. Артем Прокофьев уверен, что ситуация со вторым туром губернаторских выборов в Хакасии может повлиять на всю Россию в целом
Фото из личного архива Артема Прокофьева

«ХАКАССКИЙ СИНДРОМ» 

Выборы губернатора в Хакасии уже вписали много нового в политическую историю России, а ведь они еще не состоялись. Очень вероятно, что хакасский кейс существенно повлияет на судьбу выборов в России. Что уже случилось на выборах в Хакасии?

Во-первых, это выход действующего губернатора, первоначально поддержанного Кремлем, из предвыборной гонки в последний момент перед голосованием.

Во-вторых, это третий тур выборов или, правильнее сказать, вторая попытка второго тура выборов из-за снятия кандидата, занявшего второе место в первом туре.

В-третьих, это попытка уходящего губернатора прямо во время выборов провести конституционную реформу в регионе, отобрав у избираемого главы республики – председателя правительства Хакасии одну из двух должностей. Это даже круче, чем попытка переобуться в прыжке.

В-четвертых, это полноценные предвыборные дебаты, уникальный пример в России, когда действующий губернатор вышел на дебаты, тем более во втором туре и один на один с кандидатом лидером предвыборной гонки, и вот здесь надо отдать должное Виктору Зимину. Это важный опыт для нашей страны.

Думаю, что выборный цикл 2018 года во многом определит, сможет ли Россия преодолевать кризисы через смену власти на выборах или недовольство будет загоняться вглубь вплоть до социального взрыва. 

. «Многие считают, что кандидат от КПРФ получил такой большой процент из-за протестного голосования против «Единой России»
Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

«КОМАНДА СНЯТЬСЯ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ГУБЕРНАТОРУ С ВЫБОРОВ ПРИШЛА СВЕРХУ» 

Кстати о дебатах. Времени на них было достаточно, чтобы кандидаты могли реально дискутировать, это не тот формат коротких последовательных выступлений, как обычно бывает на выборах в России. Это были действительно полноценные дебаты.

20 сентября дебаты проходили на ТV Черногорска. Чувствовалось, что губернатор Зимин нервничал, но предложил конституционную региональную реформу — ввести пост премьер-министра, отделить правительство от главы республики, а также поставить на этот пост молодого управленца, но не Валентина Коновалова. Вел при этом себя достаточно агрессивно и пытался всячески задеть кандидата от КПРФ.

Уже на следующий день, в пятницу, дебаты состоялись на канале на местной вкладке «Россия-1» в прайм-тайм. На них Зимин пришел с доской и в жесте отчаяния написал, как при нем увеличился бюджет, а рядом поставил список программных вложений кандидата от КПРФ. Со словами «я сделал все что мог» он вышел из студии. Дебаты продолжились, просто на том месте в кадре, где ранее стоял Зимин, оказалась доска с программой Коновалова. И уже через пару часов появилась информация, что он, Зимин, снимается с выборов.

Многие считают, что кандидат от КПРФ получил такой большой процент из-за протестного голосования против «Единой России». Безусловно, определенный процент таких избирателей есть, но я уверен, что это в большей степени поддержка именно кандидата от КПРФ Коновалова как результат последовательной работы нашей партии в Хакасии.  Если вы посмотрите результаты выборов в местный парламент, которые проходили одновременно с первым туром губернаторских выборов, то там КПРФ также победила «Единую Россию». А в первом туре, помимо действующего губернатора, было еще три кандидата, но 45% голосов получил именно кандидат от КПРФ. Поддержка партии сейчас такова, что к нам обращаются много волонтеров, готовых помогать, а некоторые компании предлагают бесплатно разместить агитационные материалы Коновалова.

Я уверен, что одной из ошибок штаба губернаторской предвыборной кампании Зимина было то, что они строили ее на образе крепкого хозяйственника. Но в республике при этом все знают, что губернатор Зимин довел хозяйство, что называется, до ручки. Один факт – здесь госдолг достиг таких масштабов, что введено внешнее финансовое управление, кстати, такая практика применяется впервые в России. Федеральное министерство финансов через казначейство контролирует бюджетные траты и изменение параметров бюджета. Республика доведена до предбанкронтного  состояния. О каком крепком хозяйственнике тогда может быть речь? По сравнению с соседними регионами у Хакасии ниже бюджетная обеспеченность, социальные программы также уступают соседним субъектам.

Отношение самого населения к губернатору плохое, и, похоже, это взаимно. Здесь постоянно припоминают высказывания Зимина о людях. На всю Россию прогремела история, когда он назвал недовольных жителей паразитами, заявил, что нечего устраивать митинги, требуя выплаты зарплат. «Вы живете в тайге, идите, собирайте ягоды, варите тушенку и продавайте», – с таким пассажем выступил Зимин.

Несколько лет назад в республике были пожары, горели дома, погибли люди, а на одной из встреч он назвал это «благодатным огнем». Также  была история с наводнениями. Когда была серьезная угроза затопления поселений, он был в Москве, его вызвали обратно в регион. Губернатор возмутился¸ почему его вынудили вернуться в Хакасию, ведь ничего страшного, ну подтопило немного... Люди не забывают это, и потому во время выборов чувствовалось сильное раздражение властью.

