«Когда я говорил в Дубае, что мы всем миром строим в Казани православный собор, меня несколько раз переспрашивали, правда ли это», — свидетельствует митрополит Казанский и Татарстанский Феофан, недавно вернувшийся из ОАЭ с первого в мире саммита толерантности. О том, как Запад учит арабский мир своим ценностям, почему социальные сети не должны быть анонимными, чем Европе не угодила Венгрия и сколько христиан ежедневно погибает в мире, казанский владыка рассказал в блоге на «БИЗНЕС Online».
В Дубае (ОАЭ) впервые состоялся всемирный саммит толерантности
«КАЖДЫЙ ДЕНЬ В МИРЕ ПОГИБАЕТ ДО 50 ХРИСТИАН. ПОЧЕМУ НА ЗАПАДЕ ОБ ЭТОМ НИКТО НЕ ГОВОРИТ?»
В штате руководства Объединенных Арабских Эмиратов есть интересная должность: министр толерантности. Ее занимает шейх Нахайян бин Мубарак аль Нахайян, член правящей королевской семьи. Когда 15 ноября этого года я прилетел в Дубай для участия во всемирном саммите толерантности, именно аль Нахайян открывал наш форум под длинным названием «Процветание и плюрализм. Путь к этническому разнообразию через инновации и сотрудничество». Замечу, что обычно мероприятия такого класса проводились в Катаре, но на этот раз выбрали ОАЭ, сразу же повысив класс саммита. Сообщая о нем, международные СМИ называли его не иначе, как уникальным и даже первым в мире. Действительно, свои заявки на участие в форуме подали более тысячи человек со всего света, причем как западной, так и восточной его части. Тем более удивительно, что от государств бывшего СССР в Дубае никого не было, кроме представителей России и Казахстана.
Впрочем, и сама российская делегация была немногочисленной: нашу страну, по благословению святейшего патриарха Кирилла, представляли только ваш покорный слуга, а также священник Димитрий Сафонов, секретарь отдела внешних церковных связей по межрелигиозным отношениям. От Казахстана присутствовали сенатор Мурат Бактиярулы и вице-министр общественного развития Берик Арын. Вот, собственно, и все — всего четыре участника в тысячном человеческом море голов, одежд и языков, собравшихся под патронажем эмира Дубая, премьер-министра и вице-президента ОАЭ шейха Мохаммеда ибн Рашида аль Мактума, чтобы поговорить об этнической и религиозной терпимости.
Хотя слово «терпимость» на форуме звучало гораздо реже, чем заимствованный из современной западной культуры термин «толерантность». Думаю, что и весь саммит был организован руководством ОАЭ отчасти для того, чтобы показать Западу: Арабские Эмираты способны воспринять его важнейшие ценности в виде толерантности, уважения к другим культурам, образу жизни и пр. Неслучайно большинство спикеров, бравших слово на панельных секциях, представляли ОАЭ — складывалось впечатление, что они хотят как можно ярче и заметнее себя показать. Но наряду с этим бросалось в глаза и очень весомое представительство западных стран: прежде всего — США, Франции и Германии. Была и целая делегация от Ватикана, а также сотрудники ООН и ЮНЕСКО. Ясно, что и само мероприятие проходило по негласному благословению Соединенных Штатов и Евросоюза. Характерно, что, когда один из работников ООН держал речь, в качестве примера «нетолерантности» он привел Венгрию. Официальный Будапешт давно вызывает нарекания со стороны Еврокомиссии тем, что напрочь отказывается в будущем принимать у себя мигрантов и закрывает для них границу. Поэтому на форуме в негативном ключе вспомнили именно его — можно сказать, что никакую другую страну здесь не ругали так, как Венгрию. На мой взгляд, это было сделано довольно грубо и еще раз подтвердило для меня западную направленность саммита.
Но были и другие интересные выступления. Скажем, бывший министр иностранных дел Египта, наоборот, говорил о проблемах Палестины и о том, что никакая толерантность немыслима без соблюдения человеческих прав. Он сделал интересное замечание, что палестинцы тоже имеют право на собственное государство и на мирную жизнь, иначе вся толерантность — это не более чем улица с односторонним движением. Этот свой тезис египетский чиновник подчеркнул несколько раз.
