Дмитрий Медведев то и дело нахваливал российских сельхозпроизводителей Дмитрий Медведев то и дело нахваливал российских сельхозпроизводителей Фото: government.ru

«ЕСЛИ У ВАС 8 МИЛЛИОНОВ ТОНН МОЛОКА НЕ ХВАТАЕТ, ТО ПОЧЕМУ МОЕ МОЛОКО НЕ ВОСТРЕБОВАНО?»

О том, что на ВДНХ ждут особо важную персону, было ясно всем, кто заглянул накануне в «Макдоналдс»: половина посетителей – бравые омоновцы, с большим аппетитом поедающие бургеры. Их нагнали к 75-му павильону неспроста – к полудню ожидали премьер-министра РФ Дмитрия Медведева, который в этот погожий денек должен был открыть 20-ю агропромышленную выставку «Золотая осень». Впрочем, если в само здание пускали всех желающих, то в основной зал с экспозициями 49 регионов и 14 зарубежных стран утром могли попасть только избранные: аккредитованные ФСО журналисты и непосредственные участники выставки, остальные – только после обеда.

Впрочем, среди собравшихся на торжественное открытие перешептывались, гадая, успеет ли Дмитрий Анатольевич к назначенному часу, ведь, как известно, днем ранее Медведев вместе с президентом РФ Владимиром Путиным общался со ставропольскими аграриями. Теперь же его ждали сельхозпроизводители со всей страны, которые ради этого съехались в столицу. Чуть позже за круглым столом вместе с министрами президент и премьер думали о сельскохозяйственной судьбе России, которая, судя по всему, должна главным образом ориентироваться на экспорт. «Напомню, в «майском указе» поставлена задача – в 2024 году нарастить экспорт продукции АПК до 45 миллиардов долларов в год. Это очень непростая задача. Если мы сейчас вышли на 20, то к 2024 году достичь цифры 45 миллиардов – это серьезная задача», – строго напоминал кабмину Путин... Пока же в павильоне ВДНХ царила суета. Все собирались около стенда минсельхоза, где планировалось главное действо. Татарстан в этом смысле занял стратегически верную позицию – разместился рядом с ним. Так что можно было далеко не отходить – все видно и слышно было тут же.


Лидер КПРФ Геннадий Зюганов решил с пользой провести время в ожидании премьер-министра и обойти все регионы. «Что у нас изменилось за последние годы к лучшему? – обратился он, проходя стенд Татарстана, который оказался на его пути первым. – Я хочу хоть что-то светлое, нужное… Мы бюджет рассматриваем. У вас же уникальный опыт, вы по селу были в авангарде. Что удалось? Что сдерживает? Что учесть в ближайшем бюджете на трехлетие?» Представители республики моментально подсуетились и доставили к Зюганову самого министра сельского хозяйства РТ Марата Ахметова, который, надо отметить, в это время в закрытой комнатке на стенде потчевал очередных гостей.

– Приветствуем вас! Мы все коммунисты! – радостно выдал Марат Готович, приобнимая Зюганова. – Я 6 лет отработал первым секретарем райкома.

– Это видно… По глазам видно, – согласно кивнул Зюганов, бросив оценивающий взгляд на Ахметова.

Но тот умолчал, что еще два года назад избирался депутатом Госдумы от «Единой России», в которой состоит. Но тогда назначение его вице-спикером так и не состоялось, поэтому Марат Готович остался сидеть в Дворце земледельцев. Так что очевидно, что коммунистом Ахметов остался лишь где-то глубоко в душе, а еще – в своем далеком советском прошлом... Министр как радушный хозяин пытался зазвать Зюганова на чай в потайную комнату, но лидер коммунистов, лишь на долю секунды задумавшись, нерешительно отмахнулся: «Это потом, попозже». Его в этот момент интересовал отнюдь не татарский копченый гусь или чак-чак, а федеральный бюджет.

Зюганов, пообещав всяческую поддержку Татарстану, черканул в блокнот пару строк и двинулся по выставке дальше, в сторону своей родины – Орловской области Зюганов, пообещав всяческую поддержку Татарстану, черканул в блокнот пару строк и двинулся по выставке дальше, в сторону своей родины – Орловской области Фото: Елена Колебакина-Усманова

– Что надо учесть при формировании бюджета на три года? – спросил он, доставая из-за пазухи исписанный и потрепанный блокнот.

