. Кто-то из депутатов потерялся по пути, поэтому пришлось обзвонить всех, кто был на послании президента РТ, но почему-то не дошел на заседание
Фото: gossov.tatarstan.ru

НЕФТЯНКА ДАЛА ДЕФИЦИТНОМУ БЮДЖЕТУ РТ ПОВОД ДЛЯ РОСТА ДО 246 МЛРД РУБЛЕЙ

Работа депутатов Госсовета РТ накануне не ограничилась заслушиванием послания президента РТ Рустама Минниханова к Госсовету. Вслед за этим народные избранники переместились из ГБКЗ им. Сайдашева в здание парламента, чтобы начать работу следующей по счету сессии. Кто-то из депутатов потерялся по пути, поэтому спикер ГС РТ Фарид Мухаметшин попросил обзвонить всех, кто был на послании, но почему-то не дошел на заседание.

Впрочем, кворум имелся, поэтому можно было приступать к рассмотрению повестки. После утверждения мировых судей, членов Общественной палаты РТ и членов квалификационной комиссии адвокатской палаты РТ, депутаты взялись за корректировку бюджета текущего года.

Минфин РТ предложил увеличить бюджет республики на 2018 год по доходам на 21,2 млрд рублей — с 225 до 246,2 млрд рублей. Сумма подросла за счет налоговых и неналоговых доходов. Предполагаемый рост расходов составит 19,6 млрд рублей до 261,1 млрд рублей. Дефицит бюджета таким образом уменьшается на 3,7 млрд рублей — с 18,6 до 14,8 млрд рублей.

Основной вклад в корректировку бюджета сделали платежи по налогу на прибыль. По словам министра финансов республики Радика Гайзатуллина, рост платежей в основном обусловлен ростом поступлений налога от нефтедобывающих компаний в связи с изменением стоимости нефти и курса доллара. В общем, способностям к аналитическим прогнозам нашего местного минфина (впрочем, и минэкономики РТ) остается поражаться. И радоваться, что они ошибаются в одну сторону... Но серьезным остается размер дефицита бюджета, заметил депутат Сергей Рачков.


«Для покрытия дефицита бюджета источники есть», — сказал Гайзатуллин, уточнив, что речь идет о денежных остатках с начала года. Интересовало депутатов и то, сколько средств из бюджета в этом году пойдет на дорожное строительство. Отвечать взялся премьер-министр РТ Алексей Песошин. По его словам, финансирование только из республиканского бюджета составляет около 25 млрд рублей, которые раскиданы по четырем программам.

«Понятно, что желания всегда больше, чем возможностей», — сказал Песошин.

Тему подхватил председатель комитета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин, сообщивший, что дополнительно полученные средства бюджета направят в том числе на капитальное строительство и ремонт дорог. Деньги также пойдут на ремонт объектов социально-культурной сферы, софинансирование федеральных целевых программ, поддержку сельского хозяйства и другие цели.

Хафиз Миргалимов (справа). Хафиз Миргалимов (справа): «Вопрос этот требует проработки со всех сторон. Я обращаюсь к депутатам Госдумы. Подумайте, прежде чем нажимать кнопки!» Фото: gossov.tatarstan.ru

«ЕСЛИ ПОСЧИТАНО, ТО ДОЛЖНО БЫТЬ ЗАПИСАНО!»

Единогласно сразу в трех чтениях депутаты скорректировали закон об адресной социальной поддержке населения республики. Таким образом, в Татарстане, как и по всей стране, сохраняют меры социальной защиты для граждан предпенсионного и пенсионного возраста, который решено увеличить до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин (второе чтение пенсионной реформы в Госдуме РФ запланировано на 26 сентября).

