Сегодня КФУ анонсировал открытие Высшей школы национальной культуры и образования, в рамках которой будет вестись подготовка двуязычных педагогов. Де-факто это переименованная Высшая школа татаристики и тюркологии, которая в свое время была организована после ликвидации кафедры татароведения. Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что шаг сам по себе положительный, но не решает вопроса создания инфраструктуры национального образования, о котором заявил в послании Рустам Минниханов.
КФУ анонсировал открытие Высшей школы национальной культуры и образования, в рамках которой будет вестись подготовка двуязычных педагогов
«РЕШЕНИЕ О ПЕРЕИМЕНОВАНИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ТАТАРИСТИКИ БЫЛО ПРИНЯТО ЕЩЕ ЛЕТОМ»
Высшая школа татаристики и тюркологии им. Габдуллы Тукая КФУ с 1 ноября будет переименована в Высшую школу национальной культуры и образования, в которой будут готовить билингвальные педагогические кадры. По некоему совпадению пресс-конференция по этому поводу в Казанском федеральном университете была организована спустя неполные две недели после месседжа, который озвучил в своем послании Госсовету РТ президент Рустам Минниханов. «Министерству образования и науки Республики Татарстан следует проработать комплекс вопросов, касающихся развития всей инфраструктуры национального образования, и завершить совместно с КФУ создание Национального педагогического института», — сказал тогда Минниханов. К слову, президент такую задачу на самом деле озвучил еще пару лет назад. Но так как воз был и ныне там, то пришлось ему повторить публично задачу своим подчиненным и КФУ.
Удивительно, но факт: несмотря на настойчивые вопросы журналистов, сегодня на пресс-конференции так и не прозвучало четкого ответа, является ли появление Высшей школы национальной культуры и образования реакцией КФУ на поручение президента. Что, конечно же, неудивительно, и читатель сам поймет дальше почему.
«Мы не можем ответить на этот вопрос, мы можем только сказать, что со стороны правительства РТ нам поступил заказ и мы начали работу в этом направлении», — сказал журналистам директор Института филологии и межкультурных коммуникаций КФУ Радиф Замалетдинов. По его словам, для подготовки 125 специалистов из республиканского бюджета было выделено чуть более 11 млн рублей.
Как объяснил Замалетдинов, решение о переименовании Высшей школы татаристики было принято еще летом, а сделано это было для того, чтобы «расширить возможности». «До этого на татаристике и тюркологии мы готовили только филологов, музыкантов и дизайнеров, а с этого года началась подготовка педагогов по гуманитарным направлениям. Всем им будут введены уроки по татарскому языку, включая терминологию, углубленное изучение истории татарского народа», — отметил он.
По словам Замалетдинова, в соответствии с заказом правительства РТ, на обучение в КФУ в этом году дополнительно были приняты 125 студентов. 75 из них поступили на очное отделение, 50 — на заочное. На очном отделении был организован прием по трем направлениям: математика и информатика, история и обществознание, музыка и дополнительное образование. На заочном отделении будут обучать по специальности «педагог дошкольного и начального образования». «Прием по этому направлению был произведен впервые», — сказал директор Института филологии и межкультурных коммуникаций КФУ.
Кроме того, каждый такой студент будет получать дополнительную стипендию. «Это дети, которые в совершенстве владеют татарским языком. После окончания обучения это будут специалисты, способные преподавать на двух государственных языках — русском и татарском, то есть это будут билингвальные учителя», — добавил он. Выпускники заочного отделения также выйдут из стен альма-матер с двумя специальностями — «педагог дошкольного образования» и «педагог начальной школы». Всего же в Институт филологии и межкультурных коммуникаций КФУ в этом году поступили 1013 абитуриентов.
Учеба на новом направлении уже началась, несмотря на то что открытие Высшей школы национальной культуры и образования намечено только на 1 ноября.
