В Казани прошел уже шестой музыкальный фестиваль «Денис Мацуев у друзей»: два дня знаменитый пианист и ГСО РТ под управлением Александра Сладковского исполняли фортепианные и симфонические хиты. О том, кому достались гранты от возглавляемого пианистом фонда «Новые имена» и как Мацуев поздравил свою жену с днем рождения, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Денис Мацуев
«РЕЗУЛЬТАТЫ В ТАТАРСТАНЕ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ — МЫ ВРУЧАЕМ 5 СТИПЕНДИЙ»
13 и 14 ноября на сцене ГБКЗ им. Сайдашева нашлось место и новым, и старым именам. Знаменитый Денис Мацуев приехал в Казань, чтобы выступить на уже VI фестивале «Денис Мацуев у друзей» и наградить юных стипендиатов возглавляемого им фонда «Новые имена». В этот раз денежный приз и путевку в летнюю школу в Суздаль получили четыре ученика казанских музыкальных школ и — впервые — одна ученица художественной школы. До этого два дня юные музыканты столицы РТ участвовали в мастер-классах именитых педагогов Московской консерватории. «Я, когда задумывал этот фестиваль, первым делом подумал о „Новых именах“, потому что „Новые имена“ — это наша семья, благодаря которой и я, и все мое поколение оказались там, где мы оказались, — на сцене. Это самое удивительное, самое святое место для любого музыканта. Я очень рад, что результаты в Татарстане замечательные, мы вручаем 5 наших стипендий. Это очень серьезная цифра — не только стипендия, но и автоматически поездка в нашу легендарную творческую школу в Суздале. Фантастическая атмосфера, лучшие педагоги, которые приехали и сюда. Конечно, Татарстан — один из главных источников вот таких фантастических молодых дарований», — отметил Мацуев на вручении грантов.
С ним был солидарен и художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский: «Я очень рад, что фонд „Новые имена“ благодаря Денису Леонидовичу процветает сегодня не только в Москве, но и во всех уголках нашей страны. Я абсолютно согласен с тем, что Татарстан — очень важный источник с невероятной школой, консерваторией, институцией, которая с детства, как в спорте высших достижений, приводит детей естественным образом на сцену и выводит их на самый пик творческой карьеры, о которой мечтают любые музыканты. Я очень рад, что мы все в этом потоке, что опять мы имеем возможность приветствовать здесь наших замечательных педагогов из Москвы, которые занимались с нашими детьми, которые отобрали 5 искорок». На церемонии также было объявлено, что фонд «Новые имена» в этом году получил президентский грант — 70 млн рублей на три года (год назад Владимир Путин сообщил о выделении 1 млрд рублей ежегодно на расширение системы президентских грантов для молодых талантливых людей). Грант позволит проводить мастер-классы и вручать стипендии в 20 городах ежегодно.
«Наш фонд „Новые имена“ в этом году очень мощно проводит свои мастер-классы — уже были и в Альметьевске, и в Набережных Челнах. И искорки, которые загораются на территории всего Татарстана, вот уже несколько лет пополняют нашу семью потрясающими молодыми людьми, которые, на мой взгляд, имеют большие шансы стать великолепными музыкантами», — сказал Мацуев на вручении. Перед торжественной частью зрители ГБКЗ смогли убедиться в этом воочию: восходящие звезды исполнили для них произведения Дмитрия Кабалевского, Белы Ковача, Фредерика Шопена, Сергея Рахманинова. Ученица 7-го класса спецшколы при казанской консерватории Яна Булатова вызвала бурные овации и два раза выходила на бис — ее виртуозное исполнение технически сложного «Рондо» Кабалевского действительно вызывает восхищение. Другими стипендиатами стали Радмила Мамяшева, Камиль Фатыхов, Нурия Гатина и художница Александра Рябова. Особый восторг у публики вызвали юные музыкантов из Москвы — 18-летняя пианистка Софья Меньшикова и успевший засветиться в шоу «Лучше всех» на Первом канале 10-летний скрипач Дмитрий Кучеренко, однако казанские музыканты не уступали в мастерстве столичным восходящим звездам. «Вы стали членами уникальной семьи, в которой потрясающее настроение, в которой даются очень важные советы как для сцены, так и для жизни. Хочу пожелать, чтобы вы находились на сцене как можно дольше. Это очень специальный день для вас сегодня», — сказал Мацуев, поздравляя стипендиатов.
