Накануне языковая политика в России вновь стала центральной темой на форуме-диалоге, организованном Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН) Накануне языковая политика в России вновь стала центральной темой на форуме-диалоге, организованном федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН)

«РУССКИЙ ЯЗЫК ПОЗВОЛЯЕТ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ ПОЛИТИЧЕСКОГО, ЭКОНОМИЧЕСКОГО, КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ»

Как человек никогда не устанет смотреть на огонь, воду и как работают другие, так чиновники и эксперты не прекратят обсуждать тему языков, особенно когда все самые важные решения в этом вопросе уже приняты. Так, накануне языковая политика в России вновь стала центральной темой на форуме-диалоге, организованном федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН).

«Сегодня у нас проживают представители 193 национальностей, более сотни народов являются коренными. В нашей стране говорят более чем на 500 языках и диалектах. Среди них 7 языков-миллионеров. В то же время существуют десятки миноритарных языков, которые требуют бережного к ним отношения, так как находятся под угрозой исчезновения», — говорил глава ФАДН Игорь Баринов, открывая пленарное заседание. Особую роль среди всех языков страны он, естественно, отводил русскому — как «инструменту этнической консолидации», который объединяет «не только российское общество, но и весь русский мир». «Именно русский язык является сегодня той духовной базой, которая позволяет нашим соотечественникам не терять культурные связи с Россией. Играя роль связующего механизма между народами России, русский язык позволяет решать задачи политического, экономического, культурного развития», — объявил Баринов.

Игорь Баринов: «Языковые вопросы в центре внимания общества и государства, оно приносит свои результаты» Игорь Баринов: «Языковые вопросы в центре внимания общества и государства, оно приносит свои результаты»

Впрочем, по его словам, без участия и поддержки государства языкам многих народов страны просто не выжить. И в этом благом деле, по мнению Баринова, Россия занимает лидирующие позиции. «Языковые вопросы в центре внимания общества и государства, оно приносит свои результаты», — многозначительно добавил глава ФАДН. Но идеальную картину портят на местах, отбрасывая языковой вопрос далеко не на первое место. «Мне непонятна позиция некоторых руководителей наших субъектов (не хочу сегодня их называть и стыдить), которые в ответ на приглашение к взаимодействию, в том числе к участию в сегодняшнем мероприятии, обсуждении насущных вопросов, пишут в официальных ответах, что представители власти и общественности региона не примут участия, потому что не считают указанную проблематику актуальной для себя», — расстраивался Баринов.


Тем не менее зал в Торгово-промышленной палате РФ, расположенной буквально в ста метрах от Красной площади, был заполнен до отказа. Справедливости ради заметим, что ни один глава региона на мероприятие не явился. Участниками форума являлись несколько сенаторов, депутатов, а по большей части — научные работники из разных институтов, университетов и центров по всей стране, а также учителя.

Участниками форума являлись несколько сенаторов, депутатов, а по большей части — научные работники из разных институтов, университетов и центров по всей стране и учителя Участниками форума являлись несколько сенаторов, депутатов, а по большей части — научные работники из разных институтов, университетов и центров по всей стране и учителя

«У НАС В СООТВЕТСТВИИ С УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА ЕСТЬ ТРИ МЕСЯЦА НА ТО, ЧТОБЫ МЫ ВНЕСЛИ СВОИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УСТАВУ САМОГО ФОНДА»

Глава ФАДН рассказывал, как часы, отводимые на русский язык, беспощадно урезали не только в национальных республиках, но и в обычных областях. «Например, Самарская область снижала количество часов изучения русского языка в пользу иностранных. Конечно, это недопустимо», — негодовал Баринов. Сам же он радовался тому, что одобренные летом спорные поправки в закон «Об образовании» теперь «предусматривают изучение русского языка не только как государственного, но и родного».

Отдельно глава ФАДН упомянул и про указ Владимира Путина о создании фонда сохранения и изучения языков народов РФ, который в течение трех месяцев должны учредить минпросвещения и ФАДН. «Мы возлагаем на него большие надежды», — туманно заметил Баринов. В кулуарах форума он признался журналистам, что, скорее всего, фонд не сможет решить всех проблем сохранения языков. «Задача была привлечь к этой проблеме внимание и выработать дорожную карту, алгоритм языковой политики в нашей стране, систему, которая бы позволила переломить негативно складывающуюся ситуацию. Сейчас реальные проблемы с учебниками, подготовкой преподавателей. Эти первоочередные задачи и призван решать фонд сохранения языков», — отметил Баринов.