Кстати, одним из ключевых представителей штаба Зимина на этой кампании был Владислав Никонов, который несколько лет назад возглавлял его администрацию. Он считает, что шанс на победу во втором туре у Зимина был, но реализовать его не дали московские политтехнологи и управление внутренней политики администрации президента России. В своих социальных сетях он резко высказался, намекая на то, что команда Зимину сняться с выборов пришла сверху. Но реально проблемы от этого снятия получила именно КПРФ, ведь выборы из-за этого отложили на две недели, а вот в победе Коновалова над Зиминым на выборах, будь они проведены, после первого тура в Хакасии мало кто сомневался.

. «Очевидно, что есть общий всероссийский запрос на честные конкурентные выборы. И этот тренд будет проявляться и в Татарстане»
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОЧЕВИДНО, ЧТО ЕСТЬ ОБЩИЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАПРОС НА ЧЕСТНЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ВЫБОРЫ»

По оценке наших представителей в штабе, в первом туре кандидат от КПРФ победил. Но из-за административного ресурса результат оказался чуть ниже необходимых 50% плюс один голос.  У нас есть несколько протоколов, которые отличаются от тех, что были введены в систему ГАС «Выборы». Ко второму туру приехал большой поток наблюдателей КПРФ, сотни людей из соседних субъектов для контроля над ходом голосования. И, когда второй тур был перенесен, для нас это оказалось определенным ударом. Организационно это большая работа, необходимо приложить большие усилия, чтобы собрать на одной территории столько волонтеров. Многие разъехались, но к повторному второму туру 7 октября, конечно, опять соберутся.

Мне кажется, Зимину не нужно было тянуть до последнего с объявлением своего решения, если оно, конечно, было его. Дело в том, что ситуация в Хакасии требует оперативного руководства. Наш кандидат в настоящее время ездит по районам, встречается с главами,  республика входит в отопительный сезон, поэтому накопилось много вопросов, которые требуют республиканского вмешательства. Но региональная власть фактически парализована. Все ждут, что будет дальше. Это неправильно.

Интерес у избирателей к выборному процессу есть. С одной стороны, люди обрадовались, что перемены уже наступили, губернатор подал в отставку,  а с другой — нужно формировать новое правительство, и требуется курс на развитие республики. Выборная кампания в Хакасии крайне интересна с точки зрения конкурентности, мы уже давно не видели таких выборов. По стилю и по тому, как реагирует население, это похоже на 90-е. Удивительно, что происходит это все в Хакасии. Губернаторские выборы вызвали интерес не только у федеральной прессы, я видел тут корреспондентов западных СМИ: газеты «Гардиан» и ВВС.

Ну и конечно, не обошлось на этих выборах и без черных пиар-технологий.  Для нас некоторые вещи удивительны. Когда в гонке участвовал Зимин, шла активная кампания против Коновалова, на губернатора работало несколько команд политтехнологов и они буквально опровергали сами себя. Кто-то из них пытался представить кандидата от КПРФ молодым и совсем не опытным, другие выпускали ролики про него под музыку из фильма «Бригада», представляя сотрудников штаба и волонтеров криминальными авторитетами. Михаил Леонтьев – вице-президент  «Роснефти» – записал передачу, где заявил, что Коновалов представляет интересы крупных промышленных групп, которые хотят убрать Зимина, а сам Коновалов собирается кого-то вешать на столбах. Кстати, эти горе-технологи даже не поленились сделать соответствующую инсталляцию – повесили  чучела губернатора Зимина, мэра Абакана и главы регионального парламента. Это выглядело вдвойне нелепо, ведь губернатор близкой Иркутской области Сергей Левченко – коммунист, с 2015 года руководит областью и никого не повесил и не раскулачил. Но самое интересное, что эта дискредитирующая кампания против кандидата от КПРФ продолжилась и после снятия Зимина с выборов. Кто и зачем этим занимается, для нас необъяснимо.

Конечно, Татарстан серьезно отличается от Хакасии. Ситуация в регионах России вообще пестрая. Но очевидно, что есть общий всероссийский запрос на честные конкурентные выборы. И этот тренд будет проявляться и в Татарстане. Во время последних выборов нам не дали ни одной видеозаписи с участков. Мы хорошо понимаем, почему это происходит. Достаточно сказать, что на жалобу о том, что люди в масках вывели с избирательного участка нашего наблюдателя в Лениногорске, Центральная избирательная комиссия Татарстана ответила, что он сам вышел, зря испугавшись людей в масках.

В современной ситуации подходы, которые демонстрируют избирательные комиссии Татарстана под руководством Мидхата Шагиахметова, не пройдут. Общество этого не примет. Я не думаю, что уже выборы 2019 года можно будет проводить так, как это делалось  ранее. Экономическое развитие Татарстана требует развития политического. Не стоит пытаться сохранить дремучие политические практики. Иннополис никогда не станет Кремниевой долиной, если наблюдателей на выборах увозят в полицию, а оставшимся предлагают наблюдать не подсчет голосов, а спины членов избиркомов из-за выстроенных баррикад на участках.

Артем Прокофьев