Обращает на себя внимание, что в ходе очередной реформы, задумываемой с благих целей, КФУ окончательно избавилось от приставки «татар» в своих структурах: Высшая школа татаристики переименована в Высшую школу национальной культуры и образования, правда, имени все того же Габдуллы Тукая. «Имя Тукая мы сохранили», — подчеркнула директор новой старой школы Альфия Юсупова, принимавшая участие со встрече с журналистами. В общем, вспоминается Черномырдин с его «получилось как всегда...».
По словам Радифа Замалетдинова, для подготовки 125 специалистов из республиканского бюджета было выделено чуть более 11 млн рублей
«ПОДГОТОВКА НАЦИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ЗАМКНЕТСЯ НА КФУ?»
Помимо этого, в Институте филологии и межкультурных коммуникаций КФУ, который возглавляет Замалетдинов, готовят также татароязычных журналистов, музыкантов и дизайнеров. Таким образом, татарских журналистов с этого года будет готовить не Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций, которой руководит Леонид Толчинский, а Высшая школа национальной культуры. Но, как оказалось, это не новшество: в текущем году уже был произведен первый выпуск таких студентов. Как рассказала Юсупова, выпускники данного направления обладают сразу тремя специальностями. «Направление называется „татарский язык, литература и журналистика“. На третьем курсе есть одна группа, плюс была набрана группа на первый курс. То есть студенты филологического отделения получают дополнительное образование и по журналистике. Преподают им педагоги из Высшей школы журналистики. В этом году выпустились 12 студентов, на третьем курсе обучаются 36 человек, и на первый курс были набраны 125 студентов», — отметила директор школы.
По словам Юсуповой, бюджетные места для подготовки преподавателей татарского языка и литературы определены федеральным центром. До этого года данная цифра составляла порядка 40 человек в год. В текущем году по заказу правительства РТ в КФУ приняли студентов и по другим направлениям — математике, истории и музыке.
«А что же учителя физики, химии, биологии и других предметов — кто будет готовить их?» — задала вопрос корреспондент «БИЗНЕС Online». «На сегодняшний день идет подготовка „дорожной карты“ и формирование рабочей группы совместно с министерством образования. По нашей информации, на следующий год правительство по этой программе, по этому проекту выделило заказ на подготовку преподавателей математики и физики, биологии и химии, иностранных языков. В 2019 году мы будем производить прием студентов на данные направления. Мы бы хотели прописать „дорожную карту“ на пять лет», — ответил на это директор Института филологии и межкультурных коммуникаций.
Отвечая на очередной вопрос журналистов, он пояснил, что в рабочую группу вошли преподаватели Казанского федерального университета, представители минобра и члены попечительского совета при КФУ. Войдет ли в эту группу профессор КНИТУ-КХТИ Исмагил Хуснутдинов, который на страницах нашей газеты представил свою концепцию Национального университета? По всей видимости, нет. «Следующий этап нашей работы — мы будем советоваться с директорами школ районов, с учителями и с представителями отделов образования районов», — добавил Замалетдинов.
«Но почему нельзя было создать новое направление под эти нужды все в том же КФУ, а обязательно переименовывать уже имеющееся направление?» — последовал очередной вопрос журналистов. «Высшая школа татаристики и тюркологии и до этого готовила педагогические кадры, у нее есть соответствующая база, татарская атмосфера, которая выражается в культурных мероприятиях, функционируют студенческий театр „Мизгел“, творческое объединение „Әллүки“, десятки кружков и прочее. Все это было учтено при принятии решения», — ответил директор Института филологии.
«Так все же подготовка национальных кадров замкнется на КФУ?» — задали еще раз вопрос Замалетдинову представители СМИ. «Мы всего лишь исполнители госзаказа. На сегодняшний день нам пришел такой заказ, и, повторю, сегодня мы заняты разработкой „дорожной карты“. И в процессе ее подготовки получим ответы на многие эти вопросы. Работа нашей Высшей школы напрямую связана и зависит от государственного заказа», — ответил он, умело переводя разговор с содержательно-идеологической плоскости на технический уровень.