«Своего включения в перечень ждут еще 124 учебника по 11 языкам. Этот процесс будет завершен в ближайшее время», — пообещала Татьяна Синюгина «Своего включения в перечень ждут еще 124 учебника по 11 языкам. Этот процесс будет завершен в ближайшее время», — пообещала Татьяна Синюгина

По сути, примерно о том же говорила на форуме замминистра просвещения России Татьяна Синюгина, указывая, что «есть острая потребность и необходимость» в авторских коллективах, которые могли бы писать учебники. Правда, стоит отметить, что на сегодня в федеральном реестре учебников их 103 по 7 языкам. «Своего включения в перечень ждут еще 124 учебника по 11 языкам. Этот процесс будет завершен в ближайшее время», — пообещала Синюгина.

Что касается фонда, то до сих пор, кроме общих положений указа, подписанного в конце октября президентом страны, о нем ничего конкретного не известно. От прямых ответов до сих пор уходят и чиновники — например, не называют конкретных сумм, которые федеральный бюджет готов потратить на вновь создаваемую структуру. «Фонд возглавит попечительский совет. Только принято решение и подписан указ о его создании. Все пока на стадии обсуждения. Я надеюсь, что в ближайшее время с руководством минпросвещения создадим рабочую группу, которая будет решать все вопросы с финансированием. Предстоит достаточно сложная дискуссия с минфином, с попечительским советом. Но мы не собираемся откладывать в долгий ящик, и буквально на днях эта работа будет начата», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Баринов.


Между тем в министерстве просвещения РФ, кажется, с учреждением фонда не спешат. «У нас в соответствии с указом президента есть три месяца на то, чтобы мы с коллегами сформировали и внесли свои предложения по уставу самого фонда, по попечительскому совету, — добавила Синюгина, отвечая на вопрос нашего корреспондента. — Конечно, для нас важно пройти не только эти организационные мероприятия, но и с очень четким пониманием содержательной работы, которую фонд будет вести». В свою очередь Баринов пообещал, что в попечительский совет войдут представители регионов, науки, парламента. «Тогда работа фонда как раз будет сбалансированной и профессиональной», — отметил довольный глава ФАДН.

Ильдар Гильмутдинов: «Язык — это не только образование, но и культура, семья. Где это все? Где мотивация? Как мотивировать? Что должны делать власти в регионах?» Ильдар Гильмутдинов: «Язык — это не только образование, но и культура, семья. Где это все? Где мотивация? Как мотивировать? Что должны делать власти в регионах?»

«ГДЕ ЭТО ВСЕ? ГДЕ МОТИВАЦИЯ? КАК МОТИВИРОВАТЬ? ЧТО ДОЛЖНЫ ДЕЛАТЬ ВЛАСТИ В РЕГИОНАХ?»

В минпросвещения тем временем продолжают писать концепцию по родным языкам — то, что в последнее время при каждом удобном случае требует председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов. Вчерашний форум не стал исключением. «Мы уже говорили о необходимости принятия концепции изучения родных языков. Надо быстрее с этим вопросом двигаться, а то у нас много разговоров. Надо, чтобы мы увидели конкретный проект, чтобы обсудить с регионами», — напомнил депутат. На это Синюгина спокойно отвечала, что рабочая группа уже создана и работает. «Мы понимаем, что она будет кардинальным образом отличаться — и содержательно, и структурно — от всех принятых концепций по предметам, потому что вопрос очень специфичен, очень многоярусен, многонаправлен. Поэтому для нас важно учесть все нюансы и сделать все для его дальнейшего развития во ФГОС и примерных образовательных программах», — объявила замминистра.

В свою очередь Гильмутдинов продолжал сыпать вопросы к самому себе и залу: «Язык — это не только образование, но и культура, семья. Где это все? Где мотивация? Как мотивировать? Что должны делать власти в регионах?» Кстати, о регионах. К ним у депутата были свои претензии: мол, деньги, выделяемые из центра, тратят на «фестивали и танцы». «Надо уйти от этого!» — призывал он. Интересно, не всемирный ли конгресс татар, который часто критикуют за «сабантуйную дипломатию», он имел в виду?