– Модернизацию энерговооруженности на селе. Страна имеет 153–155 лошадиных сил на 100 гектаров, а Запад – 350! – с завистью рассказывал посерьезневший министр сельского хозяйства. – Без этого конкурентным быть невозможно!

– Почему мы не меняем показатель энерговооруженности? – поинтересовался лидер коммунистов.

– Техника стареет, мы не успеваем с обновлением, даже с увеличением мощности на гектар. Это непростая задача, техника сезонная, дорогая, она не все 12 месяцев работает. Комбайн стоит 15 миллионов и работает 1,5 месяца, трактор работает 3 месяца. Поэтому тут должны быть безоговорочно субсидии, – заявил Ахметов.

Потом они поговорили еще и о скачках цен на молоко, а Марат Готович не забыл упомянуть, что Татарстан производит 1,8 млн тонн.

– Больше всех? – как будто удивился Геннадий Андреевич. – А надой у вас средний?

– 5500. У нас 400 тысяч коров, – отчитывался Ахметов, рассказывая, что скотину держат не только в крупных хозяйствах.

– У нас в ряде областей на деревню одна корова осталась, – погрустнел Зюганов.

– Мы поддерживаем. Если мы удержали какую-то семью, она сохранила корову или увеличила поголовье до двух-пяти, мы обязательно субсидию даем. Если у вас 8 миллионов тонн молока не хватает, то почему мое молоко не востребовано? – разводил руками министр.

– Правильно все! – кивнул ему лидер КПРФ.

– Вот вам коммунистический лозунг! – нашептывал ему Ахметов.

Зюганов, пообещав всяческую поддержку Татарстану, черканул в блокнот пару строк и двинулся по выставке дальше, в сторону своей родины – Орловской области.

Дмитрий Медведев: «Мы продолжим строить дороги и жилье, школы и клубы. Делать все, чтобы люди на селе могли жить в нормальных, близких к городским условиях» Дмитрий Медведев: «Мы продолжим строить дороги и жилье, школы и клубы – делать все, чтобы люди на селе могли жить в нормальных, близких к городским условиях» Фото: government.ru

«ЭТО БЕСПРЕЦЕДЕНТНАЯ СУММА, КОТОРУЮ СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО НИКОГДА НЕ ПОЛУЧАЛО»

Вскоре явился Медведев. В этот день (а тем более в преддверии Дня агрария) премьер-министр то и дело нахваливал российских сельхозпроизводителей: «Мы вместе добились впечатляющих результатов, которые на самом деле, можно сказать, выдающиеся. Это продовольственная безопасность страны. Это стабильно высокие урожаи – более 100 миллионов тонн зерна уже пять лет подряд. И этот год, несмотря на все сложности, не будет исключением. Растущий экспорт нашей сельхозпродукции. Новые рабочие места – в современных агрохолдингах, на современных фермах, в потребкооперации, в ретейле, пищевой промышленности и на транспорте».

Впрочем, ему хотелось похвалить в этот день и государство, которое ежегодно направляло в сельское хозяйство денежные потоки – за 6 лет туда ушли 1,2 трлн рублей. «Это беспрецедентная сумма, которую сельское хозяйство никогда не получало. На этот год мы предусмотрели более 250 миллиардов рублей федеральных средств», – пообещал глава кабмина, а потом, чтобы создать интригу, добавил, что и цифрами на следующие три года «аграрии разочарованы не будут».

Но за эти вливания стоило бы, по его мнению, хорошенько поработать – еще раз ускориться, чтобы стать конкурентными на мировых рынках. И вся эта картинка успешного развития российского агросектора в голове премьер-министра уже четко сложилась, так что в этот день он решил задать направление для движения. Во-первых, Медведев просил повысить качество продукции. А тут стоило бы поработать и с селекцией, и с генетикой, а заодно и продвинуть глубокую переработку. Наконец, увеличить производство тех продуктов, которые страна до сих пор импортирует, а это прежде всего овощи и фрукты.

Еще одно направление, о котором Дмитрий Анатольевич просто не мог забыть, – это все тот же экспорт. «Предстоит удвоить объем поддержки экспорта сельхозпродукции. Мы будем решать эту задачу в рамках соответствующего национального проекта по международной кооперации и экспорту. Такие возможности у наших аграриев сегодня есть», – пообещал он.