Александр Сладковский
«Я ХОЧУ, ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ДВА ГОДА МЫ С ГСО РТ ПРИЕХАЛИ В КАРНЕГИ-ХОЛЛ»
«Наш фестиваль называется „Денис Мацуев у друзей“, — рассказал пианист перед концертом. — Это очень символичное название, потому что действительно у меня здесь очень много друзей — и в Казани, и в Татарстане. С этим залом у меня очень много связано — своих концертов, своих музицирований. В основном это связано, конечно, с потрясающим дирижером, который сделал здесь оркестр мирового класса, — Александром Сладковским. Когда я увидел сегодня оркестр Александра Витальевича, я сразу понял, что я дома. Дома с очень близкими для меня людьми, потому что Казань действительно для меня очень родная… Наш фестиваль с Александром Сладковским — это каждый раз разная программа. Мы переиграли больше 30 разных концертов композиторов, в общей сложности провели больше 100 выступлений и в России, и в других странах».
Сладковский рассказал о напряженном графике своего друга: «Потрясающе, что мы свидетели и соучастники турбулентности этого невероятного человека, моего друга. Я говорю это с огромной гордостью — только вчера он прилетел из США, где совершенно феерически в Карнеги-холле играл свой сольный концерт. Это, правда, ко многому обязывает — сохранять скорость рядом с такой величиной». Конечно, худрук ГСО РТ скромничает — он и сам постоянно перемещается с корабля на бал, вызывая овации как в венском «Музикферайне», так и в московском «Зарядье». К слову, и Карнеги-холл, по словам Мацуева, не за горами: «Оркестр растет, добивается высочайшего качества. Они действительно любимцы публики, не только в Казани, но и в других наших и не наших городах. Я хочу, чтобы мы вместе сыграли и в Америке тоже — Карнеги-холл, безусловно, должен услышать этот оркестр. Там все пропитано русской культурой, и аура этого зала неповторима. Я очень хочу, чтобы через два года мы туда приехали».
«Я очень рад, что наш фестиваль процветает, в этом году он будет в несколько ином формате, но я думаю, что те счастливые слушатели, которые придут сегодня и завтра вечером здесь, будут очарованы», — пообещал Сладковский. И публика, по-видимому, тоже это предчувствовала: зал был полон еще на дневном концерте, но сказать то же о вечерних — значит не сказать ничего. Казалось, зал ГБКЗ им. Сайдашева уже наполнен до краев, но люди все приходили и приходили, вставая в проходах, заполняя балкон и даже ложи, в которых на время первого отделения первого концерта в неожиданном для себя амплуа зрителя оказался и сам Сладковский, а также вице-премьер РТ Лейла Фазлеева и председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов. Казалось, все в этом концерте сделано так, чтобы превзойти ожидания слушателей — даже его ведущим был известный тележурналист Юлиан Макаров, который ведет на канале «Культура» авторскую программу «Главная роль» и курирует Всероссийский музыкальный конкурс. «Программа у нас очень насыщенная и очень не утомительная», — обещал он.
Юлиан Макаров
МОЙ ДРУГ ПЕТР ЧАЙКОВСКИЙ
Макаров выступил на концертах не просто в роли конферансье, но и настоящего культуртрегера, рассказывая зрителям истории из биографии композиторов и факты о произведениях. «Денису и Александру захотелось сделать что-то необычное, особенное, во многом новое даже для самого Дениса. Мы привыкли, что оркестр в начале играет что-нибудь легкое, чтобы публика могла прийти в себя после ужасов рабочего дня. Потом выпархивает солист и играет что-нибудь эпическое, в си-бемоль миноре, в сопровождении оркестра. И после цветов и биса прекрасная миссия солиста заканчивается. Но на этом концерте все будет не совсем так. Ведь друзья для этого и посланы нам сверху, чтобы в самой доброжелательной атмосфере искать, пробовать, ошибаться, импровизировать, в том числе и с форматом», — с такими словами телеведущий открывал концерты.
