Елена Телегина — декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ, Илшат Салахов (в центре) — замгендиректора по технической поддержке и качеству АО «ТАНЕКО», Пьер-Рене Бокис (справа) — профессор TOTAL Professeurs Associés, экс-вице-президент Total

«ВСЕ ОЖИДАЮТ, ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ БУДУТ ВВЕДЕНЫ САНКЦИИ НА ПОКУПКУ НЕФТИ В ИРАНЕ»

Международный семинар «Синергия рынков сбыта и рынков производства в нефтехимическом комплексе» прошел на минувшей неделе в казанском отеле «Корстон». Мероприятие было организовано компанией «Татнефть», АО «ТАНЕКО», Международной школой бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина (РГУ) при поддержке Клуба выпускников Международной школы бизнеса «Энергия будущего». Участники семинара — сотрудники «Татнефти», ТАНЕКО, РГУ нефти и газа (НИУ) им. Губкина, Total Professeurs Associés, ПАО «ЛУКОЙЛ», ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект», КНИТУ-КХТИ, Института экономики, управления и финансов КФУ — обменялись взглядами о перспективах развития нефтяной отрасли. Семинар в Казани оказался пятым по счету — ранее подобные мероприятия прошли в Астане, Санкт-Петербурге, Москве и Баку.

В уютный зал «Пушкин» идейный вдохновитель и ведущий семинара — замгендиректора по технической поддержке и качеству АО «ТАНЕКО» Илшат Салахов — пришел в красной бабочке. Но сразу объяснил — этот аксессуар означает принадлежность к клубу выпускников Международной школы бизнеса РГУ. Этот вуз считается всероссийской кузницей кадров для нефтегазовых отраслей промышленности.

В начале встречи с приветственным словом выступила декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ, в прошлом — замминистра топлива и энергетики РФ Елена Телегина. Она отметила, что, несмотря на положительный тренд (впервые в истории мировая добыча нефти превысила 100 млн баррелей в день), мировые рынки находятся сегодня в состоянии турбулентности.

«Спрос на нефть растет за счет роста экономики США и развивающихся стран, — говорила Телегина. — Но все ожидают, что произойдет, если будут введены санкции на покупку нефти в Иране. Создают неопределенность и торговые войны, которые ведет Америка с Китаем и развивающимися экономиками».

Добавляет нервозности на рынке ожидание введения в ноябре новых антироссийских санкций. «Санкции достаточно серьезно могут ограничить поставку технологий, оборудования, катализаторов и прочих товаров в РФ», — высказал опасения Салахов. Однако плюс данной ситуации он видит том, что отечественные компании серьезно взялись за импортозамещение — как в нефтедобыче, так и в нефтегазохимии. 

«КИТАЙ СОЗДАЛ ОГРОМНЫЙ СПРОС НА НЕФТЕПРОДУКТЫ И САМ ЖЕ ЕГО УДОВЛЕТВОРИЛ!»

Главным гостем семинара стал экс-вице-президент Total, а ныне профессор TOTAL Professeurs Associés Пьер Рене Бокис, который провел мастер-класс и презентовал свою книгу «Нефть: запасы, добыча, цены». Эксперт начал с того, что в ближайшие годы в мире ожидается дефицит нефти, поскольку нефтехимия растет более высокими темпами, чем добыча сырья. 

Объемы рынка нефтехимической продукции будут стремительно расти в ближайшие годы, считает Бокис. Так, производство этилена (сырье для производства полиэтилена), с нынешних 150 млн тонн в год объем мирового производства может вырасти до 200 млн тонн к 2025 году. По прогнозу докладчика, к этому сроку Европа потеряет лидерство по производству этилена, а на первые позиции выйдут Америка, Ближний Восток и Китай.

«Китай с начала нулевых годов продолжает наращивать объемы производства. Он стал ключевым производителем нефтехимических продуктов, и для этого потребовалось меньше одного десятилетия! Эта страна сама создала огромный спрос на конечные продукты и сама же его удовлетворила», — восхищался профессор Бокис.

В России же объемы производства этилена по сравнению с размерами экономики и запасами нефти пока невелики. «Много добывается и экспортируется нефти, но мало производится этилена», — сетует ученый. Встает вопрос: есть ли перспективы развития у отечественных нефтехимиков?

Елена Телегина, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online» в перерыве между докладами, заверила, что не все так плохо. «Россия должна найти свою нишу, есть хорошие возможности в Центральной Азии и Индии, есть внутренний рынок», — считает она.

«ЕВРОПА — ЭТО СВОЕГО РОДА КУСОЧЕК СЫРА В САНДВИЧЕ»

Перейдя к теме добычи нефти, Пьер Рене Бокис чаще всего употреблял слово «сланцевая революция в Америке». Он отметил, что США смогли поднять добычу сланцевой нефти в эпоху низких цен на нефть (начиная с 2014 года). Профессор TOTAL Professeurs Associés считает, что в ближайшие годы добыча сланцевой нефти будет только расти, а стоимость черного золота — на уровне 60 и выше долларов за баррель — это тренд не на один день!

Америка наращивает свои экспортные поставки сжиженного природного газа — есть планы увеличить объемы с сегодняшних 23 млн тонн до 50 и даже 109 млн тонн.

Усилия США уже привели к тому, что в мире сворачивается индустрия атомной энергии, угольная индустрия. Это делается для того, чтобы расширить будущие рынки сбыта сланцевых углеводородов из США. «Они хотели бы обрубить российский экспорт в Европу, чтобы открыть рынки для себя. Европа — это своего рода кусочек сыра в сандвиче, за который борются различные поставщики», — признает докладчик.