Заместитель директора по образовательной деятельности Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого КФУ Рамиль Мирзагитов, отвечая на вопросы журналистов, отметил, что преподавание в данных группах будет вестись на двух языках: «Пока мы не сможем преподавать все предметы на татарском языке. Будем давать терминологию на татарском языке». При этом Замалетдинов добавил: «Пока мы приглашаем преподавателей из других институтов — из Института математики, Института международных отношений. Эта школа была создана на нашей базе. Будет создан глоссарий на трех языках — татарском, русском и английском. Мы мечтаем, надеемся, по крайней мере, что наши выпускники смогут преподавать свои предметы не только на русском и татарском языках, но и на английском».
Хотя руководство КФУ и анонсирует появление новой высшей школы, на деле это все та же кафедра татарской филологии, которая два года назад была преобразована в Высшую школу татаристики и тюркологии
«МОЖЕТ БЫТЬ, С ОПОЗДАНИЕМ, НО МЫ ПРИНЯЛИСЬ ЗА ПОДГОТОВКУ ДВУЯЗЫЧНЫХ ПЕДАГОГОВ»
«В каком же году эта Высшая школа национальной культуры будет преобразована в полноценный Национальный педагогический институт — в 2050-м или 2080-м?» — не унимались журналисты. «Не можем сказать, — последовал очередной неопределенный ответ Замалетдинова. — Мы ведем разговор о сегодняшней ситуации. О том, какая работа ведется на данный момент».
«Данное направление открывается после поручения Минниханова? Почему вы сами не выступили с данной инициативой? Вы все время повторяете, что всего лишь исполнитель», — еще раз поинтересовались журналисты. «Любой вуз ведет свою деятельность по госзаказу — федерального или республиканского уровня. Нам поступил заказ правительства республики. На основе этого открывается новое направление и Институт татаристики был переименован в Институт национальной культуры», — ответил директор Института филологии КФУ.
«Возглавили бы вы Национальный педагогический институт в случае, если он появится?» — задали вопрос экс-ректору Татарского государственного гуманитарного педагогического университета. «На данный момент я являюсь директором Института филологии и межкультурных коммуникаций. Меня эта должность устраивает. Я с удовольствием работаю», — ответил он.
«В республике в целом наблюдается дефицит преподавательских кадров, не только татарских. В каждом регионе функционирует отдельный педагогический институт, а в Казани его нет. Это наш недостаток? Мы хвастаемся большими стадионами, спортивными объектами, а пединститута отдельного у нас нет», — уточнили представители СМИ. Потребность в педагогах есть, подтвердил Замалетдинов, но конкретных цифр назвать не смог. «Основная потребность — это преподаватели математики, физики, учителя начальной школы и воспитатели детских садов. Но точные цифры может назвать только минобр РТ», — отметил он.
«Открытие высшего учебного заведения — это прерогатива федерального центра, а из федерального центра поступило решение об объединении педагогического института с КФУ. Вуз должно финансировать федеральное министерство образования. В 2010–2011 годах, если вы помните, у нас был свой педагогический институт. Это было решение учредителя — министерства образования РФ. На сегодняшний день функционируют педагогические институты в Набережных Челнах и Елабуге. Плюсов объединения было очень много, возможно, были и свои минусы, но педагогические кадры готовятся в том же объеме, — заверил Замалетдинов. — Может быть, с опозданием, но мы принялись за подготовку и двуязычных педагогов».
«Что мешает руководству республики открыть Национальный педагогический институт?» — сделали «контрольный выстрел» журналисты. На что последовал стандартный ответ Замалетдинова: «Этот вопрос не к нам, мы всего лишь исполняем заказ, работаем непосредственно со студентами».
Таким образом, ответ на вопрос о связи новшества КФУ с президентским посланием так и не был получен журналистами. Корреспондент «БИЗНЕС Online» дозвонился до ректора Ильшата Гафурова, но тот не стал отвечать на наши вопросы по поводу создания Высшей школы национальной культуры и образования, объяснив, что находится в аэропорту и ему неудобно разговаривать. Руководитель пресс-службы президента РТ Эдуард Хайруллин на вопрос, является ли создание школы реакцией на слова, сказанные в президентском послании, от комментария также отказался и направил со всеми вопросами в университет. Начальник пресс-службы КФУ Камилл Гареев объяснил происходящее так: «Она (школа — прим. ред.) уже существовала. Если вы следили за новостями ученого совета, здесь идет речь о переименовании этой школы. КФУ никогда не переставал и не перестает заниматься вопросом подготовки специалистов, которые в том числе имеют возможность общаться на нескольких языках».
Два года назад было анонсировано, что в КФУ будут готовить педагогов для преподавания дисциплин на татарском языке
ОТ ТАТАРСКОГО ПЕДУНИВЕРСИТЕТА К ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
Хотя руководство вуза и анонсирует появление новой высшей школы в стенах КФУ, на деле это все та же кафедра татарской филологии, которая два года назад под громкое возмущение общественности была преобразована в Высшую школу татаристики и тюркологии. Тогда слово «татар» в наименовании «кафедры» под натиском общественности руководство вуза сохранило. «У нас нет такой вещи, как татароведение. Я все названия кафедр пересмотрел, прочитал, нет такого отделения, как татароведение, — отвечая на вопрос корреспондента „БИЗНЕС Online“ о дальнейшей судьбе этого направления, отмечал Гафуров. — Вот вы спрашиваете, с чем объединили татароведение. Татароведение ни с чем не объединили. Его название не соответствовало содержательной части. Его ликвидировали. На его базе организовали совершенно иную структуру и назвали эту структуру Высшей школой татаристики».
Тогда Гафурову пришлось отступить только после того, как президент Татарстана раскритиковал ректора КФУ за закрытие кафедры татарской филологии и выдал ему «желтую карточку».
Нынешняя Высшая школа национальной культуры и образования — это бывшая Высшая школа татаристики и тюркологии, которая в свое время образовалось на базе отделения татарской филологии (педагогического университета), при этом прекратила свое существование кафедра татароведения. Татарская история теперь изучается в рамках Высшей школы исторических наук и всемирного культурного наследия, которая функционирует в составе Института международный отношений, истории и востоковедения.
Между тем работу по подготовке педагогов на татарском языке на базе КФУ начал, еще будучи министром образования РТ, Энгель Фаттахов. Два года назад было анонсировано, что в Казанском федеральном университете будут готовить педагогов для преподавания дисциплин на татарском языке. Такая подготовка должна была вестись в рамках программы поддержки государственных языков РТ. Преподавателей татарского языка и литературы должны были готовить в Высшей школе татаристики и тюркологии, относительно педагогов других дисциплин — математики, физики и т. д. — на тот момент совместно с министерством образования РТ шел процесс подготовки концепции.
Ранее Гафуров говорил, что в университете создана рабочая группа по решению проблемы подготовки учителей математики и других предметов на татарском языке. «На каком уровне начнем их готовить — это вопрос, который мы должны решить. И мы начали обсуждать данный вопрос не после дискуссий, возникших в прессе, это было предметом обсуждения прошлых лет. Но на стадии приема мы будем принимать тех, кто знает математику, а не татарский, английский, русский языки. Мы не можем осуществлять прием по национальному признаку. Такова законодательная нормативная база нашей страны, поэтому здесь нельзя винить только нас», — говорил он.
«МОСКВА НЕ ДАСТ СОЗДАТЬ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТАТАРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ, А ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ — МОЖНО»
«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить инициативу переименования Высшей школы татаристики в Высшую школу национальной культуры и образования и ее соответствие президентскому посланию.
