Неля Ахмадуллина

«ДОДИН – ЭТО САМЫЙ ГЕНИАЛЬНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ РЕЖИССЕР»

— Неля Михайловна, вы уже много лет работаете в МДТ бок о бок со Львом Додиным — в чем феномен этого театра и его художественного руководителя?

— Я считаю, что Лев Абрамович Додин — это самый гениальный театральный режиссер из тех, что работают сейчас. Его возможности и способности, то, что он делает с артистами, как он заставляет переворачиваться зрительское сознание, когда человек приходит в театр, казалось бы, расслабиться…  Додин всегда предлагает публике серьезный разговор, буквально заставляет ее включиться в беседу, создавая какие-то невидимые нити между людьми, сидящими в зале, и своими артистами.

Ни один человек не уходит из МДТ, не получив какого-то ответа или не задав себе вопросов: что происходит со мной сегодня, что происходит с моими близкими, что происходит с обществом? Хотя он и смотрит, к примеру, спектакль по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба», написанному в 1950-е. И это, конечно, уникальная ситуация, когда великие авторы встречаются с таким большим художником, как Додин. А тот, в свою очередь, помогает зрителю погрузиться в творчество этих авторов.

— «Жизнь и судьба» — это важный спектакль для вашего театра, и дело, как мы понимаем, не только в том, что он получил «Золотую маску» как лучший драматический спектакль года в России.

— Вы знаете, у нас в репертуаре есть два таких спектакля – «Братья и сестры» и «Жизнь и судьба». Это основополагающие работы для МДТ, из которых, можно сказать, прорастают другие спектакли. Мало какие режиссеры используют сейчас методы проживания, вхождения в предложенную ситуацию, в эту воду, для того чтобы почувствовать и передать потом зрителю. Но Лев Додин как раз занимался этим при работе над «Жизнью и судьбой».

Спектакль очень интересно создавался, и это лично моя история. Лев Абрамович попросил найти место, где бы он мог репетировать этот спектакль еще со своими студентами, как раз его начинал создавать курс, на котором учились Данила Козловский и Лиза Боярская. Это должно было быть место, так или иначе связанное с ГУЛАГом, репрессиями, о которых в том числе пишет Гроссман. И это стало для меня настоящим испытанием. Я была в разных точках нашего Севера, сделала 5 тысяч фотографий, но, попав в Норильск, поняла, что работать нужно именно здесь. Мы  прожили там 10 дней, Лев Абрамович репетировал с актерами. Спускались в шахту, летали на вертолете. Помню, как сидели в аэропорту Норильска 6 часов, была нелетная погода, а мы должны были попасть на один труднодоступный остров. И каждые 15 минут спрашивали: ну что, летим или не летим?

Там реально было много интересного и страшного. Российская премьера спектакля была именно в Норильске, и показалось, что некоторые из зрителей в этот вечер впервые задумались о чем-то очень важном, касающемся их города, их семьи. Бывали такие ситуации, когда отец сидел в этом лагере, а сын работает теперь здесь же в системе УФСИН. Там есть тюрьма самого строго режима, где заключенные сидят по 25 лет, и наши ребята целый день провели с ними, обедали, разговаривали. Но это было очень тяжело, потом сутки все молчали.

А потом актеры ездили в Польшу в места, где находились концлагеря. Они знакомились с людьми, которые выжили, создали свои маленькие и большие музеи, и ни о чем другом говорить и думать больше не могли.

Чтобы увеличить, нажмите

«ТАКАЯ ТИШИНА В ЗАЛЕ ВОЗНИКАЕТ, А ЕЕ СПЕЦИАЛЬНО НЕ ПРИДУМАЕШЬ»

— Додинские актеры – это тоже особая история. А кого вы считаете лучшим артистом вашего театра?

— Нельзя выделить какого-то лучшего актера или актрису в Малом драматическом театре. У нас много блестящих артистов. Но я могу рассказать о двух народных артистах России, которых казанский зритель увидит в спектакле «Жизнь и судьба», —  Татьяне Шестаковой и Сергее Курышеве. Это потрясающий тандем, в данной работе они сливаются в одно целое и поднимают очень важные темы. Иногда Сережа Курышев в роли профессора Штрума похож на академика Сахарова. А когда Татьяна Борисовна Шестакова читает письмо матери, возникает ощущение, что ты берешь в руки какую-то вселенскую книгу и тебя допустили до древних-древних рукописей, дав возможность это послушать. И такая тишина в зале возникает, а ее специально не придумаешь.

