А не посчитать ли нам, уважаемые кроты?

– Из м/ф «Дюймовочка»

«СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ ДОЛЛАРА»

Истекшая неделя запомнилась двумя весьма важными экономическими событиями: одним зарубежным и одним отечественным. За рубежом, а точнее в США, прошло плановое заседание правления ФРС США, на котором было принято вполне ожидаемое решение повысить ставку еще на 0,25%, в результате чего ее коридор добрался до уровней 2–2,25%. Действительно, вероятность этого события приближалась к 100%, так что еще до самого заседания оно было отыграно на рынках. Важным здесь является то, что на пресс-конференции после заседания был подтвержден курс на дальнейшее повышение ставок, на его продолжение в 2019 году с той же либо с чуть сниженной скоростью.

Последствия продолжения этого тренда также понятны и описаны мной неоднократно – это переток капиталов в долларовую юрисдикцию, что, соединившись с усиливающимся сокращением баланса ФРС, даст синергетический эффект для укрепления доллара, роста ставок на облигационном рынке и продолжения проблем для рынков и валют развивающихся стран. Сила этих эффектов, конечно же, вопрос дискуссионный, так, сразу можно сказать, что жестоких крахов, схожих с кризисом развивающихся стран по образцу 80-х годов прошлого века либо азиатского кризиса конца 90-х годов, мы, скорее всего, не увидим. Причина здесь в том, что в настоящее время массовой является политика инфляционного таргетирования с поддержанием гибкого курса локальной валюты к доллару, а не более распространенное в те годы поддержание жесткой курсовой связки за счет сливания резервов – что, очевидно, допустимо, только пока эти резервы есть в наличии. Есть, впрочем, другой фактор – накопленные долги развивающихся стран сейчас куда выше, чем ранее, и обслуживание их поглощает куда больше средств. Но, так или иначе, пока эта проблема не стала массовой для развивающихся стран.

. «В Госдуму внесен подготовленный правительством проект бюджета на 2019 год с прицелом на 2020 и 2021 года, и на следующей неделе его начнут обсуждать парламентарии»
Фото: duma.gov.ru

«ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ, ЧТО НЕФТЬ ОСТАНЕТСЯ НА ОТНОСИТЕЛЬНО ВЫСОКОМ УРОВНЕ»

В России тем временем произошло событие иного толка, хотя тоже вполне запланированное. В Госдуму был внесен подготовленный правительством проект бюджета на 2019 год с прицелом на 2020 и 2021 года. Дело идет своим чередом – 1 октября, в понедельник, парламент должен собраться и начать обсуждать его, затем в конце месяца должно пройти первое чтение данного законопроекта, через пару недель второе и в конце ноября – третье, после чего следует его одобрение Советом Федерации и последующее подписание президентом. В общем, все штатно. Почти, ибо сам подготовленный проект бюджета довольно сильно отличается от того, к чему мы привыкли за последние годы.

Первое и самое главное отличие заключается в том, что бюджет на следующий год предполагается профицитный, с заметным превышением доходов над расходами, чего не было уже несколько лет. Доходы в 2019 году ожидаются на уровне чуть менее 20 трлн рублей, расходы – чуть более 18 трлн рублей, профицит же составит 1,93 трлн рублей, или 1,8% ВВП, который обещается на уровне порядка 106 трлн рублей. Для сравнения, бюджет на этот год (в изначальной версии, принятой и подписанной в прошлом декабре) имел 16,53 трлн рублей расходов и 15,26 трлн рублей доходов, более того, бюджеты на 2019 и 2020 года тоже предполагались дефицитными. Ситуация изменилась весной, когда параметры бюджета на этот год были пересмотрены и он из дефицитного стал профицитным. Причина этому была проста: бюджет верстался исходя из стоимости барреля Urals в $43, в действительности же нефть стоила куда дороже, и в результате этого приток денег в страну и налоговые/таможенные поступления оказались куда выше прогнозировавшихся изначально. Предполагается, что нефть останется на относительно высоком уровне и в следующем году, и денежный приток продолжит свое существование. Кроме того, стоит учитывать и положительный (для бюджета, не для карманов граждан) эффект от повышения НДС на 2%, которое произойдет уже в начале будущего года.

Далее на ближайший год и на трехлетнюю перспективу планируется активное пополнение единственной оставшейся российской кубышки – фонда национального благосостояния; напомню, что резервный фонд несколько месяцев назад был выбран подчистую, в рамках финансирования имевшегося тогда дефицита бюджета. Так, в следующем году дополнительными будут считаться доходы от цены нефти сорта Urals свыше $41,6 за баррель, они ожидаются в 3,37 трлн рублей. Схожие дополнительные суммы ожидаются и в 2020–2021 годах, совокупно же предполагается, что ФНБ увеличится в размерах чуть ли не втрое, составив на пике 11,4 трлн рублей.

. «Бюджет на следующий год предполагается профицитный, с заметным превышением доходов над расходами, чего не было уже несколько лет»
Фото: duma.gov.ru

«ХОРОШИЕ НОВОСТИ НА ЭТОМ ЗАКАНЧИВАЮТСЯ»

Собственно говоря, хорошие новости на этом заканчиваются, далее начинаются вещи не столь приятные. Сводятся они, впрочем, к одному: бюджет следующего года и трехлетки в целом никак не тянут на роль бюджета развития. Скорее речь может идти о фокусе на укрепление силового блока государства, при этом прочие траты автоматически уходят на второй план.