Наконец, все эти достижения сельского хозяйства были бы невозможны без людей. Так что Медведев решительно объявил о развитии сельских территорий. «Мы продолжим строить дороги и жилье, школы и клубы – делать все, чтобы люди на селе могли жить в нормальных, близких к городским условиях, чтобы у них была интересная работа, приличный заработок, тогда и молодежь не будет уезжать. И с дефицитом высококвалифицированных кадров мы постепенно справимся», – надеется премьер-министр.

Под аплодисменты зала Дмитрий Анатольевич отправился осматривать экспозицию, последовательно обходя один за другим стенды регионов Под аплодисменты зала Дмитрий Анатольевич отправился осматривать экспозицию, последовательно обходя один за другим стенды регионов Фото: government.ru

«МАРШРУТ ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА ПРОЛЕГАЛ ТОЛЬКО ПО ТЕМ СТЕНДАМ, ГДЕ БЫЛИ ГЛАВЫ РЕГИОНОВ»

Под аплодисменты зала Дмитрий Анатольевич отправился осматривать экспозицию, последовательно обходя один за другим стенды регионов. Вот, например, у Ставропольского края он лакомился клубникой. Отметим, что еще до премьер-министра это удалось сделать корреспонденту «БИЗНЕС Online», которая, коротая время, заглянула на этот же стенд. Представители региона ничуть не смутились, что сезон клубники уже прошел, и рассказали, что сами выращивают ягоды в теплицах. Клубника действительно была сладкой. «Эта клубника для Дмитрия Анатольевича, – вздохнул представитель региона, едва мы надкусили ягоду. – Мы ему передадим, что вы поели». Мы поспешили ретироваться.

Также по пути своего следования Медведеву представляли то грушевые сады Карачаево-Черкесии, то проекты Подмосковья по овощеводству и производству сыра, то тульские пряники, то питание для космонавтов и олимпийцев из тамбовского Мичуринска и много всего еще.

Татарстан тоже надеялся, что премьер-министр хоть на миг заглянет и посмотрит на дары республики. Марат Готович, едва делегация во главе с Медведевым показалась на горизонте, уже был тут как тут. Критическим взглядом окинув стенд, проверив порядок, он стал ждать. И вот глава правительства быстрым шагом пробежал мимо, едва удостоив министра сельского хозяйства РТ ответным приветствием. «Маршрут премьер-министра пролегал только по тем стендам, где были главы регионов», – объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы Айрат Хайруллин. И если еще года три назад также на «Золотой осени» Медведева удалось какой-то татарской хитростью заманить на стенд, в этот раз глава кабмина предпочел пройти мимо, отправившись к «Мираторгу».

Едва после ухода премьера сняли оцепление, как в павильон хлынули до того томившиеся несколько часов в ожидании посетители выставки Едва после ухода премьера сняли оцепление, как в павильон хлынули до того томившиеся несколько часов в ожидании посетители выставки Фото: Алексей Белкин

КЕТЧУП СО ВКУСОМ КОЛЫ И КУРОЧКА ОТ «ЧЕЛНЫ-БРОЙЛЕР»

Но и это не беда. Едва после ухода премьера сняли оцепление, как в павильон хлынули до того томившиеся несколько часов в ожидании посетители выставки. Стенд Татарстана пользовался неизменной популярностью, а особенно – дегустационные кусочки копченого гуся.

Впрочем, не только этим удивляла республика посетителей «Золотой осени». Как всегда, на стенде Татарстана разместилась самая разнообразная продукция. Вот, например, «Татспиртпром» среди прочего выставил в стеклянной витрине свою новинку – пиво «Белый кремль». А «Нэфис-Биопродукт» хвастался сладкой линейкой – премиальное варенье со вкусами малины, черники, черной смородины и клюквы. «Уникальность варенья в том, что оно полностью натуральное, без ГМО. Оно похоже на домашнее», – пояснила ведущий менеджер по маркетингу Дина Ханифатуллина. Тем не менее самым странным продуктом на витрине «Нэфиса» казался кетчуп со вкусом колы, на фоне которого новинки с вялеными томатами и вкусом бекона казались вполне традиционными. «Кетчуп с колой изготавливается не на основе популярного напитка, а на основе экстракта. Кетчуп тоже натуральный, без крахмала», – добавила Ханифатуллина.

