Леонид Якунин (слева) рассказал, что доход прогнозируется на уровне 271,5 млрд рублей, а расходы – 275,6 млрд с дефицитом в 4,1 млрд. Дефицит в 2020-м составит уже 4,6 млрд, в 2021-м — 5,3 миллиарда Фото: Олег Спиридонов

ЧЕТЫРЕ ПОДАРКА ДЛЯ БЮДЖЕТА

Небольшой дефицит продолжит преследовать казну Татарстана в ближайшие три года. Об этом сейчас больше всего болит голова у министра финансов РТ Радика Гайзатуллина и председателя комитета по бюджету, налогам и финансам Госсовета РТ Леонида Якунина. Сегодня они отчитались перед главами 19 муниципалитетов восточной части Татарстана на зональном совещании в Набережных Челнах, где проходило обсуждение проекта консолидированного бюджета РТ на 2019–2021 годы.

Якунин вкратце ознакомил собравшихся и с параметрами бюджета России. Прогнозируемый объем доходов федерального бюджета на 2019 год составит 19,9 трлн рублей, объем расходов – 18 трлн. То есть профицит (!) федеральной казны составит 1,9 трлн рублей. В целом федеральный центр планирует профицитный бюджет на весь трехлетний период.

Что касается казны Татарстана, то тут все с точностью да наоборот. Доход прогнозируется на уровне 271,5 млрд рублей, а расходы – 275,6 млрд с дефицитом в 4,1 млрд. Дефицит в 2020-м составит уже 4,6 млрд, в 2021-м — 5,3 миллиарда.

Причина дефицита – ряд изменений в налоговую и бюджетную политику, затрагивающую региональные бюджеты. «В этом году «подарок» нам сделали федералы», – так в самом начале иронично обозначил изменения Гайзатуллин. С грустью министр финансов сообщил, что, хотя в этом году и был увеличен налог на прибыль, а на следующий год проектом заложено 91 млрд рублей по этой строке, бюджет все равно сформирован очень напряженным. «Поэтому надо с вами обсудить, откуда возьмем и куда их переложим», – обращаясь к главам, сказал главный финансист республики.

Первый «подарок» в ряду – это отмена налога на движимое имущество с предприятий со следующего года, поступления от которого, по словам Якунина, составляют ежегодно в пределах 3–4 млрд рублей. Гайзатуллин, правда, привел данные налоговой, согласно которым «потери составят не 3 миллиарда рублей, а от 10 до 12 миллиардов рублей». «В этом году налог на имущество мы ожидаем порядка 26 миллиардов, на следующий год мы заложили 17 миллиардов. Но это еще неточные цифры, потому что, согласно федеральному закону, к движимому имуществу там очень много чего относится. Субъектам сделают компенсацию, но она будет все равно не в полной мере, и только один год. Федералы любят один год дать, а потом забывают. А мы с вами движимое имущество теряем из базы», – не по протоколу высказался министр.

Второй «подарок» – НДС, который, как известно, увеличили с 18 до 20%. Вся сумма поступлений направляется в федеральную казну. «А у нас инвестиционного характера расходы – это то, что мы с вами будем строить: школы и детсады. То есть на те же средства, которые в 2018 году есть, эти объекты мы уже не сможем построить. По нашим расчетам, это от 2 и более миллиардов рублей [дополнительных расходов]», – подсчитал министр.

Следующий пункт – акциз на алкоголь. До 2017 года он распределялся следующим образом: 40% производители платили субъекту, а 60% шло в федеральный центр. С 2017 года сделали так, что 50% идет в республику, а 50% – федералам. Следующие три года, по словам Гайзатуллина, будут переходными: все платежи будут поступать в федеральную кассу, а распределение по субъектам будет идти через ЕГАИС. «Что такое ЕГАИС, наверное, все понимают. Это по розничной торговле. По этому [алкоголю] в Татарстане самый большой объем. Мы с вами теряем больше 5 миллиардов рублей. Пока благодаря авторитету нашего президента мы определенные компенсации получаем в 2018 году, в 2019-м получим, 2020 годом это заканчивается. В 2016-м от акцизов сумма составляла 9,3 миллиарда рублей, в 2019-м – 9,4 миллиарда, в 2020-м мы получим на миллиард меньше, в 2021-м потери составят более 2,5 миллиардов рублей, а в 2023-м  республика потеряет от акцизов 5 миллиардов рублей», – опять же привел свои выкладки докладчик.

