Помощи в сокращении границ скотомогильников попросили у Рустама Минниханова на заседании совета по предпринимательству РТ. О том, как президент РТ удивлялся ценам на «сибироязвенные» экспертизы, дал шанс на досрочные пенсии врачам частных клиник и красноречиво оставил без комментариев спор по поводу системы «Меркурий», против которой сражаются федеральные сети, — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Помощи в сокращении границ скотомогильников попросили у Рустам Минниханова на заседании совета по предпринимательству РТ
«ПОЧЕМУ ТАТАРСТАН МУЧАЕТСЯ? ПОТОМУ ЧТО МЫ ВСЕ ЭТИ СКОТОМОГИЛЬНИКИ ВЗЯЛИ НА УЧЕТ»
Как уже сообщал «БИЗНЕС Online», в КРК «Пирамида» накануне прошло юбилейное, десятое по счету, расширенное заседание совета по предпринимательству при президенте Республики Татарстан. После того как участники совещания попеняли присутствовавшим банкирам за отсутствие у них интереса кредитовать малый бизнес, наступило время рассмотрения тем, подготовленных проектными группами в рамках совета по предпринимательству.
Первая тема касалась использования территорий санитарно-защитных зон (СЗЗ) сибиреязвенных скотомогильников в интересах бизнеса. Территории, надо сказать, огромные: сейчас в Татарстане 808 сибиреязвенных скотомогильников, и радиус каждой такой зоны равен 1 километру. Таким образом, в границах СЗЗ сибиреязвенных скотомогильников более 216,8 тыс. га, то есть 3% территории Республики Татарстан юридически непригодно для использования. По нормам СанПиН, в их санитарно-защитных зонах запрещено ведение любого вида деятельности.
Существующая процедура по сокращению границ СЗ долгая и затратная, особенно для муниципалитетов, которые на первом этапе должны подготавливать документы для инициализации процесса уменьшения границ. Как было отмечено в сопроводительном видеоролике, за последние 10 лет в республике удалось сократить СЗЗ только в 13 скотомогильниках. В среднем процедура занимает около трех лет, а стоимость работ до последнего времени составляла порядка 3,3 млн рублей.
С основным докладом по теме выступил гендиректор ООО «Елабужская керамика» (завод по производству кирпича) Константин Леонов, который назвал свою компанию «заложником скотомогильника». «В 2003 году нам были выделены земли для добычи глины с условием сокращения СЗЗ сибиреязвенного скотомогильника, расположенного в 500 метрах от карьера. Мы сделали саркофаг, обнесли скотомогильник забором и в тот период сократили СЗЗ до 100 метров. В 2014 году возникла необходимость в расширении земельного участка под производство. Мы приобрели близлежащие участки земли и начали процесс перевода их в промышленную категорию. Дойдя до стадии внесения изменений в генплан муниципального образования, мы с удивлением узнали, что в федеральном законодательстве в 2008 году СЗЗ сибиреязвенных скотомогильников увеличились до 1000 метров. Мы были вынуждены повторно начать процедуру сокращения СЗЗ. После двух лет согласований, лабораторных исследований и обращений нам выдали экспертизу о возможности сокращения зоны до 150 метров, что нас устраивало. Но на выдачу заключений в федеральном органе уйдет еще около двух лет», — пожаловался Леонов. По его словам, пока документы не спеша кочуют по инстанциям, Арбитражный суд вынес решение об ограничении деятельности карьера.
«Мы стали заложниками ситуации. Мы вынуждены продолжать работать на карьере, других мест по добыче глины у нас нет, а остановить предприятие означает обанкротить его», — сообщил Леонов. Он попросил Рустама Минниханова помочь на федеральном уровне кардинально решить проблему уменьшения сроков согласования сокращения СЗЗ. «Ни один предприниматель в здравом уме не пойдет работать на эти обремененные зоны. Напоминаю, что территория СЗЗ скотомогильников в Татарстане сопоставима с территорией 10 таких городов, как Казань. Сокращение сроков позволит ввести в оборот огромные территории», — подчеркнул Леонов.
