Парадоксальная ситуация: по количеству детей-олимпиадников Татарстан стал третьим регионом — после Москвы и Петербурга. Однако именно в вузы этих городов и уезжают большинство победителей республиканских школьных интеллектуальных турниров. Честно ли проводятся олимпиады? Кто наживается на интересе к ним? Каких школьных нюансов не увидеть из министерских кабинетов? Об этом «БИЗНЕС Online» в преддверии Дня учителя рассказала директор АНО «Естественно-математический центр» Людмила Лазарева.
Людмила Лазарева: «Математика – это не о цифрах, это логика в жизни. Математика – это когда думают, а не когда считают»
«ХОЧУ СДЕЛАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ТАТАРСТАНА ЛУЧШИМ»
– Людмила Юрьевна, почему делом своей жизни вы выбрали педагогику?
– Наверное, передалось от бабушки с дедушкой, который был завкафедрой математики КАИ, а бабушка – учителем географии и химии… После школы я поступила на мехмат МГУ, досрочно на отлично сдала сессию и… перевелась в Казанский университет. Тогда как раз развивалось олимпиадное движение, и я настолько была увлечена этой темой, что подумала: не стоит заниматься не своим делом, надо домой. Вернулась целенаправленно – вести кружки и развивать олимпиадное движение.
– Почему именно по математике?
– Вообще, математика – это не о цифрах, это логика в жизни. Математика – это когда думают, а не когда считают. В нашей семье царствовала математика. Все время решали задачки и головоломки. Например, едем с дедушкой на дачу, он спрашивает: как название станции «Юдино» звучит наоборот? Мучаюсь, думаю…
«В 10–11-м классах Валентина Алексеевна вела у меня математику»
– Вы ученица известной Валентины Сочневой. Какую роль в вашей судьбе она сыграла?
– Определяющую. В 10-11-м классах Валентина Алексеевна вела у меня математику. Но еще до этого, после 8-го класса, я впервые поехала в ее лагерь «Квант». Он меня так зацепил, что я буквально бредила им весь год, не могла дождаться следующей смены. Потом стала ездить стажером, в 11-м классе – преподавателем, затем возглавила отделение математики. А в 2007 году я организовала уже свой лагерь – летнюю математическую школу «Дилемма». Она только для школьников среднего звена, с 5-го по 8-й класс.
– А почему не пошли в школу, учителем?
– Моя работа – моя жизненная миссия. Я решила посвятить свою жизнь тому, чтобы в Татарстане была хорошая олимпиадная математика, вывести республику на лидирующие позиции. Я – патриот Татарстана. В итоге если до 2000 года на всю республику был только один диплом всероссийской олимпиады, то потом пошло: три диплома, четыре, десять. Больше всего заработали в прошлом году – 17! Это лучший результат среди всех предметов в республике. Хочу сделать математическое образование Татарстана лучшим.
«Математические способности формируются до 7-го класса, но даже если семиклассник на олимпиадах занимает призовые места, это еще ничего не значит – в старших классах все может измениться»
КАК ОПОЗНАТЬ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ДАРОВАНИЕ
– Вы сразу можете определить, одарен ребенок в математике или нет?
– Это самый популярный вопрос, который я слышу от родителей… Математические способности, как и остальные, можно развить. Другой вопрос – до какого уровня. Вот несколько зерен. Какое из них даст лучший росток? Крупное может даже не прорасти, а маленькое выдаст мощный колос. Надо сажать в землю и смотреть. Так и с детьми – надо заниматься. Математические способности формируются до 7-го класса, но даже если семиклассник на олимпиадах занимает призовые места, это еще ничего не значит – в старших классах все может измениться. Призер международной олимпиады 2011 года Миша Григорьев (а до него «международников» в Татарстане не было 40 лет) когда-то на городской олимпиаде занял лишь 17-е место.
