Главный корпус «Казань Экспо» от специализированных выставочных павильонов отделяет огромная парковка, на месте которой по проекту должен быть открытый выставочный комплекс Фото: Сергей Елагин

ПУСТЫЕ АНГАРЫ И ПАРКОВКА ВМЕСТО ВЫСТАВКИ ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Сегодня в Лаишевском районе спустя три года стройки, наконец, распахнул двери международный выставочный центр «Казань Экспо». Первыми его гостями стали участники специализированной выставки «Дорога-2018», перекочевавшей в Татарстан из московского «Крокус Экспо». В числе первых посетителей были и корреспонденты «БИЗНЕС Online», оценившие продукт инженерной мысли республики, возведенной к чемпионату рабочих профессий WorldSkills в следующем году.

«Казань Экспо» расположился на обширной территории в 26 км от Казани прямо по соседству с международным аэропортом. Общая площадь территории, отведенной под центр, превысила 75 тыс кв. м, из которых крытые павильоны занимают 41 тыс. кв. метров. Эта махина сразу бросается глаза всем направляющимся в аэропорт – ранее закрытый на дорожном кольце поворот налево теперь принимает гостей. Пешком добраться до головного здания «Казань Экспо» весьма проблематично – очень большие выставочные угодья. Проще на автомобиле, тем более что здесь есть колоссальное количество парковочных мест. 

Первое, что бросается в глаза, – специализированные павильоны, которые располагаются как большая буква «Е», окруженная буквой «С». Снаружи они выглядят эффектно: все здания «Казань Экспо» облицованы исключительно серой плиткой разных тонов, элегантности добавляют редкие красные элементы, венчающие, например, входные группы. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался проникнуть в один из них. Как оказалось, пока они готовы только снаружи. Внутри – пустота, изредка перебиваемая финскими подъемниками, выполняющими роль строительных лесов.

Главный корпус «Казань Экспо» от этих специализированных выставочных павильонов отделяет огромная парковка, на месте которой по проекту должен быть открытый выставочный комплекс. Впрочем, одно другому не мешает – пока нечего особо выставлять, на площади в 37,6 тыс. кв. м решили обустроить парковку для гостей. Сегодня она была почти битком забита автомобилями посетителей первой выставки «Дорога-2018». 

 По внешнему оформлению все это огромное помещение с высотой потолка на уровне третьего этажа было больше похоже на современный торговый центр Фото: Сергей Елагин

ГОТОВО ДВА ПАВИЛЬОНА ИЗ ТРЕХ

За этими рядами припаркованных авто предстает центральное здание «Казань Экспо», объединившее в себе все основные помещения выставочного центра. Здание состоит из трех соединенных между собой обширных павильонов: два по 10,5 тыс. кв. м и еще один на 5,1 тыс. кв. метров. Корреспондент «БИЗНЕС Online» попытался проникнуть в здание через вход в павильон 3, но наткнулся на закрытые двери. Входная зона была еще не сдана, о чем свидетельствовали навешанная на ручки дверей строительная пленка. Приблизившись, можно было заметить, что происходит внутри: строительные леса, не уложенная плитка, разбросанные балки, элементы конструкций и прочее. Все говорило о том, что этот павильон еще не готов к приезду гостей. Собственно, это и не скрывается: в пресс-службе минстроя РТ в начале октября говорили: для того, чтобы успеть к первой выставке, работы на объекте идут в три смены, а для скорости привлечены сторонние подрядчики. В итоге счастье, что успели доделать два павильона из трех.

Павильоны, где разместилась дорожная выставка, уже полностью завершены и функционировали в полном объеме – по крайней мере, так показалось на первый взглядФото: Сергей Елагин

В отличие от павильона 3, двери остальных оказались открытыми, именно в них и разместилась международная дорожная выставка. Эти павильоны уже полностью завершены, и они функционировали в полном объеме – по крайней мере, так показалось на первый взгляд. Корреспондент, преодолев ручные «вертушки» на входе и металлорамки с пропускной способностью в 2,1 тыс. человек в час, оказался в обширной входной зоне, растянувшейся по длине на несколько десятков метров. Все это пространство было заполнено многочисленными информационными стендами о выставке «Дорога-2018», стойкой регистрации участников, двумя гардеробными, инфостойками и несколькими небольшими пустующими переговорными. По внешнему оформлению все это огромное помещение с высотой потолка на уровне третьего этажа было больше похоже на современный торговый центр.

Подняться наверх можно по трем эскалаторамФото: Сергей Елагин

Подняться наверх можно по трем эскалаторам, которые своим легким скрипом при подъеме напоминали о своей «неразъезженности». На третьем этаже расположились многочисленные конференц-залы (всего их по проекту 35) и две зоны питания. Из них работала сегодня только одна, отчего к обеденному часу образовалась очередь на раздаче. 