Юрий Станкевич – зампредседателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей

НАЛОГОВЫЙ МАНЕВР: ХОТЕЛИ КАК ЛУЧШЕ…

Зампредседателя комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей, начальник управления по работе с федеральными органами власти и общественными организациями ПАО «ЛУКОЙЛ» Юрий Станкевич проанализировал, чем обернется для российских нефтехимических компаний затеянный минфином РФ налоговый маневр. Напомним, что он подразумевает постепенное обнуление к 2024 году экспортной пошлины на нефть — при одновременном повышении НДПИ.

Налоговый маневр приведет и к повышению стоимости нефти внутри России, и к повышению стоимости нефтепродуктов, считает Станкевич. И даже применение отрицательного акциза (вычеты для компаний, поставляющих нефть на российские НПЗ) не сможет исправить ситуацию. Посчитано, что воспользоваться отрицательным акцизом смогут только 7 российских компаний, которые суммарно владеют 30 нефтеперерабатывающими заводами. Условием получения отрицательного акциза станет производство собственных автобензинов в объеме не менее 10% от всей перерабатываемой нефти. Впрочем, на ТАНЕКО паники по поводу налогового маневра не испытывают. «С пуском производства бензинов мы будем спокойно укладываться в параметры налогового маневра. На заправках „Татнефти“ появится бензин под брендом „ТАНЕКО“ — конкурентоспособный продукт, который будет востребован на рынке», — заявил Салахов.

Собственно, в правительстве РФ и не скрывают, что главной целью налогового маневра является изъятие дополнительных средств в бюджет — до 2024 года казна получит дополнительно 1,3–1,6 трлн рублей. Логичнее всего предположить, что компании переложат эти дополнительные расходы на конечного потребителя, рассуждает Станкевич. «Лукавством было бы заявлять, что цены на нефтепродукты у нас будут расти в пределах уровня инфляции», — заключает он.

Маргарита Козеняшева — международный эксперт, д.э.н., профессор, заведующая кафедрой Международного нефтегазового бизнеса РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

«Хотели как лучше, но получилось не совсем. Завершение налогового маневра решает фискальные задачи», — прокомментировала тему завкафедрой международного нефтегазового бизнеса РГУ Маргарита Козеняшева.

В результате «налоговой алхимии» от минфина РФ уже заморожен ряд нефтехимических проектов, сетует она. К сожалению, делается это в момент, когда нефтехимикам для рывка вперед необходимо завершить начатую модернизацию в отрасли, которая требует капитальных затрат. Неудивительно, что у нефтяников в такой ситуации нет большого интереса заниматься нефтехимией — проще и выгоднее отправлять сырую нефть на экспорт.

В этом смысле «Татнефть», которая продолжает курс на региональную интеграцию (развивает не только добычу нефти, но и ее глубокую переработку), выглядит скорее хорошим исключением из общего правила. «Татарстан развивается с учетом региональной интеграции, но в мире эти процессы идут еще быстрее», — отметила Козеняшева. По ее мнению, изменить место России в глобальной экономике поможет повышение наукоемкости производства:

«Наш век характеризуется погоней за новшествами, и здесь нет ограничений. Не нужно пытаться воспроизвести вчерашний день, надо сразу двигаться дальше. У нас в стране всегда было много талантливых людей, которым сейчас под силу сделать сдвиг от ресурсной к инновационной модели развития», — рассказала завкафедрой международного нефтегазового бизнеса РГУ.

Установка замедленного коксования на комплексе «ТАНЕКО», пуск которой позволил отказаться от выпуска мазута в качестве товарной продукции и увеличить глубину переработки нефти до 99%

ЦИФРОВИЗАЦИЯ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ...

Новые возможности синергии кроются в автоматизации и цифровизации отрасли, считает один из организаторов семинара, Илшат Салахов. За 10 лет в чистом поле был построен красавец-завод «ТАНЕКО» с глубиной переработки нефти 99,2%. В его строительство было вложено 329 млрд рублей. Как в проектирование, так и в строительство максимально вовлечены российские производители.

К этой позиции присоединяется также генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект» Марат Усманов, считающий, что цифровая экономика существенно повлияет на консолидацию нефтехимической отрасли в России. 

«90 процентов оборудования комплекса „ТАНЕКО“ было изготовлено на предприятиях в РФ. Внедряются отечественные системы автоматизации и измерительные приборы», — гордится Салахов.

Получается, что предприятие еще задолго до введения антироссийских санкций выбрало правильный вектор и сегодня, даже в случае, если американский занавес закроется еще плотнее, это не станет крахом для ТАНЕКО. В настоящий момент решаются вопросы отечественного производства катализаторов и присадок для моторных топлив и смазочных материалов.

«У нас самый современный завод в части автоматизации, идет мониторинг расходов энергоресурсов и себестоимости переработки нефти в режиме реального времени. „Цифровой двойник“ позволяет найти оптимальную корзину нефтепродуктов, которая есть на рынке, и дать задание заводу, что нужно делать», — делится ноу-хау Салахов.

В итоге интеграционный бюджетный эффект к 2030 году, как ожидается, составит 2,8 трлн рублей благодаря тому, что ежегодная переработка нефти на ТАНЕКО вырастет до 14 млн тонн.