Ярким событием культурной жизни столицы Татарстана стала вчерашняя премьера в здании бывшего центрального загса. Теперь здесь организаторы из фонда «Живой город» создают иммерсивный мир «Анны Карениной». Корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на вчерашнем спектакле, не увидел в нем ни толики провинциальности, влюбился в молодую актрису и удивился запаху свежего дерева.
Все смешалось в казанском особняке купца Демидова вчерашним субботним вечером. Здесь давали премьеру иммерсивной «Анны Карениной», о которой так много говорили последние недели и месяцы
ВСЕ СМЕШАЛОСЬ В ОСОБНЯКЕ КУПЦА ДЕМИДОВА
Все смешалось в казанском особняке купца Демидова вчерашним субботним вечером. Здесь давали премьеру иммерсивной «Анны Карениной», о которой так много говорили последние недели и месяцы. Публику, ее было прилично больше сотни человек (билетов на первые показы давно уже не было в продаже), встречали у входа красные мобильные стойки ограждения, как в аэропорту — вот уж поистине отправляешься на спектакль-путешествие.
За входной дверью в здание бывшего центрального загса ты сразу попадаешь в руки барышень-администраторов. На них маски, заставляющие вспомнить выходную арию Мистера Икс из «Принцессы цирка», но от желания напеть «всегда быть в маске — судьба моя» отвлекает звон монет. Это приятный бонус для зрителя, которому к билету прилагается программка и небольшой мешочек, в котором ровно три рубля. Организаторы постарались во всем создать внутри особняка свой собственный мир, так что на современные «деревянные» или «зеленые» вы здесь ничего не купите. Придется произвести своеобразную деноминацию в местной кассе, где ваша нынешняя тысяча рублей превратится в десяточку как бы старыми монетами.
«Анна Каренина» — очень масштабный и амбициозный проект. Одно только перечисление всей команды заняло добрых три страницы не самым крупным шрифтом в программке
Честно говоря, корреспондент «БИЗНЕС Online» в полутьме особняка Демидова не успел их внимательно разглядеть и пустил в расход еще по ходу действа. В баре же безоговорочным лидером по популярности довольно предсказуемо стал коктейль «Каренина» (за три «иммерсивных» рубля). «Даже не знаю, почему именно его все берут», — шутил местный бармен. Вообще, организаторы постарались, жетоны можно было потратить и в книжной лавке, и в сувенирной. Даже в отделе парфюмерии — специально для спектакля создана линейка ароматов. В общем, мерч уже к премьере — это, конечно, здорово, и говорит о серьезном подходе к делу.
И в целом «Анна Каренина» — очень масштабный и амбициозный проект. Одно только перечисление всей команды («создатели», «художественно-техническое воплощение», «техническая группа», администраторы, монтажеры декораций, PR и маркетинг) заняло добрых три страницы не самым крупным шрифтом в программке. Да и артисты, которых в одном представлении занято до двух с половиной десятков, пахали весь репетиционный период. Исполнитель одной из главный ролей в иммерсивном спектакле, служащий в не последнем по значимости театре Казани, признавался на днях нашему корреспонденту, что полностью поглощен этим проектом, к тому же в родном театре в сезоне у него пока нет новых работ. А еще он рассказывал, что многие артисты приходят на репетиции в особняк Демидова после своих вечерних спектаклей, после чего работают практически до утра. Ну а главный режиссер «Карениной» Диана Сафарова и вовсе практически переехала жить в это здание в последние недели.
Наверняка многие из мужской части публики покинули поздним вечером особняк Демидова с воспоминаниями о Юлии Маленкиной (Анна Каренина), Залине Насыровой (Кити), Лиле Ахметзяновой (Бетси Тверская)
ВОСПОМИНАНИЯ О КРАСИВЫХ ЖЕНЩИНАХ
Последняя прелюдия — ты получаешь зрительскую маску, она отличается от тех, что у организаторов, скорее напоминая олдскульную хоккейную вратарскую. Они двух цветов — черные и красные. На втором этаже в большом зале экс-загса уже стоит поезд… Здесь за еще одной кассой — администратор «Угла» Анжела Фаткуллина. «А ты сейчас Анжела или уже героиня „Анны Карениной“?» — успевает спросить корреспондент «БИЗНЕС Online». «Я — Анжела из мира „Анны Карениной“», — следует, кажется, вполне серьезный ответ.