Как оказалось, с форматом организаторы угадали — сильное сольное начало Мацуева настолько покоряло публику, что даже сложные произведения вроде сонаты №17 Людвига ван Бетховена или большой сонаты Петра Чайковского воспринимались уставшей после рабочего дня публикой как глоток свежего воздуха. Мацуев — не только виртуозный пианист, но и блестящий интерпретатор. Конечно, композиторы чаще всего четко указывают, как играть свои произведения, но одно и то же pianissimo у каждого исполнителя звучит по-своему. Мацуев же не боится пауз, акцентов и работы с темпом. Он не покорный слуга композитора, а равный ему. И от такого творческого союза рождаются произведения, у которых бьется сердце, которые дышат и живут. В случае с Бетховеном Мацуев, словно чуткий интервьюер, ведет беседу с композитором, задавая ему откровенные вопросы. И Людвиг ван рассказывает о себе то, что не говорил никому раньше, делится чувствами и переживаниями — о несчастной любви, мыслях о самоубийстве, проблемах со здоровьем, душевных метаниях. И Мацуев настолько глубоко сопереживает Бетховену и так внимательно его слушает, что становится понятно, почему этому пианисту рукоплещут во всех точках земного шара. Ведь мастерство пианиста заключается не только в его отточенной технике и быстроте пальцев, но и в такой глубокой эмпатии и творческому подходу к исполнению произведения.
То же можно сказать и об исполнении Мацуевым лирической и одновременно трагической баллады №4 Фредерика Шопена. Это разговор по душам, почти шепотом. Кажется, будто Мацуев и Шопен знают друг друга 100 лет, и последний настолько доверяет пианисту, что посвящает его в самые сокровенные свои тайны. Он исповедуется Мацуеву, и тот выслушивает откровения с полным принятием и пониманием. Временами этот шепот становится очень экспрессивным, словно с этим пианистом Шопен может снять маску лирико-романтического героя, камерного композитора. И с Чайковским Мацуев обращается так легко и виртуозно, как будто это его давний друг. Соната звучит свободно и гибко, в ней нет лишнего надрыва и тяжеловесности. Она красочна, экспрессивна и торжественна, своей игрой Мацуев словно говорит слушателям: «Посмотрите, насколько богата музыка Чайковского и как она разнообразна! Полюбите его так же, как люблю я!» Таким образом, название «Денис Мацуев у друзей» относится не только к ГСО РТ, но и к исполняемым им произведениям, а позже — и к самим зрителям, которые тоже начинают ощущать себя частью этой доброжелательной и дружеской атмосферы.
ЖИВОПИСНЫЙ ГРИГ И СТРАВИНСКИЙ ДЛЯ ЖЕНЫ
Вместе с ГСО РТ Мацуев исполнил Концерт для фортепиано с оркестром Эдварда Грига и Каприччио для фортепиано с оркестром Игоря Стравинского. В случае с Григом нужно отметить, что каждый может исполнить популярную мелодию, но не каждый может ее почувствовать. Так вот этого норвежского композитора нужно чувствовать — только при таком условии его можно исполнить со всей присущей ему нежностью, лиричностью, тонкостью и мелодичностью. Невероятное количество воздуха в музыке Грига непросто перенести с партитуры на фортепиано или скрипку — для этого нужно путем тщательного изучения, осознания этой музыки сначала найти тот самый воздух. Но и излишняя дотошность тут ни к чему — музыкант должен быть тонким психологом, уловить вибрации Грига не умом, а сердцем. Это получилось и у Мацуева, и у Сладковского. Красивейшая палитра национальных норвежских мотивов, лиризм и романтизм, эмоциональность — все это обнаружили и явили публике музыканты. Сладковский и Мацуев создали потрясающую по яркости и насыщенности музыкальную картину, которую хочется слышать и слушать снова и снова.
