Взрыв в Керчи, случившийся сегодня в городском политехническом колледже, всколыхнул всю страну Фото: ©Екатерина Кейзо, РИА «Новости»

«НА ПОЛУ ВАЛЯЛИСЬ ТЕЛА УБИТЫХ. ВСЕ СТЕНЫ БЫЛИ ОБУГЛЕНЫ»

Взрыв в Керчи, случившийся сегодня приблизительно в полдень в городском политехническом колледже, всколыхнул всю страну. Число пострадавших и погибших в результате трагедии, как и всегда в таких случаях, непрерывно меняется – в сторону увеличения. Еще недавно говорили о 50 пострадавших и 10 погибших, теперь уже, по обновленным данным следственного комитета (СКР), о 70 и 13 соответственно. Информация, поступающая с востока Крыма через СМИ, соцсети и Telegram-каналы, вообще выглядит настолько противоречивой, что пока суммировать происшедшее в одну стройную картину вряд ли возможно. Однозначно одно: это был не взрыв бытового газа, как поначалу попытались представить. Пресс-служба «Крымгазсетей» уже заявила, что здание колледжа даже не было подключено к центральной системе газоснабжения. «Объект не газифицирован. Говорить о том, что это был взрыв бытового газа, мы не можем», — говорится в сообщении газовиков. Все остальные версии выглядят одна другой драматичнее: беспорядочная стрельба в здании, детские трупы в коридорах, серия взрывов и загадочный юноша в зеленой футболке или куртке, который с ружьем наперевес спускается по школьной лестнице. Да, безусловно, меньше всего это похоже на банальный несчастный случай.

«Сразу несколько человек говорят о том, что рядом со зданием колледжа находился посторонний человек. Дальше показания разнятся: одни говорят, что он что-то подкинул, другие — что зашел внутрь и что-то оставил. Силовики отрабатывают обе версии», — констатирует Telegram-канал Mash – тот самый, который первым опубликовал снимок предполагаемого террориста. По предварительным данным, этому «другому человеку» на вид 20–25 лет, он был одет в зеленую куртку с капюшоном, светлые джинсы и имел светлые волосы средней длины. К тому, что так по-европейски могут выглядеть террористы, мы еще не привыкли. На фотографии, просочившейся в интернет с камер наблюдения колледжа, молодой человек держит в руках ружье и вроде бы даже перезаряжает его на ходу. Судя по всему, он хорошо ориентируется в коридорах и переходах колледжа, и не исключено, что даже принадлежит к числу его студентов. По версии МК, это некий Владислав Росляков, 2000 года рождения. По другим сведениям, подозреваемому 18 лет, он учился на четвертом курсе и славился своим интересом к опытам со взрывчатыми веществами, которые не считал нужным скрывать от сверстников. Судя по всему, именно он оставил в школьной столовой рюкзак с бомбой.


Стрельба, судя по сообщениям СМИ, случилась на втором этаже: «Тех, кто был на лестнице, просто расстреливали». Взрыв или же серия взрывов, по утверждению Telegram-канала «Говорит Москва», случилась уже на втором этаже. «Что-то произошло в столовой. Там люди с автоматами», — рассказывают керчане.

СМИ собирают свидетельства очевидцев. К примеру, «Комсомольская правда» ссылается на одного из студентов и приводит его рассказ: «Выглянул из кабинета, а там ходит парень с ружьем и расстреливает всех. Тогда я закрылся в надежде, что он меня не услышит. Через 10 минут приехали полицейские с автоматами. Что произошло со стрелком, я не знаю. Когда силовики стали эвакуировать студентов и учителей, я тоже вышел. В том коридоре, где прогремел взрыв, выбило окна. На полу валялись тела убитых. Все стены были обугленными».

Еще один студент по имени Николай сообщил Business FM, что в момент взрыва он вместе с друзьями находился в мастерских, которые расположены примерно в 200 м от основного корпуса: «Прогремел взрыв, и нам сказали всем выходить из здания. Потом мы слышали выстрелы из автомата, и нам сказали всем выходить».