По его мнению, федеральный центр мог бы помочь регионам финансово по включению учебников в реестр. «На федеральном уровне в рамках бюджета предусмотреть финансирование экспертизы и издания учебников. Какие суммы нужны? Не могут регионы самостоятельно это осилить. Не осилим одним фондом все эти учебники. А как можно учить в школе без учебников?» — недоумевал он. В конце концов Ильдар Ирекович просил хотя бы те учебники, которые переведены с русского языка, сразу включать в реестр. «Давайте их узаконим. Есть нарушение — завтра опять придет прокуратура. Почему мы этого не делаем? Что мешает? Это же переводы с русского языка», — предложил он.

И вновь Гильмутдинов требовал стандартов и программ по госязыкам. «Не дав стандарт и программу по государственному языку республик (а они существуют, они законодательно закреплены), мы создаем некий правовой вакуум. Давайте уже решать проблему, чтобы всем было понятно, где место в системе образования этим языкам. Это не родной язык, а другой предмет, он существует де-факто, давайте де-юре дадим право его выбора в обязательной части», — обратился он к минпросвещения. Впрочем, в этот день Синюгина предпочла на эту тему не рассуждать. Напомним, после парламентских слушаний замминистра рассказывала корреспонденту «БИЗНЕС Online», что в ее ведомстве просто еще не решили, писать ли отдельную концепцию по родным языкам или же объединить ее с государственными языками республик.

Гильмутдинов призывал работать с дошколятами, а потом предлагал облегчить жизнь педагогам, которых «забюрократили» Гильмутдинов призывал работать с дошколятами, а потом предлагал облегчить жизнь педагогам, которых «забюрократили»

«ПООЩРЯТЬ СОЗДАНИЕ, НАПРИМЕР, РОК-ГРУПП, САЙТОВ, КОМАНД КВН… НЕВАЖНО, ЧТО ОНИ ТАМ ГОВОРЯТ, ПОЮТ И ПИШУТ»

Между тем Гильмутдинов уже фонтанировал идеями развития языков народов России. Вот он призывал работать с дошколятами («у нас нет воспитателей по работе с двуязычными»), а потом предлагал облегчить жизнь педагогам, которых «забюрократили». «Нужно вернуть сильных педагогов в систему образования!» — воскликнул он. Он имел в виду сильных педагогов во всех смыслах слова. «Мужчин вернуть! Мужчин почти не осталось в школе. А то у нас ребенка дома воспитывают мама и бабушка, а в школе учителя — сплошь женщины. Где мужик в школе? Нет его — мы все ушли в депутаты или министры», — эмоционально призывал он так, как будто завтра же готов начать с себя. И, надо сказать, сорвал аплодисменты в зале.

Вновь Гильмутдинов предлагал мотивировать родителей и учеников выбирать родные языки для изучения, предлагая им дополнительные 10–15 баллов при поступлении в вузы или же устанавливая квалификационные требования при приеме на госслужбу. «Регионы! Не ждите указаний из минпросвещения или какого-то другого ведомства, как изучать родной язык! Сами формируйте дорожную карту, учебные программы, а уж потом федеральный центр придет вам на помощь», — провозгласил депутат.

К слову, в минпросвещения РФ, не поддерживая радикальных инициатив, признают, что сейчас мотивации учить родные языки мало. «Мы понимаем, что решение не лежит только в плоскости системы образования. Мы каждый раз говорим о том, что в каждом субъекте должны быть созданы условия, которые будут действительно позволять использовать навыки по изучению родного языка, которые были получены в системе образования. Должны быть условия и среда, которые сделают эти процессы востребованными, когда мы побуждаем детей пользоваться теми навыками, которые они приобрели в школе», — считает Синюгина.

Михаил Марусенко: «У нас во всех законах написано, что государство обязано обеспечить изучение языка при наличии условий. Это нереально обеспечить!» Михаил Марусенко: «У нас во всех законах написано, что государство обязано обеспечить изучение языка при наличии условий. Это нереально обеспечить!»