Во-первых, в бюджете будут заморожены расходы на покрытие дефицита пенсионного фонда, они составят 3,2 трлн рублей, а в 2021 году они даже снизятся до 3 трлн рублей. Причина проста – уже с 2020 года начнется повышение пенсионного возраста (напомню, что законопроект об этом деле, которое не поддерживает подавляющее большинство населения страны, уже прошел третье чтение в ГД и теперь ожидает только одобрения Совета Федерации и визы Владимира Путина), он составит 61 год для мужчин и 56 лет для женщин.

Далее, резкий рост ожидает т. н. засекреченные статьи бюджета, за которыми, среди прочего, скрываются траты на разработку и закупку вооружений и военной техники, оборонные расходы, расходы на борьбу с терроризмом, финансирование разведки и контрразведки и так далее. Уже в 2019 году они вырастут на 5%, еще через год рост, уже к этим цифрам, составит 14%, а в 2021 году секретные статьи затрат подрастут еще на 19%, составив в совокупности 4,12 трлн рублей, или почти пятую часть всего бюджета. При этом с учетом роста размера финансирования закрытых статей общие затраты на полицию («национальная безопасность и правоохранительная деятельность») и армию («национальная оборона») за три года будут увеличены на треть по сравнению с текущим бюджетом. Так, в 2018 году на эти цели выделено 5,15 трлн рублей,  в 2019 году это будет 5,46 трлн рублей, через год — 5,87 трлн рублей, а в 2021 году — 6,64 трлн рублей. Иначе говоря, силовикам будет выдано дополнительных 1,5 трлн рублей бюджетных денег ежегодно, что, к примеру, впятеро больше увеличения трат на медицину и в 12 раз – на образование; собственно, одно это сравнение показывает приоритеты правительства.

В-третьих, довольно резко вырастет стоимость обслуживания госдолга – хотя и останется в относительно приемлемых рамках. Так, если сейчас на эти цели в бюджете выделено 824 млрд рублей (4,8% от всего бюджета), то к 2021 году предполагается рост этих трат до 1,09 трлн. рублей, что составит примерно 5,5% от размеров бюджета. Для сравнения, федеральный бюджет США на 2019 год составит $4,407 трлн в расходах, из которых на обслуживание долгов уйдет $363 млрд, или 8,2% от общего размера расходов. Как видно, цифры эти вполне сравнимы, хотя российское положение, конечно, выглядит получше.

«ЗАБАВНО ВЫГЛЯДИТ ВСЯ ЭТА БЮДЖЕТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ»

Что здесь хотелось бы отметить особо?

Во-первых, довольно забавно выглядит вся эта бюджетная трансформация. Год назад тоже принимали бюджет на ближайший год с прицелом на два следующих года, но все они были сплошь дефицитными. Сейчас ситуация изменилась: отыграли внешние (нефтяные) факторы, соответственно, перевернулся и бюджет, из минуса вышел в плюс. Дело, однако, в том, что подобного рода изменение среды запросто может произойти и в будущем (помним про описанный в начале этой заметки фундаментальный тренд на удорожание доллара и рост проблем в развивающихся странах, среди которых есть крупные потребители нефти) – и это будет означать неисполнение бюджета. Соответственно, его придется править, извлекать деньги из ФНБ (кстати говоря, новый глава Счетной палаты Алексей Кудрин на днях очень правильно озаботился качеством активов этого фонда и их ликвидностью), возможно, вспоминать забытое слово «секвестр». Впрочем, здесь надо смотреть по ситуации; в любом случае вопрос цены на нефть находится вне зоны контроля российского руководства.

Во-вторых, в проекте бюджета заложено довольно серьезное заимствование денег с внутреннего рынка. Так, чистое привлечение (доход от продажи за вычетом обслуживания) денег в бюджет за счет внутренних займов в 2019 году предполагается на уровне 1,70 трлн рублей, в 2020 году – 1,8 трлн рублей, а в 2021 году – 1,58 трлн рублей. Проблема в том, что данный источник денег в настоящий момент фактически отсутствует – и это продолжается уже около полугода. К примеру, во втором квартале сего года минфин выполнил план по займам менее чем наполовину (197 млрд рублей из 450), схожая ситуация сложилась и по итогам третьего квартала, занять удалось только 201 млрд рублей при таком же плане. Более того, из-за отсутствия адекватного спроса минфин уже четыре раза подряд отменял выпуск бумаг – и уже идут разговоры о том, что новых займов не будет до самого конца года. Логика в этом, конечно же, есть: не стоит приучать рынок к высоким доходностям, кроме того, и самой острой потребности в займах сейчас тоже нет, в силу хорошего притока денег за экспорт займы, скорее, являются здесь выполнением намеченного плана. Но факт остается фактом: внутренний рынок капитала очень слаб, нерезиденты продолжают постепенно сбрасывать ОФЗ, и нет никакой гарантии, что запланированные на 2019 год займы можно будет успешно осуществить – и это опять же отразится на исполнении бюджета.

В-третьих, нельзя не отметить, что это все же пока еще проект. Весьма вероятно, что в него в рамках парламентской работы будут внесены те или иные правки – хотя мало шансов, что они сколько-нибудь серьезно изменят общую картину. Соответственно, весьма сомнительно, что изменится общая парадигма бюджета – бюджета «осажденной крепости», даже с учетом трат на нацпроекты имени «майского указа» Путина. Увы и ах, приоритеты в бюджете выставлены вполне однозначно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции