Гипермаркет игрушек и детских товаров «Бегемот» в конце октября покинул рынок Казани. Как выяснила газета «БИЗНЕС Online», один из крупнейших федеральных ретейлеров детских товаров закрыл магазины и в других городах России, а с управляющей компании Московский кредитный банк требует более 3 млрд рублей. Эксперты говорят, что фирме не хватало качественного продвижения и маркетинговой работы и сеть подзабыли, а потребители игрушек теперь покупают больше, но денег тратят меньше.
Гипермаркет игрушек и детских товаров «Бегемот» в конце октября покинул рынок Казани, а также ряда российских городов
ТОЛЬЯТТИНСКИЙ «БЕГЕМОТ» УШЕЛ НА ФОНЕ РАСПРОДАЖИ — ЕГО ПЛОЩАДИ ЗАНИМАЮТ СИБИРЯКИ
Гипермаркет игрушек и детских товаров «Бегемот» в конце октября покинул рынок Казани, а также ряда российских городов. Федеральная сеть была представлена в столице РТ двумя точками: магазином в ТЦ «Сити Центр» на улице Академика Парина (закрылся в мае) и в ТЦ XL. В последнем в октябре была объявлена распродажа товаров со скидками от 40%, на которой можно было приобрести, например, игрушки дешевле 100 рублей. Отметим, что на рынок Казани торговая сеть «Бегемот» вышла в 2007 году, открыв магазин на четвертом этаже ТЦ «Модная семья». Участники рынка помнят, что еще один магазин сети ранее располагался в одном из торговых центров лендлорда Алексея Семина на Сибирском тракте, 34.
Судя по официальной группе ретейлера «ВКонтакте», с сентября этого года началось повальное закрытие магазинов во многих городах присутствия сети. О скидках в преддверии закрытия было объявлено в Астрахани, Брянске, Владикавказе, Йошкар-Оле, Омске, Самаре, Саранске, Тюмени, позднее — в Курске, Нижнем Новгороде, Ярославле и т. д. В каких-то городах, судя по записям клиентов магазинов в группе, в августе прекратились поставки. Примерно с середины июля закрылся розничный интернет-магазин (с пометкой «временно») и прекратило работу приложение. На вопросы о закрытии магазинов представитель сети отвечал, что это «оптимизация территорий по городам». С начала сентября он перестал отвечать на вопросы пользователей — видимо, оптимизировали и представителя.
Магазин в казанском XL сейчас пустует. По оценке экспертов по коммерческой недвижимости, его площадь составляла порядка 500 кв. метров. Интересно, что до 2016 года «Бегемот» занимал большую площадь в ТЦ «Квартал» на улице Чистопольской, откуда переехал, уступив место другому известному гипермаркету сети детских товаров Rich Family. Кстати, новосибирская сеть Rich Family открыла в августе этого года второй гипермаркет именно на площадях в «Сити Центре», которые ранее занимал «Бегемот».
Телефоны компании и электронная почта были недействительны уже с середины октября.
Федеральная сеть была представлена в столице РТ двумя точками: магазином в ТЦ «Сити Центр» на улице Академика Парина (закрылся в мае) и в ТЦ XL
БАНКРОТСТВО УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ
Оптово-розничная торговая сеть «Гипермаркет „Бегемот“» входила в группу компаний Grand Toys (на рынке игрушек с 1998 года), которая когда-то была крупнейшем импортером детских игрушек в России. В настоящее время сайт Grand Toys не функционирует. ГК являлась разработчиком игрушек под собственными торговыми марками («Затейники», Top Toys, «Фабрика Деда Мороза», Plush apple, Pro Line, «Светлячок»). На сайте сети указано, что «Бегемот» представлен 89 магазинами формата cash&carry в городах европейской части России, Урала и Западной Сибири. Компания являлась официальным оператором продаж лицензионных товаров с символикой Олимпийских игр 2014 года.
Первый гипермаркет «Бегемот» открылся в 2005 году в Пензе. По подсчетам «INFOLine-Аналитики», как писал «Ъ», на июль 2017 года у компании было 65 магазинов.
Согласно базе данных «Контур.Фокус», ООО «ТС „Гипермаркет „Бегемот“» зарегистрировано в Тольятти и в 2017 году имело баланс в 26 млн рублей, выручку — 6,1 млн рублей и чистый убыток — 1,6 млн рублей. 100-процентный учредитель фирмы — компания с ограниченной ответственностью «Корвелиано Трейдинг Лимитед» (Виргинские Острова (Брит.). Причем доля находится в обременении у ПАО «Московский Кредитный Банк». ООО «ТС „Гипермаркет „Бегемот“» является соучредителем 87 юрлиц — магазинов в городах России, в том числе ООО «Бегемот Казань». Баланс казанского юрлица в 2017-м составлял 23 млн рублей, выручка — 6 млн рублей и чистая прибыль — 380 тыс. рублей. На фоне таких показателей удивительно, как они вообще могли платить аренду.