Как всегда, на стенде Татарстана разместилась самая разнообразная продукция Как всегда, на стенде Татарстана разместилась самая разнообразная продукция Фото: agro.tatarstan.ru

А вот «Ак Барс Холдинг» представлен на «Золотой осени» тремя предприятиями: «Пестречинка», «Яратель» и Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат. Например, «Пестречинка» привезла расширенную линейку «Халяль», в которую теперь входят шашлык, докторская колбаса и купаты, а ЗМК выставил целый холодильник с разными видами кисломолочки, включая довольно милые по оформлению (и вкусные) творожки для детей.

Соседний холодильник был забит также кисломолочной продукцией, но на этот раз под брендом «Просто молоко», которым теперь пользуется холдинг «Агросила». Помимо этого, по словам начальника отдела продвижения холдинга Елены Рышковой, хвастаются купатами, котлетами от «Челны-Бройлер». А от бренда «Агросила «Челны-МПК» привезли сырокопченые колбасы, которые производят на новом заводе по специальной технологии естественного созревания. «Уникальная технология, когда куриная колбаса фактически не отличается от колбасы из красного мяса», – пояснила Рышкова.

«Я БЫЛ БЫ УДОВЛЕТВОРЕН ТЕМ, ЕСЛИ БЫ МЫ СОБРАЛИ 4 МИЛЛИОНА ТОНН – КРУГЛАЯ ЦИФРА»

Когда же суета открытия выставки прошла, корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось пообщаться с Маратом Готовичем. Поскольку в приоритетных целях правительства теперь значится экспорт, о котором то и дело говорят то Путин, то Медведев, мы поинтересовались, как и чем Татарстан может вложиться в эту великую цель. «У меня двоякое чувство насчет экспорта, – задумался Ахметов. – Конечно, хотелось бы сначала добиться высокой потребительской способности населения, чтобы оно могло себе позволить потребить продовольствия не ниже физиологической нормы».

Что касается республики, то, по словам министра, главное средство производства – это 3 млн гектаров пашни. «Даже если это будет касаться зерна, мяса и молока, то этот потенциал позволяет нам не останавливаться на тех уровнях производства, которые мы сегодня обеспечиваем. Да, мы субъект №1 по молоку. Если есть потребность экспорта и созданы условия, чтобы это было выгодно и прибыльно, почему бы нам, Татарстану, поскольку это вписывается в уклад нашей жизни, не пойти на шаг 2,5 миллиона тонн молока? Мы только половину этого будем потреблять у себя. Если Белгород производит у себя 1,5 миллиона тонн мяса и если мы найдем спрос на мясо птицы, почему бы нам не идти на вторые очереди проектов «Камский Бекон», «Челны-Бройлер»? – прикинул Ахметов, который готов даже производить дополнительные тонны зерна.

«Экспорт мяса птицы и свинины, молока позволил бы нам еще интенсивнее загрузить нашу татарстанскую пашню производить – она способна на большее. Даже если мы хвалимся, что в благоприятные годы способны 5 миллионов тонн зерна производить, если имеем достаточно мощностей энерговооруженности, оборотных ресурсов, полный комплекс защиты и питания для растений, мы не должны ограничиваться даже 5 миллионами тонн зерна. Этот баланс мог бы быть реализован, если бы были найдены возможности для экспорта», – настроился он.

Однако в плане организации экспорта, по его мнению, нужно выстроить систему, когда существовали бы крупные федеральные игроки, поставляющие на экспорт, и региональные компании как партнеры на местах. «У нас в мелком предпринимательстве есть кооперативы первого уровня, кооперативы второго уровня. Если система реализации на экспорт такого уровня будет выстроена по стране, почему бы нет?» – вновь задумался министр. Тем более, как он утверждает, рядом – с миллиардным населением Китай, Индия и страны Африки, которым наверняка придется по вкусу российская продукция.

– Так вы удовлетворены урожаем этого года? – спрашиваем мы.

– Ну как сказать… – пожал плечами Ахметов. – Я был бы удовлетворен тем, если бы мы собрали 4 миллиона тонн – круглая цифра. С учетом сложностей климата в этом году мы получили осадков в два раза меньше от среднемноголетних. Но технологии наши и школа прошедших засушливых лет позволили нам сделать этот год помягче по результатам. Сегодня имеем 3,7 миллиона, с обмолом кукурузного зерна, возможно, 3,9. Но цифра некруглая, хотя она достаточна для внутреннего потребления республики и для реализации нашим соседям по северам.