При этом не все остались довольны эмоциональным выступлением Гильмутдинова. Например, после обеда, во время сессии, посвященной языкам народов РФ, профессор Санкт-Петербургского государственного университета Михаил Марусенко усмотрел в словах депутата целых два нарушения международных обязательств и требований для России. «Он сказал, что некоторые несознательные родители не хотят, чтобы их дети обучались на родном языке, что надо их к этому склонять. Это нарушение права выбора языка, оно является индивидуальным языковым правом, которое зафиксировано во всех международных документах. А второе нарушение, им же допущенное, когда он сказал, что если ребенок изучал какой-то язык, но переехал в другой регион, то нужно ему обеспечить возможность продолжения изучения. Это тоже нарушение международного правила. Везде пишется, что где позволяет численность. У нас во всех законах написано, что государство обязано обеспечить изучение языка при наличии условий. Это нереально обеспечить!» — развел руками Марусенко.

Директор Института лингвистических исследований РАН Евгений Головко просил «больше свободы преподавателям» Директор Института лингвистических исследований РАН Евгений Головко просил «больше свободы преподавателям»

«ПООЩРЯТЬ СОЗДАНИЕ, НАПРИМЕР, РОК-ГРУПП, САЙТОВ, КОМАНД КВН…»

На форуме предлагали совершенно разные рецепты спасения национальных языков. Так, директор Института лингвистических исследований РАН Евгений Головко просил «больше свободы преподавателям». «Одним преподаванием в школе добиться успехов невозможно. Я бы призывал дать чуть-чуть больше свободы в тех формах, которые возможны в преподавании языков разных регионов. Поощрять создание, например, рок-групп, сайтов, команд КВН… Не важно, что они там говорят, поют и пишут. А главное — говорят, поют и пишут», — отметил он.

Андрей Шлуинский предлагал развивать практику «языковых гнезд», которая зародилась в Новой Зеландии, а также опробовалась в Финляндии Андрей Шлуинский предлагал развивать практику «языковых гнезд», которая зародилась в Новой Зеландии, а также опробовалась в Финляндии

Следом замдиректора Института языкознания РАН Андрей Шлуинский предлагал развивать практику «языковых гнезд», которая зародилась в Новой Зеландии, а также опробовалась в Финляндии. «Носители языка просто общаются с детьми в детских садах и общинах. У нас такое тоже начало появляться. Например, в Ненецком округе. Необходимо создавать подобное и в других регионах. Но мешает бюрократизация процесса. Носители языка — в основном бабушки и дедушки, а от них ожидают документооборота и отчетности. Не надо их отождествлять со школьным образованием. От носителей требуется только разговорная практика», — пояснил он.

Депутат народного собрания Дагестана Гамидулах Магомедов справедливо заметил, что интерес у ребенка будет вызывать только тот предмет, по которому ему предстоит в итоге сдавать ЕГЭ. «Поэтому предложение — родные языки также должны испытывать по ЕГЭ. Мы же выбираем иностранный язык. В сельской местности у нас ученики абсолютно не владеют русским языком. А их аттестуют, как и московского школьника, по одним и тем же КИМам на ЕГЭ. Это несправедливо. Предложение — дифференцировать русскую и национальную школу», — считает он.

Наконец, пожалуй, самый обстоятельный анализ ситуации с изучением родных языков представила заведующая лабораторией развития бурятского языка и литературы Бурятского республиканского института образовательной политики Баирма Церендоржиева. По ее словам, на сегодня в системе общего образования (5–9-й классы) предлагается пять вариантов учебного плана, но лишь в двух содержится предмет «родной язык». «В варианте 4 он обозначен в объеме трех часов, вариант 5 — больше, пяти-шести часов, но он предназначен для школ с родным языком обучения. В Бурятии нет ни одной образовательной организации, которая дает образование на родном языке, это ликвидировали еще в 60–70-е годы. Остается один вариант — 4», — пояснила она.

Однако, указывает Церендоржиева, оба варианта с родным языком возможны лишь в условиях шестидневной учебной недели, которую родители выбирают крайне неохотно. «В этом кроется, что родной язык уходит во внеурочную деятельность. Конкурировать с углубленной подготовкой к отдельным предметам родной язык не может. Поэтому вывод: в системе школьного языкового образования наиболее слабые позиции имеют родные языки народов РФ, даже по сравнению с иностранными языками… Отсутствует гарантированное государством изучение родного языка учащимися общеобразовательных организаций в национальных республиках», — пояснила она. Поэтому, по мнению Церендоржиевой, есть только один вариант решения проблемы — «разработать и утвердить отдельные учебные планы для национальных республик РФ, где они имеют статус госязыка субъекта РФ». «В этом случае было бы возможно упорядочение преподавания госязыков субъектов в части обязательных часов, выделяемых на изучение родного языка», — отметила она.