Четвертым «подарком» для бюджета РТ станет отсутствие платежей по акцизам за средние дистилляты, которые уплачивали нефтяные предприятия. «До 2018 года они 100-процентно поступали в республику, – проинформировал Гайзатуллин. – За 2017 год поступило 9,3 миллиарда, в 2018 году сделали 50 на 50. В связи с тем, что нефтяники снизили объем по средним дистиллятам и на следующий год планируют еще, у нас получаются потери 3 миллиарда в этом году и на следующий год – порядка 5 миллиардов».

Чтобы как-то вернуть потерянные миллиарды и обеспечить выполнение «майских указов» и программ, которые в республике должны работать в ближайшие три года, Гайзатуллин обратился к главам с убедительной просьбой усилить работу над увеличением доходной части. «Жаловаться куда-то, ходить и что-то говорить, наверное, неэффективно. Мы должны слаженно отработать. Потенциал хороший есть, хорошие инвестиционные проекты, чтобы наши предприятия стабильно работали, наращивали прибыль. С 2020 года будет и рост налога на прибыль», – подвел итог министр.

Радик Гайзатуллин обратился к главам с убедительной просьбой усилить работу над увеличением доходной части Фото: Олег Спиридонов

«ДЕНЕГ НЕТ, НО РУКОВОДСТВУ ДОЛОЖИЛИ»

Еще до озвучивания самой тяжелой части доклада Гайзатуллин прошелся легкой критикой по бюджетной деятельности муниципалитетов. Докладчик отметил, что в целом в структуре распределения доходов в консолидированный бюджет 50% направляется на учреждения и мероприятия республиканского значения, а оставшаяся половина – на содержание муниципалитетов. «А то нам иногда районы и города говорят, что мы больше централизуемся на республике, а в районах ничего не остается. Но если все проанализировать, цифры показывают 50 на 50. Никаких ущемлений мы не видим», – отчитался министр.

Он также припомнил, что раньше соотношение между бюджетом России и республики было нормативу таким же – 50 на 50. Но «уже лет 7 как это убрали». Ежегодно идет снижение компенсации доходной части субъектов, при этом растет федеральная часть, отметил министр и привел пример за 8 месяцев этого года: 64% поступлений по налоговым доходам от организаций на территории Татарстана пошли в федеральный бюджет.

Затем главный финансист охарактеризовал исполнение местных бюджетов. Собственных доходов от муниципалитетов Закамской зоны поступило 5 млрд рублей. Уточненный годовой план местных бюджетов был выполнен на 69%. При этом, отметил Гайзатуллин, 15 муниципалитетов исполнили бюджет неравномерно.

«Не все районы скрупулезно занимаются расширением налогооблагаемой базы. Мы провели анализ за последние три года по вопросам динамики доходной части ваших бюджетов и сравнили с расходами. Ежегодно идет занижение доходной части, когда вы формируете бюджет на следующий год, но при этом с ростом, что поднимается расходная часть. То есть вы планируете определенное занижение», – укорил спикер глав.

В целом по республике за 8 месяцев года обеспечено поступление НДФЛ в бюджеты районов в сумме 14,1 млрд рублей, исполнение плана составило 67%. Однако и здесь есть аутсайдеры: 7 районов не обеспечили поступлений, 3 района не смогли остаться на уровне прошлого года. Неналоговые доходы поступили в местные бюджеты в сумме 4,4 млрд рублей, что ниже уровня прошлого года на 167 миллионов. В  этой части Гайзатуллин тоже порекомендовал усилить работу.