Магазин в казанском XL сейчас пустует. По оценке экспертов по коммерческой недвижимости, его площадь составляла порядка 500 кв. метров
Год назад СМИ писали, что сеть приобретает польского продавца детских товаров Smyk — почти два десятка универмагов ретейлера должны были перейти под контроль «Бегемота». У Smyk — польского аналога российской сети «Детский мир» — работало 11 магазинов в Москве, три универмага в Санкт-Петербурге и по одному в Новосибирске, Омске, Екатеринбурге, Челябинске и Нижнем Новгороде. Первый магазин Smyk в России был открыт в 2008 году. Эксперты оценивали стоимость российского бизнеса Smyk в 1 млрд рублей при выручке около 1,6 млрд рублей в 2016 году, а о сделке говорили, что она станет продолжением целой череды событий, связанных с укрупнением сегмента детских товаров и игрушек.
Отметим, что управляющей компанией всех юрлиц – владельцев магазинов в городах присутствия в стране значится ООО УК «Бегемот». У ООО два соучредителя, однако, согласно «Контур.Фокусу», их доли находятся в залоге у ООО «Сити Тойс». Компания, зарегистрированная в Тольятти, в 2017 году получила выручку в 3,8 млрд рублей и чистый убыток в 1 млрд рублей. В начале сентября Московский кредитный банк обратился в суд с требованием признать «Сити Тойс» банкротом, мотивируя это наличием задолженности в 3,6 млрд рублей. В октябре от банка поступило заявление об уменьшении суммы заявленных требований до 3,5 млрд рублей, из которых 2,6 млрд — просроченная задолженность по основному долгу и процентам за пользование кредитами, 932,9 млн рублей — штрафные неустойки по кредитным договорам. Следующее заседание состоится в середине ноября.
ОБЪЕМ «ДЕТСКОГО» РЫНКА В РОССИИ — 600 МЛРД РУБЛЕЙ
Лидером сегмента детских товаров в стране по итогам 2017 года стала сеть «Детский мир». Об этом объявило летом 2018-го информационно-аналитическое агентство INFOLine в исследовании «INFOLine Retail Russia топ-100. Итоги 2017 года. Тенденции 2018 года. Прогноз до 2020 года».
«Детский мир» насчитывает 622 торговых объекта, что составляет 688 тыс. кв. м торговой площади. В 2017 году компания открыла 104 торговых объекта, включая 10 магазинов в Казахстане. С 2017-го сеть развивает новый для себя формат: торговая площадь 500–600 кв. м, ассортимент 5 тыс. SKU. В феврале 2017 года АФК «Система» и российско-китайский инвестиционный фонд провели IPO «Детский мир». Сумма привлеченных средств составила 21,1 млрд рублей. По мультипликаторам EV/EBITDA «Детский мир» оказался сопоставим с лидерами рынка российского ретейла «Магнитом» и Х5 Retail Group — с триллионным оборотом каждый. Выручка ГК «Детский мир» в 2017-м увеличилась на 21,9% до 97 млрд рублей.
В топ-3 ведущих компаний сегмента также входит торговая сеть «Кораблик» и «Дочки-сыночки». На начало 2018 года «Дочки-Сыночки» имеет 169 торговых объектов и занимает 165 тыс. кв. м торговой площади. У сети три магазина в Казани.
В целом сегмент детских товаров в 2017 году, по оценке INFOLine, показал рост на 2,4% до 610 млрд рублей. Драйверами увеличения стали онлайн-продажи и развитие собственных торговых марок крупных сетей.
Торговая сеть «Детский мир» за последние четыре года увеличила вдвое число торговых объектов, выручка компании стабильно росла на 20–30% в год, несмотря на спад потребительской активности.
По словам эксперта по коммерческой недвижимости Леонида Рахимова, «Детский мир» набрал хитов — в его ассортименте есть и игрушки, и кроватки, и одежда, и т. д. «Успешен он потому, что все вместе сложилось по законам привлекательности — и бренд, и матрица, и подборка. Цены, конечно, имеют значение, и часть покупателей обращают на них внимание, а большинство, как видим, нет. В результате „Детский мир“ процветает, а те, кто пытается продать подешевле, уходят с рынка», — говорит он.