«Я выхожу и слышу взрыв, кто-то начинает вылетать просто из дверей, видно, что люди падают. И я слышу, как начинают стрелять, — добавляет еще одна студентка по имени Далия. — Там было либо два, либо три взрыва. Я слышала только один, но я когда стояла... Я выбежала на проезжую часть, я слышала, что был второй взрыв. Девочки мне звонили, говорили: вот лежат люди в крови и никто не помогает, потому что едут».

Есть и еще одно свидетельство от керчанки Маргариты: «Мы вышли во внутренний двор „Политеха“, и через минуту все взорвалось. Просто стекла везде повылетали, начали стрелять. Я бежала и видела, как пацаны просто падали и кровь летит повсюду. Мою подругу... Дашу… я не видела больше ее».

Уже известно, что бомба, сработавшая в столовой колледжа, была начинена металлическими поражающими предметами. По крайней мере, из тел пострадавших медики извлекали болты. У некоторых из тех, кто оказался в эпицентре взрыва, оторваны конечности.

Следственный комитет направил в Керчь своих криминалистов и следователей, имеющих опыт расследования такого рода преступлений Фото: Алексей Белкин

НЕ ХВАТАЛО НОСИЛОК: СТОНУЩИХ ОТ БОЛИ ПОДРОСТКОВ НЕСЛИ НА РУКАХ ИЛИ НА ДВЕРЯХ

СКР уже признал трагедию в Керчи терактом и возбудил уголовное дело по соответствующей 205-й статье УК РФ. Такой же версии придерживается и национальный антитеррористический комитет (НАК). Говорят, что предполагаемый террорист – тот самый парень в зеленой футболке – покончил с собой. Пока все укладывается в картину классического «Колумбайна», получившего такое наименование после массовой стрельбы в одноименной американской школе в апреле 1999 года. Но «крымский Колумбайн» даже несколько превосходит свой американский аналог: там были 36 пострадавших и 13 убитых, а у нас цифры уже превзошли эти показатели и продолжают расти.

СКР уже выпустил пресс-релиз, в котором сообщил, что на месте работают специалисты-взрывотехники, а после завершения их работы «следователи приступят к осмотру места происшествия непосредственно в эпицентре взрыва». К тому же председатель следственного комитета Александр Бастрыкин направил в Керчь своих криминалистов и следователей, имеющих опыт расследования такого рода преступлений. В настоящее время сформирован штаб с участием сотрудников СКР, ФСБ и МВД. Следователи уже приступили к допросу свидетелей и очевидцев и изучают видео с камер наблюдения. Само уголовное дело передано для дальнейшего расследования в центральный аппарат следственного комитета.

Если в следователях недостатка явно нет, то вот с медиками в Керчи, если верить поступающим сообщениям, наблюдается некоторый дефицит. Как утверждают очевидцы трагедии, в первые часы просто не хватало машин скорой помощи для эвакуации пострадавших, поэтому для транспортировки даже привлекли общественный транспорт. Радио «Керчь FM» свидетельствовало, что раненых на ходу грузят в скорые, «четыре-пять машин уже отъехали, едет машина за машиной, очень много разбитых стекол». Не хватает носилок, поэтому стонущих от боли подростков просто несут на руках или на дверях, выпавших от взрывной волны. Кроме транспорта скорой, у развороченного здания дежурят аварийно-газовая и пожарно-спасательная службы. Между тем в керченские больницы стягивают студентов-медиков, чтобы они помогали принимать раненых, среди которых очень много тяжелых. В настоящее время в больницы поступили 37 человек.

Стало известно и о том, что в Крым в срочном порядке вылетает министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова. В Керчь в эти же часы спешит и глава республики Сергей Аксенов, уже доложивший об этом премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву.

Президент России Владимир Путин выразил соболезнования родственникам погибших и пострадавших и подчеркнул, что мотивы и версии происшедшего тщательно изучаются. «Уже ясно, что это преступление», – заявил Путин. На оперативной связи с главой государства находится директор ФСБ Александр Бортников.