Первая тема касалась использования территорий санитарно-защитных зон (СЗЗ) сибиреязвенных скотомогильников в интересах бизнеса
Ситуацию пояснила главный эксперт совета по предпринимательству Венера Камалова. По ее словам, с помощью федеральных экспертов для муниципалитетов были подготовлены специальные шпаргалки — технические модельные задания для заказа экспертизы ВОЗ и подготовки лабораторных исследований, что сократило время подготовки документов. Кроме того, был начат пилотный проект, в рамках которого татарстанский филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» начал готовить документы для получения предварительного заключения республиканского Роспотребнадзора. За счет переноса подготовительного заключения в Татарстан стоимость работ сократилась на 1 млн рублей (до 2,3 млн рублей), а сроки — на 4–6 месяцев. Однако санитарно-эпидемиологическое заключение, постановление о сокращении СЗЗ и передача данных о СЗЗ в ЕГРН продолжает оставаться в компетенции федерального Роспотребнадзора, который вместо положенных 35 дней растягивает эти этапы на два года.
«Наше предложение — обратиться к федеральным коллегам, чтобы они все-таки нашли внутренние ресурсы или передали часть своих полномочий в регионы, для того чтобы сократить эти сроки до прописанных в регламенте», — сказала Камалова.
Но в первую очередь Минниханова удивила сумма, которую берут за исследования.
— За какие работы и кому платятся эти 2,3 миллиона рублей? — попросил уточнить он.
— Определенное количество лабораторных исследований, бурение скважин и забор из них проб… — начала перечислять Камалова.
— Неужели такие дорогие исследования? — покачал головой президент и поинтересовался, почему федеральный Роспотребнадзор выдает окончательное разрешения, а не его территориальный орган.
— Процедура установлена постановлением правительства РФ, и что касается подобных объектов — это полномочия исключительно Москвы, — пояснили главе республики.
«Понятно. Это для бюрократии сделано или для коррупции?» — как бы сам себе задал риторический вопрос Минниханов. В итоге для начала он дал поручение посмотреть, где именно скотомогильники мешают развитию бизнеса, и через экологический фонд взять часть расходов на проведение экспертиз. Параллельно Минниханов пообещал обратиться в правительство РФ, чтобы эти полномочия были переданы территориальному подразделению.
«Почему Татарстан мучается? Потому что мы все эти скотомогильники взяли на учет. В других регионах их просто на учет не взяли и спокойно живут», — неожиданно сказал он. Зал оживился.
«Да, да, да! Мы взяли на учет и сами себе создали проблему, — продолжил Минниханов, но затем несколько скорректировал свою мысль. — Это, конечно, не проблема. Очень важно, что мы взяли на учет. Еще неизвестно, какие последствия будут иметь те, кто не контролирует ситуацию вокруг скотомогильников».
Он предложил «немножко поддавливать наших федеральных коллег». «Не секрет, что все эти ГУПы, ФГУПЫ — структуры, которые зарабатывают деньги. К сожалению, эта вот бюрократия и возможность заработать денег, платные услуги — это такая болезнь государственных учреждений. Надо внимательно посмотреть по стоимости этих процедур. Что это такое? 2,3 миллиона рублей за несколько проб. Чтобы такие деньги оправдать, целая лаборатория должна круглый год работать», — подчеркнул он.
По словам Байнуллина, представители торговых сетей считают, что оформлять документы на товар, перевозимый внутри магазинов сети — нецелесообразно и сложно
«ВЫ ПОНИМАЕТЕ, О ЧЕМ ЭТО ГОВОРИТ? О ТОМ, ЧТО ОНИ НЕ МОГУТ ДОКАЗАТЬ ЛЕГАЛЬНОСТЬ ПОСТАВЛЯЕМОГО В СЕТЬ ТОВАРА»
Занятным оказалось обсуждение второго кейса, связанного с проблемами внедрения системы «Меркурий».Напомним, что с 1 июля 2018 года все предприниматели, которые работают с продуктами питания, обязаны регистрировать товары в этой системе. Обязанность коснулась мясокомбинатов, птицефабрик, производителей морепродуктов, молочной продукции, дистрибьюторов, кафе и торговых сетей. Система отслеживает продукцию всего цикла: от сырья до готового продукта на полке магазина. По идее разработчиков, «Меркурий» должен гарантировать свежесть продуктов и исключать попадание на полку фальсификата.