Бывают такие звездочки, что вроде и родители без высшего образования, и никогда не занимался целенаправленно математикой, но что-то его зацепило, и вот уже хоп! – и победитель в республике! К примеру, Айдар Файрушин, который участвовал в отборе кандидатов на международную олимпиаду, – из деревни под Набережными Челнами. Его родители работали обвальщиками на птицефабрике. Сельская учительница разглядела в нем талант и в 6-м классе довела его до республиканской олимпиады. А когда он учился в старших классах, ездил по выходным в родную деревню – вел математический кружок. Сейчас он учится в МФТИ.
– Коллеги называют вас едва ли не гениальным педагогом. Вы разработали собственную систему обучения?
– Смотрите, младший ребенок в семье, бывает, донашивает одежду за старшим. Старший занимается танцами – и младшего туда же. А младшим это не всегда подходит. Так и в кружке. Даешь семиклассникам задание, которое в прошлом году решали их тогдашние сверстники. Казалось бы, что такого? Но эти «обноски» не проходят, потому что дети другие: они по-другому мыслят, у них другие психологические особенности. Мы готовим индивидуальные задания для каждой группы детей, исходя из их уровня подготовки.
– Как набираете детей? Говорят, когда вы работали во дворце имени Алиша, родители готовы были пойти на все, только бы ребенок занимался у вас…
– Мы берем всех желающих, а остаются дети, которые хотят работать. Для тех, у кого глаза горят, делаем все.
– У вас команда?
– Мы начинали с Вадимом Шурыгиным и Алексеем Русаковым. Потом к нам стали присоединяться наши ученики.
– То есть следите за судьбой ребят…
– Конечно. Многие уезжают в Москву. Поступают в МФТИ, МГУ, сейчас модно стало поступать в Высшую школу экономики. Тот, кто связывает судьбу с информатикой, едет в Питер. Ставки большие: диплом призера всеросса – это автоматические 300 баллов по ЕГЭ и поступление на любой факультет страны, где математика – профильный предмет… В Казани остается мало ребят – может, один из шести.
«ОЦЕНИВАТЬ УЧИТЕЛЯ ПО ОЛИМПИАДНИКАМ НЕЛЕПО»
– Для школьных учителей вы конкурент? Или наоборот? Ведь вы готовите олимпиадника, а бонусы получает школа…
– Учителя, особенно в сильных школах, тоже заинтересованы в олимпиадном движении. К тому же математики – дружная команда. И «топчик» (призер олимпиады – прим. авт.) – совместный «продукт»: наш, школы и родителей. Сейчас едем в Ижевск, на уральский турнир юных математиков. И 131-й лицей, и Лобачевка, и IT-лицей, и гимназия номер 7 нашли для своих лучших учеников деньги: всероссийская олимпиада бесплатная, а остальные – нет. В Ижевск одна путевка стоит 19,5 тысячи рублей.
– А в вашем центре обучение сколько стоит?
– От 400 до 600 рублей за час занятий… Что касается бонусов, учителям в школе идут доплаты, а мы просто ведем много частных кружков, тем и зарабатываем.
Но вообще нельзя оценивать работу учителя по олимпиадникам. Невозможно на уроке все дать. Мы ведь дополнительно по 8 часов в неделю занимаемся с ребятами математикой, у преподавателей в школах такой возможности нет. Просто министерские в Москве засели в своих кабинетах и не видят реальной жизни. Оценивать учителя по олимпиадникам нелепо, ведь и на спортивные олимпиады тоже не учителя физкультуры готовят.
С этого года ввели грантовую систему за олипиадников: от 10 до 50 тысяч рублей в месяц на одного учителя, в зависимости от количества призеров. А раньше учителям ежегодно выдавали премии – около 8 тысяч рублей в год. Я не против того, чтобы кто-то получал премии, но только надо без лишних скандалов, а то дележка до добра не доводит.
– Утверждают, что олимпиады, особенно на республиканском уровне, проводятся не совсем честно…
– Конкретно по математике – очень и очень честно. Все строится на порядочных людях, фанатах своего дела. Ребенок может пахать по несколько часов в день, только если верит в то, что эта система честная, и его результаты зависят только от него. Ложь «убьет» мотивацию ребенка… У меня полное доверие к жюри.
– Есть ощущение, что сегодня всевозможных олимпиад очень много. Не девальвируется ли из-за этого олимпиадное движение?
