Был ли Марджани российским панисламистом, почему католические миссионеры в Золотой Орде горожанам предпочитали кочевников, татары — это «татары», «тартары» или «монголы», где жили великаны, карлики и однорогие... Второй день международной научной конференции «Научное наследие и общественная деятельность Шигабутдина Марджани» был богат на научные дискуссии и новые гипотезы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на одной из секций, где звучало много любопытного.
Юлай Шамильоглу выступал по-английски — международный язык был на форуме вторым рабочим после русского, но синхронный перевод на великий и могучий явно хромал
«МАРДЖАНИ, ВИДИМО, ХОТЕЛ ОБЪЕДИНИТЬ ВСЕХ МУСУЛЬМАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В РОССИИ»
На утренней секции международной научной конференции, посвященной 200-летию великого татарского просветителя, которая хоть и называлась «Средневековая история тюрко-татар в концепции Шигабутдина Марджани», о самом Марджани упоминалось лишь в одном докладе. Его сделал модератор встречи, заведующий кафедрой казахского языка и тюркологии Школы гуманитарных и социальных наук Университета Назарбаева (Астана, Казахстан), гражданин США Юлай Шамильоглу. Выступал он по-английски — международный язык был на форуме вторым рабочим после русского, но синхронный перевод на великий и могучий явно хромал. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» с трудом удавалось уловить мысль профессора, и не только его, ведь каждое выступление ораторов пестрело спецтерминами, историческими фактами, все же малоизвестными широкому кругу обывателей. Поэтому во время перерыва мы попросили историка, теперь уже на его родном языке, по-татарски, повторить выжимку из своего выступления. Он с удовольствием сказал: «Я поставил такой вопрос: почему в произведении Шигабутдина Марджани „Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Болгар“ („Кладезь сведений о делах Казани и Булгар“), которое является трудом, заложившим основы татарской идеологии, упоминается о казахах, Хиве, Коканде. Я подумал, что Марджани, видимо, хотел объединить всех мусульман, проживающих в России, или, может, считал, что народы, вышедшие из Золотой Орды, представляют единое целое. Честно говоря, не знаю».
На дообеденной секции из пятерых выступивших четверо были иностранцами. После американского татарина дали слово доценту финляндского Университета Оулу Роману Хаутале. Его доклад назывался «Латинские источники о миссионерской деятельности францисканцев в Золотой Орде в правлении хана Узбека (1313–1341)». Ученый привел любопытные данные. Оказывается, в XIV веке католики предпринимали попытки христианизировать жителей Орды, причем относились к ним в городах и степи прямо противоположно.
«Католические миссионеры не чувствовали себя в безопасности в городах Золотой Орды. В письме 1323 года излагается, сколько братьев погибло в тех местах, где пребывали, во время пыток в застенках, в неволе. Однако, согласно тому же посланию, францисканцы встречали абсолютно противоположное обращение в степи. Они наблюдали у кочевников явные проявления набожности, больше, чем даже у христиан. Писали: „Кочевники давали миссионерам, еду, пригодные для нас одеяния, которые у них имеются из конопли, льна, которые смешивались с отходами из шелка“. Западные миссионеры чувствовали себя в сохранности больше в степи, нежели местных городах».
Самым большим препятствием для францисканских миссионеров было недостаточное знание кыпчакского языка, который, кстати, близок к современному татарскому. Однако освоить его лучше, согласно посланиям, могли почему-то венгерские, немецкие и английские миссионеры. Если с венгерским все понятно (в нем несколько сотен тюркизмов), то близость кыпчакского с немецким и английским никто еще не доказал.
Стивен Поу: «Люди в Европе всегда звали нацию татарами. Папский посол говорил, что, когда монголы вошли на территорию, мы назвали их татарами. Возникает вопрос — почему они назвали их татарами?»
«ЛЮДИ В ЕВРОПЕ ВСЕГДА ЗВАЛИ НАЦИЮ ТАТАРАМИ»
Наиболее жаркие споры вызвало выступление профессора Центрально-Европейского университета (Будапешт, Венгрия) Стивена Поу. Венгерский ученый высказал свои предположения в отношении передачи этнонима «татары» на Запад в XIII веке. Он опирался, как сам говорит, на «официальные» и «неофициальные» источники, согласно которым название «татары» или «тартары» появилось раньше: «Люди в Европе всегда звали нацию татарами. Папский посол говорил, что, когда монголы вошли на территорию, мы назвали их татарами. Возникает вопрос — почему они назвали их татарами? Существуют официальные источники, написанные монгольским правительством, и неофициальные, написанные извне».
Искандер Измайлов: «У Поу получилась каша из разнообразных источников»
«Стивен, ты неправ», — заявляет ему главный научный сотрудник Института археологии им. Халикова АН РТ Искандер Измайлов. «Поу говорил, что раскрыл мир средневековых источников и сложный мир взаимодействия между разными идентичностями, он спасовал перед сложностью этого предмета, и у него получилась каша из разнообразных источников. Пытаясь привести ее в порядок, он ввел понятия источников „официальных“ и „неофициальных“, отдавая приоритет „официальным“. Это, по-моему, мнение непонимания идентичности в средние века. Это не сведения в паспорте. Это представление о знатности своего рода и принадлежности его к более знатным предкам», — говорит Измайлов. По мнению доктора исторических наук, в «период монгольской империи произошла смена, но до этого самыми знатными считались предки-татары, а после образования монгольского государства знатными предками стали монголы». Но при этом в разных частях этой империи процессы происходили по-разному. На территории Монголии монгольская идентичность стала главной, и она была закреплена в обычном праве. На территории Золотой Орды произошли противоположные процессы. Поскольку здесь знати, считающей себя потомками татар, было физически больше, они сумели навязать свою идентичность всей аристократии. «С этого момента военное служивое сословие Золотой Орды стало именоваться татарами, и в этом смысле татары физически присутствовали при завоевании. И если они оказались угнетены на своей бывшей родине, то здесь они стали триумфаторами», — считает ученый.
Александер Николов рассказал об упоминании татар в византийских Chronika Breviora
Единственная россиянка среди выступивших — главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Татьяна Джаксон. Ее доклад был посвящен упоминанию татар в четырех исландских сагах. А вот в географических сочинениях о татарах упоминается, что они жили севернее Руси, а есть саги, которые звучат для уха современного человека необычно: «В одной из саг 1400-х годов пишется, что в восточной части Хольмгарда, то есть королевства Новгорода, помещается Галиция, к северу от нее Киев, Русь, земля карел, земля великанов, земля однорогих, земля очень маленьких людей и много других небольших земель, входящих в государство Хольмгарда, в которых некоторые именуются татарами. Вопреки несуразности текстуальной карты, последнее утверждение, как мне кажется, является отражением того, что им было известно о нахождении Руси под властью Золотой Орды».
Последний из выступивших на дообеденной секции — профессор Софийского университета «Святой Климент Охридски» Александер Николов — рассказал об упоминании татар в византийских Chronika Breviora. Доклад был, можно сказать, научного характера, пестрел историческими фактами, именами фигур древности... И более понятен, как предполагает корреспондент «БИЗНЕС Online», служителям музы Клио.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.