Первоначально планировалось, что докладчиком по этой теме станет директор казанского ООО «Дом 50/8» Николай Велесов, но он так и не вышел на трибуну. В результате пришлось показаться представителю главного интересанта — руководителю направления по работе с госорганами от макрорегиона «Волга» торговой сети «Пятерочка» (X5 Retail) Тимуру Байнуллину. По его словам, «нам немножко жмет костюмчик от „Меркурия“». Он попросил от имени президента РТ направить письмо министру сельского хозяйства РФ Дмитрию Патрушеву с просьбой увеличить срок внесения информации о продукции в систему «Меркурий» до трех рабочих дней, отменить обязанность оформлять ветеринарные сопроводительные документы на продукцию, перемещаемую между магазинами одного предпринимателя или торговой сети, а также разрешить оформлять сертификаты в системе «Меркурий» за день до поступления продукции к предпринимателю.
Таким образом, мы стали свидетелями нового любопытного явления: впервые площадка Совета по предпринимательству была использована федеральными игроками, которые попытались задействовать лоббистский потенциал Минниханова в своих разборках с федеральными министерствами. Похоже, Тимур Нагуманов решил расширить сферу своей деятельности, решив защищать не только местный, но и федеральный бизнес, и не только МСБ, но и крупняк. Что ж, ниша перспективная…
Однако вернемся к сути проблемы. По словам Байнуллина, сегодня установлен слишком короткий срок для внесения информации в систему — всего один рабочий день — с момента получения товара. Это неудобно для рестораторов и отельеров, так как доступ к системе есть только у руководства организации — бухгалтера, администратора и директора, а приемкой товара занимаются сотрудники кухни. Чаще всего продукты питания поставляют после рабочего дня или в выходные, когда руководящих сотрудников нет на месте. Им приходится, чтобы успеть по срокам, гасить электронные ветеринарные сертификаты дистанционно, без осмотра товара.
Похоже, Тимур Нагуманов решил расширить сферу своей деятельности, решив защищать не только местный, но и федеральный бизнес, и не только МСБ, но и крупняк
Также, по словам Байнуллина, представители торговых сетей считают, что оформлять документы на товар, перевозимый внутри магазинов сети, нецелесообразно и сложно. Он отметил еще одну проблему: производители не успевают оформить электронные ветеринарные сертификаты, из-за чего они задерживают отгрузку. «В итоге на наших полках продукция появляется на второй, а то и на третий день срока годности. Это приводит к сокращению фактических дней продаж, росту потерь торговых сетей, что сказывается на конечной цене для потребителя», — сообщил он.
Наиболее остро, по словам Байнуллина, стоит ситуация с яйцом: требуется осмотр этой продукции в распределительных торговых центрах ветврачом. «Хотя яйцо поступает от производителя уже с проведенной ветсанэкспертизой и всеми необходимыми лабораторными исследованиями. При этом исключен риск заражения яиц во время их транспортировки. Мы хотели бы обходиться своими силами при приемке яиц, без привлечения ветеринарных врачей», — попросил он.
Эффект от челобитной испортил присутствовавший на мероприятии руководитель федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора Николай Власов, который не оставил камня на камне от претензий федеральных сетей. Для начала он обвинил участников экспертной группы в незнании нормативных основ работы системы «Меркурий» и ее технологии работы.