– Целый пласт людей решил на этом заработать. «Платная олимпиада по уравнениям»: по 300 рублей собрали с ребенка, примеров из учебников надавали, грамоту напечатали. Но интересные творческие задачи есть и на платных олимпиадах, в пример приведу математический конкурс «Кенгуру». Мы ежегодно проводим бесплатную городскую олимпиаду по математике, и задания у нас оригинальные и весьма непростые.
– Зачем олимпиады детям – понятно: интересно. А родителям, республике?
– Родители прекрасно понимают, что их ребенок может и не стать призером всеросса, но они хотят, чтобы он оказался в хорошей компании. В какой-то момент папа и мама уже не могут тотально влиять на ребенка, а кругом столько соблазнов… Но если он увлечен математикой, они более спокойны.
Зачем нужно республике? Татарстан по математике и вообще по олимпиадам стал третьим регионом России, после Москвы и Питера. А Москва оценивает качество образования в республике главным образом по количеству олимпиадников и баллам ЕГЭ.
– Какие татарстанские школы можете выделить с точки зрения математического образования?
– Набережночелнинскую школу номер 26, казанские 131-й лицей, 7-ю и 122-ю гимназии, IT- лицей и лицей имени Лобачевского КФУ. За последние 10 лет ни одного призера всеросса из других школ не было.
«Считаю, что Энгель Фаттахов пострадал за правду. Он очень любит родной язык, и пошел к Ольге Васильевой доказывать свою правоту в языковом вопросе»
«ФАТТАХОВ ПОСТРАДАЛ ЗА ПРАВДУ»
– Как вы считаете, оправдал ли себя ЕГЭ как система оценки знаний?
– Главный ее плюс – возможность поступления в вузы других городов: не надо из Новосибирска ехать на экзамены в Москву. Россия стала более открыта для детей из провинции. Да, на начальном этапе это был только тест с большим количеством недоработок, но сейчас его «дошлифовали» – впрочем, сейчас я говорю именно о ЕГЭ по математике.
– Почему в последнее время так развился институт репетиторства? Половину дня ребенок проводит в школе, вторую – у репетиторов. Это что за параллельная система образования сложилась?
– Это означает, что у родителей изменилось отношение к образованию – они готовы вкладывать в него деньги, понимают его роль в судьбе ребенка.
– Часто говорят о поборах в школах. Можно ли их искоренить?
– Смотря что назвать поборами. Когда запрещают собирать с родителей деньги на билеты в музей или театр – это глупо. Что касается остального, то из бюджета выделяется достаточно средств на оснащение школ.
– Сегодня сменилась, по сути, вся образовательная верхушка Татарстана. А как жилось педагогам при министре Энгеле Фаттахове?
– Отношусь к нему с большим уважением. Именно он одобрил нам проведение республиканской олимпиады с 4-го класса. Я ходила к нему на прием и просила хоть немного снизить возраст учеников, которые хотят участвовать в олимпиадах, объяснила, что нам надо пораньше начинать выявлять одаренных детей. И он все сделал. Теперь много татарстанских детишек вовлечены в олимпиадное движение. Лишь в нескольких регионах есть такие условия для школьников. Создана очень хорошая система, помогающая выявить и продвинуть способного ребенка.
Обычно руководители относятся ко всякого рода новшествам настороженно, а Энгель Навапович, если не разбирался в вопросе, всегда слушал тех, кто работает в «поле». Считаю, что он пострадал за правду. Он очень любит родной язык, и пошел к Ольге Васильевой доказывать свою правоту в языковом вопросе. Недаром его называют маленьким воином большого образования.
– Невозможно не поинтересоваться вашим мнением по языковому вопросу…
– Тут я могу рассуждать исключительно как мама. Сын изучал татарский как родной и родную литературу. Ему нравилось. В конце концов, у нас смешанная семья. С выбором предметов не было никаких проблем – никто ни на кого не давил. Однако учебник по родной литературе был абсолютно не адаптирован для русскоговорящих. У меня свекровь татарка, но даже она не всегда могла помочь нам с переводом и считает, что сегодня так никто среди татар не говорит.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 466
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.