Большинство из правок, которые внесли сразу 11 депутатов, заменяет слова «пенсионного возраста» на слова «достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп». После подписания законопроекта президентом РТ, выплаты ежемесячных льгот на проезд, денежную выплату, субсидии на оплату услуг связи, оплату коммунальных услуг, бесплатное зубо- и слухопротезирование, льготные путевки в санатории смогут получать граждане не по достижении нового пенсионного возраста (60 и 65 лет), а с 55 и 60 лет.

— Принципиального возражения у фракции КПРФ по данному законопроекту нет, — сказал глава соответствующей фракции в Госсовете РТ Хафиз Миргалимов. — Уважаемые разработчики, неужели вы забыли, что в прошлом году фракция КПРФ внесла предложение в соответствии с федеральным законом? Вы его отклонили и сегодня об этом никто ничего не говорит! Отказано было потому, что не посчитали, какую сумму денег должен вносить бюджет Республики Татарстан. А сегодня что мы видим: «потребуется определенная сумма денег». А кто посчитал?

— Посчитано, посчитано, — сказал ему в ответ Мухаметшин.

— Если посчитано, то должно быть записано! Эти финансовые затраты должны учитываться в бюджете 2019, 2020 годов! — ответил спикеру Миргалимов.


Глава комитета по социальной политике Светлана Захарова сообщила, что тот самый законопроект фракции КПРФ не был отклонен, была создана правительственная группа, законопроект был внесен и он вообще, оказывается, сегодня даже работает. Речь, по всей видимости, шла о принятом проекте закона по расширению льгот по оплате взносов на капремонт для пожилых.

«Не надо дезинформировать наших граждан и депутатов», — сказала Захарова, а отсутствие финансово-экономического обоснования объяснила тем, что средства ежегодно закладываются на эти цели. Ранее сообщалось, что в РТ меры социальной поддержки получают 796,8 тыс. пенсионеров, из бюджета на эти цели выделяют 6,8 млрд рублей ежегодно.

... Фарид Абдулганиев (справа) подчеркнул, что устанавливаемая величина прожиточного минимума выше прогнозируемой аж на 10,8% и составит 8 586 рублей Фото: Сергей Елагин

Депутаты также в трех чтениях одобрили размер прожиточного минимума для пенсионеров РТ на 2019 год — 8 232 рубля, то есть на уровне 2018 года. При этом, как подчеркнул министр экономики республики Фарид Абдулганиев, устанавливаемая величина прожиточного минимума выше прогнозируемой аж на 10,8%. Прожиточный минимум пенсионера в целом по РФ на 2019 год по прогнозу составит 8 586 рублей.

И вишенкой на торте пенсионной тематики в ходе заседания стало выступление Миргалимова в разделе «разное». «Все политические партии, в том числе и вы, депутаты „Единой России“, провели открытые и закрытые заседания, совещания, — сказал Миргалимов. — Мы также провели свои митинги, протесты. Надо было провести полномасштабное заседание Госсовета по пенсионной реформе! Ведь даже не все субъекты поддержали повышение пенсионного возраста. Вопрос этот требует проработки со всех сторон. Я обращаюсь к депутатам Госдумы. Подумайте, прежде чем нажимать кнопки!»

Ирада Аюпова... Ирада Аюпова: «Я вас приглашаю чаще смотреть программу нашего телевидения и не переключать каналы, когда идет наше татарстанское кино» Фото: Ирина Ерохина

«ЕЩЕ ЛЕНИН ГОВОРИЛ, ЧТО ИЗ ВСЕХ ИСКУССТВ ВАЖНЕЙШИМ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО!»

На правительственный час на этот раз пригласили министра культуры РТ Ираду Аюпову с довольно необычной (для стен парламента) темой для выступления. Министра вызвали для того, чтобы она ознакомила парламентариев с ситуацией в сфере... татарстанского кинематографа. Свою концепцию «7К» (кинофикация, кинопрокат, кинопоказ, кадры, кинопроизводство, кинофестивали, кинопродвижение) Аюпова уложила в рекордные 10 минут, хотя времени для доклада отвели в два раза больше – казалось бы, о какой ситуации докладывать-то... Но при финансировании отрасли в 177,5 млн рублей в 2017 году и при 117 млн рублей за 9 месяцев этого года оказалось, оказалось, что есть о чем.