Сегодня работала только одна зона питанияФото: Сергей Елагин

Заметим, что бо́льшая часть конференц-залов к выставке была полностью укомплектована новеньким оборудованием и мебелью, но практически не задействовалась. На этом же этаже расположились туалетные комнаты, в некоторых из которых прямо по ходу пьесы монтировали проводку, в других не работали писсуары или не закрывались кабинки, но в целом они оставляют самые лучшие впечатления.

Туалетные комнаты в целом оставляют самые лучшие впечатленияФото: Максим Кирилов

В работе выставки «Дорога-2018» задействовали два выставочных павильона. В самом большом, на 10,5 тыс. «квадратов», разместили львиную долю стендов компаний, Росавтодора, минтранса и так далее.

На 10,5 тыс. «квадратов» разместили львиную долю стендов компаний, Росавтодора, минтранса и так далееФото: Сергей Елагин

В другом павильоне, поменьше, на одной половине разместили строительную технику (благо теперь возможности помещений позволяют загнать внутрь все что хочешь), а на другой – установили стенды дорожных достижений регионов страны. На самом деле размеры обоих этих павильонов совершенно одинаковы, отличается только их внутренняя компоновка. 

Теперь возможности помещений позволяют загнать внутрь все что хочешьФото: Сергей Елагин

В том, что якобы поменьше (по проектной схеме он идет под номером 3), разместили огромный конгресс-холл для проведения крупных «сидячих» мероприятий вроде президентских панельных дискуссий, церемоний открытия, концертов. 

Огромный конгресс-холл для проведения крупных «сидячих» мероприятий вроде президентских панельных дискуссий, церемоний открытия, концертовФото: Сергей Елагин

По проекту вместимость этого конгресс-зала со сценой составляет более 3 тыс. человек. Но к выставке этот самый большой зал сократили перегородкой до 2 тыс. мест, остальная площадь пустовала. Впрочем, в этом и заключается особенность данного мультифункционального зала – по необходимости он легко трансформируется и разделяется на два разных помещения. 

Как ни пытался проникнуть корреспондент «БИЗНЕС Online» в другой, первый павильон, где еще идут отделочные работы, – всякий раз натыкался на дежуривших у проходов охранников. «Здесь только проход для тех, у кого в бейдже написано „Ресторан „Тимерхан“. Вам нельзя», – пояснил один из охранников. За стеклянной ширмой, которой огородили действующую выставочную площадь «Казань Экспо» от недействующей, тем временем совсем не пахло рестораном, а были слышны только постукивания молотком. При этом функционально и по проекту все три павильона соединены друг с другом через ту входную зону, которая встретила гостей. Но проход пока закрыт, как и связующий «Казань Экспо» с аэропортом пешеходный мост – его также пока еще достраивают. 


ВЫСТАВКА И ПОХВАЛЫ РОСАВТОДОРА

Участниками первой выставки стали около 200 компаний из разных регионов России, а также международные компании. В павильоне с дорожной техникой в конце зала мы обнаружили камазовскую технику, которая применяется в дорожном строительстве, а также магистральные тягачи от челнинского автогиганта. «Все автомобили представлены с силовыми агрегатами Daimler», то есть относятся к новым модельному ряду „КАМАЗ“, наши перспективные разработки», – поясняют нам хозяева павильона. К сожалению, никаких новинок на выставке презентовано не было – вся представленная техника уже присутствует на рынке. В большом выставочном павильоне разместились основные экспоненты: «островки» минтранса России, миндортранса РТ и Росавтодора. Видеопанели информируют о реализованных проектах и общем положении дел в дорожной отрасли. Впрочем, есть укромные локации для проведения переговоров, уют создает искусственная зелень, которая отлично смотрится на фоне серости оформления «Казань Экспо».

В планах «Автодора», как известно, строительство платной автодороги Москва – Казань. Пока подробностей проекта участники выставки не разглашают Фото: Сергей Елагин

У стойки ГК «Автодор» замечаем небольшие приборчики с казанской символикой – надпись «Казань» и изображение мечети «Кул Шариф». Оказалось, что это транспондеры, которые приобретают автомобилисты для оплаты проезда по платным участкам дорог. «Казанская» серия выпущена в ограниченном количестве, также можно купить транспондеры с изображением Москвы, Санкт-Петербурга, Калуги, Твери и других городов, цена вопроса – 1,2 тыс. рублей. 

Казанские автомобилисты, в принципе, уже могут запасаться такими коробочками – в планах «Автодора», как известно, строительство платной автодороги Москва – Казань, о чем ранее писал «БИЗНЕС Online». Пока подробностей проекта участники выставки не разглашают. О татарстанской платной дороге нет ни слова ни в раздаточном материале, ни в видеопрезентации компании. На наши вопросы работники госкорпорации кивают на минтранс, поясняя, что проект еще на самом старте.