Тем временем правоохранительные органы ищут возможных сообщников Рослякова, так как подозревают, что он мог действовать не в одиночку. «Следователи и оперативные сотрудники устанавливают возможную причастность к преступлению обнаруженного в одном из помещений трупа студента колледжа Рослякова, застрелившегося из находящегося рядом с ним помпового ружья. Предпринимаются меры по поиску возможных организаторов и исполнителей взрыва», — утверждается в сообщении НАК. Тревогу антитеррористического комитета можно понять – ведь взрыв, унесший огромное количество детских жизней, прогремел в непосредственной близости от Керченского моста. В связи с этим охрана моста значительно усилена, он патрулируется дополнительно мобилизованными силами правоохранительных органов. К тому же вокруг колледжа заметно возросло число не только полицейских, но и сотрудников Росгвардии – на улицах заметна даже бронетехника.

По последним данным, Владислав Игоревич Росляков был зачислен на первый курс колледжа в 2015 году – его имя есть в приказе учебного заведения в графе, перечисляющей учащихся, поступивших на специальность «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования гражданских и промышленных зданий».

«ВОЗМОЖНО, БЫЛИ ПОМОЩНИКИ. ОДНОВРЕМЕННО ИЗГОТОВИТЬ ВЗРЫВНОЕ УСТРОЙСТВО И ВЛАДЕТЬ АВТОМАТОМ ТЯЖЕЛО»

О том, что может стоять за трагедией в Керчи, какие могут быть ее мотивы и нет ли «украинского следа» в этом «Колумбайне», «БИЗНЕС Online» поинтересовался у своих экспертов»

Александр Гусак  экс-начальник антитеррористического подразделения ФСБ:

— Уже возбуждено уголовное дело по статье «Теракт». Однако в данном случае мы не знаем мотивов. А они могут быть абсолютно разными. Вплоть до несчастной любви. Что за взрывное устройство? Какая была начинка? Очевидно, те, кто возбуждал дело, нашли явные признаки, которые указали на то, что был теракт. Видимо, нашли поражающие элементы в начинке взрывного устройства. К тому же молодой человек был с автоматом. Да, надо было возбуждать дело по 205-й статье. Но мотивы — это уже другое. Надо еще разбираться — либо это убийство в каком-то порыве, либо теракт и молодому человеку кто-то помогал. Тут надо опрашивать свидетелей. Возможно, у него были помощники. Потому что одновременно изготовить взрывное устройство и владеть автоматом тяжело. И я думаю, что сразу возбудили дело по статье «Теракт» еще и потому, что следователям дается самый высокий уровень доступа ко всему. По горячим следам они могут быстро раскрыть преступление. Почему нагнали Росгвардию и бэтээры? Скорее всего, когда началась стрельба, люди стали звонить в полицию, ФСБ, МЧС и чуть ли не господу богу. А когда слишком много звонков, руководство сразу включает полный комплекс мероприятий., чтобы не получилось, как в том же Беслане. Надо действовать на опережение и подстраховаться.

Алексей Кондауров — генерал-майор КГБ в отставке:

— Я сразу исключаю СБУ. Не знаю, почему это случилось именно в Керчи, мне трудно судить. Кто-то работает на обострение отношений. Но я уверен, что это не украинцы. Много кто может быть… ДАИШ (арабское название запрещенной в РФ террористической группировки „ИГИЛ“прим. ред.) может быть. Но совершенно определенно, что это не официальные структуры СБУ и другие госструктуры Украины, я уверен, что им это не нужно. Видимо, Керчь, потому что там Керченский мост и много что связано с Россией, много противоречий между Украиной и Россией. А может, это какой-то одиночка, чем-то обиженный. Сейчас трудно сказать.