По словам Аюповой, в киносеть республики сегодня входит 141 кинозал, включая выделенные Миннихановым LADA Largus для кинопередвижек. Но, несмотря на это, в республике в пяти районах нет никаких возможностей для стационарного кинопоказа. До конца года планируют открыть еще четыре кинозала в трех районах. Несколько странно, но, по словам главы минкульта РТ, открывать их планируется совсем не в тех районах, в которых отсутствует кинопоказ. В целом эта ситуация не помешала киноиндустрии Татарстана обслужить более 164 тыс. зрителей и выручить валовой сбор в 25,8 млн рублей. «В последнем конкурсе фонда кино, который прошел в январе <...>. В связи с тем, что по Татарстану очень высокой была обеспеченность учреждений кинопоказа, пока наши проекты не поддержаны», — отметила Аюпова, выразив надежду на сегодняшнее послание президента РТ, не забывшего о программе «Культура».

Роман Мугермана: «Валовый сбор показ „ТатарКино“... Правильно я понимаю, что при затратах бюджета 170 миллионов рублей у нас сбор 5,6 миллиона?»Фото: «БИЗНЕС Online»

Отдельного внимания в выступлении Аюповой заслужила деятельность «ТатарКино», которым за полгода этого года обслужено 119 тыс. зрителей с валовым сбором в 5,6 млн рублей. Эта статистика с ноткой критики очень сильно заинтересовала депутата-камазовца Романа Мугермана: «Валовый сбор показ „ТатарКино“... Правильно я понимаю, что при затратах бюджета 170 миллионов рублей у нас сбор 5,6 миллиона?»

— А что вы воспринимаете... Можно я задам вам встречный вопрос? — пыталась ретироваться Аюпова.

— Нет, нельзя. Сначала на мой ответьте, — стоял на своем Мугерман.

— Нет, все правильно. Кино — это большая роскошь.

— Еще у нас из года в год подозрительно одинаковое количество зрителей — 284 тысячи человек. Скажите, имели ли место случаи, когда работники муниципальных органов власти, каких-то государственных мероприятий принуждались к походу в кино?

— Я о таком не слышала. Объективная востребованность есть, — ответила министр, после чего задала депутату встречный и даже несколько опасный в своей двусмысленности вопрос. — Как вы считаете, кинематограф — это в большей степени бизнес для нас или идеология?

— Это должно быть симбиозом.

— А Голливуд — это идеология или бизнес? — продолжила наступать Аюпова. Но ответа уже не прозвучало, так как в полемику быстро вмешался Мухаметшин, который, казалось, был несколько смущен тем, что его коллеге задавали такие неудобные вопросы. «Еще Ленин говорил, что из всех искусств важнейшим является кино! — заявил спикер Госсовета РТ, призывая думать не о деньгах, а более высоких вещах. — Заполонили рынок! Иностранных фильмов много! Нужны ли нам все эти фильмы? „Бандитский Петербург“ и еще какие-то вещи... Министерство культуры не в целях коммерции, а в целях воспитания патриотизма гражданской позиции. Вот на это обратите внимание!».

В своем докладе Аюпова также отдельно затронула тему кинопродвижения. «Согласно независимому рейтингу союза кинематографистов России, Казань занимает третье место в стране по киноактивности после Москвы и Санкт-Петербурга», — заявила министр культуры РТ. Правда, тут же уточнила, что речь идет только о числе проведенных кинофестивалей и форумов.