И тут же голос начинает вещать о правилах для публики. Понравилось вот это: «Не бойтесь останавливаться и прикасаться к окружающим предметам, но всегда возвращайте их на свое место — они находятся там не случайно». Остается надеяться, что на «Карениной» не будет зрителей, вообразивших, что они в турецком пятизвездочном отеле, а перед ними — гостиничные аниматоры. А еще во время спектакля запрещалось разговаривать, использовать фото- и видеосъемку, а также прикасаться к актерам. Впрочем, сами артисты могли по собственной воле начать взаимодействовать с конкретным зрителем.
Айгуль Хайруллина (Долли Облонская) не соответствовала авторскому «истощенная, состарившаяся, уже некрасивая женщина». Однако это никак нельзя назвать недостатком спектакля Сафаровой
1000 элементов реквизита, 100 костюмов, 350 сцен, 16 основных сюжетных линий, 25 локаций, 1700 квадратных метров пространства — все это про первое казанское иммерсивное шоу. Еще раз коротко напомним, что такой спектакль — это не чтение по ролям романа Льва Толстого на сцене перед сидящей в зале аудиторией. Театральной сценой становится весь дом, в каждой комнате которого практически ежесекундно что-то происходит и присутствуют какие-то герои. Поэтому зритель может выбирать свою стратегию поведения, ведь посмотреть весь спектакль за один раз он точно не сможет. Можно выбрать себе героя, с которым и прожить весь этот вечер (авторы казанской «Карениной» опасались, что «все будут ходить за Анной», отчасти так и случилось), можно просто заглядывать в комнаты и интересоваться происходящим с разными героями…
Наш корреспондент еще в начале вечера, когда в одном большом зале собрались зрители, актеры и поезд, заприметил совершенно очаровательную юную барышню в закрытом черном платье в пол. Как оказалось, это была Маша, сожительница Николая Левина, брата Константина. У Толстого она «молодая рябоватая женщина», на которую ну никак не была похожа молодая актриса Владислава Оболенская. На то оно и иммерсивное шоу, конечно, это должен быть мир красивых мужчин и женщин. Поэтому и Айгуль Хайруллина (Долли Облонская) не соответствовала авторскому «истощенная, состарившаяся, уже некрасивая женщина». Однако это никак нельзя назвать недостатком спектакля Сафаровой. Вообще, красивых актрис здесь предостаточно, наверняка многие из мужской части публики покинули поздним вечером особняк Демидова с воспоминаниями о Юлии Маленкиной (Анна Каренина), Залине Насыровой (Кити), Лиле Ахметзяновой (Бетси Тверская).
У Оболенской-Маши все получалось очаровательно, даже поедание соленого огурца
МАША И НИКОЛАЙ ЛЕВИН
Но у «БИЗНЕС Online» уже была своя фаворитка — Оболенская-Маша. Кстати, именно об этой героине говорила в интервью нашей газете главный режиссер проекта. «У нас есть такая линия очень интересная — это Мария Николаевна, сожительница Николая Левина, которую он взял из дома разврата. Она присутствует у Толстого буквально на двух-трех страницах. Я знаю, что это женщина, которую он забрал из дома разврата, потом ее за это судили. Это все, по сути. Конечно, эту линию мы разрабатывали сами… У нас сам по себе родился персонаж, когда мы начали строить основные линии. Надеюсь, Лев Николаевич на нас не обидится», — рассказывала Сафарова.
Николая Левина — нездорового человека, увлеченного левыми идеями и желающего их воплотить в жизнь через создание слесарной артели, — играл замечательный харáктерный актер Камаловского театра Рамиль Вазиев. А наш корреспондент решил включить театрального эстета и посмотреть иммерсивную «Каренину» именно через этих героев, чтобы почувствовать себя немножко Томом Стоппардом (автор пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» — прим. ред.), нашедшим некогда свой подход к главной пьесе Шекспира. И ничуть не пожалел об этом. Временами мы и вовсе оставались наедине втроем: Николай, Маша и один-единственный зритель. Пожалуй, это какой-то особый кайф, когда артисты играют исключительно для тебя. В какой-то момент даже поймал себя на мысли, что ревную «своих» героев к другой публике, которая периодически присоединялась к нашему иммерсивному «междусобойчику». А еще было интересно наблюдать за происходящим в каморке Николая Левина, расположенной прямо под лестницей на первом этаже, когда мимо нее вдруг проносилась по лестнице Анна Каренина в сопровождении многочисленной зрительской свиты.