В глубине зала можно было обнаружить выставку от компании «Автострада», которая реализует проект «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова по строительству татарстанского участка автодороги Европа – Западный Китай Фото: Сергей Елагин

В глубине зала можно было обнаружить выставку от компании «Автострада», которая реализует проект «СМП-Нефтегаз» Фоата Комарова по строительству татарстанского участка автодороги Европа – Западный Китай. На представленных картах известный татарстанский строитель предлагает свой вариант трассировки нового «Шелкового пути». К сожалению, в полной мере он не вошел в утвержденный недавно «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года». В него включен лишь участок Шали – Бавлы протяженностью 298 км, пронизывающий практически всю республику от Казани до границы с Оренбургской областью. Вот эта часть вполне может войти в программу с федеральным финансированием, считают эксперты. Если это случится, большую победу сможет праздновать Комаров, который с 2004 года ведет строительство участка платной автодороги от села Алексеевское до Альметьевска (145 км) практически в одиночку и уже вложил в проект 23,8 млрд рублей собственных средств.

Участок Шали – Бавлы протяженностью 298 км, пронизывающий практически всю республику от Казани до границы с Оренбургской областью, вполне может войти в программу с федеральным финансированием
Фото: Сергей Елагин

На полях выставки с 9 утра прошли круглые столы, на которых обсуждались актуальные вопросы в сфере дорожного строительства. На одном из них в центре обсуждения оказалась практика применения контрактов жизненного цикла при строительстве дорог. Ее суть заключается в том, что дорожные компании, заключившие такой контракт, будут на свои средства заниматься строительством дорог, содержать их и ремонтировать в течение всего «жизненного цикла» дороги, получая при этом определенную плату из бюджета.

На полях выставки с 9 утра прошли круглые столы Фото: Сергей Елагин

Позже на вопросы журналистов ответил замруководителя федерального дорожного агентства Игорь Астахов. На выставке в «Казань Экспо»  московского гостя особенно впечатлили технологии повторного применения асфальтобетона. «Нам не хватает нормативной базы для повторного применения асфальтобетона, – сожалеет Астахов. – В Германии каждая пятая тонна асфальта вырабатывается из уже существующего асфальтобетона». Он говорит, что в России такие технологии пока применяют лишь в качестве экспериментов. «То, что сегодня мы здесь проводим свою ежегодную, международную выставку, это дань тому, что РТ является одним из лидеров дорожного хозяйства. Участвуя в приоритетном проекте „Безопасные и качественные дороги“, вы находитесь в числе лидеров по эффективному освоению средств, которые выделяются республике», – похвалил Татарстан Астахов.

На сегодняшний день официально стоимость этого масштабного проекта до сих пор так нигде и не прозвучала. Эксперты, однако, оценивают мегакомплекс в 10–14 млрд рублейФото: Сергей Елагин

МЕГАКОМПЛЕКС НА ДЕСЯТОК МИЛЛИАРДОВ

Напомним, строительство «Казань Экспо» стартовало осенью 2015 года. На протяжении трех лет комплекс, который должен удовлетворить все выставочные потребности Татарстана, строился специально для приема в 2019 году чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Kazan. Ожидается, что во время чемпионата по рабочим профессиям выставочный центр примет 250–300 тыс. посетителей, более 1,5 тыс. участников и около 2 тыс. экспертов. 

На сайте «Казань Экспо» написано, что его руководство намерено вывести новый комплекс в топ-5 в федеральном рейтинге выставочно-конгрессных комплексов. На площадку уже положила глаз глава агентства инвестиционного развития РТ Талия Миннуллина, которая планирует провести на «Казань Экспо» следующий экономический саммит «Россия – исламский мир», форум по государственно-частному партнерству и форум дизайна и архитектуры.

Изначально проектная площадь территории выставочного центра под Казанью оценивалась в 55,6 га, на которых намеревались разместить 37,6 тыс. кв. м открытых выставочных площадок и 41,3 тыс. кв. м крытых павильонов. Позже проект претерпел изменения – в 2017 году решили увеличить выставочные площади до 75 тыс. кв. метров. Вместе с этим сместились и сроки сдачи объекта – то обещали сдать весной, то летом, а теперь осенью. Генподрядчиком выступает небезызвестное ООО «ПСО „Казань“» Равиля Зиганшина.

Гендиректором «Казань Экспо» является экс-предправления Ак Барс Банка Роберт Миннегалиев, а учредителями выступают минземимущество РТ (50%), АО «Связьинвестнефтехим» (20%) и его дочерняя структура — ООО «Первое строительное управление» (30%), возглавляемое Рамилем Миннихановым. Для строительства комплекса СИНХу даже пришлось продать свой пакет акций «Татнефтепродукта» (34,2%) ТАИФу. 

На сегодняшний день официально стоимость этого масштабного проекта до сих пор так нигде и не прозвучала. Еще до начала строительства заместитель министра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Владимир Кудряшев озвучивал цифру в 3 млрд рублей (без учета наружных сетей и подъездной дороги). Эксперты, однако, оценивают мегакомплекс в 10–14 млрд рублей.