Министр финансов поблагодарил глав за работу над недоимкой. В целом показатель по недоимке составил 4,1 млрд рублей со снижением с начала года на 838 млн рублей. Объем недоимки, приходящийся на закамскую территорию, составляет 28%. Сокращение недоимки – это хороший результат, констатировал Гайзатуллин, но резервы еще есть. Недоимка по имущественным налогам физлиц составила 531 млн рублей, или 37% от общей суммы недоимки по РТ. И здесь министр сказал плотно поработать с крупными предприятиями, которые и являются тем самым резервом.

Кроме того, выпадают из республиканского бюджета такие статьи расходов муниципалитетов, как благоустройство, противопожарные мероприятия, разработка генпланов населенных пунктов, межевание земель и муниципальные программы. «На это пока денег нет, но руководству доложили», – «успокоил» Гайзатуллин.

Несколько слов сказал докладчик и об объеме госдолга РТ, который составил 94,9 млрд рублей на 1 сентября, при этом кредиты из федерального бюджета составляют 84,9 миллиарда. «Все кредиты на льготных ставках от 0,1 процента, почти бесплатные. Но с 2023 года мы начинаем огромные суммы платить – до 7 миллиардов рублей ежегодно. Пока суммы в течение двух лет небольшие – до 300 миллионов рублей, а потом идет по миллиарду. Я что хочу сказать: госдолг напряженный. При этом у нас есть обязательства, которые накладывают ограничения. Мы не можем взять кредиты в коммерческих банках. Долг не должен превышать 50 процентов от собственных доходов, поэтому мы должны наращивать доходы. Тем более в проекте федерального бюджета мы видим, что выделение бюджетного кредита в следующие годы не предусмотрено. Нам нужно надеяться только на поступления собственных доходов», – опять вернулся Гайзатуллин к тому, с чего начал и чего касался в своем докладе несколько раз.

Проект бюджета на 2019 год размещен на сайте Госсовета РТ. Всех заинтересованных Якунин пригласил ознакомиться и высказать свои предложения Фото: Олег Спиридонов

«У МЕНЯ ПО РАЙОНУ ПРЕДПИСАНИЙ НА 7,7 МИЛЛИОНА, А ИСТОЧНИКОВ НЕТ»

После таких бюджетных откровений главы крепко задумались. Первым взял слово Валерий Чершинцев, глава Менделеевского района, который затронул тему транспортного налога. «Де-юре машины на учете стоят, де-факто машин нет и хозяев нет – они ездят по всей стране. Каким-то образом надо заинтересовать работников ГИБДД, чтобы они внесли в базу данных неплательщиков транспортного налога. Это, наверное, больше к Госсовету вопрос. Нам гнаться за этим налогом на Камчатку или в Хабаровский край сложно. У нас в деревне регистрируют, а ездят на этой машине на Камчатку. Взыскать практически невозможно. Тут надо изменения в законодательство вносить», – вышел с предложением глава.

Министр финансов на это предложил более четко и конкретно сформулировать идею, чтоб донести ее потом до нужных людей и отработать.

Лениногорский глава Рягат Хусаинов затронул вопрос по нефинансируемым расходам муниципалитетов. «У меня по району предписаний судов и надзорных органов только на 7,7 миллиона, – возмутился Хусаинов. – И я их должен исполнить до конца года. Источников нет. Если говорить о безопасности дорожного движения, сегодня надо около 40 миллионов, чтоб все исправить. А вообще, чтоб год завершить, необходимо 150 миллионов. Я понимаю и не прошу. Но нужно общее решение – гранты новые посмотреть в этих направлениях или как-то с правоохранителями согласовать, чтоб за это не штрафовали. Сегодня исполкомы, главы сельских поселений по 50 тысяч штрафов получают. Надо какие-то сдерживающие моменты найти. А если мы выиграли федеральный проект и начнем заниматься строительством или ремонтом, обязательно надо софинансировать из местного бюджета, а им это не предусмотрено. Прокуратура проверяет и сразу нам дает предписание. Наверное, у всех районов такая беда».