Еще одна любопытная речь прозвучала из уст главы ватиканской комиссии по семье — о том, что теперь на каждом углу говорят только о беженцах, об исламофобии и юдофобии, но никто при этом не вспоминает о христианофобии. Представитель католической церкви привел шокирующий пример: по его словам, каждый день в мире погибает до 50 христиан, и это не может не тревожить христианское сообщество. Но почему об этом на Западе никто и никогда не упоминает? Почему молчат о нетолерантном отношении к христианской цивилизации как таковой? Этот вопрос, кстати, так и остался без ответа. Тем более что формат панельных заседаний и не предусматривал никаких дискуссий: каждый выступающий сменялся новым докладчиком, и таким образом перед нами, участниками саммита, проходила пестрая картина мнений, лиц, стран и культур.
Между прочим, в ОАЭ есть даже свой министр счастья, этот пост по традиции занимает женщина. Она тоже выступила перед нами, и смысл ее речи сводился к тому, что пример счастья на земле — это сами Арабские Эмираты.
«В ОБЩЕСТВЕ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ БОЛЬШИНСТВО РОЖДАЮТСЯ И УМИРАЮТ БЕДНЫМИ»
Несмотря на ярко выраженный западный характер форума, я считаю, что Россия должна была в нем участвовать. Поистине, было достойно удивления, что кроме меня и отца Димитрия нашу страну в Дубае никто не представлял. Приглашали ли туда кого-нибудь по линии МИДа, я не знаю. Но могу засвидетельствовать, что делегации других стран насчитывали в своих рядах не только и даже не столько священнослужителей, но государственных деятелей, общественников и бизнесменов. Быть может, мы посчитали этот саммит для себя не очень важным? Но каждое мероприятие такого класса — это драгоценная возможность высказать на международном уровне точку зрения России. И очень плохо, что такие возможности мы упускаем.
Мое выступление на панельной секции форума, кстати, было воспринято аудиторией с пониманием — здесь невозможно было что-то говорить против. Мы рассуждали о молодежи как о завтрашних лидерах, и я напомнил своим слушателям, что, несмотря на быстро меняющийся мир и невиданный прогресс высоких технологий, открытые нашими предками нравственные законы действуют с такой же непреложностью, как и закон всемирного тяготения. Да, в современном обществе потребления человек может купить себе практически все, что захочет, вплоть до здоровья и длинной жизни. Но он по-прежнему не способен купить себе бессмертие. А это значит, что все заповеди, которые были актуальны для смертных людей прошлых далеких эпох, актуальны и для нас, гордящихся своими внешними достижениями.
Я процитировал в связи с этим один из замечательных хадисов пророка Мухаммеда: «Используй пять вещей до прихода других пяти: молодость до прихода старости, здоровье прежде болезни, богатство, пока не наступила бедность, свободное время до того, как будешь занятым, и жизнь до того, как придет смерть». Однако современный человек, как правило, даже не успевает как следует вкусить плодов молодости, как в его двери уже стучится старость. Он живет в искусственном, виртуальном, придуманном мире, поэтому можно сказать, что он умирает, не успев родиться, не успев почувствовать себя неповторимой личностью, созданной по образу и подобию Творца. Что касается богатства, то оно в обществе социальной несправедливости доступно далеко не каждому: большинство и рождаются, и умирают бедными.
Из этой виртуальной воронки, в которую все больше и больше затягивает молодое поколение, далеко не каждый находит правильный выход. Некоторые в своей тоске по правде и насыщенной смыслом жизни пополняют ряды террористов, напомнил я слушателям. Причем этот современный терроризм давно уже не определяется исключительно как исламский, хотя бы потому, что за самыми жестокими и бесчеловечными терактами стоят люди самых разных взглядов и исповеданий. Это общая беда и христианского, и исламского мира, чему очередное подтверждение — недавняя трагедия в Керчи, случившаяся 17 октября этого года. Поэтому для спасения наших детей просто необходимо воспитывать их в русле отеческих культурных и национальных традиций. А социальные сети, где молодежь ежедневно проводит львиную долю своего свободного времени, следовало бы взять под определенный контроль и прежде всего исключить там принцип анонимности. Пусть тот, кто желает поведать миру свои мысли, делает это под своим реальным именем, тогда ответственность за каждое оставленное во Всемирной паутине слово многократно возрастет.