Каприччио Стравинского было исполнено в Казани впервые и стало своеобразным подарком Мацуева его жене приме-балерине Большого театра Елене Шипулиной, которая накануне отпраздновала день рождения. Как рассказал Макаров, она с огромным успехом несколько сезонов подряд исполняет сольную партию в «Рубинах» — одной из частей балета Джорджа Баланчина на музыку Стравинского. Своеобразное произведение с богатой фактурой и оркестровкой словно было призвано показать возможности тандема Сладковского и Мацуева. «Главному концертирующему инструменту я противопоставил в оркестровом ансамбле или несколько инструментов, или целые группы также концертирующих инструментов. Таким образом был сохранен принцип конкуренции», — так описывал Стравинский свое произведение. Однако в случае со Сладковским и Мацуевым стоит скорее говорить об объединении, соучастии, творческом союзе, который раскрывает произведение по-новому, придает ему какое-то совершенно эксклюзивное звучание.
В исполнении ГСО РТ также прозвучала сюита из музыки к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт» Эдварда Грига и симфония № 9 Дмитрия Шостаковича. Для компиляции материала «Пер Гюнта» Сладковский отобрал самые значимые части сюиты и наполнил их светом и тем самым воздухом, о котором говорилось выше. «Утро» звучит у него хрустально и пронзительно, «Смерть Озе» — трагически и проникновенно, а на «Пещере горного короля» телефоны с включенными камерами, слово тролли из подземелья, начали подниматься в руках зрителей, что говорит само за себя. Завершается сюита «Песней Сольвейг», которая у Сладковского особенно волнующая и хрупкая. Он бережно обращается с легкой фактурой произведения, позволяя народным мелодиям раскрыться во всей красе. И вот уже перед зрителями не сцена, а окраина норвежского леса, где встретились потерявший надежду горе-путешественник Пер и вечно любящая и преданная Сольвейг.
Можно прочесть множество восторженных отзывов мировых музыкальных критиков о записи 15 симфоний Шостаковича ГСО РТ (13 CD вышли на лейбле «Мелодии») и принять их на веру, а можно услышать их вживую и убедиться, что все эти восхищения абсолютно справедливы. «Я мечтал исполнить все симфонии Шостаковича, чье наследие видится мне важнейшим с точки зрения исторической и художественной ценности. Это история страны в звуках», — рассказывал Сладковский. У этой послевоенной симфонии непростая судьба — ее сочинение далось Шостаковичу нелегко, замысел композитора поменялся, хотя публика ждала монументального произведения, прославляющего победу в Великой Отечественной войне. Однако у композитора получилось изящное произведение с долей иронии и гротеска, где лиризм и трагизм смешиваются с неуклюжими и механистическими мотивами. На 7 лет, до 1955 года, симфонию запретили и только после развенчания культа Сталина она вновь вернулась в репертуары оркестров.
Чувствуется, что Сладковский не просто исполняет Шостаковича, но и проживает, пропуская через себя. Вся эмоциональность и противоречивость симфонии подхвачена оркестром, который тоже глубоко прочувствовал эту музыку. Как отмечал обозревать влиятельного американского журнала классической музыки Fanfare Марк Новак, «татарстанцы играют эту пьесу серьезнее, чем я слышу в других выступлениях, и это подход, который работает достаточно хорошо». Несмотря на небольшую продолжительность этой симфонии (около 26 минут), Сладковский настолько основательно проработал ее музыкальный материал, что каждая нота звучит основательно, ярко, четко. У Шостаковича нет ничего лишнего или малозначащего — и Сладковский прекрасно это понимает. Мастерство оркестра отточено до такой степени, словно сам композитор вместе с музыкантами готовил исполнение своего произведения. Многим слушателям передалась эта психологическая погруженность оркестра в содержание симфонии — корреспондент «БИЗНЕС Online» заметила слезы на их глазах. После 9-й симфонии публика никак не хотела отпускать музыкантов — стоячие овации, бисы один за другим, нескончаемые крики «браво!»… Сладковскому пришлось на время сдержать лавину аплодисментов, чтобы исполнить на бис яркий и красочный «Танец» из балета Шостаковича «Золотой век». И если очередной фестиваль классической музыки на этом подошел к концу, то золотой век ГСО РТ только начинается.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 7
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.