Главу Ютазинского района Рустема Нуриева больше всего возмутил перекос в плате взносов по соципотеке в ГЖФ. «Вот наш маленький Ютазинский район платит 4 миллиона. Мы с этим вопросом уже и в ГЖФ подходим, и к кому только не обращаемся. Азнакаево платит 1 миллион. Мы платим почти как Лениногорск. Я прошу разобраться с этим. К Талгату Мидхатовичу я подходил, он сказал, что это прерогатива минфина», – обратился Нуриев к главе ведомства.

Гайзатуллин согласился, что разобраться надо, но вопрос усмотрел в другом: затраты ГЖФ в 17 муниципалитетах превышают взносы предприятий в жилищный фонд. «Вы тоже нас услышьте, пожалуйста», – парировал министр финансов.

Завершил дискуссию депутат Госсовета от КПРФ Хафиз Миргалимов, причем начал с момента организации самого мероприятия. «Нам сообщили, что оно будет в мэрии, – выйдя к трибуне, сказал коммунист. – Подъезжаю [к мэрии], но на вахте, ни снаружи, ни внутри, ни один человек не мог сказать, где состоится зональное совещание. Так же нельзя!» Почему именно Миргалимов остался неосведомленным относительно места проведения совещания, не совсем понятно, потому что еще накануне журналистов предупредили о переносе совещания в стены Дворца творчества детей и молодежи, где часто проходят мероприятия такого масштаба.

Второй момент, которого коснулся Миргалимов, – пресловутое распределение денег между бюджетами. «Как будто в Москве сидят федералы и думают: чем бы навредить субъектам? – эмоционально начал лидер коммунистов. – Отобрать, распределить, аккумулировать... Татарстан почти 800 миллиардов сборов перечисляет в различные уровни, и потом в виде субсидий, субвенций на 37 программ мы выпрашиваем законные деньги республики. Вот здесь главы сидят. У них у каждого и экономически, и демографически, и социально разные условия. Я понимаю главу Ютазинского района. Он правильно задает вопрос. Люди уже давно не могут себе позволить коммерческое жилье, даже социальное. Люди закредитовались, все в долгах перед банками. Рост цен на продукты питания, на промтовары, на ЖКХ, на бензин ложится на те же пенсии и зарплаты. Вот сегодня никто не сказал, как развивается МСБ в этих 19 муниципальных районах. Надо было сказать, сколько процентов составляют при формировании бюджета поступления от МСБ», – попенял Миргалимов.

В продолжение бюджетной тематики коммунист напомнил про данные Счетной палаты, которые, по его наблюдениям, говорят о нецелевом использовании бюджетных средств. «Вот сейчас формируется бюджет. Это же реализация части послания нашего президента. Да, трудно будет. Да, мы зависим от барреля нефти, доллара. Но наши внутренние экономические отношения должны же наращиваться не только Китаем. А они нам пока показывают, каков уровень производительности труда и ВВП», – заметил спикер.

И последний момент, который вызвал у Миргалимова негодование, – госдолг в 90 миллиардов. «Вы говорите, что проценты небольшие, – обратился к министру финансов коммунист. – Скажите, какую часть долга составляет прошедшая Универсиада? Татарстан участвовал, но бремя ответственности должны нести и федералы».

На бурную речь коммуниста Гайзатуллин ответил в том духе, что денег в экономике всегда не хватает, но проблемы, которые были озвучены, дошли до адресата и их нужно еще раз совместно проанализировать.

Что касается проекта бюджета, Госсовет РТ уже принял его к рассмотрению. Комитету по бюджету поручено провести парламентские слушания, которые состоятся в Госсовете 8 октября. Сам проект  бюджета на 2019 год размещен на сайте Госсовета. Всех заинтересованных Якунин пригласил ознакомиться с ним и высказать свои предложения.