Олег Нечипоренко — главный аналитик всемирного антикриминального и антитеррористического фонда, ветеран внешней разведки КГБ СССР:

— В этом время не надо никаких комментариев, потому что нет того количества информации, чтобы можно было анализировать и какие-то суждения высказывать. Я сейчас воздерживаюсь от такого. То, о чем передают по СМИ, это явный теракт, сомнений нет. Не торопитесь искать виновных. Сейчас начнут называть одних, других, а среди них нет того, кто сделал, и обидятся — и сделают. Не надо сейчас торопиться с комментариями, кто это сделал и кто за этим стоит. Это ничего не даст, а приведет к худшим последствиям.

Почему случилось в Керчи, тоже невозможно сказать. Ждите поступления информации. Тот, кто говорит, наносит лишь ущерб обстановке, усложняет ее.

«ЧЕЛОВЕК ДЕЛАЕТ ЭТО В БОЛЕЗНЕННОМ СОСТОЯНИИ, ЭТО ПРОЯВЛЕНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА»

Сергей Гончаров — президент международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»:

— Однозначно, что это был теракт. Следственный комитет уже точно определил, что это теракт. Количество погибших детей и раненых большое. А в телах жертв найдены осколки металлических предметов, которые были заложены во взрывное устройство. Кто это сделал? На сегодняшний момент известны наши отношения с Украиной и противостояние с СБУ, которая пытается перенести его на нашу территорию. Поэтому я не исключаю, что эту ситуацию организовали сотрудники СБУ. Можно предположить и то, что это дело рук каких-то внутренних врагов, которые не считают Крымский полуостров территорией России и такими методами пытаются показать свое несогласие такими жертвами. Почему именно сейчас и почему именно Керчь? Мне это трудно оценить. Но, думаю, для тех, кто это устроил, не так важно. Печально, что теракт унес столько жизней. Сейчас надо разобраться следственным органам и определить, кто в этом виноват. А после того как будут сделаны выводы, высшему руководству страны необходимо будет принять соответствующее им решение.

Игорь Шевчук — член президиума общероссийской общественной организации «Офицеры России», ветеран группы антитеррора «Альфа»:

— Керченский мост — это объект стратегического назначения, который соответствующим образом охраняется, по нему ведется отдельная оперативная работа. Почему именно Керчь? Скажу честно, как специалист: не знаю.

Что и как взорвалось? Мы пока не понимаем, информация начинает «плавать». Давайте дождемся уточнения информации, что действительно было самодельное взрывное устройство с поражающими элементами, узнаем, какой тротиловый эквивалент, где именно было заложено. Тогда мы можем более компетентно рассуждать на эту тему. На данный момент у нас это обсуждается в некотором стиле сплетни.

Михаил Виноградов — психиатр-криминалист:

— Вы мне рассказываете, скорее всего, о человеке, который находился в психически болезненном состоянии. Это большая проблема сегодняшнего дня не только нашей страны, но и во всем мире. Но, в отличие от нас, во всем мире созданы специальные подразделения полиции, которые примерно вычисляют потенциальных такого рода людей и передают их под наблюдение психологов, психиатров, может быть, полиции, в зависимости от того, что у человека является ведущим. К сожалению, мы пока до этого не дошли. Я не буду сам себя рекламировать, но моя тема, которой я начал заниматься еще при советской власти и продолжаю сейчас, — содействие раскрытию особо тяжких преступлений. То, что вы мне рассказали, с юридической позиции особо тяжкое преступление. А потом уже начинается обратный отсчет и выясняется, что действия, совершенные психически больным, который не отдает себе адекватного отчета в том, что он делает, нельзя называть преступлением. Это большая ошибка нашей юриспруденции, да и западной тоже. Человек, который под воздействием галлюцинаций, бредового расстройства, каких-то еще иных психических воздействий совершает поступки, защищая себя, свою честь, семью, но он искренне убежден, что поступает правильно. Когда какой-нибудь преступник на углу караулит девушек и насилует, а потом это вскрывается, тут все понятно, его увозят, сажают, раньше расстреливали, а теперь — пожизненное. Но когда человек совершает то, что вы мне рассказали, он делает это в болезненном состоянии, и это не преступление, а проявление психического расстройства.