— Главную роль в спектакле «Жизнь и судьба» играет Сергей Курышев. Немало видел этого артиста в спектаклях МДТ и всегда удивлялся, что он вроде бы всегда узнаваем на сцене, но при этом удивительно органичен во всех ролях: Войницкий в «Дяде Ване», Кириллов в «Бесах», доктор Стокман во «Враге народа». То же самое и с ролью доктора Штрума в спектакле по Гроссману.

— Для меня Сергей Курышев – это то же самое, как если я беру серьезную тонкую литературу, которую чувствуешь сразу, и у тебя пробегают мурашки… Ты не понимаешь, вроде бы это просто стихотворение, но что-то там между строк проскальзывает, какая-то музыка звенящая. Так и Сережа: иногда он просто может провести рукой по лицу,  еще ничего не сказал, а тебе уже страшно, потому что в этот момент он умудряется передать чувства. Наверное, это и есть актерский талант.

«ЭТО МОДНО – ХОДИТЬ В МАЛЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР»

— Малый драматический в третий раз приезжает в Казань. Думаю, что театралы со стажем помнят первый приезд – большие гастроли в 2007 году с тремя громкими названиями («Братья и сестры», «Дядя Ваня», «Московский хор»).

— Я тоже помню, как приехала в родной Татарстан и не узнала Казань. Такой чистый и ухоженный город. У всех было открытие Казани. А еще запомнился тонкий зритель, который полюбил наш театр. Это еще были тяжелые для театра времена, когда по России было мало гастролей.

— Кто был инициатором нынешних гастролей?

— Инициаторов было двое – Додин и главный режиссер театра имени Камала Фарид Бикчантаев. Я помню, что Фарид увидел спектакль «Жизнь и судьба» и сказал: какой это удивительный и пронзительный спектакль, его нужно везти в Казань, его здесь поймут и почувствуют! И они начали разговаривать со Львом Абрамовичем. То есть это такая личностная история. Поддержала нас и министр культуры Татарстана Ирада Аюпова, мы с ней познакомились, она приходила на наш спектакль во время московских гастролей.

И есть еще одна история, я, правда, не знаю точно, байка это или нет. У нас недавно были гастроли в Англии, и в Лондоне на сцене Королевского театра мы как раз представляли спектакль «Жизнь и судьба». Говорят, что после него к Додину подошла семейная пара, которая спросила: «А не хотите ли вы привезти этот спектакль в Казань?» Лев Абрамович ответил: «А мы и едем в Казань в ноябре».

У нас будут два показа «Жизни и судьбы» в Казани – 16 ноября в 19:00 и 17 ноября в 18:00. И эти спектакли все равно будут разными, потому что придет разный зритель. Мы так это и называем – премьера спектакля в Казани.

— МДТ уже объездил со своими спектаклями практически весь земной шар и продолжает это делать. Как вы объясняете неснижающийся интерес к театру Додина в мире?

— Все идет от головы – есть человек, есть лидер. Этот лидер в нашем театре – Лев Абрамович Додин. Он знает, чего хочет, как сделать спектакль-шедевр, как работать с артистами. И актеры понимают, что сегодня у них есть шанс поработать с великим режиссером, потрясающей драматургией, замечательными своими коллегами-профессионалами. И, когда планка поднята так высоко, уже нельзя играть плохо, уже нельзя играть проходные спектакли. У меня масса друзей, которые говорят: что же вы с нами делаете, после МДТ мы не можем больше никуда ходить, ни в какой другой театр!

Даже многие петербуржцы не могут попасть в театр. У нас небольшая по столичным меркам площадка, постоянные аншлаги, а сейчас уже активно продаются билеты на январские-февральские спектакли. Это модно – ходить в Малый драматический театр, это престижно – ходить в Малый драматический театр. Как, вы не были в МДТ? Нет, если вы житель Петербурга, который ассоциирует себя с движением жизни, историей и современностью, то вы должны ходить в Малый драматический.

16+