В Казани прошел заключительный концерт VIII международного фестиваля современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia В Казани прошел заключительный концерт VIII международного фестиваля современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia

КАК ВЕНСКИЙ СКРИПАЧ РАСКРЫВАЛ СВОИ СЕКРЕТЫ ТАТАРСТАНСКИМ МУЗЫКАНТАМ

Октябрь стал для жителей Казани во многом необычным месяцем — от аномально теплой погоды до громких премьер и высоких музыкальных гостей на уже VIII международном фестивале современной классической музыки им. Софии Губайдулиной Concordia. Его основатель, народный артист России, худрук ГСО РТ Александр Сладковский радовал публику такими важными фигурами в мире классической музыки, как композиторы Сергей Слонимский и Алексей Рыбников, а также талантливые солисты Алексей Людевиг, Михаил и Иван Почекины, Анастасия Кобекина и Райнер Хонек. В Казани впервые в мире прозвучали симфония Слонимского «Восхождение и триумф» и сочинение молодого композитора Анны Поспеловой Equilibrio, с которым она одержала победу на конкурсе «Другое пространство».

В Казани впервые в мире прозвучали симфония Слонимского «Восхождение и триумф» и сочинение молодого композитора Анны Поспеловой Equilibrio В Казани впервые в мире прозвучали симфония Слонимского «Восхождение и триумф» и сочинение молодого композитора Анны Поспеловой Equilibrio

Завершающий вечер не мог быть менее ярким, и программа это подтверждала — «Садовая симфония» Александра Чайковского, концерт для скрипки с оркестром и музыка балета «Петрушка» Игоря Стравинского. Для исполнения концерта Стравинского в Казань приехал знаменитый австрийский скрипач и дирижер, концертмейстер Венского филармонического оркестра Райнер Хонек. Это его второй визит в Казань — в 2015 году он гастролировал вместе с Денисом Мацуевым и камерным оркестром «Вена-Берлин», худруком которого он и является.

«Оркестр в хорошей форме. Это молодой оркестр, но его профессиональный уровень очень высок, — поделился Хонек мнением о Государственном симфоническом оркестре РТ с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — Программа не самая простая, но на репетициях не возникало проблем, все было очень хорошо». Скрипач не только репетировал с оркестром, но и провел для группы струнных мастер-класс — он поделился секретами венского исполнения 9-й симфонии Антона Брукнера и своим взглядом на отдельные техники и приемы. Присутствовавшая на мастер-классе корреспондент «БИЗНЕС Online» не могла не заметить, насколько хорошо воспринимают уроки музыканты, сами выступавшие на лучших площадках мира. К слову, Сладковский, который считает рост оркестра главным приоритетом в работе, организует подобные воркшопы от лучших музыкантов ведущих оркестров мира постоянно — это его ноу-хау.

С первыми же нотами стало понятно, что в руках Хонека именно Страдивари — так глубоко, мелодично и объемно она звучит С первыми же нотами стало понятно, что в руках Хонека именно Страдивари — так глубоко, мелодично и объемно она звучит

СОЮЗ СТРАДИВАРИ И СТРАВИНСКОГО

Нечасто увидишь улыбающихся музыкантов на концертах классической музыки — обычно такой материал требует предельной сосредоточенности, четкости и собранности для виртуозного исполнения даже самых простых произведений. Но «Садовую симфонию» Александра Чайковского нельзя исполнять иначе — настолько она живая, радостная, бьющая энергией и солнцем. Вот и ГСО РТ не мог удержаться от улыбок; да и сам Сладковский сиял и даже пританцовывал во время исполнении симфонии. Чувствовалось, что Сладковский по-настоящему любит исполнять это произведение — оттого и оркестр играет его особенно мастерски, передавая приподнятое настроение зрителям. Симфония написана по заказу оркестра Баварского радио в 2013 году и посвящена дирижеру Марису Янсонсу. В основу произведения положены народный баварский вальс «модорфер» и музыкальный материал из «маленькой оперы» для баса, тенора и ансамбля народных инструментов по сказке А.С. Пушкина «Царь Никита и его сорок дочерей». Поэтому для исполнения «Садовой симфонии» к оркестру присоединился «Креатив-квинтет» — коллектив народных инструментов под управлением Людмилы Потаповой. Они образовали с ГСО РТ стройное созвучие, органично дополняя друг друга. А после исполнения симфонии на сцену неожиданно поднялся сам автор — его появление не было заявлено в программе.


