Казань, Москва и Касимов. Дирижировать оркестром будет Ренат Салаватов, в качестве актеров будут как звезды казанской труппы — Гульнора Гатина, Артур Исламов, так и приглашенные артисты. Филюс Кагиров репетирует роль Шах Али — это третий муж Сююмбике, которого она не любила. И эту же роль репетирует Ильгам Валиев, солист Башкирского театра». В общем, Филюс Кагиров, которого не любят женщины, — это интригует само по себе.
Кстати, в фойе казанской оперы в дни премьеры будет проходить выставка. При жизни Сююмбике портретов не писали, но ходили легенды, что она была очень красивой женщиной. И в театре покажут работы современных художников, многие из которых женщины. Так консерваторы из театра им. Джалиля, видимо, решили поддержать модный нынче феминистский тренд в искусстве.
Еще одна оперная премьера состоится на Шаляпинском фестивале: «Царскую невесту» Римского-Корсакова поставит известный казанской публике режиссер Михаил Панджавидзе. Премьера балетной труппы «Корсар» — обычная для театра им. Джалиля перелицовка названия, которое уже присутствует в репертуаре.
Корреспондент «БИЗНЕС Online» задал Мельниковой один вопрос, вспомнив и про федеральный проект «Театры — детям». Казанскую оперу справедливо критикуют за фактическое отсутствие интереса к детской аудитории: в репертуаре есть пара балетов с ограничением 6+, которые показывают два-три раза за сезон, а опер для самых маленьких нет вовсе. Зато на этой ниве театр активно эксплуатирует хореографическое училище, чьи воспитанники заполняют школьные каникулы своими «Щелкунчиками» сомнительного уровня под оркестровую фонограмму, пока старшие товарищи колесят по Нидерландам.
Завлит театра им. Джалиля не согласилась с этими аргументами: «Моему старшему ребенку 5,5 лет, и мы уже были на балете „Щелкунчик“, „Белоснежка и семь гномов“, „Коппелия“, последний вообще доступен детям от трех лет. Главное, чтобы ребенок был готов высидеть 2 часа. А в оперу нужно водить школьников». И Мельникова предложила водить детей на вечерние спектакли — «Бориса Годунова» и «Евгения Онегина». Также представитель театра им. Джалиля получила и серьезное подкрепление от министра культуры. «То, что касается оперного искусства — я сама мать, у меня есть ребенок. И, если объективно, то в 5–7–9 лет малышу оперу тяжело будет воспринимать, — сказала Аюпова. — Его к этому нужно готовить. Поэтому на сегодняшний день мы планируем с Тинчуринским театром, что подготовка к музыкальному драматическому театру должен стать нишевой. Это будет тот мостик между первым в жизни ребенка кукольным театром и оперным. С директором оперного театра Рауфалем Мухаметзяновым мы эту тему обсуждали».
Александр Славутский: «Мы живем в уникальной республике. У нас понимают, что вкладываться в искусство и генофонд народа — это правильно»
«Не нравится в оперном театре — к нам приходите, — оживился Славутский. — У нас „Приключения Тома Сойера“ с аншлагами идут». В ответ «БИЗНЕС Online» попросил директора Качаловского театра поделиться опытом с коллегами: как ему удается выбивать у государства деньги на амбициозные проекты? Сначала миллиард на реконструкцию здания своего театра, сейчас — на недешевый фестиваль. «Я постоянно повторяю: деньги, деньги, деньги! И они текут потоком, — сострил Славутский. — Ну а если серьезно, часть денег мы зарабатываем сами. Мы живем в уникальной республике, и я это произношу не потому, что, как говорят на Дону, леща хочу подкинуть. У нас понимают, что вкладываться в искусство и генофонд народа — это правильно».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 16
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.