Во-первых, система «Меркурий» имеет опцию оформления ветеринарных сопроводительных документов на продукцию еще даже до завершения ее производства. «Так что озвученная проблема мне непонятна, ее нет. Другое дело, что мы опрашивали поставщиков федеральных торговых сетей, в том числе и „Пятерочки“, по поводу сложности работы с „Меркурием“. Оказалось, что от 7 до 20 процентов поставщиков (в зависимости от торговой сети) заявили, что в случае введения электронной сертификации они прекратят работу с торговой сетью. Вы понимаете, о чем это говорит? О том, что они не могут доказать легальность поставляемого в сеть товара. Эту основную проблему и призвана решить система „Меркурий“», — подчеркнул Власов.
Николай Власов: «В системе «Меркурий» контролируются всего два фактора — смена собственника и смена местоположения товара»
Он также объяснил отказ разрешать перемещение товаров между магазинами одной сети без ветеринарных сопроводительных документов (ВСД). «В системе „Меркурий“ контролируются всего два фактора — смена собственника и смена местоположения товара. Любой из этих элементов вынимаешь — вся система рушится», — пояснил он. Власов предложил торговцам работать через АPI-интерфейс, тогда сертификаты будут оформляться автоматически. «Процесс ни на секунду не будет задерживаться. При оформлении товарно-транспортных сопроводительных документов ветеринарные сертификаты оформляются автоматически в тот же момент», — сказал он, отметив, что сейчас с «Меркурием» интегрированы более 20 тыс. информационных систем различных хозяйствующих субъектов, в результате более 86% всех ВСД оформляются автоматически.
«В случае с повторным ветеринарным контролем яиц вы просите то, что уже давно сделано», — продолжил уничтожать аргументы торговцев Власов, сообщив, что столовое яйцо могут оформлять уполномоченные лица хозяйствующих субъектов. «В отношении короткого срока на гашение сертификата тоже не очень понятно. Особенно если этот вопрос идет от рестораторов и отельеров. В этом виде бизнеса оборачиваемость продуктов, как правило, очень высокая. Если вы растягиваете приемку товара на сутки, то значит ничем свежим вы в своем ресторане клиентов не накормите. Вы жалуетесь, что гасить сертификаты могут только руководители, но я извиняюсь — это же решение этих самых руководителей. Любой хозяйствующий субъект может назначить сколько угодно своих уполномоченных представителей на гашение сертификатов. Я не понимаю, почему одни реально принимают товар, а другие занимаются гашением сопроводительных документов? Уполномочите своих людей — и проблемы не будет», — сказал Власов.
Отповедь руководителя федеральной службы ветеринарного и фитосанитарного надзора оказалась таким сокрушительной, что Минниханов даже не попытался комментировать итоги обсуждения этого кейса.
Затем на расширенное заседание совета по предпринимательству был рассмотрен вопрос совершенствования механизмов регистрации медицинских изделий
«ЗАЧЕМ ЗАНОВО ПРОВОДИТЬ СЕРТИФИКАЦИЮ?»
Затем на расширенном заседании совета по предпринимательству был рассмотрен вопрос совершенствования механизмов регистрации медицинских изделий. Директор ОО «Инстр Мед» Дмитрий Килькинов пожаловался, что, согласно требованиям Евразийского экономического союза (ЕврАзЭс), до конца 2021 года все производители должны заново пройти сертификацию по новым правилам, хотя ранее они уже проходили регистрацию по российским правилам. Сама процедура получения сертификата очень дорогая — одно регистрационное удостоверение обходится примерно в 1,5 млн рублей. «В моем случае регистрация обошлась в 6 миллионов рублей, что составляет 20 процентов годового оборота компании», — отметил он.
Причем в России эта процедура затягивается на три года, хотя по закону на нее отводится не более трех месяцев. Сейчас в России действуют 37 тыс. регистрационных удостоверений. Такими темпами на перерегистрацию уже действующего оборудования потребуется более 20 лет, не говоря уже об инновационных медицинских изделиях, которые за это время просто потеряют свою актуальность.
Представитель территориального управления Росздравнадзора Любовь Шайхутдинова объяснила большие сроки проведения регистрации тем, что процедура требует проведения технических, токсикологических и клинических исследований.