«Бегемот» отличался от остальных игроков действительно низкими ценами, а также регулярными акциями
«ИГРУШЕК СТАЛИ ПОКУПАТЬ БОЛЬШЕ, НО ПЛАТИТЬ МЕНЬШЕ»
Существующие на рынке игроки отличаются друг от друга в основном ценовым позиционированием. Принято считать, что самая дорогая и известная сеть — это «Детский мир». Следуют за ней «Дочки-сыночки», Rich Family, «Радуга» в ценовой категории пониже. Помимо перечисленных крупных игроков, расположенных на больших площадях, есть игроки поменьше — четырьмя магазинами в Казани представлена «Кроха» и Toy.ru, двумя — «Бегемотик» и т. д.
«Бегемот» отличался от остальных игроков действительно низкими ценами, а также регулярными акциями. Например, популярной была акция по приобретению второго такого же товара всего за один рубль. Правда, и бракованная продукция, судя по отзывам в соцсетях, встречалась нередко.
По словам генерального директора The NPD Group (исследует российский рынок игрушек с января 2014 года) Марии Ванифатовой, в первом квартале 2018 года быстрее всего продолжали расти недорогие игрушки, а среди лидеров повышения были коллекционные куклы. Также хорошие темпы показывали фигурки героев. «В среднем российские потребители купили игрушек в 2017 году на ту же сумму, что и в 2016-м, хотя средняя цена игрушки упала на 8 процентов до 678 рублей. Таким образом, игрушек стали покупать больше, но платить за каждую из них меньше. Данный тренд к снижению стоимости игрушек был зафиксирован во всем мире. Один из драйверов этого процесса — рост продаж коллекционных игрушек: куколок и фигурок. Также вклад в снижение среднего чека внесли набирающие популярность собственные торговые марки сетей и увеличение доли промо. В России помимо модных коллекционных фигурок самый высокий рост также показал игрушечный транспорт в основном за счет радиоуправляемых игрушек», — говорила эксперт в середине этого года.
«НА РЫНКЕ ДЕТСКИХ ТОВАРОВ СОБРАЛОСЬ УЖЕ ЦЕЛОЕ КЛАДБИЩЕ БРЕНДОВ»
Эксперты «БИЗНЕС Online» прокомментировали события на рынке детских товаров.
Леонид Рахимов — эксперт по коммерческой недвижимости:
— У меня всегда вызывали вопросы гипермаркеты игрушек, которые продают подешевле. Ведь детские товары, игрушки — это все-таки не повседневная история. Дискаунтеры — вообще путь в никуда. Чтобы стать успешным дискаунтером, нужны огромный объем рынка и уникальный товарный ассортимент. Если проводить аналогию, скидка на Mercedes или Audi гораздо более ценна, чем скидка на китайскую машину, которую вы впервые видите, потому что ценность не сформирована. Даже скидка на «Жигули» будет ценнее, потому что это понятный бренд.
Рынок детских товаров постоянно освобождается от игроков, и кто-то новый пытается в него залезть. Проходит время, и он тоже уходит. Собралось уже эдакое кладбище брендов. Что касается расположения ряда магазинов детских товаров в ТЦ XL, где закрылся последний «Бегемот» в Казани, многоэтажные торговые центры вызывают много вопросов, они сложны. Как правило, мамам, особенно с колясками и детьми, непросто добираться до магазинов аж на четвертом этаже торгового объекта.
Владимир Шайхиев — заместитель генерального директора «А-Девелопмент»:
— Самый первый магазин сети «Бегемот» в Казани находился еще на Сибирском тракте, 34, и тогда это был действительно востребованный формат. Затем многое поменялось. Помню, правда, очень неудобную выкладку товаров в том магазине. В торговом центре XL у сети было спорное место — слишком далеко, и, если случайно на него не наткнуться, про магазин не узнаешь.
То, что у «Бегемота» были скидки или предложения, почти никто и не знал, даже целевая аудитория. Это вопрос продвижения и маркетинга, а сеть просто подзабыли. Для меня «Бегемот» — это до сих пор тот магазин, который был в ТЦ «Семья».
На рынке прочные позиции у «Детского мира» — он как был, так и есть и, скорее всего, останется на рынке. Однако у него появились конкуренты, близкие по ассортименту, например Rich Family в ТЦ «Квартал». Этот игрок плотно занял свою нишу, у него очень привлекательная ценовая политика. ТЦ «Квартал» востребован благодаря Rich Family, а остальные мелкие арендаторы выживают только за счет потока этого ретейлера. Кроме того, в настоящее время в Казани активно развивается местная сеть «Детский» — удобный формат небольшого районного магазина на площадях 150–250 квадратных метров.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 32
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.