«У МЕНЯ СПРАШИВАЛИ: «ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВЫ ТАК ДРУЖНО ЖИВЕТЕ В ТАТАРСТАНЕ?»
В кулуарах саммита ко мне подошла принцесса Саудовской Аравии Ламия аль Сауд и сама протянула мне руку, чтобы поздороваться. Мы поговорили с ней о взаимоотношениях разных национальностей и конфессий в России, а затем она предложила мне как-нибудь посетить Эр-Рияд и посмотреть, как механизм толерантности налажен у них в стране. Не знаю, были ли это дежурные слова вежливости или реальное приглашение, но пообщаться с представительницей королевской семьи Саудитов в любом случае было очень любопытно. Также меня разыскал один иракский шейх и рассказал, что сейчас в Ираке вовсю пытаются обосноваться представители западных христианских конфессий — католики и протестанты. «Но мы не хотим этого, — подчеркнул шейх, — мы хотим дружить с православием и прежде всего с русской православной церковью».
Между прочим, с кем бы я ни разговаривал на саммите, везде старался в качестве успешного примера толерантности приводить Татарстан. И везде на меня смотрели с некоторым удивлением: дескать, такого не может быть. «Действительно вы так дружно живете?» — спрашивали у меня. «Приезжайте и посмотрите, — обыкновенно приглашал я своих собеседников. — Это не просто декларация о будущей, но пока еще недостижимой толерантности, это реальная и будничная жизнь Татарстана». Конечно, многих это поражало. Когда я рассказал в Дубае, что мы всем миром и при активном участии фонда «Возрождения», который возглавляет бывший президент РТ Шаймиев, строим в Казани православный собор, меня несколько раз переспрашивали, правда ли это. Журналисты, бывшие на форуме, тоже чаще всего интересовались у меня подробностями жизни в Татарстане и степенью религиозной свободы, существующей в России. Думаю, что, если у меня еще будут случатся такие международные поездки, я попрошу подготовить несколько презентационных фильмов о жизни республики: о том, как здесь сотрудничают ислам и православие, как уживаются вместе русские, татары и многие другие народности нашей страны. Мне приходилось беседовать по этому поводу и с Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, и с Минтимером Шариповичем Шаймиевым, и они поддерживают меня в этом вопросе.
Митрополит Феофан совершил литургию в храме святого апостола Филиппа в Шардже
16 ноября мы встретили в Дубае Международный день толерантности, а 18 ноября, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, я отслужил литургию в храме святого апостола Филиппа в Шардже. Его настоятелем, кстати, является мой бывший секретарь по работе в отделе внешних церковных связей (ОВЦС) отец Александр (Заркешев), окормляющий также православные приходы Ирана. В Шардже под его началом выстроен целый комплекс православных зданий, которые закладывал еще святейший патриарх Кирилл в его бытность митрополитом Смоленским и Калининградским. Ни у одной христианской конфессии в этом эмирате нет такого величественного храма. Здесь не только проводятся службы, но и действует церковноприходская школа, где преподаются русский язык и история России. Между прочим, 18 ноября на службе собрались не менее 200 человек — в основном те, кто живет и работает в ОАЭ: русские, украинцы, белорусы, сербы, молдаване и даже греки. Всех их объединяет в Шардже представительство Московской патриархии. В советское время такими объединяющими центрами для наших соотечественников, живущих за рубежом, обыкновенно были дома дружбы или культуры, но это наследие мы растеряли. Конечно, всегда можно обратиться в посольство или консульство, но туда обыкновенно идут, когда возникают какие-то проблемы. А вот для поддержки духовной связи с Родиной ничего лучше, чем храм, нельзя придумать: здесь есть и духовное, и будничное общение, и возможность прикоснуться к своей истории. Вы не задумывались, почему евреи, живущие в разных странах, обыкновенно группируются вокруг синагог? А греки, а армяне? Вот именно поэтому. Так и для наших земляков, бывших когда-то частью одной большой страны, а ныне по разным причинам оказавшихся за границей, церковь — это частица родной земли. И в этом — великая объединяющая роль православия.
Митрополит Феофан
Фото на анонсе: tatmitropolia.ru
Мнение авторов блогов не обязательно отражает точку зрения редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.