Особое внимание глава минкульта РТ уделила фестивалю мусульманского кино, число заявок на который за последние 6 лет вырос в 2 раза (с 400 в 2012 году до 967 в 2018 году)Фото: «БИЗНЕС Online»

Там, где республика не в силах помочь развиваться киноискусству, на выручку приходят меценаты. Независимое кино в Татарстане, по словам Аюповой, чуть ли не процветает. И привела ряд успешных работ независимых татарстанских кинематографистов: фильмы «Кире» Рустама Рашитова и Ильсияра Дамаскина, «Пувырга» Влада Петрова, «Кахексия» Алины Галимуллиной, «Оссана» Алексея Барыкина, который сняли при поддержке казанского мецената Андрея Колмакова. К слову, по словам Аюповой, уже 3 октября «Оссану» представят в конкурсной программе престижного кинофестиваля России. Похвалила Аюпова и фильм «Байгал» Ильдара Ягафарова, получивший выход на фестивали шести стран.

Особое внимание глава минкульта РТ уделила фестивалю мусульманского кино, число заявок на который за последние шесть лет вырос в два раза (с 400 в 2012 году до 967 в 2018 году). Теме мусульманского кино хотят и дальше уделять пристальное внимание. Аюпова заявила, что следующий KazanSummit хотят использовать для открытия новых кинорынков в исламском мире, но в каком формате это будет конкретно, не сообщила. Вдобавок к этому планируется еще «проведение первого международного кинорынка для дистрибуции татарстанских фильмов». Но что это значит, было не совсем ясно.

До конца этого года свет должны увидеть еще 11 фильмов, а финансирование кинопроизводства, по оценке минкультуры, в 2018 году должно составить 36 млн рублей. «Самое важное — это зритель. Уважаемые коллеги, если мы хотим продвигать наш кинематограф, мы должны сами быть зрителями тех фильмов, которые мы снимаем», — обратилась Аюпова к депутатам Госсовета РТ. Увы, это был не самый сильный аргумент со стороны министра, которая несколькими минутами ранее вела блестящую полемику со ссылками на скрытую идеологию Голливуда. Не самый сильный — потому что появись яркое и нашумевшее кино, никого уговаривать не нужно будет смотреть. Сами прибегут и попросятся на предпремьерные показы. А так: и денег дайте, и посмотрите — оно же наше...


Но в ответ Миргалимов поинтересовался, когда уже появятся «хорошие татарстанские многосерийные фильмы на нашем ТНВ или ВГТРК» и «какова цена вопроса». Наверное, имелось в виду, можно ли снять татарские «Игры престолов». Или хотя бы «Великолепный век» (на основе той же Золотой Орды). Увы, министр не уловила шанса, когда можно было назвать примерные цены для подобных шедевров плюс порассуждать о наших возможностях, потянем ли эту планку, что для этого надо и т. д. То есть поставить планку, по-гамбургскому счету. Аюпова поспешила заметить, что на ТНВ и так показывают фильмы татарстанского производства (это, конечно, было ошибкой с ее стороны — солидаризироваться с не самыми популярными вещами, постоянно критикуемыми и прессой, и зрителями) и, более того, такое сотрудничество с местным телевидением собираются только наращивать. «Я вас приглашаю чаще смотреть программу нашего телевидения и не переключать каналы, когда идет наше татарстанское кино», — призвала министр парламентария в духе дежурного ура-патриотизма. Увы, хотелось воскликнуть: было бы что!..


В завершение своего выступления Аюпова предложила «домашнюю заготовку» — посмотреть тизеры двух фильмов: «Байгал» и «Водяная». Поначалу Мухаметшин, видимо, утомленный этим кино-домино, воспротивился этому, мол, может, обойтись без них... Но обаяние министра культуры взяло вверх. Правда, смотреть спикер Госсовета РТ и несколько его коллег их не стали, и под шумок удалились, отчего закрывать 41-ю сессию пришлось уже зампредседателя Госсовета Юрию Камалтынову. В общем, судя по-всему, татарстанское кино вряд ли нас в ближайшее время покорит — никто еще не созрел для этого...