Совет по предпринимательству предложил запустить в Татарстане пилотный проект по переходу производителей медицинских изделий на международную систему менеджмента качества ISO, что позволит упростить процедуру регистрации оборудования не только в ЕврАзЭс, но и в Европейском союзе. Кроме того, необходимо признать действительными ранее выданные регистрационные удостоверения на те медицинские изделия, которые успешно обращались на территории стран-участниц ЕврАзЭс.
«Зачем заново проводить сертификацию?» — удивился Минниханов и, не тратя больше времени на обсуждение темы, предложил подготовить обращение в адрес ЕврАзЭс и правительства России.
Четвертый рассмотренный кейс касался снижения требований к частным медицинским организациям
«ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ОДНИ, СТЕПЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОДНА, А ПРАВО ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ РАЗНОЕ. ЭТО НЕСПРАВЕДЛИВО»
Четвертый рассмотренный кейс касался снижения требований к частным медицинским организациям. С 2012 года все руководители клиник или их заместители должны проходить обучение и получать сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественного здоровья». Стоимость обучения достигает 90 тыс. рублей. По мнению участников рынка, эти требования избыточны и формальны, особенно для небольших процедурных кабинетов, где оказывают доврачебную помощь.
Однако главный вопрос, волнующий частных врачей, — это приравнивание статуса сотрудников частных клиник к статусу некоммерческих учреждений здравоохранения в вопросе выхода на пенсию. Сейчас сотрудники частных клиник не могут претендовать на досрочный выход на пенсию по выслуге лет. «Возникает вопрос: а чем же отличаются врачи, которые работают в коммерческой клинике от коллег, которые трудятся в госучреждениях? Практически ничем — ведут ту же самую работу, к ним те же требования, та же нагрузка, тот же риск контакта с инфекцией. Со стороны населения к врачам частных клиник предъявляются порой более высокие требования по качеству обслуживания. Обязательства одни, степень ответственности одна, а право выхода на пенсию разное. Это несправедливо», — посетовал главный врач казанского филиала ООО «Клиника ЛМС» Айрат Бикмухаметов.
Он попросил Минниханова выйти на федеральный уровень с инициативой внесения изменений в федеральные акты в части пенсионного обеспечения и санитарно-эпидемиологических правил, регулирующих деятельность медицинских учреждений с целью адаптации под условия малых медицинских организаций. «Такое решение не приведет к снижению требований безопасности, но приведет к притоку в частные клиники новых специалистов (по-видимому, из бюджетных организаций), развитию коммерческой медицины не только в крупных городах, но и на селе. Коммерческая медицина станет более доступной», — отметил Бикмухаметов.
Рустам Минниханов: «Надо снижать нагрузку государственных медучреждений. Для нас никакой разницы, если эти услуги клиенты будут получать в частной клинике»
«Давайте, мы сформулируем ваши предложения. Я готов выйти на соответствующие федеральные структуры. Надо снижать нагрузку государственных медучреждений. Для нас никакой разницы, если эти услуги клиенты будут получать в частной клинике. У нас уже есть примеры, когда частные клиники выполняют государственные задания. Эту тему надо дальше продвигать», — пообещал Минниханов.
Подводя итоги заседания, президент РТ поблагодарил участников экспертных групп, которые подготовили рассмотренные темы. «Не на все вопросы пока есть ответы, но основное направление движения уже видно», — подчеркнул он. Бюрократии не должно быть, все должно быть четко и ясно.
Он также поблагодарил ведущего Султана Сафина, молодого основателя сети фастфуда «Тюбетей». «Ты не только эчпочмаки хорошие делаешь, но и, оказывается, хороший модератор», — отметил Минниханов и неожиданно поинтересовался, сколько сейчас торговых точек в его сети.
— 10 торговых точек по России — рост в 10 раз за три года, — с гордостью ответил Сафин.
— Сравни себя с «Макдоналдсом», как ты выглядишь по сравнению с этой сетью, и тогда ты себе будешь совершенно другие задачи ставить, — спустил его с неба на землю глава республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 55
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.