Николая Левина же – нездорового человека, увлеченного левыми идеями и желающего их воплотить в жизнь через создание слесарной артели, – играл замечательный характерный актер Камаловского театра Рамиль Вазиев
У опытного Вазиева и юной прелестной Оболенской сложился замечательный дуэт, где были страсть и примирение, любовь и ненависть. Вот, Левин-Вазиев требует близости от своей возлюбленной, а та ласково отвечает: «Выпейте еще». Вообще, у Оболенской-Маши все получалось очаровательно, даже поедание соленого огурца. А еще запомнилась сцена, когда счастливые-несчастливые возлюбленные поднимались по лестнице в компании светящегося ночника под музыку Георгия Морозова (которую, кажется, стоит издать отдельным диском), отсылающую нас к миру «Твин Пикса». Казалось, что актриса Оболенская сейчас, вслед за героиней Шерилин Фенн из бессмертного сериала, скажет «а у вас руки никогда не чешутся», а потом завяжет во рту узлом хвостик от вишенки.
По ходу действия Николай и Маша расстаются, после чего зрителю надо сделать выбор между ослепительной женской красотой и актерским классом. Корреспондент «БИЗНЕС Online», стиснув зубы, сделал выбор в пользу последнего, попав в итоге в родовое имение Левиных Покровское — кажется, предмет особой гордости авторов иммерсивной «Карениной». Здесь пахло свежим деревом и даже стояла настоящая баня. Сцена смерти Николая выглядела как эффектное режиссерское решение, но перед этим он все-таки успел произнести пламенную речь против угнетателей, одним из зрителей которой оказался глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров.
В иммерсивной «Карениной» есть немало откровенных сцен, совсем не типичных для пуританской театральной Казани
К ВОПРОСУ О ТЕАТРАЛЬНОЙ ЭКОЛОГИИ
Асгата Ахметовича, пришедшего на премьеру к своей дочери с супругой, мы опознали даже под маской. Запомнилось, как они играли с юным Сереженькой Карениным (Эльдар Гиниятов) в какую-то настольную игру. А зрителем у этого действа был только корреспондент «БИЗНЕС Online», причем никто его в этот момент не блокировал. А в еще одном из эпизодов чета Сафаровых общалась в баре (здесь разрешалось находиться без масок) с главным режиссером театра им. Камала Фаридом Бикчантаевым. И вдруг сюда залетел Вронский (Ришат Ахмадуллин). Интересно, что, увидев актера своего театра в образе, Бикчантаев (вот что значит — абсолютно театральный человек) тут же надел маску, в отличие от других гостей.
А еще в иммерсивной «Карениной» есть немало откровенных сцен, совсем не типичных для пуританской театральной Казани; грамотный продакт-плейсмент вроде приглашения от Стивы Облонского (Камиль Гатауллин) другому герою «прийти в ресторан «Сноб», чтобы отведать стейк «Томагавк»; режиссерские фишки, разбросанные по всему спектаклю, например, когда Константин Левин (Искандер Нуризянов) приходит в комнату к своему умершему брату и обнаруживает в одной из книг… фото Толстого.
В общем, несмотря на солидный хронометраж почти в четыре часа, скучать не приходилось, разве что где-то после середины спектакля был небольшой отрезок, в который, как показалось, в доме практически ничего не происходило. Хотя с продолжительностью «Карениной» создатели еще будут работать. В конце концов, один из авторов известного московского иммерсивного шоу «Вернувшиеся» рассказывал казанским коллегам, что у них все устаканилось примерно к 18-му показу, и это при том, что их консультировали создатели Punchdrunk — британской театральной компании, которая фактически и придумала этот жанр.
Так что процесс «влияния этого проекта на театральную экологию Казани» (выражение театрального критика Дмитрия Ренанского) запущен, что не может не радовать. Ну а каждый зритель найдет здесь себе что-то по душе. Кого-то привлекут танцы на балу, кого-то — карточная игра Каренина (Павел Густов) с Доктором (Ильнур Гарифуллин), кого-то — ария от Айдара Сулеймана. Вот только совет для публики: прочтите перед этим «Анну Каренину», это здорово поможет разбираться с происходящим. Ну а если на Толстого нет времени, то, на худой конец, воспользуйтесь кратким изложением романа, что-то вроде «„Анна Каренина“ за 15 минут вместо 25 часов».
Фото на анонсе: Юлия Калинина Фотографии предоставлены пресс-службой иммерсивного спектакля «Анна Каренина»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 141
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.