Рузаль Юсупов — действительный член Академии наук РТ, экс-ректор Казанского педагогического университета:
— Пока что вы не разберетесь, будет ли это тот самый Национальный педагогический институт, о котором говорил президент в своем послании, или нет, потому что авторы идеи и сами-то до конца не разобрались. Уже второй год идут дискуссии. То ли речь идет о создании национального татарского университета, то ли о восстановлении педагогического университета. Это совершенно разные вещи. Мне кажется, сейчас о национальном вузе речи вести не надо, уже упустили — когда и возможность была, и средства, и постановление мы сделали. Сейчас надо серьезно говорить о восстановлении Казанского педагогического университета. Замечательное было учебное заведение — среди 150 педагогических вузов России всегда входило в первую десятку. И его погубили. Во всех крупных городах есть педагогические вузы, ведь это самые распространенные профессии — педагоги и врачи. Сейчас Москва не даст сделать национальный татарский университет, а педагогический вуз можно создать, это реально.
В Казанском федеральном университете создают так называемый национальный педагогический вуз, но это туфта, не будет этого. Там всего два отделения — математиков и физиков — с некоторым изучением татарского языка. Не надо народ обманывать. Нужно создавать по-настоящему хороший педагогический вуз. А это формальность и показуха.
Новое учебное заведение хотят открыть, чтобы народ успокоить, хотя бы самих татар, чтобы не выходили [на улицы], потому что политическая обстановка осложнилась после пенсионной реформы. Что сейчас говорить об этом? Надо говорить о будущем годе. Компетентные, квалифицированные специалисты должны сесть и подумать, как создать этот вуз. А не так — чиновникам что-то в голову пришло.
Ильдар Мухаметов — бывший замминистра образования РТ, директор Кембриджской международной школы «Бала-Сити»:
— Я, к сожалению, подробностей не знаю, но в любом случае решение по открытию подобного направления напрашивалось, об этом общественность неоднократно говорила и доводила данную информацию до руководителя республики. Поэтому, наверное, такое решение было принято. Необходимо будет просто посмотреть, время нужно. Все зависит от того, кто придет на эти направления, каково будет качество программ, закрепятся ли в дальнейшем эти специалисты в национальных школах.
Я думаю, что для начала набранных специалистов будет достаточно, надо посмотреть. Не количество ведь определяет, а качество: если система подготовки выстроится, если кадры придут в школы, то в любом случае будет польза. А по количеству, по потребности — это еще надо смотреть. Министерство образования и науки РТ обычно дает такие цифры, собирает данные и дальше распределяет количество необходимых специалистов.
Вероятно, можно связать [создание кафедры] с посланием президента: в нем еще раз было обозначено, что нужно завершить создание Национального педагогического института. Возможно, с этим связано, хотели еще раз актуализировать данный вопрос, довести до общественности, что шаги в этом направлении делаются.
Айрат Файзрахманов — зампредседателя всемирного форума татарской молодежи:
— В определенной степени — да, это нужное решение, но задачу создания Национального педагогического института, которую общественность ставит уже 25 лет, это, конечно, не решит, а позволит только преодолеть кадровый голод в учителях в татарских школах, потому что сейчас проблема пошла: в татарские школы приходят молодые учителя, которым уже тяжело преподавать на татарском языке. И 125 человек… По моей информации, такое количество выпускников недостаточно для татарских школ и, возможно, татарских садиков.
А подготовка билингвальных учителей (даже не билингвальных учителей, а учителей, которые могут преподавать по билингвальным методикам, — будем так говорить, а то у нас тут пол-Татарстана билингвальных людей) — это важно, нужно, это современный тренд. Я общался с учеными, которые данный вопрос изучают, — эти методики в Татарстане не работали. Что угодно называли билингвальными методиками, но так или иначе билингвального преподавания не было. Я надеюсь, что то, что сейчас заявляется, будет действительно билингвальной методикой.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 368
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.