«Концерт для скрипки с оркестром Стравинского играется не так часто. Это красивая и радостная пьеса, жизнерадостная, глубокая. Оркестр выступает в ней не просто как аккомпанемент, он тоже солирует», — рассказывал Хонек, который выступил солистом во втором номере программы. Австрийский музыкант играет на скрипке Страдивари 1725 года — ею владеет Австрийский национальный банк, который передал ее Хонеку как концертмейстеру оркестра Венской филармонии. Скрипка называется ex-Chaconne — на ней играл знаменитый австрийско-венгерский скрипач и композитор Йозеф Иоахим и, по легенде, любил исполнять «Чакону» Баха. И с первыми же нотами стало понятно, что в руках Хонека именно Страдивари — так глубоко, мелодично и объемно она звучит. Но даже самый прекрасный инструмент может стать бревном в руках неумелого музыканта. Мастерство Хонека же не уступало качеству его скрипки: австриец играл легко, словно не напрягаясь, но в то же время так виртуозно, что становилось понятно — за этой легкостью стоят годы упорной работы. Оркестр же поддерживал солиста не менее виртуозно — Сладковский вывел на первый план партию Хонека, чтобы выгодно показать его игру, но при этом не задвинул назад оркестр, дав ему возможность раскрыться в полной мере. «Он хорошо знает свое дело, оркестр очень дисциплинирован. У нас было полное взаимопонимание на репетициях, он чувствовал, чего я хочу, и все было предельно понятно», — отмечал Хонек в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online». И это действительно чувствовалось.

Зрителей ждал еще один сюрприз — ГСО РТ исполнил на бис свою визитную карточку, «Стан Тамерлана» Александра Чайковского Зрителей ждал еще один сюрприз — ГСО РТ исполнил на бис свою визитную карточку, «Стан Тамерлана» Александра Чайковского

«КАСКАДАМИ ДЬЯВОЛЬСКИХ АРПЕДЖИО ВЫВОДИТ ОРКЕСТР ИЗ СЕБЯ»

Фактурно богатая, виртуозная музыка балета «Петрушка» была исполнена в Казани впервые, и это удивительно — неужели никто до сих пор так и не соблазнился на такое шикарное произведение? Но для того, чтобы исполнить столь мастерски написанную музыку, нужно обладать и соответствующим уровнем исполнения, чем как раз и может похвастать ГСО РТ. Сам Стравинский вспоминал: «Когда я сочинял эту музыку, перед глазами у меня был образ игрушечного плясуна, внезапно сорвавшегося с цепи, который своими каскадами дьявольских арпеджио выводит из терпения оркестр, отвечающий ему угрожающими фанфарами. Завязывается схватка, которая в конце концов завершается протяжною жалобой изнемогающего от усталости плясуна».

Действие балета происходит в 30-е годы XIX века на Адмиралтейской площади в Петербурге во время масленичного гулянья — коварный Фокусник наделяет кукол Петрушку, Арапа и Балерину человеческими чувствами и страстями. Петрушка влюбляется в Балерину, но она предпочитает глупого, но более нарядного Арапа. В гневе отвергнутый влюбленный ссорится с Арапом, и тот смертельно ранит его. Чтобы успокоить толпу, Фокусник вновь превращает Петрушку в куклу, но тот угрожающе является ему в виде призрака. К слову, в героях балета многие узнавали танцоров, позже исполнивших эти роли: прототипом Петрушки называют Вацлава Нижинского, а Балерины — Тамару Карсавину. Балет «Петрушка» с декорациями Александра Бенуа и хореографией Михаила Фокина произвел фурор на «Русских сезонах» в Париже и утвердил славу Стравинского как выдающегося композитора.

Вышедшему на сцену Чайковскому Сладковский передал свою палочку, чтобы он сам продирижировал исполнение своего хита Вышедшему на сцену Чайковскому Сладковский передал свою палочку, чтобы он сам продирижировал исполнение своего хита

Для Сладковского премьерное исполнение в Казани «Петрушки» тоже стало своеобразным прорывом и новой взятой вершиной — он доказал, что для ГСО РТ нет ничего невозможного. Они справляются и с философией Губайдулиной, и с глубиной Шостаковича, и с экспериментами Слонимского, и вот теперь — с яркой виртуозностью Стравинского. Сладковский точно расставляет акценты, благодаря чему разные сцены балета звучат выразительно, повествующе, красочно. Праздничное гулянье музыканты исполняют с особым душевным подъемом, так что атмосфера веселья наполняет весь зал. Сладковский любуется народными мелодиями в балете, они становятся отдельным важнейшим героем. Тонко чувствующие духовые, чуткие струнные, громоподобные ударные сливаются в единый гимн народному веселью и творчеству.

А после этого зрителей ждал еще один сюрприз — ГСО РТ исполнил на бис свою визитную карточку, «Стан Тамерлана» Александра Чайковского. И вправду, нельзя было упустить такую возможность, раз композитор находился в зале. Разумеется, публика рукоплескала стоя, как и всегда и везде после «Стана», — а снова вышедшему на сцену Чайковскому Сладковский передал свою палочку, чтобы он сам продирижировал исполнение своего хита. Публика ликовала — и на этой ноте закончилась бесспорно триумфальная очередная Concordia.